15 октября 2022 г. в Институте детства стартовал Фестиваль науки и искусства в рамках 150-летия МПГУ.
Фестиваль объединил факультет начальных классов и дефектологический факультет Института детства, Институт истории и политики, Институт международного образования, Институт социально-гуманитарного образования, Музей МПГУ, Академию управления МВД России и другие учреждения, и, конечно, учителей и учащихся школ, воспитанников детских садов.
Во время Фестиваля дети и взрослые любовались выставкой творческих работ студентов с традиционным названием «Лики творчества», торжественное открытие которой прошло 17 октября, но готова она была уже 14 октября и радовала детей на коуч-сете.
С работами можно ознакомиться и в Музее МПГУ, и виртуально, посетив онлайн-выставку на странице кафедры.
В общей сложности в Фестивале приняли участия более 300 учащихся из 90 образовательных учреждений и более 100 студентов и 10 преподавателей факультета начального образования и образовательных учреждений Москвы и Московской области.
15 октября. Открытие Фестиваля. Коуч-сет
Открытие кратко, но очень емко освещено в Официальной группе МПГУ в социальной сети «ВКонтакте».
Коуч-сет для обучающихся старших классов, педагогов, родителей и студентов открылся чудесным концертом, организованным Творческим Студенческим Педагогическим Отрядом «Движение к будущему» под руководством, блестящего, искрометного, с тонким чувством юмора – Сергеем Кипняком.
Коуч-сет включал в себя довольно обширный перечень мероприятий: «Food скетчинг», «Декоративные изделия из пряжи», «Декоративные украшения в технике “Кусудама”», «Декорирование ёлочных игрушек», «Дизайн для не дизайнера, «Конструирование из бумаги. Летающая бабочка», «Литературный интерактив», «Панно в технике “Пэчворк”», «Секреты мыловарения», «Техника бисероплетения», «Экологическая станция. Новая жизнь старых вещей».
Часть мероприятий прошли совместно с проектом Университетские субботы:
– «Разрушители мифов. Псевдопсихология». Ведущая – доцент кафедры психологии младшего школьника Е.Н. Башкирова, доцент кафедры психологии младшего школьника.
– «Дизайн для недизайнеров». Ведущий – старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе В.Ю. Борисов.
18 октября. Вебинар
Вебинар «Дополнительное образование. Опыт и эволюция» нашёл отклик как среди практикующих учителей и преподавателей, так и среди студентов, которые только начинают свой педагогический путь. Темы выступлений безусловно расширили представление у обучающихся о понятии «Дополнительное образование», а для практикующих учителей стали интересным педагогическим опытом.
С интересным и актуальным рассказом о реализация новых форматов дополнительного образования на стыке художественно-творческой и проектной деятельности выступила И.Л. Голованова, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе.
Опыт участия в конкурсе среди педагогов дополнительного образования «Сердце отданное детям» поделился А.А. Комаров, учитель изобразительного искусства, физики, технологии ДСОШ № 1 г.о. Домодедово.
В вебинаре активно участвовали администрация и педагоги О.С. Яздовская, Н.А. Калугина, М.И. Ерманок, С.В. Кочешкова, Н.В. Меньшикова из ГБОУ города Москвы «Школа № 875», с которой факультет начального образования связывает многолетнее сотрудничество.
В завершении мероприятия о требования к личности педагога дополнительного образования живо и с большим энтузиазмом поделилась В.В. Кольтинова, доцент кафедры теории и практики начального образования.
19 октября. «Лаборатория экспериментов»
19 октября в рамках Фестиваля науки и искусства в МПГУ была организована встреча в «Открытой лаборатории экспериментов». Встреча прошла в формате научно-познавательных вопросов с демонстрацией экспериментов. Лаборатория экспериментов была подготовлена старшим преподавателем кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Т.В. Томаленко и студентами 3 и 4 курсов очно – заочной формы обучения для школьников и преподавателей.
