27 марта 2023 г. в Институте детства успешно завершилась VII Всероссийская конференция c международным участием “Инновационные технологии развития личности в современной медиасреде”, традиционно организуемая доцентом кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой.
Пленарную сессию открыли Анна Алексеевна Алмазова – председатель оргкомитета, д.п.н., директор Института детства, и Мустафа Юнус Эрьяман, Президент Всемирной Ассоциации исследований в области образования WERA (World Educational Research Association) (г. Анкара, Турция), подчеркнувшие важность научно-исследовательских традиций обмена опытом ученых разных стран. Наталья Борисовна Ковалева (модератор события) в своем выступлении определила узловые вопросы, связанные с новой ситуацией взросления и пониманием медиасреды как пространства со-бытия нашего современника, как новой (дополняющей традиционную среду обитания и конкурирующую с ней за ресурсы и привилегированный статус) сфера деятельности и самореализации современного человека и важного ресурса личностного развития. В качестве таких вопросов были выделены следующие: «Кто такой человек – как трансформируется, меняется – совершенствуется его природа, какого определения личности вы придерживаетесь? Какие тенденции и развития вы выделяете как наиболее значимые в культуре, что из этого наиболее значимо доля вас, в чем видите риски и перспективы развития личности? Как вы понимаете значение и смысл новых гуманитарных технологий? В опоре на какие технологии, принципы считаете возможным развитие человека в современных условиях, каким видите будущее и образ человека в нем?» Со стороны участников – магистрантов Института детства, поддержанных студентами, преподавателями, психологами, воспитателями, исследователями и практиками из самых разных городов России и ближнего зарубежья в качестве запроса к докладчикам были обозначены как наиболее актуальные проблемы, связанные с раскрытием гуманитарных технологий исследования и развития личности в сферах госпитальной педагогики, инклюзивном образовании, программах основного и дополнительного образования и инновационных образовательных практиках. Эпиграфом к выступлению профессора кафедры психологической антропологии Института детства, д.п.н. Ирины Дмитриевны Демаковой послужил отрывок из фильма Анджея Вайды о Януше Корчаке, в котором наглядно демонстрируется, что происходит с сердцем ребенка, когда он оказывается в трудной ситуации, когда не находит понимания, когда его наказывают. Доклад И.Д. Демаковой задал высокий уровень гуманистических идей и доброжелательную атмосферу обсуждений.
В пленарных докладах Д.Б. Богоявленской, В.К. Зарецкого, В.И. Слободчикова, А.В. Леонтовича, Е.И. Адамян, А.С. Обухова, Л.И. Адамян, Э.М. Галямовой, Н.Б. Ковалевой были заданы ключевые идеи, концептуальные и модельные представления, определяющие теоретико-методологическую основу исследования и развития личности в современной медиасреде, получившие большой резонанс среди участников.
Живые отклики и заинтересованные обсуждения вызвали также секционные доклады. Всего было представлено четыре секции: “Воспитательная и образовательная антропопрактика”, “Госпитальная педагогика”, “Визуальная антропология”, “Психологическое консультирование и психотерапия”. В своих выступлениях участники каждой секции делились результатами исследований, приемами и методиками, а также идеями и находками в решении проблемы созидания среды, благоприятной для развития и воспитания личности в современных условиях взросления. Практически все доклады были с благодарностью отмечены участниками как полезные и вдохновляющие. Особенное впечатление произвели доклады 11-классницы из православной гимназии Иркутска Кати Петровой и ее руководителя иерея Сергия Новикова; основателя онлайн-школы “Знать на ЯТЬ” Анастасии Игоревны Дьяконовой, щедро поделившимися принципами и приемами проектирования благотворной для личностного становления учащихся социокультурной среды на основе рефлексивно-позиционного подхода и герменевтических практик. Большой интерес вызвали комплексные лонгитюдные исследования личности младших школьников, проводимые в ЛГУ им. А.С Пушкина, ярко представленные доцентом университета Еленой Николаевной Яхудиной. Не менее значимыми также оказались доклады руководителя психолого-воспитательной службы Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова Веры Викторовны Ряшиной, раскрывшей концептуальные и научно-методические основы воспитания гимназистов и совсем иные доклады визуальных антропологов Оксаны Ежовой и Натальи Литвиной, показавшим тонкости архивных исследований по фотографиям и поставившим серьезные этические вопросы самой съемки антропологического и материала. Запомнились и оказались полезными многим участникам приемы художественной рефлексопрактики, преподнесенные д. психол н. профессором кафедры психологической антропологии Ириной Викторовной Лопатковой и новаторский метод таппинга, который наглядно проиллюстрировала EMDR-практик(EUROPE) и когнитивно-поведенческий терапевт из Белоруссии Алена Анатольевна Бондарович.
