Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Международная конференция «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога» – научный праздник в стенах МПГУ

Новости МПГУ

19-21 октября 2022 г. в нашем университете в смешанном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога» – масштабное мероприятие, посвященное  150-летию МПГУ, в котором приняли участие 10 гостей из ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Иран, Израиль, Турция, США); выступили с докладами и мастер-классами 84 специалиста; в качестве слушателей зарегистрировались 728 человек из 85 регионов Российской Федерации, а также Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан.

Организаторы конференции – Министерство просвещения Российской Федерации и МПГУ, представленный Институтом детства. Целью конференции было определение роли и содержания социально-воспитательной деятельности вуза в процессе формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога.

Оргкомитет представляет подробности этого научного праздника в стенах МПГУ.

19 октября работа началась с приветственных слов заместителя директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Сергея Степановича Антонова, который подчеркнул в год 150-летия нашего вуза:  «Закономерно, что именно МПГУ является организатором этой конференции как флагман разработки ядра педагогического образования, то есть той базы знаний и профессиональных навыков, которыми должны владеть учителя-дефектологи». Проректор МПГУ по учебно-методической работе, д.филол.н. Людмила Александровна Трубина, обращаясь к участникам, акцентировала внимание на роли профессорско-преподавательского состава дефектологического факультета Института детства не только в подготовке учителей-дефектологов, но и в разработке программ и методик обучения для всей страны. Заведующий кафедрой тифлопедагогики МПГУ, академик Российской академии образования, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке, д.философ.н. Олег Николаевич Смолин от души пожелал всему собравшемуся дефектологическому сообществу успехов и максимальной продуктивности в работе. Заведующий кафедрой сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства, д.пед.н. директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Александровна Соловьева обратила внимание на ряд актуальных проблем, связанных с подготовкой дефектологов, и выразила надежду, что проходящее мероприятие поможет объединению усилий для их решений. Теплые слова в адрес устроителей конференции, ее участников и российского педагогического сообщества были произнесены Мустафой Юнусом Эрьяманом – президентом Всемирной Ассоциации исследований в области образования WERA (World Educational Research Association) (г. Анкара, Турция).

Пленарное заседание первого дня было посвящено опыту подготовки ведущих вузов нашей страны. Так, директор Института детства нашего университета, д.пед.н. Анна Алексеевна Алмазова осветила вопрос ресурса воспитательной работы на дефектологическом факультете МПГУ. О системе воспитания осмысленного отношения к получаемой профессии рассказал директор Института детства НГПУ, д.психол.н. Рубен Оганесович Агавелян. Декан специального (дефектологического) факультета ДГПУ, заместитель министра по делам молодежи Республики Дагестан, к.пед.н. Патимат Омаровна  Омарова обратилась к вопросу потенциала волонтёрской работы. Заведующий кафедрой дефектологического образования, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе ЧГУ, д.пед.н. Ольга Александровна Денисова продолжила тему добровольчества в своем докладе «Инклюзивное волонтёрство – инструмент социально-воспитательной деятельности в системе подготовки учителя-дефектолога». О воспитательной работе в системе подготовки учителей-дефектологов в МГППУ рассказала декан факультета клинической и специальной психологии МГППУ, к.пед.н. Ева Эдуардовна Артемова. Опыт коллег ближайшего зарубежья был представлен докладом профессора БГПУ, директора Института инклюзивного образования, д.пед.н. Веры Валерьевны Хитрюк (г. Минск, Республика Беларусь),  а также материалами, представленными к.пед.н., заведующим кафедрой специальной педагогики, декан факультета Дошкольного образования АГПУ Наили Тофиг кызы Гусейновой (г. Баку, Азербайджан).

Работа дня прошла на брифинг-площадках «Воспитательное пространство вуза в системе подготовки современного учителя-дефектолога» (модераторы: Алмазова А.А., д.пед.н., директор Института детства МПГУ, Филатова И.А., к.пед.н., доцент Институт специального образования и психологии МГПУ

и «Воспитательная деятельность учителя-дефектолога: диалог науки и практики» (модераторы: Кулакова Е.В., к.пед.н., декан дефектологического факультета МПГУ; Борисова Е.Б., руководитель психолого-педагогической службы ГБОУ города Москвы Школа №1248, член психолого-педагогической службы МСД).

