Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Ректор МПГУ: «Проект Россотрудничества даст импульс развитию университета и поможет в высокой миссии, которую мы выполняем за рубежом»

Новости МПГУ

30 мая ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков, руководители Института филологии, Управления международных связей и других подразделений нашего университета приняли участие в работе пресс-конференции, посвященной запуску совместного проекта Россотрудничества и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Магистранты российских вузов – преподаватели РКИ в российских центрах науки и культуры за рубежом».

Как сообщила участникам пресс-конференции и представителям СМИ руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Элеонора Митрофанова, работа по продвижению русского языка ведется в нашей стране давно, с 1974 года «и сконцентрирована она была всегда вокруг института имени Пушкина, куда направляли работы более 1000 русистов, работающих за рубежом».

Сегодня за пределами России при центрах Россотрудничества работают специализированные курсы, на которых обучается порядка 16 000 человек. Элеонора Митрофанова подчеркнула, что активную деятельность «ведут и русские школы, и школы с компонентом русского языка – их, по нашей оценке, насчитывается в мире более 6500».

Однако этого явно недостаточно. «Мы не только ведем подготовку и переподготовку преподавателей на базе университетов, – сказала она, – но и поставляем книги и учебники, в том числе предметные учебники на русском языке, в страны присутствия». Их, по словам Митрофановой, очень сильно не хватает – потребности удовлетворены лишь на 10%.

В рамках совместного проекта магистранты получают возможность работать преподавателями в зарубежных школах до 6 месяцев в году. И для расширения проекта, в котором пока участвует 10 стран – Аргентина, Армения, Азербайджан, Болгария, Вьетнам, Индия, Куба, Монголия, Непал, Финляндия – у нашей страны есть все возможности. «Более 80 вузов страны имеют бакалавриат и магистратуру, обеспечивающих подготовку учителей русского языка как иностранного», – подчеркнула она. Элеонора Митрофанова рассказала о том, что в 2018-2019 учебном году более 100 человек (магистров российских университетов) пройдут стажировки на базе центров Россотрудничества и зарубежных университетов. В планах организаторов в следующем году увеличить эту цифру до 500 человек, а также  расширить перечень стран до 30.

В своем выступлении Алексей Владимирович Лубков поддержал инициативу Росотрудничества, особо отметил огромную значимость проекта, причем не только в области продвижения языка, но и для решения задачи пропаганды России в мире, ее культурного, цивилизационного наследия. Он также подчеркнул важность проекта для восстановления образовательных, общечеловеческих связей между иностранными и российскими специалистами, учившимися в отечественных вузах, которые за прошедшие годы были по ряду причин утрачены. «Это очень ответственное направление деятельности, – подчеркнул он. – Ведь совместная учеба, общение поддерживали нас не только в человеческом, но и в профессиональном плане. Они помогают понять чужую культуру, язык, национальный характер – а это системные и знаковые вещи, знание которых нас взаимно обогащает».

Говоря о перспективах развития проекта, Алексей Владимирович отметил, что речь должна идти не только о языковой подготовке, но и о новых компетенциях». «Наш университет, МПГУ, обладает возможностями для подготовки учителей-предметников, в том числе на английском языке».

Более того, несмотря на неоднозначность современной международной политики, предложения идут даже из стран, чьи отношения с Россией нельзя назвать безоблачными. «Например, к нам поступило предложение из Эстонии по налаживанию взаимодействия с логопедами, – сказал Алексей Владимирович. – Так что мы видим, что потребность в предметной подготовке и в подготовке на русском языке есть. И надо расширять круг стран, входящих в орбиту сотрудничества».

Он также рассказал об огромном интересе к сотрудничеству со стороны испаноязычных стран. «Недавно мы были на форуме в Испании, в Кадисе, где были представлены ведущие университеты этой страны, иберо-американского мира, и мы все увидели их желание сотрудничать в данном направлении».

В свою очередь ректор Южного Федерального университета Марина Боровская, которая отметила, что университеты страны получат возможность выстроить свои сетевые программы и выполнить поручение Президента РФ о расширении экспорта образовательных услуг, повысить качество подготовки иностранных студентов, желающих учиться в России, и увеличить их количество. А проректор по международным отношениям Дальневосточного Федерального университета Виктория Панова отметила необходимость объединения потенциала вузов и комплексного подхода при решении таких проблем.

Отвечая на вопросы журналистов касательно других направлений развития и возможных партнеров проекта, Алексей Владимирович Лубков привел пример взаимодействия МПГУ и Отдела внешних связей РПЦ, который возглавляет митрополит Иларион (Алфеев). «Весной в наш вуз поступило предложение об открытии на базе МПГУ курсов повышения квалификации для священнослужителей братских церквей, в том числе с Ближнего Востока, с тем, чтобы при поступлении в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия они уже в достаточной мере владели русским языком». МПГУ вместе с другими вузами, при поддержке Российского союза ректоров, активно развивает отношения и с арабскими странами. «Весной был визит в Бейрут, где представительная делегация российских вузов приняла участие в Форуме федерации российских и арабских университетов, глава Минобрнауки Ольга Юрьевна Васильева открыла русскую школу, и с вузами арабских государств было заключено порядка 40 договоров», напомнил он представителям СМИ.

В целом, подчеркнул Алексей Владимирович, проект Россотрудничества и Института русского языка может очень много сделать «для каждого университета и для той высокой миссии, которую мы выполняем за рубежом».

ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА РУБЕЖОМ: НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ, НОВЫЕ КАДРЫ

 

31 / 05 / 2018

Показать обсуждение