В последующие дни наиболее важные темы были развернуты в ярких м мастер- классах и воркшопах, проходивших на разных площадках: в МПГУ, в Санкт-Петербурге, в Инновационной православной гимназии города Иркутска. 24 марта на площадке Института детства были проведены: Фестиваль проектных идей “Лагерь моей мечты” (ведущий Н.Б. Ковалева); мастер-классы к.филол.н., доцента кафедры психологической антропологии Инны Сергеевны Конрад “Разговор о любви: особенности традиционной культуры” и психолога, автора и ведущей детских каникулярных программ Любови Вадимовны Новожиловой “Развитие мягких навыков подростков по средствам участия в общелагерных и отрядных событиях и рефлексии опыта”.
25-27 марта было проведено четыре мастер класса на разных площадках: “Права ребенка в теории и практике воспитания” (ведущий: д.пед.н., профессор Ирина Дмитриевна Демакова); “Инновационные образовательные практики. Рефлексивно-позиционная герменевтика на материале “Репетиция оркестр” Фредерико Фелиини”, (ведущий: к.психол.н., заслуженный деятель науки и образования РАЕ Наталья Борисовна Ковалева); “Инновационные образовательные практики. Герменевтика недоумения и вопрошания на материале “Бен-Гур” Уильям Уайлера” (ведущий: руководитель герменевтического клуба и инновационных герменевтических проектов Федор Алексеевич Ковалев); “Вечер надежд и решений” (ведущий: иерей Сергий Новиков при участии учениц 11 класса для педагогов православной гимназии Иркутска). Эти мастер-классы также вызвали массу восторженных отзывов и интересных размышлений, которые мы представим отдельно.
Организаторы получили около 40 откликов и благодарностей за масштабность, продуктивность осуждений, воодушевляющую атмосферу, содержательное и проблематизирующее модерирование и практическую направленность отдельных выступлений и всей конференции в целом. приведем наиболее яркие из них.
Лариса Михайловна Стефанова, учитель русского языка и литературы, методист ГОУ РК «РЦО», город Сыктывкар, Республики Коми, Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации: “23 марта 2023 года я приняла участие в VII Всероссийской конференции c международным участием “Инновационные технологии развития личности в современной медиасреде”. Тема конференции актуальна. Согласно требованиям обновленных ФГОС-21, на первый план выступают личностные планируемые результаты в русле подхода единства образования и воспитания. В современных условиях значительно возросла роль медиасреды в системе образования. Было полезно познакомиться с исследованиями ученых и опытом работы практикующих психологов и педагогов по данной проблеме. Ценность конференции была в том, что она имела практико-ориентированную направленность. По окончании докладов проходило их обсуждение. Из каждого выступления я почерпнула для себя новые идеи и нестандартные приемы, которые планирую использовать в своей педагогической деятельности. Меня, филолога, педагога госпитальной школы, особенно заинтересовали выступления Ирины Дмитриевны Демаковой “Гуманистические идеи Януша Корчака в современных педагогических практиках”, Анастасии Игоревны Дьяконовой «”Рефлексия в пространстве дистанционного урока”. Интересно было познакомиться с техникой простукивания (EFT, таппинг), которую представила психолог из Белоруссии Алена Анатольевна Бондарович, принять участие в мастер-классе, узнать о возможностях применения и интеграции данной техники в психологическом консультировании и современной психотерапии. Хотелось бы отметить удивительную атмосферу профессионального СОдружества, СОпричастности, СОтворчества, которая передалась через экран компьютера. Выражаю слова благодарности Ковалевой Наталье Борисовне, доценту кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, основному организатору и модератору такого масштабного научного мероприятия, за возможность принять участие в конференции, за насыщенную и плодотворную программу конференции, ее высокий профессиональный уровень и актуальность предложенных тем”.
