Навигация по сайту

Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель»

Статьи, выступления, интервью

Рокировка, которую на днях произвела министр образования и науки РФ Ольга Васильева в ключевом для отрасли Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), вызвала шок у определенной части профессионального сообщества и нескрываемую радость у другой. Последние три года возглавлявший вуз Алексей Семенов проводил слишком смелые «инновации» — еще в 2014-м немалая часть преподавателей обратилась к Владимиру Путину с просьбой убрать от них ректора, гробящего педагогическую подготовку. Бывший глава Минобрнауки Ливанов прикрыл тогда реформатора от профессорского гнева своей властью. Но сменившая его Васильева, зная не понаслышке о проблемах старейшего педвуза, решительно отправила Семенова в отставку, назначив и.о. ректора выходца из МПГУ — бывшего проректора по науке и бескомпромиссного критика семеновской политики Алексея Лубкова. 

Профессиональный педагог, доктор исторических наук Алексей Владимирович — давний друг нашей газеты. Поэтому именно «Культуре» он любезно согласился дать свое первое интервью на новом высоком посту.

Какие чувства вызвало у Вас назначение? Как отнеслись к нему студенты и профессорский состав?

— Что касается второй части вопроса, то, кажется, большинство преподавателей, особенно те, кто меня хорошо знает и помнит, восприняли мое назначение с облегчением и признательностью — в первую очередь к Ольге Юрьевне Васильевой.

Сам же я испытываю сложный набор чувств: благодарность за высокое доверие, ответственность за очень важный с точки зрения будущего государства участок работы, радость возвращения в родной дом. Я ведь именно так воспринимаю МПГУ. Два последних года, с тех пор как я ушел с поста проректора, не согласившись с политикой Алексея Львовича Семенова, я напрямую не был связан с университетом. А вся моя жизнь до этого как раз принадлежала альма-матер: на истфаке бывшего ленинского пединститута я учился, ездил в стройотряды, входил в комитет комсомола вуза, окончил аспирантуру, преподавал как профессор и возглавлял кафедру… Оказавшись вне дорогих стен, сильно переживал за то состояние, в котором пребывал МПГУ. 

А в каком состоянии он, собственно, пребывал? Профессора, критиковавшие Семенова за сокращение и облегчение предметной программы, говорили, что один из ведущих университетов страны опустился чуть ли не до уровня заштатного педучилища…

Скажу мягко: далеко не все из того, что было сделано за период так называемой реформы, можно принять. Я обращал два года назад внимание предыдущего ректора на то, что письма протеста, исходящие из стен МПГУ, возникают не на пустом месте, — проблемы, в них изложенные, требуют решений. Многие положения из тех петиций я разделял, о чем прямо говорил на ученом совете.

Но я бы не хотел все сводить к персоналиям. Поймите, вообще не в стиле нашего вуза негативно отзываться о предшественнике. Это принципиальная установка, она базируется на непрерывности истории института, когда отрицательный опыт так же ценен, как и положительный. Если его, конечно, спокойно и вдумчиво проанализировать и извлечь уроки на будущее. Такой синтез гораздо продуктивнее, чем трата сил на сведение счетов с прошлым. Думаю, это относится и в целом к стране и ее истории.

Одна из составных миссий нашего университета в том, что в разные эпохи он всегда отзывался на запросы времени — задачи, стоящие перед государством и обществом. Так происходило со времен основания вуза в 1872 году, когда профессор истории Императорского московского университета Владимир Иванович Герье с одобрения Александра II учредил Московские высшие женские курсы — первые в России. Из частной образовательной инициативы родилось заведение общегосударственного значения. Недаром в 1918-м МВЖК было преобразовано во Второй МГУ. Помимо задач широкого женского образования в стране в нашем вузе изначально развивалась высокая наука. Именно в его стенах Василий Ключевский фактически апробировал свой курс русской истории. Первым избранным директором у нас был Владимир Вернадский, но не смог исполнять обязанности из-за политического момента. И тогда директором стал выдающийся механик и математик Сергей Чаплыгин, построивший замечательный Главный корпус института. Это наша славная история, которая привела к тому, что МГПИ имени Ленина по праву называли флагманом педагогического образования в СССР. Его опыту охотно следовали и в других странах, в том числе так называемых развитых капиталистических.

