Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

155-летие профессора МВЖК – основателя научной школы отечественного искусствознания

Новости МПГУ

 

 

 

 

27 июля 2022 г. исполнилось 155 лет со дня рождения российского и советского искусствоведа, директора Государственного музея изящных искусств, заслуженного деятеля искусств, автора книг по истории западноевропейского и русского искусства, профессора МВЖК Николая Ильича Романова.

Н.И. Романов родился 15 (27) июля 1867 г. в Москве, происходил из дворянского рода. После окончания гимназии Николай Романов поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета. Был учеником  Ивана Владимировича Цветаева, под руководством которого  изучал историю искусства. . Параллельно с активной научной деятельностью он читал лекции по истории искусства на Московских высших женских курсах (с 1901 г., в 1911 г. был избран профессором МВЖК), в Московском археологическом институте и Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского.

Н.И. Романов поддержал протест против деятельности министра народного просвещения Л.А. Кассо в 1911 г. и продолжал заниматься научными изысканиями, а также много преподавал. В 1921 г. Н.И. Романов защитил диссертацию «Доменико Гирландайо (Историко-художественные этюды)». В сфере научных интересов ученого были: русская живопись XIX в., русская и западноевропейская гравюра, итальянское искусство эпохи Возрождения. Романов читал курсы «Введение в историю искусства», «Итальянское искусство эпохи Возрождения», «История Средневековья и Ренессансного искусства».

Многолетнее сотрудничество с И.В. Цветаевым позволило Николаю Ильичу сделать огромный вклад в развитие музейного дело в стране. Так, совместно с И.Э. ГрабаремН.П. ЧулковымА.М. Эфросом и Г.В. Сергиевским в ноябре 1917 г. он возглавил Объединенный комитет по охране собраний и памятников искусства и старины. В 1918-1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

Став в 1923 г. директором ГМИИ (с 1937 г. – Государственный музей изящных искусств им. А.С. Пушкина), Н.И. Романов создал в нем Картинную галерею старых европейских мастеров, уберег от расформирования и добился передачи в музей богатейшего собрания мировой графики из ликвидированного Румянцевского музея. Под его руководством была создана первая научная экспозиция картинной галереи, которая была открыта 1 ноября 1924 г., были разработаны принципы научно-охранного учета музейных коллекций. Помимо работ западных художников, хранившихся в Румянцевском музее, в ГМИИ стали поступать картины, гравюры, рисунки, произведения прикладного искусства из национализированных частных собраний. Одновременно шел процесс обмена художественными ценностями с другими государственными музеями и галереями, в том числе музеями Ленинграда (Академии художеств, Гатчины, Эрмитажа, Петергофа). В результате национализации частных коллекций и перераспределения музейных ценностей в музей поступило значительное количество картин западноевропейских художников, в отборе которых Романов принимал активное участие. Он руководил созданием в музее отдела старинной западной живописи и пополнением других отделов. Расширилось и древневосточное собрание музея. Свыше 1000 клинописных табличек и около 3000 других памятников Древнего Востока было передано из бывшего музея Института классического Востока.

Как хранитель Отделения изящных искусств Румянцевского музея и директор Государственного музея изящных искусств в Москве (1923-1928), Романов одним из первых начал применять научно-эстетические методы в музейной работе. По его настоянию гравюрное отделение и научная библиотека Московского Публичного и Румянцевского музея были целиком переданы в ГМИИ. В музее была налажена научная популяризация и заново организовано издательское дело. В 1925-1927 гг. Романов редактировал бюллетень ГМИИ «Жизнь Музея», где помещал статьи – о реорганизации Музея изящных искусств, проводимой в связи с изменением его профиля, о работе с детьми, о лектории музея и т.д. В годы своего директорства Н.И. Романов неуклонно проводил политику служения музея науко-просветительным задачам страны: «Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убежден, что и простой народ найдет здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор». С 1924 г. Романов – действительный член Российской ассоциации НИИ общественных наук. В 1927 г., в связи с происшедшей в ГМИИ кражей картин, Николай Ильич Романов был необоснованно обвинен органами ГПУ в халатном отношении к хранению и растратах и, несмотря на протесты художественной общественности, был вынужден в 1928 г. подать в отставку.

В 1930-1934 гг. Н.И. Романов работал библиотекарем-архивистом в Гипроцветмете, с 1934 г. в качестве научного консультанта и редактора участвовал в специальном издании издательства «Изобразительное искусство» (ИЗОГИЗ), в 1935-1938 гг. он – научный сотрудник Академии архитектуры. В последующие годы Романов продолжал преподавательскую деятельность: в 1938-1941 гг. он – профессор Московского института философии, литературы и истории, с 1939 г. – член Ученого Совета, с 1940 г. – профессор-консультант ГМИИ, в 1941-1948 гг. – профессор кафедры общего искусствознания филологического факультета МГУ, где вел курс по описанию и анализу памятников. С 1944 г. Н.И. Романов – старший научный сотрудник Института истории искусства АН СССР.

С именем Романова связано становление научной школы отечественного искусствознания и оформление в строгую науку изучения западноевропейского искусства. Среди наиболее известных учеников Николая Ильича: Б.Р. Виппер, М.Н. Фабрикант, В.Н. Лазарев,  А.А. Сидоров, Д.С. Недович, В.А. Фаворский, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, М.З. Холодовская, Н.И. Брунов, Г.В. Жидков,  В.М. Полевой, И.А. Антонова, О.Д. Никитюк и др.

Основные труды Н.И. Романова: «Румянцевская картинная галерея» (1905); «Музей изящных искусств в Москве» (1909); «История итальянского искусства ХV в.» (1909); Учебные пособия «История итальянского искусства. Курс лекций» (1909); «Рембрандт» (1910); «Введение в теорию искусства» (1915); «Искусство Бельгии» (1915); «Местные музеи и как их устраивать» (1919), «Произведения Рафаэля в России» (1922), «Искусство Бельгии. Сокровища живописи» (1923); «Ян Мостарт» (1926); «Рафаэль» (1946) и др.

В 1945 г. Н.И. Романову было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. 10 июня 1945 г.  он был награжден орденом Ленина.

Николай Ильич Романов скончался 17 июня 1948 г. в Москве. Похоронен ученый на Донском кладбище.

В 2019 г. из печати вышла книга «Николай Ильич Романов (1867-1948). Ученый. Педагог. Музейный деятель. К 150-летию со дня рождения» (авторы Л.А. Заворотная и др.). В книгу включены отрывки из лекций Н.И. Романова; его статьи; переписка с профессором И.В. Цветаевым и художниками-графиками А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеевым, В.Н. Масютиным; статьи и воспоминания о Романове; библиография трудов ученого. Среди иллюстраций – редкие фотографии разных лет.

 

к.и.н. А.Ю. Кожевников,

Дирекция изучения истории МПГУ.

27 / 07 / 2022

Показать обсуждение