Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Герменевтический клуб: “Жизненный путь в профессию и творчество” на материале киноновеллы Андрея Тарковского “Колокол”

Новости МПГУ

22-23 мая 2023 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства  Натальи Борисовны Ковалевой состоялись рефлексивные обсуждения последнего события VI Весенней психологической школы, прошедшего 21 мая в формате герменевтической встречи.

Мастер-класс Федора Ковалева, руководителя Межрегионального герменевтического клуба МПГУ и ведущего канала “Вслушивание”, ярко дополнил коллекцию герменевтических событий кафедры психологической антропологии, сопровождавших различные конференции, форумы, научные субботы и другие проекты. Руководителями и членами актива герменевтического клуба раскрывались актуальные проблемы и вопросы современной жизни сквозь призму произведений таких известных мастеров, как Уильям Уайлер (“Бен Гур”, 1957), Сергей Бондарчук (“Судьба человека”, 1959),  Федор Хитрюк (“Икар и мудрецы”, 1976),  Фредерико Феллини (“Репетиция оркестра”, 1978), Анатолий Резник (“Территория”, 1978), Александр Петров (“Сон смешного человека”, 1982), Фредерик Бек (“Человек который сажал деревья”, 1987), Дени Вильнев (“Дюна”, 2021), а также писателей, поэтов, художники, фотографов, представителей медиаискусства и, наконец, Андрея Тарковского.

В продолжение основной темы Весенней психологической школы “Жизненный путь в профессию и творчество”, учитывая временную ограниченность встречи, была выбрана только последняя киноновелла “Колокол” из гениального кинофильма Андрея Тарковского “Андрей Рублев” 1966 года. Группа участников была разновозрастной и многосоставной, и оказалось, что бакалаврам 19-20 лет имя режиссера незнакомо, как и его творчество. Однако судьба подростка Бориски, сложность его выборов и процесс созидания колокола увлекли их, что позволило в конечном итоге преодолеть сложность восприятия непривычного формата фильма и его метафорику. Мысль о ценности усилий на пути творческого поиска, ответственности за последствия выборов, готовности принять вызов, важность встречи с единомышленниками и сотворчества оказалась важной в контексте их собственного профессионального становления и создала еще одну опору для проектирования   индивидуальной траектории своего пути.

Огромное впечатление встреча произвела и на более старших участников – магистрантов, аспирантов, молодых специалистов – и за счет глубокого переживания самого фильма, и за счет тонкого модерирования Федора, что обогатило понимание и позволило по-новому осмыслить произведение, а также заинтересоваться герменевтикой недоумения и вопрошания или медиагерменевтикой как интересным методом работы.

Вот некоторые отклики:

Александр Круглов, магистрант Псковского государственного университета: “Сегодня удивительным мастером, удивительным педагогом Ковалёвым Ф. А. был продемонстрирован герменевтический подход при обсуждении кинокартины Андрея Тарковского.  Для меня, как для филолога, получающего переподготовку по педагогическому профилю деятельности это было очень ценно и с точки зрения метода и возможностей его использования на практике и с точки зрения принципов коммуникации и внимательного вслушивания в каждого! Применение герменевтического подхода предполагает прочитывание ребенка как некоторого текста, в котором совокупно отражена вся доступная для педагога информация: устная и письменная речь ребенка, его творческие работы, истории семьи, хроника жизни, смешные моменты. Интерпретация в педагогике- это большое искусство, к ней следует относиться со всей серьезностью, а к личности интерпретируемого-с ответственностью и уважением. Спасибо огромное за данный мастер-класс!”

Марина Медведева, магистрант Института детства МПГУ: “Очень интересная тема, которая заставила задуматься о будущем, о душе,  о мире в котором будут жить наши дети. На сколько они будут сильны духом и верой, после того как не станет нас. Наши традиции и наши начинания будут ли поддержаны и продолжены. Я по-другому взглянула на фильм и получила новые эмоции. Спасибо за интересную встречу!”

Ксения Волоскова, руководитель проекта “Книжный клуб”, слушатель ППК МПГУ: “Была рада принять участие в мастерской с такой непростой, но интересной темой. Выбор фильма для анализа — также повод, чтобы присоединиться: ещё до начала знаешь, что будет сложно, но увлекательно!

Понравились методы преподавателя, например, идея свободного брейнсторминга и вслушивания который возможен только в атмосфере полного доверия, когда ты не боишься сказать глупость, когда нет осуждения, а также принцип вслушивания в текст и высказывания каждого, что действительно позволяет сделать новый шаг в понимании!”

Лада Александровна Лебедева, курсы ППК МПГУ: Сегодняшняя мастерская  была  посвящена разбору новеллы «Колокол» из фильма А. Тарковского, и проводил ее Ф.А.Ковалев – руководитель Герменевтического клуба МПГУ.  Честно – для меня это не было занятие в обычном смысле слова, скорее – встреча единомышленников с очень приятной атмосферой. Атмосферу задавал тон ведущего, приглашавшего к обсуждению и размышлению над многослойным и многозначным, более того – философским произведением, вполне человеческим языком. Сама дискуссия, при этом, накладывалась на вполне научно обоснованную матрицу, представляющую готовую разработку по смысловому анализу текста или визуала художественного произведения. Для меня, как педагога по художественному слову, работа с текстом и его анализом является одним из основных направлений, поэтому практики, раскрытые Федором на занятии, обязательно будут использоваться в работе. Наша группа была представлена как студентами, так и слушателями, получающими второе высшее образование, и, возможно, это разнообразие слегка снизило активность и темп нашей коллективной работы. Но также, это показало мне необходимость особо тщательного подбора будущего материала для учащихся, т.к. новелла оказалась довольно сложной для обсуждения студентами второго курса (хотя фильм имеет возрастной ценз 12+, и мог бы использоваться в работе со школьниками). Поиск смыслов был интересен, время пролетело незаметно, оставив легкое послевкусие недосказанности – ведь работа мозга над пониманием фильма продолжилась и дальше. И кто знает, может быть, именно это занятие с Наставником станет тем самым творческим импульсом для кого-то из слушателей, который поможет раскрыть талант или задать вектор жизни, как это случилось в новелле “Колокол” с главными персонажами? Спасибо за этот мастер-класс, мне было очень интересно!”

 

24 / 05 / 2023

Показать обсуждение