После назначения я уже побывал на ряде факультетов университета. Люди были искренни — делились теми тревогами, опасениями и надеждами, которые они испытывают в результате смены руководства. Теплая атмосфера, сопровождавшая эти встречи, вдохновляет меня на нормальную созидательную работу — без ломки и потрясений.

Считаю, что у нас очень много наболевших проблем, их надо немедля решать — но исключительно с опорой на мнение коллектива. Позитивная программа развития уже в общих чертах видна. Структуризация и реформация университету, безусловно, нужны, только проводить их необходимо в условиях широкого диалога, привлекая к нему и студентов.

Есть ли желающие уйти в отставку из числа приверженцев прежнего ректора?

Первая же моя неделя в новой должности выявила основной контур состава, куда некоторые люди не вписываются. Фамилии я, конечно, называть не буду — речь идет о проректорах — около трети той команды, которую привел Алексей Львович. Остальным мною сделано предложение, и я надеюсь, мы сможем плодотворно сотрудничать. Хотелось бы, чтобы смена руководства не стала причиной сбоев в нормальной работе университета.

Какие главные системные ошибки были допущены в подготовке педагогов в последние годы? С какого времени начала нарастать угрожающая ситуация и как ее исправить?

Вопрос этот не прост, поскольку выходит за рамки педагогической подготовки, касаясь в целом ситуации с образованием в стране. Очевидно, что наши попытки встроиться в систему глобализации в этой сфере, в частности в болонскую систему, были, на мой взгляд, слишком торопливыми. Процессы, происходящие в мире, например, Брекзит в Великобритании, «отстройка» от безудержной евроунификации в сторону вековых национальных традиций в ряде французских, испанских университетов, являют нам тренд. И он будет нарастать. Считаю, с болонской системой мы, как часто уже бывало, без оглядки на собственный опыт прыгнули на подножку уходящего поезда. И пока не очень удачно насаждали ее на родной ниве, поезд развернулся в другую сторону. Это наглядный пример врожденного изъяна концепции «догоняющего развития», о котором говорил недавно патриарх Кирилл.

Другое дело, что Россия всегда умела трансформировать в национальном ключе заимствованные западные веяния. Начиная от одежды и речевых оборотов, кончая политическими концепциями, такими, как марксизм. В этом смысле ту же болонскую систему и ЕГЭ мы за это десятилетие в значительной степени «переварили», адаптировав к нашей почве.

Насколько критична сегодня ситуация непосредственно в МПГУ?

Она критична. Но как руководитель университета я не хотел бы сгущать краски в той степени, в какой это допустимо для сторонних публицистов. Глубоко убежден — исправлять положение изнутри следует не зубодробительной критикой, а системными позитивными решениями, конкретными мерами, которые перекроют негативные процессы позитивными контрпроцессами.

Не стоит ли, наконец, отказаться от Единого государственного экзамена и болонской системы, перейдя на обязательный полный цикл подготовки специалистов, как раньше?

Отказаться от ЕГЭ сейчас — значит устроить еще большую встряску и неразбериху, чем была при его введении. То же самое касается бакалавриата и магистратуры. При этом у нас в МПГУ есть внятные идеи по совершенствованию данной системы в педагогическом образовании. Возможно, это будет сдвоенный многопрофильный бакалавриат, предполагающий подготовку учителей в течение пяти лет (по сути — тот же специалитет), но по сдвоенным специальностям. Когда я оканчивал учебу, в ходу были даже строенные профили. Я, скажем, получил диплом школьного историка, преподавателя обществоведения с дополнительной специальностью «советское право». И все эти направления серьезно обеспечивались учебными планами института: 500–600 часов уделялось только правовым дисциплинам.