20 октября прошла сессия под названием «Гуманистические идеи Януша Корчака и проблемы современного образования». Обращение к наследию Януша Корчака имеет особую значимость для МПГУ: в этом году 30 лет со дня основания Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш дом», идея которого зародилась в стенах нашего физического факультета. Кроме того, именно в этом году исполняется 80 лет со дня трагической гибели Корчака в Треблинке вместе со своими подопечными, воспитанниками приюта «Дом сирот».

Сессионное заседание было посвящено наследию Януша Кочака.  Открыло сессию выступление проректора МПГУ по связям с общественностью, д.пед.н. Татьяны Николаевны Владимировой, в своем выступлении подчеркнувшей значение Корчака как нравственного образца для педагогов многих поколений. Продолжила встречу Батия Гилад, основатель Образовательного института Януша Корчака в Израиле, член Образовательного центра Януша Корчака (Израиль), которая в своем докладе особо подчеркнула значимость идей Я. Корчака в подготовке будущих учителей: «Я искренне надеюсь, что в дискуссиях на вашей конференции вы будете искать пути, ведущие к уважению молодого поколения и миру, усиленные теми путями, которыми Я. Корчак и С. Вильчинская вели нас в своей воспитательной работе в приюте в Варшаве».

В очень эмоциональном выступлении учителя литературы школьного округа Маунт Вернон (штат Вашингтон, США) Росио Родригес Брэдли прозвучали самые горячие пожелания всем учителям мира, присоединившимся к обсуждению насущных вопросов образования на площадке Московского педагогического государственного университета. Она сделала акцент на трех важных ценностях, которыми должен руководствоваться педагог при работе со своими учениками: честность, чистота и долг.

Шнайдер Марши Талмадж, член Корчаковского общества США (г. Нью-Йорк, США) в своем докладе рассказала о воспитательных подходах Я. Корчака и его любви к детям, которые стали для нее точкой опоры для исследования о нем и написании книги «Януш Корчак: скульптор детских душ». Эта книга была передана в дар нашему университету как флагману в подготовке учителей.

Сессионные доклады осветили самые разные темы. Так, доклад «Разумный педагог: императивы Януша Корчака» был представлен Розой Алексеевной Валеевой, д.пед.н., профессором, заведующим кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, президеном Российского общества Януша Корчака (г. Казань, Россия).  Екатерина Александровна Александрова, д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой методологии образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов, Россия) рассказала о развитии идей Януша Корчака об образовательной среде.  Роль педагогики Януша Корчака в подготовке будущего учителя как субъекта культуры  – важная тема, поднятая Ниной Григорьевной Липкиной, к.пед.н., доцентом кафедры педагогики и психологии ПГГПУ (г. Пермь, Россия). Завершал сессионную часть доклад «Принцип гуманизма в радиожурналистике Януша Корчака» Елены Станиславовны Зубаркиной, к.филол.н., доцента кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, автор и ведущая Радио КНИГА (г. Москва, Россия).

День продолжился циклом круглых столов: «Гуманистические традиции педагогики в наследии Януша Корчака в современной школе» (модераторы Валеева Р.А., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, Липкина Н.Г., к.пед.н., доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ); «Опыт организации интеграционных лагерей. О реализации права на отдых и оздоровление детей с ОВЗ и с инвалидностью» (модераторы Фоминова А.Н., к.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, Кузьмина Е.Р., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ).

В продолжение работы конференции был предложен тематически актуальный круглый стол «Союз педагогики и медицины в воспитательном пространстве: проблемы, возможности и перспективы», модератором которого выступили Орлова О.С., д.пед.н., профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, Феоктистова С.В., д. психол.н., профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета. Аспекты, связанные с проблематикой госпитальной педагогики, были раскрыта в докладе Екатериной Сергеевной Зориной (к.психол.н., педагог-психолог флагманской площадки «УчимЗнаем»).

В это же время прошла работа дискуссионной площадки, посвященной научному наследию Всеволода Петровича Кащенко: его вкладу в становление дефектологии, материал был представлен Михаилом Анатольевичем Тимофеевым, к.ист.н., руководителем Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании имени В.П. Кащенко ИКП РАО.

Во второй половине дня участникам был предложен большой пул интерактивных мастер-классов и студенческих дискуссионных площадок.

Накопленный в МПГУ опыт воспитательной деятельности был представлен на мастер-классе«Международный корчаковский интеграционный лагерь «Наш дом», руководителем которого является Ирина Дмитриевна Демакова, д.пед.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства. Участвовали также вожатые лагеря – обучающиеся МПГУ Шевцова Анастасия и Ванчикова Александра, представители других вузов и организаций – Калинина Мария, Попова Мария, Буров Григорий, Бородина Алена, а также А.В. Шипова, доцент кафедры психологической антропологии, руководитель корчаковского лагеря «Наш Дом», В.В. Денисова, член правления Российского общества Януша Корчака и А.В. Макухо, к.психол.н., член правления РОЯК.

