Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

V Международная научно-практическая конференция «Педагогика начального образования: традиции и инновации», посвященная 200-летнему юбилею К.Д. Ушинского

Новости МПГУ

23–24 марта 2023 г. в Институте детства прошла V Международная научно-практическая конференция «Педагогика начального образования: традиции и инновации». Конференция была приурочена к проведению в 2023 году в России Года педагога и наставника и посвящена 200-летнему юбилею К.Д. Ушинского. Организаторы конференции – кафедра теории и практики начального образования. Основными направлениями работы конференции были следующие: научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского и современное российское образование; современная трактовка педагогических взглядов К.Д. Ушинского о роли и значении изучения русского языка как средства передачи традиционной культуры российского общества учащимся начальной школы; использование потенциала идей К. Д. Ушинского в процессе преподавания учебных предметов и разработки современного учебника для начальной школы.

В конференции приняли участие ученые и преподаватели образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, сотрудники институтов повышения квалификации и развития образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя начальных классов, аспиранты, магистранты и студенты старших курсов бакалавриата факультетов подготовки учителей начальных классов из более чем 15-ти регионов России (Москва и Московская область, Калуга, Казань, Липецк, Луганск, Самара, Саранск, Томск, Тула, Уфа, Чебоксары, Ярославль и др.), а также Республики Болгария, Беларуси и др. Помимо образовательных организаций разного уровня (университетов, колледжей, общеобразовательных школ и детских садов) в работе конференции приняли участие представители Института стратегии развития образования РАО, ИЦ «Библиотека имени  К.Д. Ушинского» РАО и др.

Информационными партнерами конференции были научные периодические издания: «Журнал педагогических исследований» Издательского центра ИНФРА-М, «Образовательные технологии», «Педагогические технологии» Издательского дома «Народное образование», а также журналы «Основы безопасности жизни» и «Школа будущего».

Открыла работу конференции Людмила Александровна Трубина, проректор по учебно-методической работе МПГУ, доктор филологических наук, профессор, подчеркнув значение педагогической профессии и наставничества для развития страны, значимость педагогического образования, а также Анна Алексеевна Алмазова, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, доктор педагогических наук. С приветственным словом к участникам конференции обратились: Наталья Федоровна Виноградова, заведующий лабораторией начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; Наталья Викторовна Кузнецова, заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук, доцент; Светлана Вячеславовна Степанова, главный редактор журнала «Начальная школа», старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук; Лидия Здравкова Цветанова-Чурукова, доцент, Югозападен университет «Н. Рилски», г. Благоевград, Республика Болгария, доктор педагогических наук.

На пленарном заседании с докладами выступили: Александр Наумович Джуринский, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, Почетный профессор МПГУ (К. Д. Ушинский – народный педагог); Станислав Петрович Ломов, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор (Воспитательный потенциал искусства в образовательной среде); Евгений Иванович Исаев, профессор кафедры педагогической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор (Преемственность дошкольного и начального образования как научно-практическая проблема); Михаил Иосифович Рожков, главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (Идеи педагогического сопровождения социального развития детей в трудах К. Д. Ушинского); Людмила Кузьминична Веретенникова, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор (Идеи К. Д. Ушинского в педагогических исследованиях современных проблем воспитания); Наталья Геннадьевна Кочетова, декан факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, кандидат физико-математических наук, профессор; Светлана Александровна Севенюк, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики Самарского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент (Общественно-педагогическая мысль о воспитании «человека и гражданина» в педагогическом наследии К. Д. Ушинского и в современном российском образовании); Марина Анатольевна Олейникова, декан факультета начального образования Института детства МПГУ, доцент кафедры теории и практики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент; Елена Викторовна Борисова, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент; Александр Леонидович Чекин, заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент (К. Д. Ушинский об учителе и его подготовке: современное прочтение); Виталий Юрьевич Сурвилло, директор Информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО, председатель Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации (Содержание и важность работы по сохранению и популяризации научного наследия К. Д. Ушинского); Елена Николаевна Землянская, заведующий кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор (О путях образования понятий у младших школьников в трудах отечественных педагогов) и другие. Всего в пленарных и секционных заседаниях конференции было представлено более 50 докладов.