В общем, считаю, надо уже принятые с Запада формы наполнить другим, более соответствующим национальным традициям и государственным задачам содержанием. И процесс уже идет. Будучи председателем предметной комиссии единого госэкзамена по обществознанию, я третий год воочию наблюдаю все минусы и плюсы ЕГЭ в этой области. Готов утверждать: последние можно сделать доминирующими. Кстати, в МПГУ мы обязательно введем, по предложению Ольги Юрьевны, внутривузовские экзамены в дополнение к ЕГЭ. Думаю, это произойдет уже в 2017-м.

Кстати, какой процент выпускников МПГУ оказывается хотя бы ненадолго учителями в школах? Кто они — бакалавры, магистры?

Оценки весьма разнятся: от пессимистичных 10–30 процентов до обнадеживающих — более половины. Называют даже цифру около 80 процентов, имея в виду работу не только в средних школах, но и в различных образовательных учреждениях. К моменту массового перехода на болонскую систему более 70 процентов школьных учителей в Москве составляли выпускники нашего института. За последние годы в столичном педагогическом корпусе появилось много людей из регионов. Но уверен: МПГУ вместе с нашим партнером — Московским городским педагогическим университетом — и сегодня вносят, и завтра будут вносить решающий вклад в наполнение школ столицы и страны учителями. Нам с коллегами предстоит выработать новую тактику на этом поприще.

Что касается образовательного статуса выпускников-педагогов, то они все бакалавры: то есть отучились всего 4 года, что, конечно, мало. Специалитет сохранился лишь в дефектологии. Окончившие же магистратуру идут далее — через аспирантуру в науку и управленческие кадры. Во всяком случае так должно быть, на мой взгляд. А бакалаврам за счет сдвоенного профиля обучения, как я уже говорил, следовало бы учиться пять лет. Для сельских малокомплектных школ специализацию разумно было бы сделать тройную. Но нам только предстоит договориться с государством и работодателями о согласованном видении учительской подготовки.

Нужна ли, по-Вашему, молодым учителям, отправляющимся преподавать на село, госпрограмма поддержки, аналогичная «Земскому доктору» в медицине?

Безусловно! Такая программа стала бы очень полезным шагом. Я выступаю против понятия «универсальный педагог» для села, правильнее — «многопрофильный». Обучающие профили в этом случае можно укрупнить: естественнонаучный, филологический, социогуманитарный. Кстати, на недавнем форуме сельской молодежи сами выпускники-педагоги говорили о необходимости возвратиться к специалитету — для подготовки именно таких многопрофильных сельских учителей. Ну и материальная поддержка государства может в этом случае оказаться решающей.

Земская тема вообще выходит далеко за ведомственные рамки — я вижу ее как общенациональный проект по разным направлениям, рассчитанный на сохранение и возрождение нашей глубинки, а значит, и всей России. Если в селе есть врач, учитель и священник — оно не умрет. Это триединая российская формула. Позволю себе небольшую ретроспективу. У нас по советской инерции часто критически относятся к таким консервативным, «охранительным» деятелям, как издатель и публицист Михаил Катков и обер-прокурор Синода Константин Победоносцев… 

Блок же нам поведал про последнего, что он «над Россией простер совиные крыла»…

Да, только, кроме крыл, Победоносцев еще раскинул по всей империи сеть церковно-приходских школ и училищ «шаговой доступности», которую активно поддерживал Катков. Она сыграла выдающуюся роль в начальном образовании народа: программу «Всеобуч» большевики запускали не на пустом месте. Ну а Михаил Никифорович, кроме того, разработал принципы «классического образования» в своем Московском Императорском лицее в память цесаревича Николая. Возрождение сегодня в новом формате земских школ, земских начал и органов самоуправления я считаю исключительно важной задачей. Опыт советско-земского взаимодействия в 1917–1918 годах сыграл существенную роль в сохранении многих общественных — государственных функций на местах во время фактического распада страны. Это очень эффективная участковая система, помогающая сбережению народонаселения, и думается, что Солженицын, именно так трактовавший земское самоуправление в известном эссе, был прав.

