Аспирантура: Очная аспирантура НИИ дефектологии, АПН СССР (в 1992г. реорганизован в Институт коррекционной педагогики РАО), окончила очную аспирантуру в 1993г.
Высшее: МГПИ им. В.И. Ленина, дефектологический факультет, учитель- логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений, 1981.
«Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития» (2009)
Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития.
Методика формирования произносительной стороны речи.
Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.
Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями.
Технологии обучения и воспитания детей сенсорными нарушениями развития.
Сопровождение лиц после кохлеарной имплантации.
Современное специальное и инклюзивное образование в России и за рубежом.
Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм образования.
Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными (множественными) нарушениями развития.
Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов в инклюзивном образовании.
Специфика логопедической работы с детьми с ОВЗ.
Специальная психология.
Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития.
Психолингвистика.
Логопедическая ритмика.
Всего 141 печатных работ, их них 119 научных статей.
Статьи ВАК
Психологические особенности детей с комплексными нарушениями развития Ж-л «Детская и подростковая реабилитация».-2012 №2.С.30-35 Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».
Инновационные подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи Ж-л «Специальное образование», научо-методический журнал/ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т»;Ин-т спец.образования.-Екатеринбург, 2013.-32 (30), С.33-38
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014, № 7, С. 43-53.
Инновационный подход к психологическому сопровождению детей со сложными нарушениями развития //Ж-л «Детская и подростковая реабилитация». Научно-практический журнал, 2015 № 1 (24). С. 35-41.
Реализация междисциплинарных связей в образовательном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья// Ж-л «Стандарты и мониторинг в образовании», Том 3, № 2, 2015, С. 22-25.
Компетентностный подход как основополагающий фактор в профессиональной подготовке учителя –логопеда// Ж-л «Стандарты и мониторинг в образовании» Том 4, № 5, 2016, С. 50-54.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии» //Известия ВУЗОВ Специальная психология -№1, 2007.
Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Академия, гриф МО. РФ , 2008. -240с.
Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями. Монография. М, РИЦ МГГУ, им. М.А. Шолохова, 2009, -155с.
Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями. Монография. М, РИЦ МГГУ, им. М.А.Шолохова, 2009.-145с.
Педагогические системы обучения детей с комплексными нарушениями в развитии//Специальная педагогика. В трех томах. Том 3. Уч. пособие для студ. высш. учебн. заведений М., Академия, гриф МО. РФ , 2008, С.299-347.
Коррекционная работа // От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез 2010. С.274-293.
Уровневый подход к психологическому изучению развития детей со сложными нарушениями. Монография. Москва, изд-во «Спутник»,2010.-185с.
Организационно-методические основы коррекционной работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха. Учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов. Москва. Спутник. 2011. -90с.
Современный подход к организации коррекционной работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения МГГУ им. М.А. Шолохова (в соавторстве). Москва, 2013,-.60с.
Дистанционное образование детей со сложными нарушениями развития. – Москва, 2013. -С.302-317стр.
Книга. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю.Левченко, И.В. Евтушенко, И.А.Никольской. Москва, Национальный книжный центр, 2013.-336с.
Инновационные диагностические программы изучения речевого развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соавторстве). Монография. МГГУ им. М.А. Шолохова изд-во «Спутник», 2014. -105 с.
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) / / От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез 2015. С.165-190.
Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. М.: Национальный книжный центр, 2016.-208с. (Специальная психология).
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) // От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования 3-е изд., исправл. и дополненное/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез 2016, 368с.. С.165-190.
Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном обучении: Сборник научных статей. Составители: Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Москва.: Издательство«Спутник+», 2017.-108с.
1. Удостоверение №0040 о краткосрочном повышении квалификации по программе: «Современные технологии в образовании. Проектирование и реализация основных образовательных программ Университета при введении ФГОС третьего поколения» (72 часа), Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
2. Сертификат участника V Международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» (16часов) ГБОУ ВПО МГПУ, 2013.
3. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 295 по программе для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования» (72 часа), Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
4. Удостоверение №012 о повышении квалификации по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (тифлосурдопереводчик)», (272 часа), Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.
5. Сертификат выдан в том, что прошла обучение по программе Всероссийского научно-практического семинара «Создание доступной среды в инклюзивной образовательной организации», Северо-Кавказский Федеральный университет. (16 часов), 2014.
6. Сертификат выдан том, что прошла обучение на Всероссийском семинаре для педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации (16 часов), 2014.
7. Удостоверение № У-15-16041 «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов» (72часа). ГБОУ ВПО г. Москвы, « Московский городской психолого-педагогический университет», 2015.
8. Удостоверение №2267-ПК-2015 по программе: «Проектирование и реализация основных профессиональных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог), ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (72 часа), 2015.
9. Удостоверение №104-СДО по программе: « Проектирование и реализация основных профессиональных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)» (72), Министерство образования и науки РФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015.
10. Удостоверение №059/СРП-ЛП по программе: «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» (72 ч.) Министерство образования и науки РФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015.
11. Сертификат участника Международного теоретико-методологического семинара «Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования» (16 часов) ГБОУ ВПО МГПУ, 2015.
12. Диплом о профессиональной подготовке ПП№008782 по программе: «Преподаватель высшей школы», Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015.
Почетная Грамота Министерства Образования и Науки Российской Федерации.
1. Диплом I степени за подготовку и издание учебного пособия «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь». 2010.
2. Благодарность за активное участие в подготовке и проведении международной научно-практической конференции по теме: «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ОВЗ». 2011.
3. Сертификат. Лучший преподаватель МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012.
4. Грамота за научную и издательскую деятельность. 2013.
5. Благодарность за активное участие научно-практической конференции «Ритмика. Полифункциональные методы воспитания», высокий профессионализм и практическую значимость выступления. Межрегиональная Ассоциация ритмистов России. 2013.
6. Сертификат участника международной научной конференции «Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования», г. Санкт-Петербург, 2013.
7. Грамота за многолетний плодотворный труд на дефектологическом факультете.2014.
8. Благодарственное письмо за высокий профессионализм, преданность и личный вклад в развитие университета. 2015.
9. Всероссийский съезд дефектологов 2015 г. – награждена Значком за вклад в дефектологию.
1. Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
2. Социализация и профориентация обучающихся со сложными нарушениями развития.
Жигорева М.В. является членов редакционного Совета научно-методического журнала «Коррекционная педагогика» и научно-методического журнала «Практическая дефектология».