Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Обучение в 1 семестре

Размышления о Великой Победе

Новости МПГУ

А.Ф. Киселёв, А.В. Лубков

В нашей национальной памяти и национальном самосознании изумительный, благодатный, звонкий, солнечный, прекрасный цветением весны месяц май навсегда останется символом Великой Победы многонационального советского народа над мракобесием фашизма. Фашистская Европа поставила перед нами вопрос жизни или смерти, и получила достойный ответ – знамя Победы взвилось над куполом рейхстага.

Эпохальные вехи истории зовут к размышлениям о судьбе нашего Отечества и его роли в мировой истории. Почему именно Россия, тогда СССР, выполнила великую историческую миссию разгрома мирового зла и победы добра, отстоявшего право человека быть человеком?

Не убедительное ли это доказательство особой роли России в мировой истории? Не в этой ли Победе заключен сущностный смысл судьбы нашей страны? Не связана ли она с тысячелетним бытием нашего Отечества и ее истоки не берут ли начало в глубине веков? Над вопросами исторической миссии России размышляли многие отечественные мыслители. Они искали ответы в героической, полной страданий и жертв истории России. Задумывались над тяжкой долей Руси: её топтала монгольская конница; рыцари, осененные католическим крестом, прорывали её границы, степняки угоняли в полон тысячи русских людей, жгли города и села.

А Русь из многочисленных удельных княжеств, загнанных врагами в леса и болота, росла, ширилась, набиралась сил, не растворилась в безбрежных просторах Евразии, а стала частью света, самобытной цивилизацией. В чем она черпала силы? В упорстве, героизме, патриотизме, таланте народа или наряду с этим располагала Божьим Промыслом?

Выдающийся философ В.С. Соловьев писал, что для любой нации главное не то, что она думает о себе, а то, что думает о ней Бог в вечности. Видимо, судьбу России, полную жертв, страданий и великих побед уготовил сам Всевышний. Известно, что кого Бог любит, того и испытывает. Дает упасть, но позволяет подняться более сильной и одухотворенной. Неслучайно, что эти мотивы характерны для письменных памятников русского Средневековья, где разные периоды истории Руси ставятся в зависимость от духовно-нравственного состояния общества, складывавшегося в те или иные времена.

В «Летописной повести о Куликовской битве» подчеркивается: «Из-за наших грехов приходят войной на нас иноплеменники, чтобы мы отступались от своих прегрешений: от братоненавистничества и от сребролюбия, и от неправедного суда, и от насилия. Но милосерден Бог-человеколюбец, не до конца гневается на нас, не вечно памятует зло».

Орудием Божьей милости стал князь Дмитрий Донской, который за чистоту своей веры и смирение перед Богом удостоился всевышнего покровительства и великой победы на Куликовом поле над ордынцами (1380). Там, в глубине столетий формировались сущностные черты нашего народа – защита Православия (правого дела) и отношение к Родине как святыне, что через века так ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Об особом предназначении России заговорили много веков назад. Старец Елеазаровского Псковского монастыря Филофей (ок. 1465-ок. 1542) в качестве идеологического обоснования международного престижа складывающегося самодержавия и перехода первенства в христианском мире к Руси выдвинул идею «Москва – третий Рим». Филофей дает свою периодизацию мировой истории как смену двух царств и окончательное утверждение третьего царства.

Первое царство – Древний Рим – погиб из-за поклонения языческим богам. Второй Рим – Византия – рухнул из-за отклонения от православия. За это последовало наказание Богом, отдавшим богоотступников под власть турок. Москва стала «Третьим Римом» – защитницей православия и будет стоять до скончания веков. Русь там, где истина веры, а русское призвание – защищать ее. Русь притязала на вселенское значение, но не как сила, стремящаяся к господству, а как духовно-нравственная сила, защищающая христианские, духовные ценности. На Руси были уверены: «Не в силе Бог, а в правде». Защитницей Божьей правды и призвана стать Русь.

В этом заключается своеобразие миссии России в мире. Она обусловлена, как писал немецкий философ В. Шубарт, тем, что русской душе, измученной различного рода страданиями, злом, жертвами, как никакая иная стремилась, жаждала, мечтала о гармоничном и справедливом мире, основанном на Божьей Правде[1]. Русское духовное мессианство рождалось в очистительном огне страданий, в нескончаемых битвах с иноземцами за право быть собой.

Веками позже многие российские мыслители писали о духовной миссии России. Так, Ф.М. Достоевский был уверен в том, что Россия «скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину <…> для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западноевропейской цивилизации»[2]. Достоевский – провидец. Это слово сказал Советский Союз, защитив Европу от нее самой, так как фашизм был именно ее детищем.

Выдающийся русский философ В.С. Соловьев писал о том, что миссия России заключается в примирении народов, а противоречие между Востоком и Западом ей чужды. Она способна понять сущность чужого духа и «нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины» и обеспечить примирение враждующих народов с тем, чтобы не просто по-человечески, но «по-божьи отнестись к противнику»[3]. Смысл существования России во всемирной истории философ видит в достижении «вселенского единства человеческого рода».

В ХХ веке с концепцией всеединства человечества выступил другой выдающийся российский философ С.Л. Франк. В своих выводах Семён Людвигович опирался на историю России – весьма своеобразную империю, которая сберегла для исторической жизни более 200 народов, в том числе весьма малых. Её историческое призвание не уничтожать, а сберегать. И это неоспоримый исторический факт. Подобное историческое бытие обеспечило один из важнейших факторов Великой Победы – плечом к плечу с фашизмом сражались представители сотен народов Советского Союза. Все они проявили героизм, отвагу, мужество и жертвенность. Не образец ли это подлинного единения народов, одухотворенных светлой идеей борьбы с мировым злом?

Итак, у России особая миссия в мировой истории. Однако выполняла ли она её? Не мечты ли это влюбленных в свою Родину мыслителей? Можно с уверенностью сказать, что выполняла. Захлёбываясь собственной кровью, Русь остановила орды монголов на подступах к Европе и тем самым спасла её цивилизацию.