Считаете ли Вы развал среднего, специального и во многом высшего образования в РФ за время «реформ» результатом некомпетентности? Или это глубоко продуманная схема?

Ну да, старый знаменитый вопрос «глупость или предательство?»… Можно бы, конечно, свести ответ к апробированной формулировке: мол, было и то, и другое, и еще что-то третье. Но, изучая не первый год работу наших, так скажем, оппонентов, констатирую: многие процессы здесь были глубоко продуманны далеко вперед. Форсайты до 2035 года некоторых реформаторов совершенно откровенно в перспективе ставят под сомнение суверенность России не только в образовании, но и в любой сфере политики. Глобализация — процесс, который предполагает активное влияние определенных групп на принятие стратегических решений госчиновниками, на формирование соответствующего общественного мнения, организационных предпосылок. Эти векторы влияния надо внимательно оценивать, анализировать и делать публичные выводы: общество должно быть информировано о том, куда его предлагают завести.

Важно понять еще вот что. Противостояние государственно-национальной и, условно назовем ее, ускоренно-глобалистской стратегий проходит на самых разных уровнях. Но, может быть, самый главный из них — ум и сердце каждого человека. Ведь речь идет о противоборстве ценностей и смыслов, далеко не для всех очевидных. Сознательно выбравших ту или иную сторону — абсолютное меньшинство. Большинство же людей слабо или совсем не понимает сути происходящего, поэтому может ситуативно клониться туда или сюда. Есть интеллектуально колеблющиеся, и наша задача завоевать их умы глубиной анализа и профессионализмом, а не лозунгами и манипуляциями.

В этом контексте, наверное, трудно переоценить роль школьного учителя?

Вот именно. Об этой роли уже давно высказано немало афористичных суждений, не буду повторять их. Отмечу лишь, что я бесконечно поддерживаю позицию нового министра образования, которая практически сразу после назначения заявила, что задача педагога отнюдь не в формировании квалифицированного потребителя, некоего «всечеловека» глобального мира, а в воспитании российского гражданина, патриота своей страны, помнящего и чувствующего духовно-нравственные начала, завещанные предками. То есть учителю надо вернуть роль воспитателя. А в переложении к педвузу — не только образовать, но и воспитать личность студента, который сможет потом, в свою очередь, воспитывать учеников.

Очевидно, сделать это будет непросто — слишком много ядовитых посевов взошло за два десятилетия на ниве образования, слишком буйно колосятся в нем невежество, равнодушие, цинизм…

Конечно, непросто, но, я уверен, не все потеряно. Каждый час, каждая минута урока, особенно в гуманитарных дисциплинах — это борьба за умы и сердца наших детей. И сейчас еще, несмотря на весь прессинг с противоположной стороны, сохранились учителя, которые чувствуют себя не просто менеджерами-«урокодателями». Есть и такие же университетские профессора. Я лично знаю многих из них. Самая главная задача школы и вуза, как мне представляется — ретрансляция ценностей и традиций русской культуры. Это и ответ на вопрос об «идеологическом стержне» образования. Вот он — социокультурное послание наших предков. Человек, который может раскрыть имманентные и вневременные смыслы этого послания, — как раз и есть педагог в истинном понимании профессии.

Акценты должны быть расставлены по-другому и в содержательной части учебных процессов, и в личностном взаимодействии «преподаватель — ученик». Надо навести порядок в учебниках и методичках — как для средней, так и для высшей школы. При сохранении инвариантности в подаче и деталировке материала важно вернуть единое фундаментальное ядро по предметам для всех без исключения государственных школ и педвузов, независимо от особенностей региона. Сегодня же часто человек, перейдя в родственный по профилю институт или школу даже в пределах одной местности, не может долго «подхватить» учебный процесс, настолько они порой различаются. Конечно, это не способствует единству страны. Об этом говорили недавно с большой озабоченностью на президиуме Совета ректоров, который провела Ольга Юрьевна Васильева вместе с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим.

