Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте филологии состоялось заседание научного кружка «ПиР» («Поиск и Развитие») и СНО ИФ

Наука

Кафедра всемирной литературы Института филологии 13 декабря 2021 года провела заседание научного кружка «ПиР» («Поиск и Развитие») и  заседание секции зарубежной литературы СНО ИФ под руководством доцентов кафедры Соболевой Надежды Владимировны и Поповой Александры Витальевны.

Дистанционный формат позволил провести совместную научную встречу для преподавателей и учащихся двух педагогических вузов. Среди участников мероприятия были студенты, аспиранты и преподаватели МПГУ и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, лицеисты МПГУ и учащиеся профильного филологического класса при красноярской кафедре.

С докладом выступила Марина Сергеевна Щукина, выпускница аспирантуры Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева. Доклад был посвящен рецепции трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц датский» в пьесах европейских драматургом последней трети ХХ века: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, «Офелия, Гертруда, Дания и другие» Т. Ахтман, «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи. Вечер курировали доценты кафедры всемирной литературы МПГУ Надежда Владимировна Соболева и Александра Витальевна Попова и их красноярская коллега – к.ф.н., доцент КГПУ Светлана Геннадьевна Липнягова. Техническую поддержку мероприятия осуществляла председатель СНО ИФ Анна Олеговна Солонович.

Доклад Марины Сергеевны был развёрнутым и информативным и пробудил огромный интерес у аудитории. В качестве наглядного материала были представлены видеофрагменты театральных постановок и экранизации указанных пьес.
Докладчику удалось показать, что обращение вышеупомянутых драматургов к шекспировскому сюжету и героям свидетельствует о таких тенденциях, как деперсонализация и расщепление образа человека в литературе последней трети ХХ в. Помимо этого, можно говорить о преодолении «гамлетоцентричного» подхода в рецепции трагедии У. Шекспира, а соответственно, и о постепенном отходе от ренессансной модели гуманизма, с другой – о поиске нового героя современности. На первый план в европейской драматургии последних десятилетий ХХ века, вдохновленной «Гамлетом», выходит не заглавный герой, а второстепенные персонажи шекспировской трагедии.

Слушатели были поражены многообразием прочтений шекспировских образов и шекспировского сюжета у разных авторов. Так, Стоппард, совмещая «шеспировский» и «беккетовский» планы, делает акцент на духовной мертвенности персонажей («маленьких людей»), отсутствии в них самостоятельности, на их инертности и невозможности овладеть ситуацией и изменить свою судьбу, указывает на личную вину персонажей в собственной гибели (упустили шанс выйти из игры, из своей роли в шекспировской пьесе). Всё это призвано продемонстрировать черты «расшатавшегося века». Драматург создаёт своеобразную метадраму, производит игровое удвоение реальности.
Н. Йорданов ставит своих героев (актёров) в ситуацию выбора жизненного пути, и в финале читатель видит духовный рост персонажей: их веру в себя, в свое человеческое достоинство, «маленькие люди» все-таки берут судьбу в свои руки.
В произведении Татьяны Ахтман ключевым оказывается «женский вопрос»: судьбы Офелии и Гертруды, невозможность быть хозяйками своих судеб. Исход трагичен: обе героини кончают жизнь самоубийством. Однако в данном случае добровольная смерть – единственный способ противления существующему миропорядку.
Альдо Николаи обращается к шекспировской истории сквозь призму жанра чёрной комедии, делая главными героями своего произведения кухонную прислугу и выдвигая на первый план гастрономическим тему.
В произведении Я. Гловацкого шекспировский сюжет переосмыслен в контексте непростых польско-советских отношений ХХ в. Автор создаёт гротескную модель этих отношений. Местом действия становится не Датский двор, а норвежский королевский двор, что оборачивается принципиальной сменой привычной точки зрения. Акцент сделан на абсурдности эпохи, на бездушности государственного механизма; высмеивается культ вождя (образ трупа на троне).
Завершился доклад активным обсуждением, в рамках которого каждый желающий смог задать свои вопросы, поделиться приоткрывшимся новым взглядом на классический текст.

Желаем Марине Сергеевне успешной защиты кандидатской диссертации! С интересом ждем новых встреч!

15 / 12 / 2021

Показать обсуждение