Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Межрегиональные круглые столы кафедры психологической антропологии, приуроченные к 150-летию МПГУ, по проблемам духовно-нравственного развития личности современной ситуации взросления

Новости МПГУ

24-27 июня 2022 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии  Н.Б. Ковалевой состоялась серия межрегиональных круглых столов и семинаров, на которых были подведены итоги работы этого года по обсуждению  и развитию   концепции и технологий различных  воспитательных и  психолого-педагогических  образовательных антропопрактик, основанных на рефлексивно-позиционном подходе  к развитию личности и способностей  детей  и молодежи (Н.Б. Ковалева, 2010) и медиагерменевтики и сюжетно-деятельностной игры как двух его технологий (Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А, 2015).

В семинарах, которые проходят дистанционно на протяжении года 2-3 раза в неделю, принимают участие педагоги и психологи их Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Иркутска осуществляющие свою практику на основе подхода или использующие его технологии.  На итоговом научно-практическом семинаре участники подчеркнули значимость дальнейшей разработки подхода для дальнейшего развития и совершенствования различных практик.

Межрегиональные круглые столы, приуроченные к 150-летию МПГУ, были проведены 24 и 26 июня под руководством Н.Б. Ковалевой и руководителя герменевтического клуба МПГУ Ф.А. Ковалева. Встречи были посвящены проблемам духовно-нравственного воспитания и развития личности и способностей детей и молодежи в современную эпоху.  Наиболее полное освещение получили два проекта Иркутской епархии: разработка новой программы «Хранители цивилизации: взгляд из Космоса» для православного лагеря детского отдыха «Роднички, которому исполнилось в этом году 20 лет, и разработка и обеспечение программы «Инновационная  православная гимназия», осуществляемые в технологиях рефлексивно-позиционного подхода (включающем христианскую антропологию как одно из своих оснований) по благословению    высокопреосвященейшего Владыки Максимилиана, Митрополита Иркутского и Ангарского.

24 июня в докладах Ф.А. Ковалева и О.В. Михеевой основное внимание было уделено технологиям медиагерменевтики в контексте проведения ключевых событийных мероприятий в «Родничках» при работе с такими образцами, как отрывок из книги «Марсианские хроники» – «Ночная встреча» Рея Бредбери, «Прибытие» (Дени Вильнёв, 2016), «Валли» (Эндрю Стэнтон, 2008) в соединении с отрывками из Евангельских текстов. Вожатые и активисты проекта «Роднички» встретили эти доклады с большим воодушевлением, так как получили важные методические рекомендации для создания условий для творческих размышлений самих детей над сложными реалиями нашего времени.

26 июня после краткого вступления Н.Б. Ковалевой с показом видеобразца, позволившего уточнить понимание сущности творчества, свои сценарные находки интерактивно представили преподаватели православной гимназии Иркутска. Ключевыми событиями оказались грехопадение и возрождение надежды, взятие Христа в Гефсиманском саду, притча о Петре и Февронии. Священник Сергий Новиков рассказал об удивительном событии, подготовленным самим школьниками – членами герменевтического клуба «Тайное вечере», которые на основе разбора стихотворений великих поэтов, в частности «Измучен тоскою» Афанасия Фета, в технологиях медиагерменевтики создали модель звездного неба и зажгли на нем звезды  надежды – для себя, для всего человечества в целом,  ведь каждая звезда  светилась особым светом поэтических строк и символическими образами, открытие смысла которых дарит  силы превозмогать уныние, распад, тоску, будит живительные силы души, призывает к сотворчеству. Отец Сергий как духовный настоятель гимназии сумел выстроить это сложное дело, во многом преодолевая внутреннее сопротивление и неуверенность десятиклассниц за счет глубокого их понимания, сопереживания и душевного попечительства. Неудивительно, что в итоге все участники необычайного события написали о том, как много для них значило поэтическое сотворчество в понимании великих стихов, как помогло справиться с внутренней тревогой, как вселило в сердце радость.  Участникам круглого стола также удалось поработать со стихотворением А. Фета и нащупать те мелодии, которые для каждого открывали новое звездное небо, например в таких строчках «И неподвижно на огненных розах
«Живой алтарь мирозданья курится, В его дыму, как в творческих грезах, Вся сила дрожит и вся вечность снится» как синергийный призыв к сотворчеству!

Не менее значимыми оказались выступления священника Георгия Бажина, давшего возможность поговорить самим Адамом, сидящим у ворот рая и показавшего возможности применения коммуникативно-ролевой игры при изучении сложных тем законов Божия. Позволила вообразить воочию события Гефсиманского сада «Машина времени» – разминка, представленная священником Никитой Семеновым. И, безусловно, глубоко отозвались рисунки пятиклассников как рефлексивные формы творческого понимания образов таких святых как Петр и Феврония, с которыми познакомила Антонина Касимова – член команды, осуществляющий проект «Инновационная гимназия». В итоге участники, среди которых были и опытные педагоги, и психологи, и воспитатели из Москвы, Санкт-Петербурга и Иркутска при подведении итогов подчеркнули практическую значимость каждого доклада, позволившего не только пополнить собственную копилку и сделать смысловые открытия, но и духовно укрепиться в соразмышлении с единомышленниками в столь непростое для всех нас время!

Доцент кафедры психологической антропологии

Н.Б. Ковалева

29 / 06 / 2022

Показать обсуждение