Работы впереди действительно много. Предстоит осуществить синтез общекультурной, аксиологической, предметной, профессиональной подготовки. Для этого в нашем распоряжении педагогическая наука, огромный практический опыт предшественников. Если последовательно трудиться в этом направлении без истерик типа «всёпропало», но и без эйфории от первых успехов, то все разрушенное можно восстановить, а искаженное — исправить. Уверен, что наш университет, как ему и положено по статусу и исторической чести, станет лидером этого позитивного движения.

Андрей Самохин

Информация с сайта газета “Культура”

Журнал ректора

01 / 12 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Кутейникова Наталья Евгеньевна, 01 / 12 / 2016 в 21:58

ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
От имени коллег, учившихся в МПГУ (бывшем МГПИ им. В.И. Ленина), ПОЗДРАВЛЯЮ РОДНОЙ ВУЗ С НОВЫМ РЕКТОРОМ!
Поздравляем Алексея Владимировича с новым назначением, которого он достоин!
Полагаю, что выражу мнение многих коллег: в МПГУ пришел руководитель с четкой жизненной и гражданской позицией, с ясным пониманием путей развития образования и высшего педагогического образования, поэтому у нашего родного ВУЗа и педагогики есть будущее. Главное: Алексей Владимирович – честный и порядочный человек, на которого можно положиться в критической ситуации. Давайте и мы ему тоже поможем!
Кутейникова Н.Е., канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры филологического образования МИОО.

Ольга Николаевна Зайцева, 02 / 12 / 2016 в 14:11

Еще раз поздравляю родной институт с достойным ректором! Успехов!

Смагина Е.В. и др., 09 / 12 / 2016 в 14:08

Слава Богу, что на места «реформаторов» от образования, которые скорее исковеркали, чем улучшили нашу российскую систему образования, стали назначать таких людей, как А.В. Лубков! От души желаем Вам, уважаемый Алексей Владимирович, успехов на посту ректора МПГУ. Верим, что Вашими усилиями, при поддержке единомышленников, всё лучшее, что отчасти было утрачено, возродится в новом лучшем качестве. Здоровья Вам и сил!








Ректор МПГУ дал интервью ЧГТРК “Грозный”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ дал интервью ЧГТРК “Грозный”
27 / 11 / 2019

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков дал интервью Чеченской Государственной телерадиокомпании "Грозный".

Ректор МПГУ А.В.Лубков дал интервью ТАСС об обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков дал интервью ТАСС об обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)
07 / 10 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков дал интервью ТАСС об обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале «Россия-1» (ВГТРК) в программе «Вести. О II Общенациональном родительском форуме»
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале «Россия-1» (ВГТРК) в программе «Вести. О II Общенациональном родительском форуме»
Журнал ректора
13 / 09 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале «Россия-1» (ВГТРК) в программе «Вести. О II Общенациональном родительском форуме».

Ректор МПГУ А.В.Лубков принял участие в документальном фильме из цикла “Лица Церкви”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков принял участие в документальном фильме из цикла “Лица Церкви”
Журнал ректора
02 / 09 / 2019

Ректор МПГУ А.В. Лубков принял участие в документальном фильме из цикла "Лица Церкви".

Вышла в свет книга А.В.Лубкова о развитии кооперации в России в начале XX века
Новости МПГУ
Вышла в свет книга А.В.Лубкова о развитии кооперации в России в начале XX века
Журнал ректора
03 / 07 / 2019

В издательстве МПГУ опубликована новая книга ректора Университета, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАО Алексея Владимировича Лубкова «Солидарная экономика: кооперативная модернизация России (1907-1914)».

В журнале «Высшее образование сегодня» опубликована статья ректора МПГУ А.В.Лубкова
Новости МПГУ
В журнале «Высшее образование сегодня» опубликована статья ректора МПГУ А.В.Лубкова
Журнал ректора
05 / 06 / 2019

В журнале «Высшее образование сегодня» опубликована статья ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова «Сократ и Платон: открытие микрокосма человеческой души».