В программе открытой лаборатории экспериментов были такие вопросы и демонстрации, как: «Возможно, ли увидеть сквозь ладонь?», «Будет ли выливаться вода из перевёрнутой бутылки, если горлышко закрыть марлей?», «Как обесцветить воду, подкрашенную йодом?», «Радуга на стене», «Как заставить наполниться подсолнечное масло бурлящими цветными пузырьками?», «Может ли вещество одновременно быть жидким и твёрдым?», «Химическая реакция с горячей пеной», «Как сделать взлетающую перчатку?». Все задания были подобраны студентами. Всего участвовало в проведении демонстрации познавательных и увлекательных экспериментов 13 студентов.
Обстановка была творческая. Детям было интересно, особенно опыты, которые они сами проводили. Студенты были довольны активной реакцией и проявленным интересом детей к экспериментам. В конце мастер – класса все школьники получили сертификаты.
20 октября. Мастер-класс
Мастер-класс «Педагогическое мастерство по системе К.С. Станиславского» для педагогов, студентов, обучающихся педагогических классов. В мастер-классе приняли участие учителя и студенты. В программу мероприятия были включены упражнения и тренинги на развитие внимания, снятие мышечных зажимов и развитие речевого аппарата. Мастер-класс прошёл на одном дыхании и подарил участникам не только полезные навыки, но и массу положительных эмоций. Мастер-класс был проведён старшим преподавателем кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Е.С. Черкасовой и студентами 2 курса факультета начального образования, профиля Начальное образование и дополнительное образование (Художественное творчество).
22 октября. Квест. Закрытие
22 октября состоялось закрытие Фестиваля науки и искусства.
Фестиваль завершил свою работу квестом «Лабиринты познания» для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.
Участникам предстояло пройти шесть станций и после успешного прохождения собрать главное изделие – корону.
Свыше 100 учащихся дошкольных учреждений и школьников 1 по 7 класс посетили все шесть станций квеста.
Вначале мероприятия зав. кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Э.М. Галямова поприветствовала участников и рассказала о предстоящем квесте.
Каждая станция отличалась оригинальностью и интересом со стороны участников.
Мастер-класс «Курс молодого художника. Натюрморт за 90 минут», который, стоит отметить был также включен в проект «Университетские субботы» пользовался большим успехом. Дети сели за мольберты, вооружившись карандашами и ластиками, почувствовали себя самыми настоящими художниками. Ведущий мастер-класса – старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе В.Ю. Борисов. Цель была поставлена педагогом непростая, но выполнимая: нарисовать графитным карандашом натюрморт из современных предметов (ноутбук, глобус и мини-куб) за отведённое время и успеть нанести тон, используя приёмы тушевки и штриха. На мастер-классе можно было попробовать нестандартное художественное средство – уголь. Справились с заданием почти все юные художники, многие забрали готовые работы домой. Тон, композиция, пропорции – новые термины в лексиконе молодых художников, которые запомнятся им и будут использованы в школе и дома при рисовании карандашом.
Две станции квеста «Лаборатория рыбака» и «Занимательная фольга» были посвящены научным экспериментам и проводились старшим преподавателем кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Т.В. Томаленко. Задачей станций было увлечь детей в игровой и экспериментальной форме наукой и удивительным устройством окружающего мира.
«Лаборатория рыбака» включала в себя следующие познавательные задания – вопросы: «Как с помощью винта Архимеда можно поднять воду из реки на поле?», «Как перевернуть нарисованную стрелку, не прикасаясь к ней руками?», «Как сделать, чтобы разноцветный цветок становился чёрно белым и опять цветным?», «Как быстро перенести рыбок, не беря их в руки?», «Как определить с помощью бумажных цветочков, где простая, а где мыльная вода?», «В какую пробирку нужно опустить карандаш, чтобы часть его исчезла: в пробирку с водой или без воды?», «Как опустить «картезианского водолаза» и опять поднять?»
«Занимательная фольга» включала в себя следующие экспериментальные задания – вопросы: «Как нарисованный рисунок сделать, чтобы он исчез?», «Как фольгу сделать подвижной?», «Проверьте, возможно ли из фольги сделать бункер для мобильного телефона, чтобы до него перестали доходить электро-магнитные волны?», мастер – класс по изготовлению физической игрушки «Балансир».
Дети, при посещении станций, разделялись на 3-4 группы и, по кругу проходили предложенные эксперименты. Студенты с воодушевлением общались с увлечёнными детьми.