В XVII-XVIII веках она разрушила притязания Польши и Швеции на господство в Европе, а в XIX веке нанесла сокрушительный удар планам Наполеона на мировое господство, восстановила суверенитет целого ряда европейских государств, завоеванных французами. В том же XIX веке Россия осуществляла освободительную миссию на Балканах, вернув ряду славянских народов утраченную государственность и независимость от Османской империи.

В годы Второй мировой войны СССР совершил беспримерный подвиг освобождения человечества от фашизма. Разве это не великая миссия нашей страны в мировой истории? У кого из европейских народов подробная благородная судьба, наполненная страданиями, жертвами, неимоверными тяготами во имя высоких общечеловеческих ценностей? Можем ли мы найти даже проблески жертвенности в США? Две мировые войны стали для них источником обогащения и доминирования в мире с позиции силы. Выполняли ли США освободительные миссии? Напротив, не освобождали, а покоряли. Тому свидетельство судьбы североамериканских индейцев, грабеж Латинской Америки, благоденствование «демократией» народов Ливии, Ирака, Афганистана, Сирии и т.д.

Миссии у России и США – противоположные и с этим США не могут смириться. Впрочем, весь Запад не может простить России духовно-нравственное превосходство. Отсюда и подлые попытки фальсифицировать вклад СССР в разгром гитлеровской Германии, поставить на одну доску Гитлера и Сталина, возложить вину за начало Второй мировой войны на СССР и многое другое. Все это свидетельствует не просто о кризисе духа западной цивилизации, а о ее усугубляющемся морально-нравственном разложении, об утрате собственно человечности. Здесь речь идет не о духовном оздоровлении, а о духовном спасении некогда христианской Европы.

Вернемся к размышлениям о Великой Победе. Выше мы пытались показать, что она имеет глубокие духовные и исторические корни, связанные с особенностями смысла существования России в мире. Наша Победа удивительна.

Против СССР в годы Великой Отечественной войны воевала практически вся «цивилизованная» Европа с передовой промышленностью, высококвалифицированными инженерами и рабочими, с огромными финансами, с мощной, обученной, с военным опытом армией, а победил Советский Союз, экономически более слабый, лишь недавно достигший уровня индустриальной державы.

Значит в войнах на выживание народов и стран, а именно такой была Великая Отечественная война, решающими факторами являются не только военно-экономическая мощь, но и дух нации. Об этом писал еще великий философ Гегель, приводивший в качестве примера отсталую в экономическом и культурном отношении маленькую Македонию, сокрушавшую своих более экономически сильных и цивилизационно продвинутых, хорошо вооруженных соседей – Афины, Фивы, Коринф и др.

На результатах войн сказывается нечто глубинное и мощное – национальный дух, духовно-личностные качества народа, в которых сосредоточена сила его энергии и воли. Многовековая история России выковала особый тип русского человека – исторически самый крепкий тип. Как писал выдающийся мыслитель Г.П. Федотов, в русском человеке поражают крепость, выносливость, отвага, патриотизм и неисчерпаемая способность к жертвам без напыщенного героизма[4]. Поражают его терпение и способность стойко переносить все тяготы и лишения, выпавшие на его долю. И наш противник прекрасно понимал это.

В конце 1944 г., когда крах «третьего рейха» стал неизбежным, Гитлер в кругу своих приближенных говорил: «Во имя чего принесли мы все жертвы? Ведь так долго, как она уже продолжается, война не продлится. Этого ни один человек не выдержит – ни мы, ни она. Вопрос только в том, кто выдержит дольше». Мы выдержали, так как в отличие от немцев знали во имя чего приносятся жертвы.

Разными у нас и у европейцев были идеалы героев, что нашло отражение в былинах, мифах и легендах. Причем мифы и легенды – не отвлеченная от жизни фантазия, но, по мнению выдающегося мыслителя А.Ф. Лосева, «наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это совершенно необходимая категория мысли и жизни»[5].

Силу и достоинство русской земли выражают её герои – былинные богатыри, воплощавшие сущностные черты народного характера. Центральный герой русского эпоса Илья Муромец – крестьянский сын. Илья Муромец – мужицкий богатырь, олицетворяющий крестьянство как главную опору Руси. Илья Муромец служит Земле русской бескорыстно, без честолюбия и тщеславия, не ради наград и почестей. Он оберегает Родину по зову души и сердца.

В Европе эталонами героев являются рыцари – представители знати. Они олицетворяют четь и личное достоинство господствующих классов, стоящих над чернью на недосягаемой для нее высоте. Рыцарь – самоутверждающаяся личность, призванная покорять и властвовать. Рыцарь – символ средневековой Европы. Былинные богатыри – символ мужицкой Руси, которая постоянно во времени войн и смут опрокидывала агрессию надменных рыцарей и их последователей. Так произошло и в годы Великой Отечественной войны. Традиция была продолжена, и новые тевтоны потерпели сокрушительное поражение.

За свою историю русский народ прошел невиданную школу выдержки, мужества, находчивости в борьбе с суровой природой и агрессивными соседями, с социальными неурядицами и несправедливостями. При этом формировалась прочная традиция подвижнического служения Отечеству, матери-земле, в которую уходят наши национальные корни.

Советский солдат сумел сохранить лучшие черты, ковавшегося веками национального характера: природный ум и скромность; бесстрашие и доблесть, чувство товарищества, доходящее до самопожертвования; невиданное терпение в преодолении часто нечеловеческих тягот и лишений войны, а главное – святую веру в справедливый характер войны и свою победу.

Отсюда к важнейшим факторам Победы относится духовное оправдание войны. Философ Иван Ильин утверждал, что в военных условиях человек ищет «духовный смысл» происходящего и невольно, возвращаясь в воспоминаниях к старой жизни, дает ей оценку, решает для себя, насколько она дорога, чтобы сложить за нее голову. Война и жизнь подвергаются своеобразному «духовному суду» с глубокими раздумьями о собственной судьбе и прожитых годах. Если прежняя жизнь была «дурна», несправедлива, темна, полна унижений, то есть ли смысл в ее защите? Если воевать, то не за эту жизнь. А за какую?