В журнале «Высшее образование сегодня» опубликована статья ректора МПГУ А.В.Лубкова
Новости МПГУ
В журнале «Высшее образование сегодня» опубликована статья ректора МПГУ А.В.Лубкова
Журнал ректора
29 / 03 / 2019

В журнале «Высшее образование сегодня» опубликована статья ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова «Образование в перспективе глобального антропологического перехода (педагогическая утопия для XXI века)».

Ректор МПГУ А.В.Лубков в интервью “РИА Новости” рассказал о перспективах введения в основной школе учебных курсов, связанных с религиозной культурой
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков в интервью “РИА Новости” рассказал о перспективах введения в основной школе учебных курсов, связанных с религиозной культурой
Журнал ректора
27 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков в интервью "РИА Новости" рассказал о перспективах введения в основной школе учебных курсов, связанных с религиозной культурой.

Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Журнал ректора
05 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале "Спас" в программе Бориса Костенко "Вечность и время. Миссия учителя".

Алексей Лубков дал интервью журналу «ЖАМ»
Новости МПГУ
Алексей Лубков дал интервью журналу «ЖАМ»
Журнал ректора
26 / 01 / 2019

Алексей Лубков об инновациях, о жизни, о кино и о том, как собирался поступить в военное училище, но выбрал МПГУ. Смотрите интервью российского историка, ректора главного педагогического вуза РФ Алексея...

Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале «Россия 1» в программе “Утро России”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале «Россия 1» в программе “Утро России”
Журнал ректора
17 / 01 / 2019

Ректор МПГУ, профессор Алексей Владимирович Лубков на канале «Россия 1» в программе “Утро России”.

Интервью ректора МПГУ А.В. Лубкова “Нужны совместные проекты”
Журнал ректора
Интервью ректора МПГУ А.В. Лубкова “Нужны совместные проекты”
Журнал ректора
24 / 10 / 2018

В газете “Правда Востока” опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова “Нужны совместные проекты”.

Ректор МПГУ А.В. Лубков подвел итоги прошедшего учебного года и рассказал о планах на будущий год
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В. Лубков подвел итоги прошедшего учебного года и рассказал о планах на будущий год
Журнал ректора
31 / 08 / 2018

В преддверии 1-го сентября ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков подвёл итоги приёмной кампании, поделился мнением об образовательном процессе в новом учебном году, а также рассказал о дальнейших планах университета.

Ректор МПГУ: «Проект Россотрудничества даст импульс развитию университета и поможет в высокой миссии, которую мы выполняем за рубежом»
Новости МПГУ
Ректор МПГУ: «Проект Россотрудничества даст импульс развитию университета и поможет в высокой миссии, которую мы выполняем за рубежом»
Журнал ректора
31 / 05 / 2018

30 мая ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков, руководители Института филологии, Управления международных связей и других подразделений нашего университета приняли участие в работе пресс-конференции, посвященной запуску...

Ректорский кинолекторий “Мужчина и женщина: гармония целого” в рамках проекта “Университетские субботы”
Новости МПГУ
Ректорский кинолекторий “Мужчина и женщина: гармония целого” в рамках проекта “Университетские субботы”
Журнал ректора
20 / 02 / 2018

17 февраля состоялась первая в этом полугодии открытая лекция ректора, профессора Алексея Владимировича Лубкова из цикла "Ректорский кинолекторий: понимание с любовью".

Ректор МПГУ А.В. Лубков принял участие в научно-методическом совете по учебникам в Министерстве образования и науки РФ
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В. Лубков принял участие в научно-методическом совете по учебникам в Министерстве образования и науки РФ
Журнал ректора
29 / 01 / 2018

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков принял участие в научно-методическом совете по учебникам в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Подробности о принятых советом решениях в интервью газете "Коммерсант".