Ещё одна станция «На ракете к звёздам» была посвящена ориентированию на местности с использованием компаса и также проводилась в рамках Университетских суббот. Руководитель станции – старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе С.Н. Ловягин. Участников познакомили с первоначальными представлениями об углах, о створе, об использовании компаса. В учебниках окружающего мира во 2 или 3 классе рассказывается о сторонах горизонта и компасе. Знакомясь с компасом, дети обычно спрашивают о смысле штрихов на поворотной шкале компаса. Для пояснений было рассказано об углах и их сравнении. В процессе работы был применён ранее испытанный приём использования пары листочков – на бумаге и на пленке. На обоих листочках напечатаны одни и те же углы, но расположенные по-разному. Детям предлагалось выяснить, какие углы разные, а какие – одинаковые. Дети догадываются наложить пленку на бумагу и перемещать её до совпадения углов. Для того, чтобы задание было доступным первоклассникам и дошкольникам, углы помечались не буквами и цифрами, а изображениями животных на бумаге и изображениями глаза, носа, уха и т.д. на пленке. Детям предлагалось показать на себе (касаясь уха, носа и т.д.) какой угол на плёнке соответствует углу названного преподавателем животного на бумаге. Далее обсуждалось, как компас может помочь выбраться из леса. В некоторых группах удавалось также коснуться наблюдения звездного неба, сообщить, что звёзды изменяют положение на небосводе в течение ночи.
Ещё две художественные станции «Авторская роспись значков» и «Птица Счастья» позволили участникам проявить фантазию и более подробно познакомиться с изобразительным искусством. Значками с детьми занимались студенты 4-го курса профиля Начальное образование и дополнительное образование (Художественное творчество) Т.С. Волоскова, Л.М. Чичулина.
В творческой работе «Птица Счастья» основу составляет техника «Ладошка», которая проста в выполнении и богата полученными художественными образами, интересными для детей и взрослых. Руководитель станций: доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Ж.А. Першина. Ладошки обводятся, бумага сгибается и начинается настоящее волшебство – полёт фантазии и творчества: с помощью фломастеров и цветных карандашей дети украшали полученный образ птички (ее клюв, глаз, шею, туловище, хвост и крылья) средствами графики – различными видами линий (волнистыми, спиралевидными, прямыми, зигзагообразными, ломаными и т.п.), множеством точек и пятен, геометрическими формами, узорами/орнаментами, отражающими семантику декоративно-прикладного искусства. Птичку можно декорировать как с одной, так и с двух сторон. В процессе выполнения «Птицы Счастья» развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, художественно-творческие способности, систематизируются знания по цветоведению, приобретаются навыки работы графическими материалами в технике «цветная графика. Авторские работы, абсолютно индивидуальные, разновариативные и интересные, выполненные на мастер-классе греют душу и радуют окружающих.
В завершении, участники стали зрителями концертной программы, подготовленной студенческим советом Института детства и творческим студенческим педагогическим отрядом «Движение к будущему».
Впечатлений осталось много, поэтому будем рады вновь видеть школьников и студентов на новых, не менее интересных и увлекательных мастер-классах и фестивалях. До новых встреч!
Отзывы участников фестиваля. Валентина Парамонова – магистрант 2 курса и Ялина Анастасия – 4 курс, 406 группа: «В Институте детства прошёл грандиозный «Фестиваль науки и искусства», организованный кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе факультета начального образования. С 15 по 22 октября школьники, студенты, педагоги и родители принимали участие в Фестивале, вдохновлялись интересными идеями и осваивали новые навыки. В течение пяти дней проходили разнообразные мероприятия: коуч-сеты, вебинары, мастер-классы, квесты и многое другое! Каждый участник Фестиваля погрузился в мир дополнительного образования – многогранный, волшебный мир, в котором дети развиваются в удовольствие. Студенты Института детства, Дошкольного факультета, а также Творческий студенческий педагогический отряд (ТСПО) “Движение к будущему” подготовили невероятно красивые концерт для открытия и закрытия Фестиваля. Ребята исполняли музыкальные номера на флейте, пели песни под гитару, танцевали, читали прозу. Очень трогательный момент произошёл в момент совместного пения песни “Алые паруса”. Благодарим организаторов и всех участников за реализацию замечательного Фестиваля науки и искусства».
