Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

К 120-летию А. В. Перышкина: Педагогике он посвятил всю свою жизнь

Новости МПГУ

 

 

 

3 сентября 2022 г. исполнилось 120 лет со дня рождения советского русского ученого, физика, педагога, кандидата педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания физики, декана физического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР, члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР, лауреата Государственной премии СССР, создателя научно-методической школы, известного автора учебников и пособий по физике Александра Васильевича Перышкина.

А.В. Перышкин родился 21 августа (3 сентября) 1902 г. в селе Деревенское Спасского уезда Рязанской губернии, в семье крестьянина. В 1906 г. семья переехала в Эстонию, в Усть-Нарву, где отец работал летом в порту, а зимой – на лесозаготовках. Здесь прошли детство и ранняя юность будущего ученого. В шесть лет он поступил в Кракольскую второклассную школу и окончил ее за три года, затем четыре года учился в народном училище, а по окончании его – в Нарвском реальном училище. В 1916 г. отца призвали в армию и Александр был вынужден уехать на заработки в Петроград – как работал чертежником на одном из петроградских заводов и заочно учился. В 1918 г. способный юноша самостоятельно подготовился, сдал экстерном выпускные экзамены за среднюю школу и возвратился на родину. С июня 1918 г. по сентябрь 1919 г. он проживал в родном селе и работал переписчиком в волостном военном комиссариате. Осенью 1919 г. в 1916 г. Перышкин поступил на физико-математический факультет Рязанского института народного образования (затем Рязанский педагогический институт). Во время учебы в вузе он подрабатывал на кафедре физики в должности лаборанта. Именно тогда зародился у него интерес к физике и преподаванию ее в школе.

Получив в 1922 г. диплом учителя физики и математики, Перышкин начал свою педагогическую деятельность в Москве, в опытно-показательной школе-коммуне им. П.Н. Лепешинского при Народном комиссариате просвещения РСФСР преподавателем физики, математики и труда. Он попал в дружный творческий коллектив педагогов (заведующий школой ММ. Пастрак, математик Е.С. Березанская, историк А.И. Стражев и др.), оказавших на начинающего учителя большое влияние. Здесь же проявился педагогический талант А.В. Перышкина. Благодаря его усилиям при школе были созданы мастерские и физический кабинет, который стал одним из лучших в Москве. Александр Васильевич жил в интернате при школе и почти все время проводил с учениками – он увлекал их своей яркой, эмоциональной речью, просто и ясно объяснял сложный материал, обращался к интересным фактам из истории физики, искусно учил решению физических задач, ставил оригинальные опыты. Из выступления Александра Васильевича на встрече с первокурсниками в сентябре 1981 г.: «Это были лучшие годы моей жизни, которые я и сейчас, на склоне моих лет, вспоминаю с умилением. Школа занимала всю мою жизнь, и честно скажу вам: я был счастлив».

Стремясь совершенствовать свое образование, Александр Перышкин в 1923 г. поступил на физическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, продолжая преподавать физику в школе. В университете научной работой он занимался в физической лаборатории профессора Владимира Константиновича Аркадьева – ученика знаменитого русского физика П.Н. Лебедева. В лабораториях МГУ встретились и на всю жизнь стали друзьями пятеро студентов: А.В. Перышкин, Н.Н. Малов, П.С. Кудрявцев, В.В. Крауклис и Ю.В. Басов. «Жизнерадостный, веселый, неунывающий при неудачах, которых тогда у нас хватало, – таким я помню Александра Васильевича в те далекие студенческие годы», – писал впоследствии известный историк науки профессор П.С. Кудрявцев. Александр Васильевич Перышкин мог бы стать физиком-исследователем, но интерес к педагогике оказался сильнее. Перспективный молодой ученый оставил исследовательскую лабораторию, чтобы преподавать в школе детям физику. Педагогике он посвятил всю свою жизнь.