Проблематика помощи детям на длительном лечении обсуждали в мастерской «Стратегии вовлечения детей в читательские практики в условиях медицинского стационара», которую вели представители  кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Адамян Е.И., к.филол.н., доцент и Колосова Е.Б., старший преподаватель.

Тематика дискуссионных площадок касалась самых разных аспектов детства среди которых:

«Самоценность детства» (модератор Масандилова И.Л., к.пед.н., доцент кафедры начального филологического образования им. М. Р. Львова Института детства МПГУ). Диалог был построен в форме импровизационной игры «Когда я снова стану маленьким» по одноимённой повести Януша Корчака;

«Свобода в воспитании…» (модератор Ковалева Н.Б., к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ);

«Детскому счастью….»(модераторы Трифонова Е.В., к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии; Рычагова Е.С., к.пед.н., доцент кафедры психологической антропологии; Воробьева И.Н., старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ);

 «Возможности совместного музицирования в коррекционной работе с детьми…» (модератор Никитина Л.А., к.пед.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ);

«Арт-методы самопроектирования»(модератор Лопаткова И.В., д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ);

«Возможности театральной педагогики…»(модераторы Ростовская А.Е., старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ; Федорова Е.П., кандидат психологических наук, доцент) совместно со студентами: Зайцева Марина, студентка 3 курса, Институт детства, МПГУ, учебный театр «Навстречу», Царев Станислав и Пилюгин Даниил, студенты 1 курса, Юридический институт, «Российский университет транспорта» (МИИТ).

Итогом содержательно-событийного дня стала презентация социально-воспитательного проекта МПГУ «Радиоспектакль по мотивам произведений Януша Корчака» (главный редактор Е. Зубаркина). Спектакль вызвал сильнейший эмоциональный отклик слушателей, инициировал обсуждение тем, идей, проблем творчества Януша Корчака, его миссии и преемственности идей гуманистической педагогики в современном мире.

21 октября Конференция продолжилась на разных площадках: Лицей МПГУ (г. Москва) и Школа-интернат для АОП № 1 (г. Саратов). В Лицее МПГУ произошла встреча учащихся 8,9,10 классов с руководителями корчаковского движения – Москвы, Казани, Перми и Саратова.  А педагоги Школы-интернат для АОП № 1 г. Саратова поделились своим опытом инклюзивной работы со студентами дефектологического факультета Института детства МПГУ.

По завершению событий гости конференции Валеева Р.А., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, Президент Российского общества Януша Корчака (г. Казань), Липкина Н.Г. к.пед.н., доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ (г. Пермь) и сотрудники кафедры  Демакова И.Д., Адамян Е.И., Колосова Е.Б. под руководством зав. кафедрой психологической антропологии Адамян Л.И. посетили Главный корпус МПГУ, потому что у каждого из участников есть своя значимая и ценная профессиональная история, связанная с этими культурными местами, и эти истории заиграли с новой силой по завершению масштабного мероприятия, посвященного подготовке педагога Будущего.

О подготовке дефектологов разговор шел в год 150-летия МПГУ. Это торжественное и знаковое для отечественной педагогики событие. Поздравления нашему университету были подготовлены студентами разных вузов. Созданные ими видеооткрытки органично списались в трансляцию конференции.

Поздравление студентов Московского педагогического государственного университета

Поздравление студентов Саратовского государственного университета

Поздравление студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Поздравление студентов  Казанского федерального университета

В рамках работы конференции к 150-летию МПГУ была открыта выставка «Дефектология вчера, сегодня, завтра», раскрывающая опыт подготовки педагогов-дефектологов в университете. Материалы выставки расположены в рекреациях дефектологического факультета и в виртуальном пространстве.

Участники конференции из различных регионов Российской Федерации получили возможность обменяться научно-практическим опытом, обсудить широкий круг вопросов по проблемам качества подготовки учителей-дефектологов и роли социально-воспитательной деятельности в вузе.

В рамках работы конференции был разработан и опубликован сборник научно-методических материалов «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога». Он содержит рекомендации по организации социально-воспитательной деятельности в вузе в процессе подготовки учителя-дефектолога. Издание адресовано преподавателям вузов, руководителям и педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования.

 

28 / 10 / 2022

Показать обсуждение