Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Местный колорит курортных городков

Оксана Домникова, 304 группа

Суета

Жаркий южный солнечный день – такой, каких хватает в избытке на территории Краснодарского края в августе. Вторая половина дня, пик солнечной активности угрожает непривыкшим и не защищённым от лучей зевакам серьёзными последствиями для здоровья. Послеобеденное время – вялая пора сонливости и апатии, этап подготовки вырвавшихся из будничной рутины отдыхающих к вкушению прелестей ночной курортной жизни.

А для местных жизнь идёт своим чередом. Лето и ранняя осень – разгар работы и сезон непрекращающегося потока туристов, кошельки и неисчерпаемые желания которых являют собой благодатную почву для улучшения материального благосостояния. Какие поводы потратить накопленные деньги только не привлекут рассеянного внимания! «Гулять так гулять» – к этой фразе российских туристов апеллируют всевозможные коммерсанты и берут её за основу аргументов в пользу оправдания заоблачных цен.

Кутерьма безгранично властвует на побережье: бесконечные предложения самых разнообразных экскурсий от худенькой девушки с кожей цвета молочного шоколада и выгоревшими на солнце волосами; на зубок выученные настойчивые зазывания (уж никак не приглашения) поджарого мачо кавказской национальности в очередное кафе или ресторан с возмутительной наценкой и весьма посредственным меню. Примечательно, что местные молодые люди, главным образом, представители индустрии развлечений – это воплощение образцовой, стройной, грациозной фигуры, идеал правильного, ровного загара. Не исключено, что в таком взгляде решающей ролью обладает игра контрастов между новоприбывшими и коренным населением.

Громкая, буквально оглушающая «попсовая» музыка из уличных колонок, заманивающие вывески реклам с элементарными орфографическими ошибками, паутина бесчисленных лавочек, почти лабиринт с товарами «первой необходимости»: солнцезащитные эмульсии, очки с пластиковыми стёклами – комната кривых зеркал «на выезде», яркие, ядовитого цвета футболки с пошлыми надписями и изображениями, ювелирные украшения («золото!», «серебро!»), разложенные на чёрной бархатистой бумаге, и (куда же без них) сувениры на любой вкус – от ракушек до веника.

А дети! Какую роль они играют в торгово-денежном обороте маленького городка! Пять минут на батуте, шар сахарной ваты, фотография с тем же (только переодетым в костюм известного персонажа из мультфильма) кавказским парнем, посещение аттракционов, и как же напоследок не подержать на руках орла, ящерицу, попугая, обезьянку, крокодила, лемура? У маленьких путешественников настолько разбегаются глаза, что они не успевают сориентироваться и начать выпрашивать очередную безделушку, но не беда: незаметно от отвернувшихся родителей опытные продавцы с заискивающим взглядом и поддельной, слащавой улыбкой приходят на помощь и помогают чадам определиться с выбором, мало того – дают им «подержать» игрушку в руках, с которой ребёнок обычно при малейших сомнениях в истинном праве собственности убегает подальше, а озадаченным родителям только и остаётся, что заплатить за то, что через два часа окажется в мусорном ведре. Детские прихоти – это, определённо, кладезь для успешного развития экономики. Только на курорте можно увидеть такое огромное количество счастливых, гордых за себя дошкольников и столько же несчастных, завидующих другим и обиженных на родителей ребят.

