Навигация по сайту

Экономическая теория

Основная образовательная программа (ООП)
по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 Экономика

направленность:
Экономическая теория

Присваиваемая квалификация:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»

I. Общие положения

1.1 ООП сформирована в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 Экономика (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 898),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).

1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.
Сроки обучения:
по очной форме 3 года,
по заочной форме до 4 лет.

1.3 Область профессиональной деятельности выпускников включает экономическую теорию, макроэкономическое управление, регулирование и планирование, экономику и управление предприятием, отраслями и межотраслевыми комплексами, менеджмент, маркетинг, логистику, управление инновациями, финансы, денежное обращение и кредит, бухгалтерский учет, статистику, математические и инструментальные методы экономики, мировую экономику, экономику предпринимательства.

1.4 Объекты профессиональной деятельности:
• концептуальные (фундаментальные) проблемы экономической науки, включая методы экономического анализа;
• прикладные проблемы функционирования различных экономических агентов, рынков и систем.

1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:

научно-исследовательская деятельность в области экономики:

  • фундаментальные исследования в области экономической теории и финансов;
  • исследования в области истории экономических процессов, истории экономических учений и развития методологии экономического анализа;
  • исследования национальной и мировой финансовых систем;
  • общегосударственных, территориальных и местных финансов;
  • финансов хозяйствующих субъектов;
  • финансов домохозяйств;
  • рынка ценных бумаг и валютного рынка;
  • рынок страховых услуг;
  • денежного рынка, денежной системы и денежного оборота;
  • оценочной деятельности;
  • кредитных отношений, банков и иных финансово-кредитных организаций;
  • разработка и совершенствование математических и инструментальных методов экономического анализа, методов анализа экономической статистики и бухгалтерского учета;
  • прикладные экономические исследования на основе фундаментальных методов экономического анализа;
  • исследование проблем становления и развития теории и практики управления организациями как социальными и экономическими системами с целью вскрытия устойчивых связей и закономерностей, определяющих природу и содержание этих проблем, логику и механизмы их разрешения;
  • выявление, анализ и разрешение проблем инновационного развития национальной экономики, управления основными параметрами инновационных процессов в современной экономике, научно-технического и организационного обновления социально-экономических систем, а также методов и инструментов оценки результатов инновационной деятельности;
  • планирование, организация и управление потоками материальных, информационных, финансовых и людских ресурсов с целью их рационализации;
  • спрос и предложение, структура и развитие рынков, их исследование и сегментация, рыночное позиционирование продуктов и компаний, конкурентоспособность и конкуренция, концепции маркетинга, методы и формы управления маркетинговой деятельностью в организации в современных условиях развития российской экономики и глобализации рынков;
  • исследования, раскрывающие источники и механизмы достижения фирмами конкурентных преимуществ на современных рынках, новейшие явления и тенденции мировой практики управления компаниями;
  • фундаментальные и прикладные исследования отраслевых, региональных и мировых рынков; организационно-хозяйственной деятельности субъектов рынка;
  • разработка теоретических и методологических принципов, методов и способов управления социальными и экономическими системами;
  • анализ современных тенденций и прогнозов развития экономики, определение научно обоснованных организационно-экономических форм деятельности;
  • совершенствование методов управления и государственного регулирования;
  • изучение закономерностей и тенденций развития системы ведения предпринимательской деятельности;
  • методологии, теории формирования и развития предпринимательства.

преподавательская деятельность:

  • разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников;
  • преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности;
  • ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов.

 

1.6 Трудовые функции выпускников:
• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

1.7 Результаты освоения ООП:
В результате освоения ООП выпускник должен обладать:
Универсальными компетенциями:
• способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
• способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
• готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
• готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
• способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
• способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональными компетенциями:
• способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
• готовностью организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки (ОПК-2);
• готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-3).
Профессиональными компетенциями:
• готовность к проведению научных исследований по специальности номенклатуры специальностей научных работников 08.00.01 – экономическая теория (ПК-1).

1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП
• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками МПГУ, а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, должна составлять не менее 70 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями МПГУ и библиотекой МПГУ. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети “Интернет” и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

II Учебный план
III Календарный учебный график
IV Рабочие программы дисциплин (модулей)
V Программа педагогической практики
VI Программа научных исследований
VII  Методические материалы