В апрель-май 2020 г. Центром социологических исследований ИСГО и Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству МПГУ проведен экспертный онлайн-опрос «Мониторинг оценки удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МПГУ». В качестве экспертов выступали работодатели организаций педагогического и непедагогического профиля. Всего в исследовании приняло участие 132 респондента. Цель исследования заключалась в выявление требований работодателей к подготовке выпускников, определение направлений и возможностей расширения взаимодействия МПГУ с ключевыми партнерами на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
В ходе опроса экспертов просили ответить на вопрос: «Какие факторы для Вас являются решающими при приеме на работу молодого специалиста?» Ответы распределились следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Решающие факторы при приеме на работу молодого специалиста, %%
Как показало исследование, принимая решение о приеме на работу выпускников вуза, работодатели отдают предпочтение определенным качественно-количественным характеристикам молодых специалистов.
В оценках экспертов из различных групп прослеживается согласованность во мнениях по основным оценочным позициям.
Согласно полученным данным, при приеме молодых специалистов наиболее часто упоминаемыми в оценках работодателей педагогических и непедагогических организаций в числе решающих факторов при приеме на работу, оказываются личностные качества выпускников (28 и 29% соответственно). Приблизительно в два раза меньше тех, кто обращает внимание на наличие у выпускников опыта работы по специальности (12 и 16% соответственно).
Полученное распределение ответов отнюдь не означает преуменьшения значимости профессионального потенциала выпускников. В структуре оценок работодателей выделяются и такие позиции, как «прохождение практики в организации», рекомендации из вуза и организаций, являющимися базами практик (по 9%).
Гораздо меньше тех, кто ориентируется на формализованные показатели: наличие красного диплома (1%), высокий балл ЕГЭ (5%). Наличие дополнительного образования/подготовки отметили всего лишь 7% работодателей.
Таким образом, работодатели ориентируются на объективную оценку личностного профессионального потенциала выпускников. При принятии решения о трудоустройстве они оценивают не только личностные характеристики выпускника (уверенность в себе, умение себя показать, неприхотливость и др.), но и пытаются спрогнозировать будущую активность и производительность его труда. Опрос показал, что современные работодатели заинтересованы в выпускниках нашего университета, в первую очередь готовых развивать и реализовать свой профессиональный потенциал.