Вартуи Аракелян, магистрантка 2 курса Института детства программы “Госпитальная педагогика”, город Москва: “Приняла участие на VII Всероссийской конференции c международным участием “Инновационные технологии развития личности в современной медиасреде”, я была в роли слушателя студента-магистранта. И осталась под большим впечатлением от прослушанных докладов. Каждый доклад был очень важным, с ценной и полезной информацией для моего направления. Но больше всего впечатлил доклад замечательного преподавателя – Зарецкого Виктора Кирилловича. Тема доклада “Психолого-педагогическая помощь учащимся в преодолении учебных трудностей средствам рефлексивно-деятельностного подхода как технология содействия развитию личности”. Была удивлена этой уникальной связи между педагогом и учеником. Очень понравились видео, который показал Виктор Кириллович, как мальчик Паша играет на пианино, гитаре и конечно же его игра в шахматы! Спасибо большое замечательному педагогу и психологу Наталье Борисовне Ковалевой за достойную организацию”.
Даниил Апанович, аспирант ИГТУ, город Иркутск: “Мне было особенно интересно наблюдать за тем, какие шаги совершил проект, православной гимназии в котором я некоторое время назад тоже участвовал. о. Сергий Новиков представил такой обзор текущих (и вечных) проблем с которыми сталкиваются те, кто пытается говорить о христианстве с детьми из православных семей. Особенно, наверное, стоит отметить выход на проекты в старших классах и освоение технологий КРИ для младших, о чем упоминалось. Если говорить про проекты, особенно я бы отметил выход, на более самостоятельную организацию проектов учащимися. Настолько более самостоятельную, что одна из участниц проекта Екатерина Петрова, учащаяся 11-го класса талантливо предоставила его на конференции в форме доклада. Она говорила о том, как небольшой командой учениц старших классов, они подготовили праздничное событие, связанное с Рождеством. Так чтобы речь шла не только о том, как отпраздновать праздник и получить хорошее настроение, но и встретиться с тем, о чем это воспоминание события древности может нам донести”.
Индюкова Юлия Игоревна, госпитальный педагог, город Норильск: “В целом получилось очень масштабно и современно, впечатляет тот уникальный опыт докладчиков, который уже имеется у коллег, представлявших свои доклады, и принципиальная дискуссия, сопровождавшая доклады, важно приглашение ученых, а также молодых исследователей, которые очень достойно представляли свою секцию на конференции. Большая география спикеров была на конференции, что тоже имеет большое значение для моего опыта, учитывая удаленность территории. Новые технологии захватывают нас стихийно. Кто-то из преподавателей выруливает интуитивно, а кому-то легче поменять работу, чем удержать позиции и статус. Конференция дала возможность избавиться от внутренней паники, почувствовать себя в едином строю современных педагогов, привести в систему обрывочные знания и увидеть дальнейший путь”.
Магистрантка 1 курса Института детства, педагог начальных классов: “Конференция получилась разнообразной и побуждающей к размышлениям. Было значимо узнать подробнее об антропопрактике, захотелось больше погрузиться в эту тему. Интересным показалось выступление об учебно-исследовательских экспедициях, о возможностях их реализации, о навыках, которые с помощью них можно развить у ребят. Особенно запомнился доклад Виктора Кирилловича Зарецкого, в котором рассматривались практики психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода. Весьма актуальная и вдохновляющая для меня тема, стала задумываться, как я могу преобразовывать проблемные ситуации (и не только в учебной деятельности!) в ресурс развития ребенка. Как не вредить,не спешить, не давать прямые подсказки, не забирать возможность подумать, сделать самостоятельно, искусно направить ребенка в верную сторону. Спасибо за важный блок про чтение и различные проекты в этой сфере. Интересно было узнать про таппинг и его помощь в преодолении стресса и тревог. Благодарю за замечательную конференцию и отличную модерацию!”