Эти вопросы в том или ином виде волновали миллионы людей, подвергавшихся смертельной опасности на фронтах, занимавшихся тяжким солдатским трудом, стиравших до кровавых мозолей руки при рытье окопов, строительстве оборонительных сооружений, обессиливавших в изматывающих тело и душу переходах и марш-бросках, терявших здоровье на промозглом ветру заснеженных равнин и в болотных топях. А главное – за что подниматься в атаку и идти грудью на пулеметный свинец и под взрывы артиллерийских снарядов?

Война – тяжелое духовное испытание, и у тех, у кого нет высшего, что можно любить «больше себя», нет и духовных сил до конца терпеть свалившиеся беды, постоянно преодолевать страх, увечья или гибель. Война, как считал Ильин, должна быть «духовно оправдана», что дает нравственные и моральные силы переносить ее нечеловеческие тяготы. «Духовная оправданность» войны определяется внутренними мотивами, формированием убежденности в «правом деле». Слова Верховного Главнокомандующего Сталина – «Наше дело правое. Победа будет за нами» нашли отклик в сердцах и душах миллионов советских людей.

Бились и трудились за Родину, за семью, за товарищей, за все, что было дорого, близко и любимо. Победили в войне не ненавистью к врагу, а любовью к Отечеству, к родному, исконному, своему. Недаром Михаил Шолохов писал, что у советского бойца ненависть к врагу на кончике штыка, а в сердце любовь ко всему, что было дорого вчера и всему, что завтра ждет.

В годы Великой Отечественной войны в беспощадной схватке схлестнулись любовь и ненависть, любовь победила. Сильнее фашистского человеконенавистничества оказалось своеобразная культура любящего сердца, столь характерная, как писал Ильин, для России. «Русская воля получает свой размах только тогда, когда она что-то любит (патриотизм) и разворачивается её невиданная удаль…»[6].

Неслучайно, что культура времён Великой Отечественной войны пропитана не ненавистью ко всему, а высокой любовью, необыкновенным лиризмом и теплотой отношений между любящими сердцами, товарищами и др. Примером могут служить песни на стихи М. Исаковского «В прифронтовом лесу», А. Суркова «В землянке», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги» и др.

Песни фронтовых лет пели, поют и будут петь, настолько они созвучны глубинным потребностям человеческой души. Подобную культуру в «наручниках тоталитаризма» создать невозможно, ибо она выражает культуру трепетной души и любящего сердца. Культура стала одним из духовных истоков Великой Победы.

В годы Великой Отечественной войны Советский Союз одержал над фашистской Европой не только военную, но и интеллектуальную Победу. Советский профессор победил немецкого. За два десятилетия Советской власти было выпестовано первое поколение советской интеллигенции, сказавшей свое слово в военно-техническом противостоянии СССР с Германией и её союзниками.

Революция разбудила творческие силы народа, глубинные источники его творческого потенциала, главной областью воплощения которого становится наука. В народе проснулась небывалая тяга к образованию. Университетские и вузовские аудитории заполнила рабоче-крестьянская молодежь, привыкшая к труду и с энтузиазмом взявшаяся за освоение нового для себя дела – науки. Для этого Советская власть, несмотря на крайнюю скудность финансовых и других материально-технических ресурсов, предоставила широкие возможности.

В считанные годы были созданы уникальные научные учреждения, в том числе Математический институт имени В.А. Стеклова РАН, Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН, Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН, Институт физических проблем имени П.Л. Капица РАН и многие другие. Всего в СССР к весне 1929 г. насчитывалось 1227 научных учреждений с 25 тыс. научных сотрудников (в 1917 г. – около 12 тыс.). Почти треть их составляли выпускники советских вузов. Во главе всех научных центров и НИИ стояли известные ученые, создатели научных школ и новых исследовательских направлений.

1930-е годы – время выдающихся достижений советских ученых в области математики, квантовой теории света, химической кинетики и цепных реакций, физики атомного ядра и др. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. стартовал советский ракетный проект. В результате 1930-е годы стали годами великих научных свершений. Они были подготовлены динамичным развитием высшей школы, которая обеспечила индустриальную модернизацию страны высококвалифицированными кадрами.

Всего в вузах и техникумах за 1928-1937 гг. было подготовлено 2 млн. специалистов. Для сравнения скажем, что в начале ХХ века в России насчитывалось немногим более 30 тыс. инженеров. СССР стал страной всеобщей грамотности. Только в середине 1930-х годов открылись 20 тыс. новых школ – столько, сколько было в дореволюционной России.

С этим научно-образовательным потенциалом Советский Союз встретил Великую Отечественную войну, что стало одним из главных факторов Великой Победы. Научные исследования в годы войны не только не сократились, а напротив, наращивались. Физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружений; математики разработали уникальную методику вычислений для артиллерии, авиации и боевых кораблей; химики изобрели новые взрывчатые вещества, фармацевтические средства и многое другое.

В разработку лучших в мире самолетов внесли вклад исследования по аэродинамике С.А. Чаплыгина, Б.Н. Юрьева, М.В. Келдыша и др. Ю.Б. Кобзарев, А.И. Берг, Н.Д. Папалекси изобрели радиолокаторы для пеленга вражеских самолетов, морских судов, подводных лодок, для оповещания систем ПВО об авиационных налетах противника. Под руководством С.И. Вавилова были созданы уникальные оптические приборы. И.П. Бардин выплавил новые сорта высококачественной стали. Успешно разрабатывались теория взрывов и технология изготовления порохов. Советские медки подготовили эффективные методики лечения ранений грудной клетки, черепа, центральной нервной системы и др. Продолжались геолого-разведочные работы. В частности, благодаря поискам геологов началась эксплуатация крупной Волго-Уральской нефтегазоносной области.