В 1925-1928 гг. А.В. Перышкин работал в Институте методов школьной работы, принимал активное участие в деятельности Общества изучения и распространения физических наук им. Н.А. Умова, объединявшего преподавателей физики из Москвы и Подмосковья. Одновременно он продолжал преподавать в школе-коммуне, а также на рабфаке МВТУ им. Баумана, в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, на различных курсах. В 1931 г. Перышкину поручили организацию физико-математического факультета вечернего городского педагогического института. Александр Васильевич фактически на голом месте создавал факультет, его коллектив, лаборатории и кабинеты. В 1933 г. вечерний институт был преобразован в дневной с вечерним отделением Московский городской педагогический институт (МГПИ им. В.П. Потемкина). А.В. Перышкин стал первым деканом факультета и первым заведующим кафедрой физики МГПИ им. В.П. Потемкина, где работал вплоть до закрытия института 27 октября 1941 г.

В годы войны, с октября 1941 г. Александр Васильевич работал в Московском горном институте заведующим кафедрой физики, с институтом уехал в эвакуацию в Караганду. В 1943 г. МГПИ им. В.П. Потемкина вновь открыли, и А.В. Перышкин вернулсяся в родные стены – работал сначала в должности доцента, затем деканом физико-математического факультета (1945-1947) и заведующим созданной им кафедры методики преподавания физики. Кроме того, Александр Васильевич преподавал на физико-математическом факультете Московского государственного педагогического института (МГПИ им. В.И. Ленина). В 1960 г., после слияния МГПИ им. В.П. Потемкина с МГПИ им. В.И. Ленина коллектив объединенного физического факультета единодушно избрал А.В. Перышкина на должность декана факультета. Одновременно до 1975 г. он заведовал кафедрой методики преподавания физики. Эта кафедра была любимой у студентов – здесь они всегда находили уважительное отношение, понимание и поддержку. Александр Васильевич сумел объединить два коллектива общей творческой работой – с этого времени уже нет отдельно школы методистов-физиков И.И. Соколова и школы А.В. Перышкина, а существует московская школа методистов-физиков МГПИ (ныне МПГУ). В наши дни факультет и кафедра – крупнейшие в системе педвузов страны, со сплоченным творческим коллективом, объединяемым общностью методических взглядов и идей, стремлением совершенствовать как подготовку учителей физики, так и обучение физике школьников.

Начиная с 1930-х гг. все школьники страны учились «по Перышкину» – по книгам, написанным им лично или в соавторстве. Сначала были созданы учебники А.В. Перышкина и Г.И. Фалеева для 6-10 классов средней школы, которые стали первыми стабильными, обязательными для всех школ, учебниками по физике. В соавторстве А.В. Перышкин и Г.И. Фалеев написали «Сборник задач по физике для средней школы (5-7 годы обучения)». В 1954 г. появился учебник «Курс физики» в трех частях – для 8-го класса (А.В. Перышкин, В.В. Крауклис) и для 9-10-х классов (А.В. Пёрышкин). В 1970-е гг. в учебники были внесены дополнения, отражавшие развитие науки за последние десятилетия. Александром Васильевичем Перышкиным в соавторстве с Надежной Александровной Родиной был написан новый цикл учебников, которые выдержали десятки изданий (учебники для 6-го и 7-го классов выдержали двадцать четыре издания), были переведены на языки союзных республик СССР и на иностранные языки.

А.В. Перышкин активно участвовал в различных комиссиях по разработке учебных планов и программ для средней школы, профессионально-технических училищ и педагогических вузов, писал учебные и методические пособия для студентов. и педагогических институтов. Он – автор, соавтор и редактор большого числа методических книг и статей: «Физика в советской школе за 30 лет» (1947»; «Методика преподавания физики в восьмилетней школе» (соавт.,1963); «Методика обучения физике в школах СССР и ГДР» (соред., 1978); «Развитие методики преподавания физики в Советском Союзе и ее очередные задачи» (1978); «Методика преподавания школьного курса физики» (ред. и соавт., 1979-1980); «Основы методики преподавания физики в средней школе» (соред., 1984). Александр Перышкин был членом редакционного совета журнала «Квант».