Магистрантка 1 курса Института детства, педагог-психолог: “Благодарю вас, что даёте нам возможность слушать и принимать участие в таких нужных, на мой взгляд, конференциях. Это для нас бесценный опыт. Понравилась очень позитивная, добрая Екатерина Петрова, которая дала мне некоторые нужные для меня идеи и приёмы, которые я обязательно включу в свои уроки. Понравились руководители школы “Знать на ЯТЬ”. Замечательный профессор Виктор Кирилович Зарецкий. Его статья про подростков. Слушая, анализируя, всё взвешивая, всё это даёт нам возможность понимать собственных детей. Всем большое спасибо!!!”
Дарья Артаненко, магистрантка 1 курса Института детства, программа “Дополнительное образование детей с различными образовательными потребностями”: Программа конференции была сверх насыщенной, полезной и интересной! Каждого докладчика слушала с огромным удовольствием. Тем более для человека, который только вступил на путь педагогики, всё было доступно и информативно) Было много актуальных и важных тем, особенно приятно было услышать доклад Ирины Дмитриевны, она вела у меня на первом курсе на дефектологическом факультете, приникала экзамен по педагогике, с ней связано много тёплых воспоминаний, интересных первых пар! Была рада вновь услышать ее! Остальные доклады были также очень интересными, спасибо! Надеюсь, что подобные конференции будут проходить чаще!!! ”
Василиса Мельникова, студентка 3 курса факультета начального образования Института детства: “Мастер-класс «Разговор о любви: особенности традиционной культуры» И.С Конрад прошел очень интересно, хотя и непривычно проводить некие размышления на тему любви. Одно дело, когда ты один думаешь на счёт этой темы, а когда Вы размышляете вместе с кем-то и оцениваете самое лучшее определение на этот счёт – это сложно, но благодаря тактичности ведущего, мы втянулись Также было безумно интересно узнать, как же раньше проявляли свои чувства девушки. Мы смотрели один видеоролик, который рассказывал о том, как у других народов девушка проявляла свою симпатию к молодому человеку. Эта интересная история связана, если я правильно запомнила, с янчиком. Это такая, так скажем, сумочка, которую девушка начинает вязать, если ей понравился какой-либо парень и кладёт туда какую-то вкусность, а потом незаметно подбегает к парню, который ей понравился и вешает на него эту сумочку и убегает. Потом парень пробует вкусность, которая находится там в сумочке и оценивает вид сумочки, а потом, если родители одобрили вид тоже, как и он, то он уже не снимая носит сумочку, тем самым давая понять другим девушкам, что его сердечко уже занято. Очень интересные традиции, которые необычны и интересны. Так и хочется самой попробовать так сделать, но, наверное, на меня посмотрят как-то не очень, если я сделаю это, очень забавно получится. В общем и целом, хочу сказать, что мне очень понравился данный мастер-класс, спасибо!”
Ольга Вениаминовна Михеева, руководитель Центра духовно-нравственного воспитания студентов студгородка ИРНИТУ, город Иркутск: “Мастерская Федора Алексеевича Ковалева “Рефлексивно-позиционная герменевтика на материале фильма “Бен-Гур” режиссёр Уильям Уайлер” для меня как организатора лагеря имела большее значение в контексте проблемы созидания среды для развития личности и духовного становления детей и молодежи. Фёдор Ковалев представил практику создания общности разработчиков программы летнего православного лагеря “Роднички” Иркутской епархии. Программы лагеря с 2010 года разрабатываются и реализуются в рефлексивно-позиционном подходе (Н.Б. Ковалева). Три последних года в команду разработчиков включаются молодые вожатые, которые становятся не только часть команды организаторов, держателями смыслов, но и являются проводниками содержательных идей новой программы для других вожатых. Для включения в сложную работу по разработке программы для ребят проводится особый такт, который даёт возможность для самоопределения и активного включения в предстоящую работу. На данном мастер-классе Федор Ковалев представил практику такого проведения этого этапа. Сложность работы в нынешних условиях определяется тем, что вожатые, которых предполагалось включить в работу над программой, в настоящий момент учатся и работают в разных городах: в Иркутске, Москве и Санкт-Петербурге. Однако несмотря на это, решено было этот такт провести в формате онлайн и дальнейшую разработку так же проводить в этом формате. Началась работа с разминок-настроек. Каждый ответил на вопрос “Какого цвета ваше настроение?”, “Образ героя какого фильма-мультфильма ближе всего тебе в данный момент?”