В тяжелейший период войны, когда её исход был еще не ясен, в 1943 г. была организована Академия педагогических наук с магистральной задачей развития дошкольного, начального и среднего образования. В 1944 г. была создана Академия медицинских наук. В этот период (1943-1945) были учреждены Академии наук в Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане, а также Западно-Сибирский, Татарский, Киргизский, Карело-Финский филиалы АН СССР.

В стране, судьба которой в буквальном смысле висела на волоске, закладывали основы для её будущего развития, относились к науке как мощному движущей силе экономического, политического и социального прогресса. Подобные усилия дали результаты: мы не только выстояли и победили, но в послевоенное время превратились в лидера научно-технического прогресса, в мощную сверхдержаву. Великая Отечественная война преподала убедительный урок – истоки силы государства и народа связаны с состоянием науки. От развития науки зависит благополучие Отечества, его место и роль в мире.

В годы войны советское высшее образование переживало тяжелейшие времена. Пустели студенческие аудитории: десятки тысяч студентов уходили добровольцами на фронт, на строительство оборонительных сооружений, в медсанбаты и др. Студенты медицинских вузов почти в полном составе ушли в армию и своим нелегким трудом спасли сотни тысяч жизней бойцов Красной Армии.

Типичной для вузов периода войны является история МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). Осенью 1941 г. количество студентов сократилось вдвое. Большинство ушло на фронт. Гордостью нашего университета стали студентки: А. Акимова, А. Хорошилова, Н. Алферова, Л. Гогина, В. Краснощекова, К. Смыкова – летчицы и штурманы первого в стране женского авиационного соединения. Двое из них были удостоены высших наград. В. Белик посмертно присуждено звание Героя Советского Союза, А. Акимовой – звание Героя России в 1994 г..

Вопреки всем трудностям – полуголодная жизнь, неотапливаемые помещения, постоянные авианалеты на Москву, Институт развивался и в 1945 г. число студентов достигло довоенного уровня, а финансирование МГПИ им. В.И. Ленина превзошло более, чем на 6 % довоенные показатели. Институт работал в составе 7 факультетов (до войны их было 6) и готовил студентов по 12 специальностям (до войны – 8). Количество кафедр увеличилось с 36 до 45. Примечательно, что именно в годы войны в МГПИ начали готовить преподавателей латинского и греческого языков!

Не замирала и научная жизнь. В 1944 г. Институту было предоставлено право пофакультетской защиты докторских диссертаций. Прежде, этим правом в стране пользовались лишь МГУ и ЛГУ. В 1944 г. работниками Института было защищено 8 докторских и 44 кандидатских диссертаций.

Те же процессы развития проходили и в других советских вузах. Вдумаемся – за годы войны было открыто 60 новых вузов! Систему высшего образования не «оптимизировали» как сегодня, а развивали, думали о будущем страны, но не о сиюминутных интересах. Впрочем, их интересами назвать нельзя. Здесь кроется нечто иное …

В том, что Знамя Победы взвилось над куполом рейхстага огромная заслуга советских учителей. Это их выпускники школ шли ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. встречать зарю своей юности, а встретили зарево пожаров войны. Они не дрогнули в час суровых испытаний, отстояли страну. Советская школа воспитала поколение победителей, ставшее нашей национальной гордостью, навечно запечатленной в нашей национальной памяти и самосознании. В великом подвиге наших прадедов, дедов и отцов сосредоточена огромная нравственная сила нашей Родины, которая выполнила уникальную историческую миссию ниспровержения мирового зла.

В войнах на истребление истощаются силы народа и их восстановление идет крайне медленно и мучительно вследствие разрухи, боли, потерь, а, главное, усталости населения от бед и невзгод. Советский Союз, напротив, после страшной войны заявил о себе в мире во весь голос победителя, став страной, шагающей семимильными шагами к свершениям во всех областях жизни государства. Великая Победа влила в народ великие духовные силы, разбудила жажду свершений и неуёмное стремление возродить страну. И этот подвиг свершился – Советский Союз стал сверхдержавой с огромным морально-нравственным авторитетом в мировой политике.

Сказались усилия советского государства по развитию науки и образования, которые без преувеличения стали лучшими в мире. Для убедительности приведем лишь две цифры: с 1945 по 1965 гг. численность студентов в советских вузах выросла в 20 раз, а вузовские площади в 15 раз.

Великая Победа – великий урок. Образование и наука – мощная сила преображения, обновления и созидания Отечества. Прискорбно, что о нем забывают. В свое время Гегель, глубоко разбиравшийся в мировой истории, с горечью отмечал, что «опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее»[7].

Примеров правоты мыслителя бесчисленное множество. Прав и выдающийся русский историк В.О. Ключевский, который ответил Гегелю словами: «…история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение»[8]. Будем помнить об этом и бережно, трепетно, с благоговением относиться к собственной истории, тем более, что она, в конечном счете, является подлинным и верным союзником России.

 

[1] Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

[2] Достоевский Ф.М. Дневник писателя июль-август 1877 // Полное собрание сочинений. В 18 т. Т. 12. М., 2004. С. 177.

[3] Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского. На пути к истинной философии // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 317.

[4] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1992. Т. 1.

[5] Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990. С. 396.

[6] Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М., 1997. С. 214.

[7] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии // Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории. М., 2007. С. 483.

[8] Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. / Под ред. В. Л. Янина. Т. 9. М., 1991. С. 307.

28 / 05 / 2020

Показать обсуждение




Практическая подготовка по образовательной программе  44.03.02 Психолого-педагогическое образование,  направленность Практическая возрастная психология
Новости практики факультета педагогики и психологии
Практическая подготовка по образовательной программе 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность Практическая возрастная психология
18 / 09 / 2020

  Завершена установочная конференция по практике со студентами факультета педагогики и психологии очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность Практическая возрастная психология. Установочная конференция проходила в несколько этапов, на которых М.В. Булаева, директор ГБОУ города Москвы «Школа...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. По законам джунглей?»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. По законам джунглей?»
18 / 09 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. По законам джунглей?».