 

Затишье

Вдали от суматохи, в роще, под тенью раскидистых деревьев сидят двое. Худощавый, маленького роста мужчина, одетый в чёрную, выцветающую на солнце, обтягивающую только выдающийся слева горб футболку с длинными рукавами, открывающими от локтя жилистые, загорелые, костлявые руки, в которых зажата хворостина. Его расклешённые, поношенные штаны едва не волочатся по земле, зато серо-коричневая старая ковбойская шляпа с растянутой чёрной верёвкой под шеей гармонично сидит на голове, создавая своему хозяину образ выходца из Дикого Запада Соединённых Штатов. Выразительное, смуглое, говорящее о былой красоте лицо испещрено преждевременными морщинами, негустые усы и волосы насыщенного цвета чёрной смолы, яркие, светлые голубые глаза и вместе с тем «уставший» взгляд дают основание догадываться о несоответствии возраста и внешности (ему можно дать шестьдесят, но я не удивлюсь, узнав, что этому человеку нет и сорока). В этой сгорбленной, маленькой, потрёпанной, отчасти смешной фигуре сохранились остатки прежней мощи, гордости и несломленного духа.

Второй – совсем юный молодой человек шестнадцати лет. Его внешность также отражает признак породистости: густые, с оливковым отливом, позолоченные солнцем, давно не стриженые кудри, словно шапка, покоящиеся на голове; чистые карие глаза, наивные от неопытности, но лукавые по природе оттеняют тёмно-коричневые правильные брови; тонкий, искривлённый спесью рот с немного выступающей вперёд нижней губой, образующей небольшую ямку и пухленькие щёки – верный показатель молодости – прибавляют мальчишескому образу обаяние эгоизма. Кое-где протёртые зеленовато-жёлтые трикотажные «треники», местами изорванная футболка, изношенные, с закрытым носом сандалии – вот и всё его одеяние.

На крепком, без коры бревне сидят конюх и его помощник. У обоих похожая на описанную чуть выше жизнь – они работают в конном клубе, и их денежный доход целиком и полностью зависит от туристов. Кажется, всё, что осталось у конюха, – это лошади. Его существование – эталон одиночества. В полуденный зной с суровым, замученным видом он слоняется среди своих четвероногих подопечных, окружённый целой вереницей мух и слепней, ощущая характерный запах навоза. По своей натуре конюх молчалив, он не общается с туристами, лишь иногда звучно, повелительно причмокивает тонкими, едва приметными губами и глухим, грубым, хрипловатым голосом быстро произносит, обращаясь к кобыле, трепещущей от его голоса сильнее, чем от кнута: «Но-о, пошла!». Он груб, если не сказать зол. Его выражение недовольства наедине с собой, постоянное бормотание сулящих проклятья ругательств беззубым ртом, узкий, «орлиный» нос с раздувающимися от скрытой ярости ноздрями, озарённый гневом неистовый взгляд проливают свет на причину возможных молодецких переделок, обрекших его на вечное одиночество и изгнание из мира людей. И причина эта – чрезмерная вспыльчивость и горделивость. Бог знает, что испытал этот человек на своём веку.

В ожидании новой группы для конных прогулок парень играет в телефон. На самом деле, очередные «скачки» не сильно разнообразят его день: снова инструктаж, непонятливые новички, медленный шаг мерина – никакого экстрима. Хотя всегда интересно посмотреть на туристов, узнать из каких они городов, показать своё мастерство. У юноши всё впереди, и он в этом уверен. Крепкий тыл – родители, предстоящая учёба в другом городе – даёт ему уверенность в завтрашнем дне и возможность рассматривать своё сегодняшнее занятие как хобби. Он идеально знает свою работу и относится к ней как к развлечению, но с необходимой долей деловитости и любопытства – его профессионализм не оставляет и доли сомнения. Серьёзное поведение, умение держаться важно и раскованно, нежное отношение к лошадям создаёт впечатление, что юноша первенствует над своим матёрым коллегой и в плане обязанностей, и в плане влияния на животных.

Два абсолютно разных человека – ковбой и школьник – как два противоположных полюса, сошлись, вероятно, на основании единственного общего интереса, сдружились и живут (пусть всего лишь несколько часов в сутки) в своём, отдельном, «природном» мире, далёком от сутолоки и цивилизации, но неразрывно с ними связанных.

…Конец праздной деятельности, прибыла новая группа: «Артём! Иди, выбирай лошадей!».