Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

«Пробуждение» – межрегиональный круглый стол о развитии образного языка и творческих способностей детей и подростков

Новости МПГУ

10 января – в первый рабочий день 2022 г. – под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Натальи Борисовны Ковалевой в продолжение серии круглых столов, приуроченных к празднованию 20-летия летнего православного детского лагеря «Роднички», прошел межрегиональный круглый стол о развитии образного языка и творческих способностей детей и подростков в технологиях рефлексивно-позиционных разминочных упражнений. Среди участников были и педагоги, и священники, и вожатые, и психологи, и герменевты, и психотерапевты, а также магистранты и аспиранты ИГУ и МПГУ, опирающиеся в своей работе на рефлексивно-позиционные технологии, разрабатываемые в научной школе Н.Б. Ковалевой.

В своем вступительном слове Н.Б. Ковалева рассказала об истории создания традиции включения «разминок» в различные форматы и формы работы, такие как сюжетно-деятельностные игры, герменевтические встречи и тренинги, сценирование занятий на основе принципов рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности и способностей детей и молодежи.

Основной докладчик – Анастасия Игоревна Дьяконова – выпускница магистратуры кафедры психологической антропологии по программе «Практическая психология художественного творчества», активный член Ассоциации МОДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования» и герменевтического клуба, опытный преподаватель литературы и русского и  церковно-славянского  языков – поделилась опытом проведения дистанционных курсов по развитию образного мышления и культуры речи детей и подростков с использованием творческих форм рефлексии и системы разминочных упражнений. Особое внимание было уделено курсу «Грамматика фантазии», особенности которого были раскрыты на примере занятия по сочинению новогодней сказки.

По мнению участников, выступление А.И. Дьяконовой позволило по-новому взглянуть на возможности на особенности конструирования системы упражнений для развития языка и творческих способностей учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. В частности,  многие отметили такие конструктивные особенности предлагаемой системы,  как: постепенное разворачивание сложности, позволяющее с самых простых вещей подключиться всем участникам вне зависимости от уровня; использование системы разминок усиливающих вхождение в исследование и творчество с одновременным введением критериев и норм коммуникации и языка; совместное создание конструкта в опоре на  понимание того, что такое сказка, что в ней главное и  из чего она состоит; использование модельных метафор, интересных формулировок творческих заданий и другие. Поразили также примеры итоговых сочинений, в частности детской новогодней сказки, в которой отразились противоречивые тенденции и конструктивные особенности миропонимания современных детей, в которых сочетаются суперспособности героев вселенной Marvel, технологические изобретения и приемы компьютерных игр с традиционными характеристиками и характерами русских народных сказок! Данная система представляется крайне перспективной и с точки зрения практического развития образного языка и мышления учащихся в представленных примерах авторских дистанционных курсов, так и с точки зрения исследования и развития личности и способностей детей и молодежи в самых разных программах и сценариях основного и дополнительного образования.

10 / 01 / 2022

Показать обсуждение