После словесных разминок был задан вопрос, требующий самоопределения: “Какое личное значение имеет для тебя лагерь “Роднички” и работа в нём”? После этого были включены рефлексивно-позиционные арт-упражнения, позволившие совместно принять необходимые оргрешения и осуществить плавный переход к работе над фильмом в техниках медиагерменевтики. Данный такт очень важен для осознанного и ответственного включения вожатых в разработку программы и для создания содержательной общности вожатых и организаторов лагеря”.
Сусанна Айрумян, студентка 2 курса бакалавриата Института детства, программа “Педагогическая антропология и психология воспитания”: “Сегодня я побывала на мастер-классе, в котором были затронуты очень важные вопросы по поводу текстов и понимания людей к друг другу. Раньше я не задумывалась о том, что текст – это не только слова на бумаге, но также текст есть в архитектуре, в картинах и даже в природе. По сути текст есть во всем. Мы посмотрели очень интересный и важный для просмотра фильм Федерико Феллини – «Репетиция Оркестра». Благодаря обсуждению с Натальей Борисовной Ковалевой, я смогла увидеть, понять и переосмыслить важные вещи через этот фильм. Если бы мы это не обсудили и не увидели с разных сторон, все те значимые моменты и вроде как мелочи в фильме я могла и не заметить, а что более важно понять их”.
Екатерина Цыгулева, студентка 2 курса бакалавриата Института детства, программа “Педагогическая антропология и психология воспитания”: “Мастер-класс Ирины Дмитриевны Демаковой помог мне более детально и глубоко изучить позицию Янушка Корчака. Лично для меня этот мастер-класс оказался поистине уникальным, так как Ирина Дмитриевна смогла очень интересно и понятно рассказать такие важные вещи. В своей будущей профессиональной деятельности я буду стараться придерживаться этой позиции. Ирина Дмитриевна Демакова является для меня примером высококлассного специалиста, на которого я бы хотела равняться. Спасибо Ирине Дмитриевне за ее труд и профессионализм!”
Василиса Мельникова, студентка 3 курса факультета начального образования Института детства: “Мастер-класс “Развитие гибких навыков в лагерных программах”, проведенный Любовью Вадимовной Новожиловой начался с интересного видеоролика, который был посвящён дезинформации. Первая ситуация была направлена на подачу ложной интернет-информации одних рук другим, и тем самым информация быстрым способом распространилась и от страха люди навели шумиху и толком не разобрались в ситуации. А этими людьми были дети, то есть у них реакция и фантазия больше развита и они могут натворить ненароком ещё неизвестно каких дел, поэтому могу сделать вывод, что в таких случая наших деток надо учить, что, если кинули какую-то информацию, надо её конструктивно проанализировать и уже потом делать выводы…. Также мне понравилось, как мы практиковали, так скажем интересные даты, то есть их запоминание. Даты были сделаны с интересными эффектами, которые точно легко запомнить, так как они были интересно изображены, и было легко запомнить, использую готовую ассоциацию. Нам сначала показали принцип работы, а потом мы и сами пробовали разгадывать интересные события по графически-нарисованным датам. Это было самое интересное, как мне показалось. Хочу сказать «спасибо» за столь интересный мастер-класс. Он точно пригодится в моей педагогической деятельности”.
Ольга Авдеева, студентка 3 курса факультета начального образования Института детства: “После фестиваля творческих проектов “Лагеря мечты”, на котором в результате совместной проработки друг с другом и с Н.Б. Ковалевой, каждой команде удалось представить уникальные продукты, мы приняли участие в двух мастер-классах. Сначала выступала Кондрад Инна Сергеевна. Тема ее доклада была “О любви”. Разговор оставил очень приятные и теплые впечатления. В процессе беседы мы много говорили о любви, а также поняли, что для каждого это понятие особенное -оно вызывает разные чувства, ассоциации. Инна Сергеевна предложила нам для просмотра фильм, в котором мы увидели взаимоотношение девушки и мужчины в деревнях. Также нам рассказали немного о малочисленном финно-угорском народе- бесермяне.