За годы преподавательской деятельности А.В. Перышкин создал свою научную школу в области методики преподавания физики, охватывающую широкий круг проблем. Основные направления исследований в рамках «школы Перышкина»: история становления преподавания физики в советской школе, истоки этого становления – в русских гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах дореволюционной России; воспитание и развитие учащихся в процессе обучения физике, политехническое обучение, внеклассная и внешкольная работа, методика школьного физического эксперимента, история физики, дифференцированное обучение (Перышкин– один из авторов идеи разделения классов на физико-математические, гуманитарные и др.). Александр Васильевич также постоянно помогал отзывами, рекомендациями по проблемам научных исследований преподавателям периферийных вузов.

Научно-педагогическая деятельность А.В. Перышкина получила высокую оценку. В 1950 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1968 г. – членом-корреспондентом АПН СССР. Александр Васильевич был награжден орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции и «Знак Почета», медалями К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, а также значками «Отличник профтехобразования» и «Отличник просвещения». В 1978 г. учебник для 6-7 классов, созданный А.В. Перышкиным совместно с Н.А. Родиной, был удостоен Государственная премии СССР с формулировкой «За учебники для 6-го класса „Физика“ (9-е издание) и для 7-го класса (8-е издание)».

А.В. Перышкин, по воспоминаниям его современников, был прекрасным товарищем и интересным собеседником, человеком высокой и разносторонней культуры. Как личность творческая и духовно богатая он имел разносторонние интересы – увлекался литературой, музыкой, вокальным искусством, был любителем оперы и сам прекрасно пел. Исключительные отзывчивость и доброжелательность к людям снискали Александру Васильевичу авторитет, любовь и уважение всех, кому приходилось с ним общаться, – учеников, студентов, учителей, аспирантов, коллег и всех, знавших его.

Более шестидесяти лет жизни Александр Васильевич Перышкин посвятил делу народного образования, преподаванию физики в средней школе и в вузе. Он писал: «Подытоживая свой педагогический опыт и наблюдая за работой коллег, мне хочется сказать, что всем нам, преподавателям-предметникам, не достает рациональной умеренности. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний. Но если бы мы могли учить меньшему, но более тщательно, результаты были бы лучше и действовали дольше».

Александр Васильевич Перышкин скончался 21 мая 1983 г. в Москве,

Именем А.В. Перышкина названа улица в селе Деревенском Спасского района Рязанской области. Его имя присвоено кафедре теории и методики обучения физике Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Физико-математическим факультетом Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина проводится олимпиада по физике, посвященная памяти профессора А.В. Перышкина. Отмечая 100 лет со дня рождения ученого, решением педагогической общественности России 2002-й год был объявлен годом Александра Васильевича Перышкина.

Александр Васильевича Перышкин – один из крупнейших ученых в области педагогических наук, имя которого знакомо в нашей стране и за рубежом многим миллионам. Его учебники по физике и книги для учителей издавались и получили широчайшее распространение и всеобщее признание не только в нашей стране, но и за рубежом; они переведены на десятки языков и использовались во многих странах мира. По учебникам Перышкина учились дети в Болгарии, Югославии, Монголии, Корее, Индии, на Кубе. Учебники в Японии, США и других странах. И сегодня книги Перышкина не теряют своей актуальности – дополненные учебники А.В. Перышкина можно найти в любом школьном кабинете физики. Они до сих пор соответствуют федеральным образовательным стандартам и постоянно переиздаются. Влияние Александра Васильевича Перышкина на преподавание физики значительно. Его идеи реализуются до сих пор, в первую очередь – на кафедре теории и методики обучения физике МПГУ.

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ.

 

 

 

 

 

03 / 09 / 2022

Показать обсуждение