Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

ДОКУМЕНТЫ и ПРЕДМЕТЫ. Советская школа в Великой Отечественной войне.

Великую Отечественную войну выиграл советский учитель.

Это он в больших городах и крохотных селеньях, в горных аулах и кишлаках учил детей не только математике, правописанию и законам физики, он учил их любить Родину, воспитывал в них будущего летчика, инженера, врача. Учил помогать товарищам любить их, быть смелым, бескорыстным и искренним.

Настоящий учитель сохраняет верность профессии в любых обстоятельствах, даже когда он работает в тайне, под боком у врага. Героем именно такой истории стал Николай Кюнг. Он – один из руководителей вооружённого восстания в Бухенвальде, учитель истории, не отказался от преподавания даже в тяжелейших условиях концлагеря.

Николай Кюнг был восьмым ребёнком в большой и дружной семье. Его родители считали своим долгом научить детей читать и писать. Поэтому уже в 9 лет маленький Коля стал обладателем билета «Долой неграмотность!» и преподавал грамоту обычным людям, приходившим на занятия с окрестных деревень.

 

Впоследствии Н. Кюнг поступил в Вяземский педагогический техникум, получил звание учителя истории, обществоведения и географии и работал по профессии в неполной средней школе. В 1937 году, в 20 лет, его призвали на службу в Красную армию и определили в курсанты полковой школы, находившейся в Брестской крепости. л14

В октябре 41-го, получив тяжелое ранение, он попал в плен, и пройдя несколько лагерей, оказался в 1943 году в Бухенвальде.

Как была устроена школа в Бухенвальде

 В лагере смерти было очень много детей 7-12 лет. В начале 1944 года к Кюнгу обратился один из товарищей с необычной просьбой. «…Николай, – сказал Левшенков, – наши товарищи просят тебя заняться работой по своей профессии.

– Ты, как всегда, шутишь, – не поняв намёка, сказал я.

– Нет, я начал с делового разговора, а кончу шуткой: зарплату получишь после, дома». (Из книги Кюнг Н.Ф. Не сломленный судьбой: документальные повести о судьбе узника концлагеря «Бухенвальд» М., 2007)

Подпольный центр сопротивления принял решение учить детей грамоте, истории, географии и другим наукам. О пленных детях заботились многие узники лагеря. Они под страхом смерти доставали им еду, одежду. Забота о детях была поистине интернациональной. Немцы, французы, чехи, голландцы, норвежцы, сплочённые антифашистской борьбой, спасали и воспитывали своё будущее.

Школа работала в 8-м бараке. Для неё удалось достать бумагу, карандаши, перья, мел. В подпольном классе были даже доска и маленькие счёты. Немецким заключённым удалось украсть на складе несколько русских учебников, которые оказались там по чистой случайности. Кюнг учил ребят считать, писать. Под его руководством ребята читали свои первые строчки: «Мама моет раму», «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашисту яму».

Дети занимались по вечерам, после изнурительных работ. Николай Кюнг вёл уроки истории и географии. Кто-то из его товарищей раздобыл карту Европы на немецком языке.

Снаружи всегда караулил кто-нибудь из «своих», и как только появлялся кто-нибудь из эсэсовцев, бараку давали об этом знать. Учитель прерывал работу, дети без суеты прятали свои принадлежности и делали вид, что играют. Школа проработала неполных 8 месяцев, и фашисты так о ней и не узнали.

При подготовке публикации были использованы материалы МИА «Россия сегодня», архив образовательного комплекса 2117

15 / 04 / 2020

Показать обсуждение