Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Межрегиональный Герменевтический клуб МПГУ: подводим итоги прошлого полугодия

Новости МПГУ

13 января 2022 г. в канун Старого Нового года активом Герменевтического клуба под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Натальи Борисовны Ковалевой была проведена творческая рефлексия медиагерменевтических встреч прошедшего учебного полугодия.  В соответствии с пандемической ситуацией Клуб в основном продолжал работать в дистанционном режиме, однако удалось провести и несколько очных встреч.  В этом году на встречах рассматривались в основном новые яркие кинопроизведения, которыми изобиловала осень: «Довод» Кристофера Нолана; «Дюна» Дени Вильнева; «Французский вестник» Уэсс Андерсена. Также оказывались актуальными и артхаузные вещи, такие как «Сказка сказок» Юрия Норштейна; «Икар и Мудрецы» Федора Хитрюка; «Прибытие» Дени Вильнева; «Тот самый Мюнхгаузен» и спектакль «Юнона и Авось» Марка Захарова, а также сказки из серии «Горы самоцветов» такие как «Бессмертный» Михаила Алдашина, «Егорий Храбрый» Сергея Меринева и другие тексты и видеобразцы.

Важным проектом, создающим дополнительное пространство понимания образной ткани текста и открытий, порождающих встречу с текстами, стал канал «Вслушивание», в рамках которого Федор Ковалев совместно со Светланой Ковалевой (дизайнер) и Владимиром Порядиным (музыка) на базе медиагерменевтики или точнее герменевтики недоумения и вопрошания (Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А., 2015) проводит глубинные разборы фильмов талантливых современных кинорежиссеров. Например, в фильме «Довод» вневременности подлинных поступков и важности исследований приобрела особое звучание за счет раскрытия глубоко спрятанной отсылки катастрофических событий, разыгрываемых в фильме к Помпеям и ответственному поступку Плиния Старшего, который направил туда корабль, желая помочь и спасти хотя бы часть населения и одновременно, с целью исследования самого феномена извержения Везувия. Или раскрывая в «Дюне» последствия ситуации, когда идеал человека и человеческого подменяется идеалом техногенного и прагматичного

Также большое внимание было уделено медиагерменевтическим разборам в рамках курсов «Психологии общения и понимания», «Групповые технологии работы с родителями детей, находящимися на длительном лечении» «Психология индивидуального развития», которые читались Н.Б. Ковалевой в магистратурах и курсах переподготовки Института детства. Особый интерес вызвало обсуждение фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана с магистрантами, обучающимися по программе «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации», в процессе которого удалось раскрыть такие сложные темы курса по психологии общения как ценностно-смысловые основания и принципы эффективной коммуникации при принятии решения в условиях конфликта; роль проектности мышления и творческой направленности личности при групповой коммуникации, значение эмоций и эмпатии в диалогическом общении и противостоянии манипуляциям.  Оскароносный мультфильм Фредерика Бека «Человек, который сажал деревья» в свою очередь полюбился группе ПДО на курсах переподготовки педагогов дополнительного образования и открыл возможность разговора о будущем и важности не только его замыливания и проектирования, но и целенаправленной творческой реализации.

Интересны также результаты применения Герменевтики недоумения и вопрошания в раках проекта «Инновационная гимназия», осуществляемого под руководством Н.Б. Ковалевой в иркутской православной школе на занятиях по вероучительным дисциплинам с 5 по 11 класс. Упор делается на внимательное чтение и обсуждение библейских текстов в сопряжении с яркими художественными образцами и введением многих, в том герменевтических приемов, упражнений, а также творческим и личностно осмыслить изучаемые темы, но и перебросить мост к актуальны проблемам реальной жизни и создать опоры для их успешного разрешения на своих основания.

В создаваемом герменевтическом пространстве разных проектов ведутся также психологические исследования, результаты   которых показывают эффективность применения рефлексивно-позиционных технологий и медиагерменевтики для развития личности и способностей учащихся в дополнительном и основном образовании и представлены в научных публикация и докладах актива герменевтического клуба и других представителей данной научной школы.

До новых встреч в 2022!

Актив Герменевтического клуба

14 / 01 / 2022

Показать обсуждение