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на канале «365 дней ТВ» в программе «Историада. Николай I и Луи Филипп Орлеанский»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на канале «365 дней ТВ» в программе «Историада. Николай I и Луи Филипп Орлеанский»
18 / 09 / 2020

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на канале «365 дней ТВ» в программе «Историада. Николай I и Луи Филипп Орлеанский».

Студенты факультета педагогики и психологии на Всероссийском форуме лидеров студенческих инициатив педагогических вузов
Факультет педагогики и психологии (новости)
Студенты факультета педагогики и психологии на Всероссийском форуме лидеров студенческих инициатив педагогических вузов
18 / 09 / 2020

С 17 по 20 сентября студенты факультета педагогики и психологии участвуют в качестве волонтеров на Всероссийском форуме лидеров студенческих инициатив педагогических вузов. Цель мероприятия – обмен лучшими практиками работы студенческих объединений, развитие потенциала будущих педагогических работников, формирование единства и непрерывности...

Кадеты школы №2065 знакомятся с цивилизационным наследием России в рамках проекта МПГУ
Новости МПГУ
Кадеты школы №2065 знакомятся с цивилизационным наследием России в рамках проекта МПГУ
18 / 09 / 2020

16 сентября 2020 года учащиеся двух кадетских классов московской школы № 2065 начали обучение по общеразвивающей программе в рамках культурно-просветительского проекта МПГУ «Цивилизационное наследие России в Москве». Осенний цикл занятий стартовал в очно-дистанционном формате: у ребят есть возможность обучаться вместе, находясь в классе.

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Михаила Ивановича Малых (1914 – 18.09.1997)
Новости МПГУ
«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Михаила Ивановича Малых (1914 – 18.09.1997)
18 / 09 / 2020

Михаил Иванович Малых – ветеран-участник Великой Отечественной войны, работал в Московском государственном заочном педагогическом институте с 1973 года, кандидат географических наук, доцент.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. За что боролись, на то и напоролись»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. За что боролись, на то и напоролись»
17 / 09 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. За что боролись, на то и напоролись».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Вести 23.00. Кто готовит террористов в Белоруссии?»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Вести 23.00. Кто готовит террористов в Белоруссии?»
17 / 09 / 2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Вести 23.00. Кто готовит террористов в Белоруссии?».

МПГУ в «Лиге вожатых»!
Новости МПГУ
МПГУ в «Лиге вожатых»!
17 / 09 / 2020

9 сентября завершился прием заявок на Всероссийский конкурс профессионального мастерства вожатых «Лига вожатых», реализуемого в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Специалисты МПГУ, Дирекции креативных программ и Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Дирекции креативных программ...

Студенты МПГУ прошли обучение в Летней школе для иностранных студентов Москвы «Постигая Россию: события, люди, идеи»
Новости МПГУ
Студенты МПГУ прошли обучение в Летней школе для иностранных студентов Москвы «Постигая Россию: события, люди, идеи»
17 / 09 / 2020

11 конкурсных работ от студентов Московского педагогического государственного университета поступило в Дирекцию Международной школы. И по результатам конкурса Данг Тхуи Хыонг (направление «Журналистика»), Нгуен Зиеу Линь (направление «Журналистика»), Нгуен Фыонг Ань (направление «Теории межкультурной коммуникации») и Доан Тхи Фыонг Линь...

Профессор, доктор педагогических наук Гилев Геннадий Андреевич  опубликовал статью “Физическое воспитание для освоения студентами учебного материала” в Российской  информационно-аналитической  газете “Вузовский Вестник”
Новости МПГУ
Профессор, доктор педагогических наук Гилев Геннадий Андреевич  опубликовал статью “Физическое воспитание для освоения студентами учебного материала” в Российской  информационно-аналитической  газете “Вузовский Вестник”
17 / 09 / 2020

Профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, доктор педагогических наук Гилев Геннадий Андреевич опубликовал статью "Физическое воспитание для освоения студентами учебного материала" в Российской информационно-аналитической газете "Вузовский Вестник".

Жюри Всероссийского конкурса семейных роликов «МЫ» рассмотрело работы претендентов на победу
Новости МПГУ
Жюри Всероссийского конкурса семейных роликов «МЫ» рассмотрело работы претендентов на победу
17 / 09 / 2020

15 сентября 2020 года в Москве состоялось заседание экспертного жюри Всероссийского конкурса семейных роликов «МЫ», которое рассмотрело присланные из всех регионов страны ролики участников семейных команд. Инициаторами проведения конкурса стали Московский педагогический государственный университет, Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, Ассоциация кинопедагогов России.

Сборник «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации» II Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием размещен в РИНЦ
Новости МПГУ
Сборник «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации» II Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием размещен в РИНЦ
16 / 09 / 2020

В Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) размещен сборник «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации» II Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием, прошедшей 23 апреля 2020 года в Институте детства МПГУ. Выходные данные: Специальная педагогика и...

Продолжение разговора о грамотности с московскими школьниками
Новости МПГУ
Продолжение разговора о грамотности с московскими школьниками
16 / 09 / 2020

После проведения интерактивного занятия для школьников в Международный день грамотности сотрудники Факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ получили предложение о продолжении подобных очно-дистанционных занятий-викторин. Так, 15 сентября 2020 года для обучающихся ГБОУ города Москвы «Школа №2120» состоялось второе занятие по...

Стартовал набор на обучение по образовательной программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих «Основы вожатской деятельности (для лиц с основным общим образованием)»
Проект “Всероссийская школа вожатых” (новости)
Стартовал набор на обучение по образовательной программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих «Основы вожатской деятельности (для лиц с основным общим образованием)»
16 / 09 / 2020

Московский педагогический государственный университет предлагает обучение по образовательной программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих «Основы вожатской деятельности (для лиц с основным общим образованием)» в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.