Для участников конференции были показаны фильмы: ролик «Открытие памятника К.Д. Ушинскому в МПГУ в феврале 2023 года», «Ресурсы библиотеки. К.Д. Ушинский и его современники»; «Сердце, отданное людям. Константин Ушинский»; «К.Д. Ушинский. Посвящение педагогам. Выдающиеся имена прошлого и современности».

На конференции были организованы секции: «Современная трактовка педагогических взглядов К.Д. Ушинского о роли и значении изучения русского языка как средства передачи традиционной культуры российского общества учащимся начальной школы» модератор – Инна Геннадьевна Рябова, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства, преподаватель Колледжа Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент; «Использование потенциала идей К. Д. Ушинского в процессе преподавания учебных предметов и разработки современного учебника для начальной школы» модератор – Вера Викторовна Кольтинова, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.

Также во второй день конференции проводились мастер-классы:

«Методика К.Д. Ушинского изучения грамматики русского языка на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина» – ведущий: Лариса Сергеевна Саломатина, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;

«Педагогика – это наука или искусство?» – ведущий: Юрий Васильевич Чечеткин, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

«Приемы формирования универсальных учебных действий школьников на уроках» – ведущий: Анастасия Эдуардовна Удрас, ассистент кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета;

«Речевой этикет педагога: инструментарий для развития» – ведущие: Лидия Васильевн Козиловаа, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, доцент; Светлана Константиновна Гуськова, доцент кафедры психологии и педагогики факультета управления Московского университета имени С.Ю. Витте, кандидат педагогических наук, доцент;

«Прокачаем soft-skills креативности» – ведущий: Людмила Кузьминична Веретенникова, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

Работа конференции завершилась интересным форматом обсуждения дискуссионных проблем: митапами для учителей начальных классов школ г. Москвы. Данный формат был апробирован на предыдущей конференции факультета начального образования Института детства – Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки современного учителя начальных классов» 16 – 17 февраля 2023 года.

Митап № 1 был посвящен актуальнейшей теме современной начальной школы – реализации исторического просвещения в начальной школе средствами учебных предметов. Спикер Татьяна Алексеевна Живодрова, заместитель декана по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, проанализировала возможности английского фольклора в историческом просвещении младших школьников на уроках иностранного языка. Представленные методические разработки могут быть использованы также на уроках литературного чтения, во внеурочной деятельности.

В ходе работы митапа идеями исторического просвещения поделились представители образовательных организацией: текстовые задачи с историческим содержанием на уроках математики представила педагог Вахненко Ирина Николаевна; уникальный опыт изучения русских народных кукол на уроках технологии в начальной школе был передан педагогом-психологом, учителем технологии ГБУ «Комплексный реабилитационно – образовательный центр» Екатериной Игоревной Солнцевой.

В рамках митапа № 2 «Взаимодействие классного руководителя начальной школы и родителей в патриотическом воспитании младших школьников» обменялись опытом работы преподаватели МПГУ, учителя начальных классов, магистранты. Задала тон дискуссии спикер Инна Геннадьевна Рябова, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства, преподаватель Колледжа МПГУ, рассказав о направлениях патриотического воспитания младших школьников и продемонстрировав разнообразные практико-ориентированные задания для родителей. Участники митапов дискутировали, спорили, выполняли различные интерактивные задания, подготовленные спикерами.

Декан факультета начального образования Института детства М.А. Олейникова и заведующий кафедрой теории и практики начального образования Е.Н. Землянская подвели итоги конференции, программа которой получилась содержательной, насыщенной и плодотворной.

 
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

Мероприятие проходит в рамках Научно-педагогического марафона «Педагогические университеты России: по пути К.Д. Ушинского» (серия научно-практических конференций) в соответствии с п. 4 р. 2 Плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 г. № 399-р.

#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023

29 / 03 / 2023

Показать обсуждение