Ректор МПГУ профессор А.В.Лубков и профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале «Культура» в программе «Что делать? Гражданская война и интервенция»
Новости МПГУ
Ректор МПГУ профессор А.В.Лубков и профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале «Культура» в программе «Что делать? Гражданская война и интервенция»
Журнал ректора
22 / 01 / 2018

Ректор МПГУ профессор Алексей Владимирович Лубков и профессор Института истории и политики МПГУ Василий Жанович Цветков на канале «Культура» (ВГТРК) в программе Виталия Третьякова "Что делать? Как повлияла интервенция иностранных государств на ход Гражданской войны в России?"

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «МПГУ – флагман педобразования России»
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «МПГУ – флагман педобразования России»
Журнал ректора
16 / 01 / 2018

В «Учительской газете» опубликована статья ректора Московского педагогического государственного университета, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Алексея Владимировича Лубкова об итогах 2017 года.

Ректорский кинолекторий “А.Тарковский: алгебра и гармония кино” в рамках проекта “Университетские субботы”
Новости МПГУ
Ректорский кинолекторий “А.Тарковский: алгебра и гармония кино” в рамках проекта “Университетские субботы”
Журнал ректора
11 / 01 / 2018

В канун новогодних праздников 30 декабря 2017 года состоялась открытая кинолекция ректора МПГУ, член-корреспондента РАО, доктора исторических наук, профессора Алексея Владимировича Лубкова.

Интервью А.В. Лубкова о Российской революции, фрагмент из фильма “Миф Октябрьской революции. Путешествие по ленинской России”
Видеоблог
Интервью А.В. Лубкова о Российской революции, фрагмент из фильма “Миф Октябрьской революции. Путешествие по ленинской России”
Журнал ректора
12 / 12 / 2017

Опубликовано интервью ректора МПГУ А.В. Лубкова из фильма "Миф Октябрьской революции. Путешествие по ленинской России" для немецкой телерадиокомпании Rundfunk Berlin Brandenburg.

Опубликован спецвыпуск журнала «Историк»
Новости МПГУ
Опубликован спецвыпуск журнала «Историк»
Журнал ректора
08 / 12 / 2017

Вышел в свет специальный выпуск журнала «Историк». Тема выпуска – «Русская революция: уроки истории». В журнале опубликованы интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова и статьи профессоров Института истории и политики МПГУ.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Московскому педагогическому — 145!
Статьи, выступления, интервью
Московскому педагогическому — 145!
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

Накануне университетского юбилея главный редактор журнала "Историк" поговорил с ректором МПГУ Алексеем Владимировичем Лубковым о прошлом, настоящем и будущем университета.

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Алексей Лубков: «Революции начинаются не в казармах, а на театральных подмостках»
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: «Революции начинаются не в казармах, а на театральных подмостках»
Журнал ректора
20 / 10 / 2017

Продолжая серию публикаций, посвященных событиям столетней давности, «Культура» поговорила с доктором исторических наук, ректором МПГУ Алексеем Лубковым — о Льве Толстом и Кромвеле, традиции и переменах, а также о том, как сегодня уйти с баррикад.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Ректор МПГУ дал интервью о Российской революции немецкой телерадиокомпании RBB
Журнал ректора
Ректор МПГУ дал интервью о Российской революции немецкой телерадиокомпании RBB
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

20 июля 2017 года ректор МПГУ А.В. Лубков дал интервью немецкой телерадиокомпании Rundfunk Berlin Brandenburg для документального фильма, приуроченного к 100-летию Великой российской революции.

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков принял участие в документальном фильме “Кооперация. Образ жизни” в качестве эксперта
Статьи, выступления, интервью
Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков принял участие в документальном фильме “Кооперация. Образ жизни” в качестве эксперта
Журнал ректора
11 / 07 / 2017

1 июля 2017 года на канале "Россия 24" вышел документальный фильм "Кооперация. Образ жизни". Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков рассказал в фильме об истории возникновения и развития кооперации в России.

Ректор МПГУ Алексей Лубков выступил на конференции «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе»
Журнал ректора
Ректор МПГУ Алексей Лубков выступил на конференции «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе»
Журнал ректора
03 / 04 / 2017

27 марта под эгидой Ассоциации учителей истории и обществознания и при поддержке Министерства образования и науки состоялась конференция «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе».