ХГФ 2020: первокурсники на мероприятиях “Российской креативной недели” в Парке Горького
Новости
ХГФ 2020: первокурсники на мероприятиях “Российской креативной недели” в Парке Горького
16 / 09 / 2020

Сфотографироваться вместе с известными телеведущими, получить профессиональную информацию из уст директоров российских медиа – всё это возможно! С 11 по 13 сентября 2020 года студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ были вовлечены в водоворот интереснейших событий начала осени: они...

Рейтинг популярных изданий в ЭБС МПГУ в июне-августе 2020 года
Новости библиотеки
Рейтинг популярных изданий в ЭБС МПГУ в июне-августе 2020 года
16 / 09 / 2020

Уважаемые читатели! Представляем Вам издания, которые пользовались наибольшей популярностью у читателей в ЭБС МПГУ в июне-августе 2020 года.   Популярные издания в Электронной библиотеке МПГУ:   Речевые практики [Электронный ресурс] : Учебное пособие / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;...

В МПГУ идет вакцинация от гриппа
Новости МПГУ
В МПГУ идет вакцинация от гриппа
16 / 09 / 2020

В Московском педагогическом государственном университете началась вакцинация от гриппа. С 7 по 11 сентября вакцинировались преподаватели и сотрудники вуза. Со следующей недели прививку могут получить все желающие студенты. Вакцинация продолжится до конца октября.

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
16 / 09 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБ МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие, написанное автором МПГУ Газиной Ольгой Михайловной, кандидатом педагогических наук, доцентом Кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии. Газина, О. М. Организация и сопровождение научно-исследовательской работы...

СПО МПГУ на “Слёте студенческих отрядов города Москвы 2020”
Новости МПГУ
СПО МПГУ на “Слёте студенческих отрядов города Москвы 2020”
16 / 09 / 2020

  Прошедшее лето было сложное и напряженное для многих студенческих отрядов, ведь у большинства из них сезон проходил в онлайн-формате, без возможностей встречи и полноценного общения с отрядными друзьями. Большим подарком для бойцов молодежной организации Штаба СО МПГУ стал Слёт...

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Спутник» в программе «Акценты. Зачем США вторглись в Россию никто и не понял»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Спутник» в программе «Акценты. Зачем США вторглись в Россию никто и не понял»
16 / 09 / 2020

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Спутник» в программе «Акценты. Зачем США вторглись в Россию никто и не понял».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Архивный досуг. Как развлекались на Руси»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Архивный досуг. Как развлекались на Руси»
16 / 09 / 2020

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Архивный досуг. Как развлекались на Руси».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Вести 21.00. Морковка для белорусов»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Вести 21.00. Морковка для белорусов»
16 / 09 / 2020

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Вести 21.00. Морковка для белорусов».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Актуально. Руки прочь от Мавзолея Ленина!»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Актуально. Руки прочь от Мавзолея Ленина!»
15 / 09 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Актуально. Руки прочь от Мавзолея Ленина!».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИП «Слово и дело» «Как РФ может подрезать крылья США из-за санкций по «СП-2»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИП «Слово и дело» «Как РФ может подрезать крылья США из-за санкций по «СП-2»
15 / 09 / 2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИП «Слово и дело» «Как РФ может подрезать крылья США из-за санкций по «СП-2».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью ФБА «Экономика сегодня» «Неожиданные варианты ответа РФ на новые санкции»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью ФБА «Экономика сегодня» «Неожиданные варианты ответа РФ на новые санкции»
15 / 09 / 2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью ФБА «Экономика сегодня» «Неожиданные варианты ответа РФ на новые санкции».

На ИП «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Исторические травмы поляков и захват Белоруссии»
Новости МПГУ
На ИП «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Исторические травмы поляков и захват Белоруссии»
15 / 09 / 2020

На ИП «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Исторические травмы поляков и захват Белоруссии».

Итоги заочного этапа III Международного конкурса «Педагогическое начало – 2020»
Новости МПГУ
Итоги заочного этапа III Международного конкурса «Педагогическое начало – 2020»
15 / 09 / 2020

Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ) совместно с МПГУ проводят III международный конкурс «Педагогическое начало – 2020».

Приглашаем к участию в международном проекте по медийно-информационной грамотности
Новости МПГУ
Приглашаем к участию в международном проекте по медийно-информационной грамотности
15 / 09 / 2020

Евразийская ассоциация педагогических университетов совместно с Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в сентябре-декабре 2020 года реализует международный проект «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей».

ХГФ 2020: первокурсники на выставке в Люберцах
Новости
ХГФ 2020: первокурсники на выставке в Люберцах
15 / 09 / 2020

5 сентября 2020 года первокурсники Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ посетили Люберецкий музейно-выставочный комплекс, в котором художник Владимир Николаевич Засыпкин презентовал новую картину в рамках персональной выставки, посвященной юбилею – 50-летию со дня рождения. Историческое полотно «Прохождение армии Кутузова...

Вебинар профессора МПГУ И.Н.Арзамасцевой «Биография для ПроДетЛита: теория и опыт»
Новости МПГУ
Вебинар профессора МПГУ И.Н.Арзамасцевой «Биография для ПроДетЛита: теория и опыт»
15 / 09 / 2020

8 сентября состоялся публичный вебинар профессора Ирины Николаевны Арзамасцевой. Тема вебинара «Биография для ПроДетЛита: теория и опыт» связана с работой по созданию электронной энциклопедии детских писателей, иллюстраторов и переводчиков.

В газете “Культура” опубликовано интервью профессора МПГУ И.Н.Арзамасцевой “Чуковский как символ «века ребенка»”
Новости МПГУ
В газете “Культура” опубликовано интервью профессора МПГУ И.Н.Арзамасцевой “Чуковский как символ «века ребенка»”
15 / 09 / 2020

Газета "Культура" опубликовала большое интервью профессора Института филологии МПГУ Ирины Николаевны Арзамасцевой о творческом наследии Корнея Чуковского.

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
15 / 09 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБ МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие, написанное автором МПГУ Безбородовой Марией Александровной, кандидатом психологических наук, доцентом Кафедры теории и практики начального образования Института детства. Безбородова, М. А. Зарубежные научные школы в психологии [Электронный ресурс] :...