Далее для нас выступила Новожилова Любовь Вадимовна. В свое время она писала несколько программ для лагеря “Робинзонада”. В рамках нашей практики, нам было очень интересно послушать ее рассказ “Развитие гибких навыков в лагерных программах”. Мне больше всего запомнилась техника с ассоциациями. Я бы применяла ее в качестве организационной разминки на уроке. В рамках лагеря это было бы интересно применить также в качестве различных разминок, так как это хорошее задание для развития и проработки фантазии”.
Магистрантка 1 курса Института детства, педагог-психолог: “Мне понравился мастер класс «Рефлексивно-позиционная герменевтика (на материале “Репетиция оркестр” Фредерико Фелиини)» в исполнении Н.Б. Ковалевой. В начале были интересные разминки, побуждающие прислушаться к себе, своим мыслям и чувствам. Само обсуждение фильма в таком формате было новым опытом для меня. Было увлекательно в группе делиться своими впечатлениями, догадками, пытаться выйти к пониманию. Это дало возможность замедлиться, рассмотреть важные детали в фильме, а к чему-то прислушаться, т.е. по-новому открыть для себя произведение. Встречи в сотрудничестве, даже в сотворчестве с таким чутким наставником, несомненно, важны и крайне полезны для развития личности. Они помогают духовно обогатиться, посмотреть на уже известное с другого ракурса или заметить то, на что раньше и не обращал внимание. Это значимо для развития культуры коммуникации, понимания текстов, поиска смыслов, исследовательской деятельности. Выражаю благодарность за возможность принять участие в таком мероприятии”.
Алексей Евсеев, педагог-психолог, Республика Казахстан: “С огромным удовольствием и пользой принял участие в конференции. В каждом докладе были ценные для практики идеи, инструменты, техники. За счет точных фиксаций, выделения проблемных зон и уникальных новинок после каждого выступления Н.Б. Ковалевой модерировавшей весь процесс потихоньку выстраивалось более точное понимание возможностей и ограничений современных гуманитарных технологий в развитии личности при проектировангии образовательных антропопрактиках. Ценные идеи прозвучали в докладе Ирины Дмитриевны Демаковой. Серьезные размышления вызвал доклад В.И. Слободчикова о различных типах психологических исследований и различении самости как потребностного в человеке и личности как творческой одухотворенной индивидуальности. Запомнился важный тезис о том, что мотив достижения куприирует творческую и познавательную активность в докладе Д.Б. Богоявленской. Интересны были доклады госпитальных педагогов, недавно закончивших магистратуру наряду с завораживающим докладом В.К. Зарецкого и яркого доклада читательским практикам, в частности результаты исследований копинг-стратегий, субъективного благополучия и модели счастья в сравнении учащихся госпитальной школы и инновационной православной гимназии и сам методический комплекс. большое впечатление произвели лонгитюдные комплексные исследования группы Питерских ученых, представленные Е.Н. Яхудиной. Полезны и актуальны были педагогические приемы работы в дистанционных курсах «Знать на ять» и новации, развиваемые на основе рефлексивно-позиционного подхода и герменевтики в православной иркутской гимназии, вызвавшие жгучий интерес к герменевтике, развиваемой Н.Б. Ковалевой и ее командой. С неожиданной стороны открылись пути исследования детства в визуальной антропологии в докладах Л.И. Адамян, О.Ф. Ежовой и Н.В. Литвиной. Поскольку по долгу службы отвечаю за проектирование образовательной среды школы, для меня крайне важны были тезисы и критерии формирования субъектности, разворачиваемые в докладах А.В Леонтовича и В.В. Ряшиной. Яркое впечатление оставили психотерапевты: приемы художественной рефлексопрактики И.В. Лопатковой и аккупунктурное простукивание, представленное коллегой из Белоруссии. В общем, хотя полученного заряда хватит надолго, будем с нетерпением ждать новых событийных встреч”.
Конференция закончилось, но работы и обсуждения продолжаются! До новых встреч!