Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Всероссийская научно-практическая конференция «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и его семья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем»

Новости МПГУ

31 мая 2023 г. кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и его семья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем», которая проходила в смешанном формате с онлайн-трансляцией.

На конференции выступили с докладами 36 специалистов из различных регионов Российской Федерации (Астрахань, Москва и Московская область, Мурманск, Самара, Челябинская область), один специалист из Республики Беларусь; в качестве слушателей зарегистрировались  216 человек из Ленинградской, Владимирской, Калужской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Тамбовской областей, Краснодарского края, Москвы и Московской области, Новосибирска, Республики Крым, Санкт-Петербурга и Республики Беларусь.

Целью конференции был обмен научным и практическим опытом в области оказания психологической помощи и реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Работа конференции началась с приветственных слов Татьяны Сергеевны Никандровой, заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ Института детства МПГУ, кандидата педагогических наук. Татьяна Сергеевна подчеркнула, что семья – это главная ценность государства, а семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это семья с особым статусом, испытывающая многочисленные повседневные заботы и трудности. «Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера, которые мы и рассмотрим сегодня на конференции».

Директор Института детства МПГУ, доктор педагогических наук Анна Алексеевна Алмазова отметила, что «необходимо актуализировать коррекционные ресурсы семьи, обеспечивающие эффективность ее функционирования. Это позволит формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Такие технологии сегодня будут представлены на конференции».

Пленарное заседание открыл доклад председателя программного и организационного комитета конференции, ее идейного вдохновителя, профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, доктора психологических наук Виктории Валентиновны Ткачевой. В своем докладе «Психолого-педагогическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы развития» автор определила научно-методологические основы сопровождения семьи и выделила основные научные проблемы для дальнейших исследований в этой области.

Сообщение Юлии Анатольевны Разенковой, заведующего лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», доктора педагогических наук раскрыло условия благополучного взаимодействия матери и ребенка первых трех лет жизни с ОВЗ как основы ранней коррекционной помощи.

В совместном докладе Анны Алексеевны Алмазовой, директора Института детства, заведующего кафедрой логопедии, доктора педагогических наук; Анастасии Владимировны Лагутиной, доцента кафедры логопедии; Марины Михайловны Любимовой, доцента кафедры логопедии был представлен алгоритм цифрового взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка с ОВЗ и его использование в логопедическом консультировании.

Вопросам организации дистанционной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, был посвящен доклад коллег из Астрахани. Опытом работы поделилась Ирина Николаевна Рахманина, заведующий кафедрой прикладной психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева», заместитель директора по научно-методической работе Научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие».

Ксения Алексеевна Бруцкая, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, ведущий аналитик, кандидат психологических наук подняла вопрос о роли третьего поколения в воспитании детей с ОВЗ.

Видеодоклад об опыте психолого-педагогического сопровождения семей взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью в Республике Беларусь представила Марина Викторовна Кравцова, доцент Института повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, Лауреат Премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

Далее работа конференции продолжилась по двум направлениям.

В рамках работы первого направления рассматривались вопросы комплексной помощи семье ребенка с нарушениями развития в первые годы жизни. Доклады были посвящены изучению раннего психического развития слепого ребенка сквозь призму идей Л.С. Выготского, непрерывной системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ, полифункциональной помощи семье ребенка с нарушениями развития в первые годы жизни, дистанционным формам консультирования семей с детьми младенческого и раннего возраста с ОВЗ, взаимодействию специалистов и родителей на этапе диагностики особенностей развития ребенка раннего возраста в семейно-центрированном подходе, функциональному подходу в работе с семьей ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. Была представлена модель комплексной ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития на основе DIRFLoortime. Рассматривались читательские практики как ресурс педагогической поддержки семьи ребенка, находящегося на длительном лечении, взаимодействия специалистов и родителей на этапе диагностики особенностей развития ребенка раннего возраста в семейно-центрированном подходе, проблемы консультирования семьи ребенка с ОВЗ в системе ранней помощи.

Работа секции № 2 «Проблемное поле семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» была посвящена вопросам семейно-центрированный подхода в системе помощи детям с врожденными расщелинами губы и неба, особенностям детско-родительских отношений, в семьях воспитывающих детей с муковисцидозом, изучению специфики родительских потребностей в процессе консультирования семей детей с ОВЗ школьного возраста, проблемам социализации ребенка с ТМНР на разных этапах школьного образования, роли семьи в генерализации вербальных навыков у детей с РАС, театрализованной деятельности как форме взаимодействия родителей с дошкольниками с ТМНР, изучению социально-коммуникативной сферы подопечных паллиативного отделения стационарного учреждения социального обслуживания, организации родительского клуба как механизма поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, компетенциям родителей в области специальной педагогики и специальной психологии как важнейшему условию воспитания, обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействию педагога-психолога и учителя-дефектолога в консультативной работе с семьями воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Особенно хочется отметить сообщение студентов 2 курса кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, которые поделились первым опытом общения с родителем ребенка с ОВЗ, который состоялся на производственной практике.

В заключении конференции была организована дискуссия, в ходе которой участники получили возможность обменяться научно-практическим опытом, обсудить широкий круг вопросов по поставленным на конференции проблемам.

Участники выражают уверенность, что обмен научным и практическим опытом позволит объединить усилия различных государственных и негосударственных структур по оптимизации содержания и форм помощи и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечая необходимость дальнейшего сотрудничества и обмена опытом по данной проблеме, конференция утверждает следующие рекомендации и предложения:

  • Предложить участникам конференции транслировать в государственные и негосударственные образовательные организации, как очные, так и дистанционные формы образовательно-просветительской, консультативной работы с родителями детей с ОВЗ на разных возрастных этапах и психологической помощи таким семьям, использовать с этой целью материалы и опыт, представленные в докладах преподавателей в Институте детства МПГУ, сотрудников лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», других образовательных организаций г. Москвы и регионов Российской Федерации.
  • Создать на базе Института детства МПГУ дискуссионную экспериментальную площадку «Проблемное поле семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития» для обобщения, анализа и апробации новых технологий и методик по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Рекомендовать участникам конференции распространить материалы конференции, представленные на Ютубканале, среди сотрудников их учреждений и связанных с ними смежных научных и образовательных организаций, заинтересованных лиц.

Ссылка на on-line трансляцию пленарного заседания

Ссылка на on-line трансляцию секции 1

Ссылка на on-line трансляцию секции 2

 

Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023

03 / 06 / 2023

Показать обсуждение