Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

22 апреля 2022 года в Центре русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института Филологии МПГУ состоялась первая встреча педагогического семинара “Воспитание литературой”

Наука

22 апреля 2022 года в Центре русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института Филологии МПГУ состоялась первая встреча педагогического семинара “Воспитание литературой”.

Семинар вел Алексей Владимирович Святославский, руководитель Центра, доктор культурологии, профессор кафедры русской классической литературы ИФ МПГУ. Модератором беседы была Екатерина Олеговна Яцкив, специалист Центра. В обсуждении участвовали сотрудники и активисты Лосевского центра.

Предметом обсуждения стала «Педагогическая поэма» Антона Семеновича Макаренко (1925 — 1935).  Тема дискуссии звучала так: «”Педагогическая поэма” А.С. Макаренко: публицистика, дидактика или художественная литература?»

Обсуждение началось с выступления А.В. Святославского, рассказавшего о жизни и педагогической деятельности Макаренко.

Далее участники беседы обсудили ряд вопросов, вызванных чтением «Педагогической поэмы» и изучением биографии знаменитого учителя.

В процессе обсуждения были рассмотрены следующие вопросы:

– особенности взаимоотношений между воспитанниками и педагогом;

– педагогическая система Макаренко: была ли она?

– Макаренко о педагогике: наука или искусство?

– что такое “Педагогическая поэма”: художественное произведение или руководство по применению?

В ходе оживленной дискуссии участники семинара сделали для себя важные выводы. История создания и развития Колонии им. Горького была уникальной. С одной стороны, воспитательные задачи реализовывались в тяжелейших материальных условиях, и отвергнутые обществом подростки сильно отличались от детей, с которыми Макаренко приходилось иметь дело в обычной школе. А. С. Макаренко умело сочетал требовательность, суровость с уважительным отношением к учащимся. Колонистов он воспринимал как взрослых (в произведении описан случай, когда один из подростков не захотел оставаться в колонии, и педагог не стал препятствовать его уходу). С другой стороны, воспитатель был относительно свободен в действиях.

Многие методы и приемы А. С. Макаренко действительно работают в школе вне зависимости от времени (например, организация «мудрой власти коллектива», противопоставленного толпе). При этом надо не забывать, что «Педагогическая поэма» — это не учебник, а художественное осмысление уникального опыта гениального педагога. Изменение имен, отдельных фактов, название, наконец, стиль – все это свидетельствует о литературной природе «Педагогической поэмы», поэтика которой еще ожидает осмысления.

Д. Борисова

27 / 04 / 2022

Показать обсуждение