Дети и их родители, студенты и преподаватели оставляли отзывы на специально подготовленном листе ватмана. Среди них были приглашения преподавателей на работу в школу или перечисление понравившихся мастер-классов. Один участник написал: «Большое спасибо МПГУ за это мероприятие! 10 из 10 от Елисея».
Огромная благодарность студентом Творческого Студенческого Педагогического Отряда «Движение к будущему» и отдельно его руководителю, блестящему, искрометному, с тонким чувством юмора – Сергею Кипняку.
Сердечно благодарим студентов, выступавших на концертах Фестиваля: Александру Ахтямову,Надежда Халилова, Варвара Спиридонова, Ирину Колесникову, Дарью Шабурову, Дмитрия Фролова,Алексей Будилов, Тимура Мясоутова, Екатерину Вишнякову.
Неоценимую помощь оказали студенты 1,2,4,5 курсов бакалавриата и магистратуры факультета начальных классов, дефектологического факультета, института истории и политики, института международного образования, института социально-гуманитарного образования, без помощи и поддержки которых невозможно было бы провести данное мероприятие. Они помогали как волонтеры, как ассистенты ведущих мастер-классов, они привели своих младших братьев и сестер, они украшали кабинеты, водили детей по станциям и многое, многое другое. Организаторам фестиваля хотелось бы перечислить всех 100 студентов, но это невозможно. Каждому обязательно будет подписано благодарственное письма от лица руководства института детства. Особо отметим ведущих мастер-классов и самых активных помощников: Н.С. Ипатов, А.А. Ильченко, П.Д. Неборачук, М.А. Шведова, Т.В. Смирнова, Т.С. Волоскова, Л.М. Чичулина, А.С. Андрюшина, Я.Д. Новикова, В.В. Михайлова, А.А.Соломатина, Д.М. Загородников, Т.А.Мурачева, Д.И.Пашкова, М.А. Шведова, А.Д. Бурячок, А.С. Андрюшина, А.А. Жидкова, А.А. Карасёва и многие другие.
Благодарим участников и руководство школ за посещение наших мероприятий ГБОУ Школы №№ 1468, 51, 56 имени академика В. А. Легасова, 86 имени М.Е. Катукова, 138, 338, 400, 444, 492, 507, 544, 548, 641 имени С. Есенина, 648, 656 имени А.С. Макаренко, 843, 878, 949, 1034, 1080, 1101, 1151, 1158, 1234, 1238, 1241, 1245, 1279 «Эврика», 1286, 1317, 1352, 1354 «Вектор», 1375, 1400, 1448, 1450 «Олимп», 1466, 1467, 1504, 1507 , 1508, 1512, 1514, 1524, 1526 , 1534, 1538, 1541, 1542, 1551, 1560 «Лидер”, 1570, 1575, 1579, 1580, 1593, 1596, 1741, 1786, 1788, 1799, 1861 «Загорье», 1987, 2000, 2010, 2036, 2051, 2065, 2075, 2121. ГБОУ Школа имени Маршала В.И. Чуйкова, Школа на проспекте Вернадского, ГБПОУ «Воробьевы горы», ГБУДО Г. Москвы «ДШИ “Феникс”», ГБУДО г. Москвы «ДШИ им. А.А. Алябьева», ГБУДО Г. Москвы «ДШИ им. И.Ф. Стравинского», Гимназия г. Малоярославца, Классический пансион МГУ имени М.В. Ломоносова, Лицей Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, МБОУ Гимназия № 16, МБОУ Одинцовский Лицей № 2, МОУ «Школа № 7» г. Жуковский, Частная школа «Позитив», ЧУОО «Международная школа», Школа № 2025, ГБОУ Школа «Интеллектуал», ГБОУ Школа «Свиблово», ГБОУ «Московская международная школа».
Благодарим за организацию и проведение фотосъёмки С.Л. Савина и видео с открытия А.В. Мажуру.
Отдельная благодарность дружному, сплоченному коллективу кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, почти в полном составе, принявшем участие в организации и проведении всех мероприятий.
Новость подготовлена коллективом
кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе
Фотографии С.Л. Савина