Москвичи научат уральских учителей преподавать историю по-новому
Статьи, выступления, интервью
Москвичи научат уральских учителей преподавать историю по-новому
02 / 03 / 2017

Исторический парк «Россия — моя история», строительство которого ведется на берегу Исети в центре Екатеринбурга, станет площадкой для подготовки и повышения квалификации учителей истории. Об этом «URA.RU» рассказал ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доктор исторических наук Алексей Лубков, активно занимающийся работой в этом направлении в столице.

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Выступление ректора МПГУ А.В.Лубкова на открытии фестиваля “О России петь…”
Статьи, выступления, интервью
Выступление ректора МПГУ А.В.Лубкова на открытии фестиваля “О России петь…”
20 / 12 / 2016

О советском кинематографе, о России, о творчестве любимых композиторов и о том, что нас связывает с музыкой в кино рассказывает ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Алексей Лубков: “На отрицании и ненависти ничего нельзя построить”
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: “На отрицании и ненависти ничего нельзя построить”
30 / 11 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков – о кризисе исторической науки, Русском мире, об Октябрьской революции и о Февральском перевороте.

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Алексей Лубков: Быть гражданином – значит изучать историю страны
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Быть гражданином – значит изучать историю страны
Наши выпускники
10 / 05 / 2016

Как режиссер Андрей Тарковский ответил философу Петру Чаадаеву? Почему важно, чтобы памятник Пушкину вернулся на свое историческое место? Почему важен «личностный компонент» в истории? И чем, собственно, должна она заниматься?

Алексей Лубков в студии программы “Двое против ветра”.
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков в студии программы “Двое против ветра”.
06 / 05 / 2016

Доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков в программе "Двое против ветра". Тема программы: "Попытки фальсификации победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне".

“Что делать?” Гражданская война 1918-1920 годов в России.
Статьи, выступления, интервью
“Что делать?” Гражданская война 1918-1920 годов в России.
11 / 04 / 2016

Гражданская война 1918-1920 годов – ряд вооруженных конфликтов между различными политическими, социальными группами и на территории бывшей Российской империи, последовавших вслед за приходом к власти большевиков после революции 1917 года. Это то, что написано о Гражданской войне 1918-1920 годов в энциклопедии. А что мы на самом деле знаем об этой войне?

Алексей Лубков в передаче “Точка зрения”
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков в передаче “Точка зрения”
08 / 04 / 2016

В российской "элите" уже много веков назад сформировалось две антагонистических части - условно говоря, космополитическая, "западническая", сконцентрированная на " материальных благах" и патриотическая, "почвенная", ищущая справедливости и духовных истин.

Алексей Лубков: Главная их цель была – убрать власть
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Главная их цель была – убрать власть
Наши выпускники
19 / 07 / 2015

100 лет назад, в августе 1915-го, на фоне все более тяжелой для России ситуации на фронтах Первой мировой войны в Государственной Думе был образован Прогрессивный блок, первую скрипку в котором играла либеральная оппозиция. Действия думской оппозиции стали одним из факторов революции 1917 года, считает доктор исторических наук Алексей Лубков.

Алексей Лубков. Первая мировая война и русские либералы: патриотизм — оппозиция — революция
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков. Первая мировая война и русские либералы: патриотизм — оппозиция — революция
Наши выпускники
21 / 08 / 2014

В статье прослеживается эволюция позиции русских либералов — представителей кадетской партии по ключевым вопросам жизни России в военное время, с лета 1914 по весну 1917 года, когда в результате Февральской революции, при активном участии радикальных либеральных сил, была разрушена традиционная российская государственность.

Алексей Лубков. История России и отечественный кинематограф (студия ИД “Первое сентября”)
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков. История России и отечественный кинематограф (студия ИД “Первое сентября”)
10 / 04 / 2013

Московский педагогический марафон учебных предметов. День учителя истории