В Главном корпусе МПГУ обновляется Мемориал в память о студентах и работниках, павших в годы Великой Отечественной войны
Новости МПГУ
В Главном корпусе МПГУ обновляется Мемориал в память о студентах и работниках, павших в годы Великой Отечественной войны
15 / 09 / 2020

В Год 75-летия Великой Победы, в Год памяти и славы композицию и оформление Мемориала дополнили установленные в стеклянных витринах копии Знамени Победы и Знамени 5-й дивизии народного ополчения Фрунзенского района г.Москвы.

Культурно-просветительский проект МПГУ «Цивилизационное наследие России в Москве» продолжается
Новости МПГУ
Культурно-просветительский проект МПГУ «Цивилизационное наследие России в Москве» продолжается
14 / 09 / 2020

В течение нелегкого времени карантина весной 2020 года школьники московских образовательных комплексов наряду с дистантным обучением по основной школьной программе познакомились с возможностями, которые им предложили педагоги и магистранты Московского педагогического государственного университета в рамках дополнительного образования.  Пять образовательных комплексов...

Российская КРЕАТИВНАЯ НЕДЕЛЯ в Парке Горького 11-13 сентября 2020 года
Новости МПГУ
Российская КРЕАТИВНАЯ НЕДЕЛЯ в Парке Горького 11-13 сентября 2020 года
14 / 09 / 2020

12 сентября делегация Московского педагогического государственного университета приняла участие в первой «Российской креативной неделе». Ключевой площадкой федерального мероприятия стал Парк Горького в Москве. Делегацию МПГУ возглавила проректор университета Наталья Юрьевна Склярова.

Завершился адаптационный модуль в Институте биологии и химии
Новости МПГУ
Завершился адаптационный модуль в Институте биологии и химии
14 / 09 / 2020

Вот и завершился адаптационный модуль для обучающихся первого курса Института биологии и химии, продлившийся в этом году целых две недели. За это время первокурсники смогли познакомиться с историей МПГУ, кафедрами Института и их научной деятельностью, а также узнать о разнообразных...

Команда Recovery MSPU участвовала в субботнике от общероссийского движения «Зелёная Россия»
Новости МПГУ
Команда Recovery MSPU участвовала в субботнике от общероссийского движения «Зелёная Россия»
14 / 09 / 2020

В субботу, 12 сентября, команда студентов Института биологии и химии, объединённая в экологический кружок Recovery MSPU, приняла участие в субботнике от общероссийского движения «Зелёная Россия». Субботник «Зелёная Россия» — это отличная возможность с пользой провести время, подать добрый экологичный пример бережного отношения...

«Эстрадный штурм» на факультете музыкального искусства
Новости МПГУ
«Эстрадный штурм» на факультете музыкального искусства
14 / 09 / 2020

В субботу, 12 сентября, состоялась шоу-презентация 1 курса кафедры эстрадно-джазового искусства Института изящных искусств МПГУ. Знакомство в необычном формате прошло блестяще, ребята потрясающе талантливые, активные и готовые штурмовать новые горизонты творчества. Именно поэтому они назвали себя Эстрадный Штурм!

Евразийская ассоциация педагогических университетов реализует проект по медийно-информационной грамотности
Новости МПГУ
Евразийская ассоциация педагогических университетов реализует проект по медийно-информационной грамотности
14 / 09 / 2020

В настоящее время Евразийская ассоциация педагогических университетов совместно с Московским педагогическим государственным университетом при поддержке ЮНЕСКО реализует проект «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей».

В МПГУ продолжается проект по корпоративному обучению работников
Дополнительное образование
В МПГУ продолжается проект по корпоративному обучению работников
14 / 09 / 2020

Проект «Корпоративный университет», активно развивающийся с 2018 года, стартовал в 2020/2021 учебном году с масштабного обучения преподавателей Университета дистанционным образовательным технологиям.

Вебинар «Государственная политика в сфере общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» в Институте детства
Новости МПГУ
Вебинар «Государственная политика в сфере общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» в Институте детства
14 / 09 / 2020

10 сентября 2020 г. в Институте детства состоялся вебинар на тему «Государственная политика в сфере общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями», приуроченный к началу учебного года. В мероприятии приняло участие более 250 слушателей из разных регионов Российской Федерации. Организатор...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Звезда» в программе «Давайте разберемся. Повторение – мать ученья»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Звезда» в программе «Давайте разберемся. Повторение – мать ученья»
14 / 09 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Звезда» в программе «Давайте разберемся. Повторение – мать ученья».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Связь времен и событий. Великой Россия может быть только советской»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Связь времен и событий. Великой Россия может быть только советской»
14 / 09 / 2020

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Связь времен и событий. Великой Россия может быть только советской».

Профессор МПГУ А.А.Орлов на Канале МПГУ. Онлайн-лекция «Британские образы в творчестве Л.Н.Толстого»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ А.А.Орлов на Канале МПГУ. Онлайн-лекция «Британские образы в творчестве Л.Н.Толстого»
14 / 09 / 2020

Профессор МПГУ А.А.Орлов на Канале МПГУ. Онлайн-лекция «Британские образы в творчестве Л.Н.Толстого».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Вести FM» (ВГТРК) в программе «Гражданская война на Дальнем Востоке»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Вести FM» (ВГТРК) в программе «Гражданская война на Дальнем Востоке»
14 / 09 / 2020

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Вести FM» (ВГТРК) в программе «Гражданская война на Дальнем Востоке».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Властитель слабый и лукавый…»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Властитель слабый и лукавый…»
13 / 09 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Властитель слабый и лукавый…».

«Погружение в педагогику 2020» в Институте детства: как это было
Новости МПГУ
«Погружение в педагогику 2020» в Институте детства: как это было
13 / 09 / 2020

12 сентября 2020 г. в Институте детства подошла к концу двухнедельная адаптационная программа «Погружение в педагогику», концепция которой была рождена в далеком 2014 году на кафедре психологической антропологии, благодаря необыкновенно увлечённым в своей деятельности людям, и продолжает жить до сих...

Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров на “5-м канале” в программе «Интервью. Вся правда о героях-панфиловцах»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров на “5-м канале” в программе «Интервью. Вся правда о героях-панфиловцах»
13 / 09 / 2020

Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров на "5-м канале" в программе «Интервью. Вся правда о героях-панфиловцах».

Доцент МПГУ О.А.Макаренко на радио «Спутник» в программе «Собор Святой Софии как всемирное культурное наследие»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ О.А.Макаренко на радио «Спутник» в программе «Собор Святой Софии как всемирное культурное наследие»
13 / 09 / 2020

Доцент МПГУ О.А.Макаренко на радио «Спутник» в программе «Собор Святой Софии как всемирное культурное наследие».

Институт изящных искусств МПГУ: встреча студсоветов ХГФ и ФМИ
Новости
Институт изящных искусств МПГУ: встреча студсоветов ХГФ и ФМИ
13 / 09 / 2020

В пятницу вечером 11 сентября 2020 года произошло знаменательное для Института изящных искусств МПГУ событие – встреча студенческих советов Художественно-графического факультета и Факультета музыкального искусства. Около главного входа в Парк Горького музыканты встретили художников танцами и музыкой, все были очень...

Первокурсники Института детства знакомятся с дошкольной дефектологией: “Погружение в профессию”
Новости МПГУ
Первокурсники Института детства знакомятся с дошкольной дефектологией: “Погружение в профессию”
12 / 09 / 2020

10 сентября 2020 г. кафедра дошкольной дефектологии Института детства организовала два мастер-класса “Диагностика развития детей по рисункам” для студентов 1 курса в рамках адаптационного модуля “Погружение в профессию”. В процессе мероприятия студенты познакомились с онтогенезом детского рисунка, выяснили отличительные признаки,...

Ректор МПГУ профессор А.В.Лубков на канале МПГУ. Выступление «Память поколений» «О наших истоках и учителях»
Новости МПГУ
Ректор МПГУ профессор А.В.Лубков на канале МПГУ. Выступление «Память поколений» «О наших истоках и учителях»
Журнал ректора
12 / 09 / 2020

Ректор МПГУ профессор А.В.Лубков на канале МПГУ. Выступление «Память поколений» «О наших истоках и учителях».

Научно-практический семинар «Профилактика средствами духовно-нравственного образования вовлечения школьников в деструктивную деятельность» начал свою работу
Новости МПГУ
Научно-практический семинар «Профилактика средствами духовно-нравственного образования вовлечения школьников в деструктивную деятельность» начал свою работу
12 / 09 / 2020

9 сентября 2020 года в дистанционном формате состоялось первое занятие научно-практического семинара из цикла «Профилактика средствами духовно-нравственного образования вовлечения школьников в деструктивную деятельность, интернет и другие виды зависимости».

На форуме «ОстроVа 2020» подвели итоги: проекты, представленные губернатору Сахалинской области, получат возможность к реализации
Новости МПГУ
На форуме «ОстроVа 2020» подвели итоги: проекты, представленные губернатору Сахалинской области, получат возможность к реализации
12 / 09 / 2020

4 дня, наполненных групповой работой по трекам, культурной программой, познанием Сахалина, знакомствами, инсайтами, обсуждениями. Более 30 конкретных проектов по итогам Слета, которые уже взяты в работу организаторами – Федеральным Агентством по делам молодежи, Правительством Сахалинской области и «Волонтерами Победы». Олег...

Прошла рабочая встреча по разработке дорожной карты в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между МПГУ и РГО
Новости МПГУ
Прошла рабочая встреча по разработке дорожной карты в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между МПГУ и РГО
12 / 09 / 2020

10 сентября 2020 года состоялась рабочая встреча по планированию на 2020-2021 год реализации соглашения между МПГУ и РГО, в которой приняли участие со стороны МПГУ директор  Центра развития открытого образования МПГУ Надежда Самойлова и ведущий специалист ЦРОО Вадим Сметанин, со...

Подписано Соглашение о сотрудничестве между МПГУ и Русским географическом обществом
Институт развития цифрового образования (новости)
Подписано Соглашение о сотрудничестве между МПГУ и Русским географическом обществом
12 / 09 / 2020

Подписано Соглашение о сотрудничестве между МПГУ и Русским географическом обществом. Свои подписи под документом поставили ректор МПГУ Лубков Алексей Владимирович и первый Вице-президент РГО Касимов Николай Сергеевич.

Открытие Сахалина участниками Форума «Остроvа2020»
Новости МПГУ
Открытие Сахалина участниками Форума «Остроvа2020»
12 / 09 / 2020

Откуда день берет свои истоки И начинает заревой полет? Он зажигает солнце — на востоке! Он над моею Родиной встает! Иван Белоусов   «Saghalien-angahata», что по-монгольски значит «скалы черной реки». 130 лет назад русский писатель Антон Павлович Чехов совершил свое...

IX Международная научно-практическая конференция «PROчтение: дислексия в 21 веке»
Новости МПГУ
IX Международная научно-практическая конференция «PROчтение: дислексия в 21 веке»
11 / 09 / 2020

10 сентября 2020 г. кафедра логопедии Института детства совместно с Российской ассоциацией дислексии, ФГБОУ  ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» и ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» провела IX Международную научно-практическую конференцию «PROчтение: дислексия в 21 веке». В...

Встреча первокурсников факультета начального образования  с преподавателями кафедры математики и информатики  в начальной школе
Новости МПГУ
Встреча первокурсников факультета начального образования с преподавателями кафедры математики и информатики в начальной школе
11 / 09 / 2020

9 сентября 2020 г. в рамках адаптационной недели для первокурсников в Институте детства состоялась встреча с преподавателями кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования (конференция на платформе BigBlueButton). С приветственным словом выступила декан факультета начального образования Марина...