Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научно-исследовательская лаборатория “Психология способностей”

Директор

Колесников Владимир Николаевич
Кандидат психологических наук, доцент

Контактная информация

город Москва, проспект Вернадского, дом 88, аудитория 434
+7 (495) 438-15-59, +7 (916) 083-00-32
kolesn_m@mail.ru, vn.kolesnikov@mpgu.su

Направления деятельности

Научно-исследовательская работа центра, согласно Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и критических технологий РФ (Нанотехнологии и наноматериалы, Рациональное природопользование,) развивается по следующим направлениям:

1.
Основные направления научной деятельности:
- Разработка теории способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (В.Д. Шадриков).
- Разработка интегрального подхода выделения системных свойств индивидуальности на основе критерия совместимости (В.Н. Колесников).
2.
Основные направления учебной деятельности:
- Организационная и материально-техническая поддержка научной деятельности аспирантов, магистрантов и студентов кафедры психологии младших школьников (В.Д. Шадриков, В.Н. Колесников).
- Обучение аспирантов и магистрантов кафедры основам организации научной деятельности и автоматизированным методам статистической обработки экспериментальных данных (В.Н. Колесников).
- Руководство студией художественного слова «Пифагор» при лаборатории психологии способностей (В.Н. Колесников).

Публикации

1.
Лекции по психологии индивидуальности.
Колесников В.Н.

М.: Издательство ИП РАН, 1997. – С. 210.
2.
Духовные способности.
Шадриков В.Д.

М.: Магистр, 1998. – С. 182.
3.
Происхождение человечности.
Шадриков В.Д.

М.: Логос, 2003. – С. 296.
4.
Психология духовности и пифагорейский образ жизни.
Колесников В.Н.

М.: Высшая школа психологии. 2004.− С. 36.
5.
Психология темперамента: интегральный подход.
Колесников В.Н.

Москва, Высшая школа психологии. 2006. Монография. Москва, 2006. С. 43.
6.
Психология характера: интегральный подход.
Колесников В.Н.

Москва, Высшая школа психологии. 2006. Монография. Москва, 2006. С. 47.
7.
Ментальное развитие человека.
Шадриков В.Д.

М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 288
8.
Пути развития ребенка как одухотворенной личности // Качество педагогического образования
Колесников В.Н.

М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. – С. 142-150.
9.
От индивида к индивидуальности. Введение в психологию.
Шадриков В.Д.

М.: ИП РАН, 2009. – С. 656.
10.
Принципы организации занятий по художественному слову.
Колесников В.Н.

Журнал «Наука и школа», №5 за 2017 г.
11.
Психология духовных способностей: интегральный подход. Монография.
Колесников В.Н.

Москва : МПГУ, 2020. – 192 с. : ил.
12.
История идей в психологии: античность. Учебно-методическое пособие.
Колесников В.Н.

М.: Высшая школа психологии, 2006. 40 с.
13.
История идей в психологии: естествознание. Учебно-методическое пособие.
Колесников В.Н.

М.: Высшая школа психологии, 2006. 34 с.
14.
История идей в психологии: психоанализ. Учебно-методическое пособие.
Колесников В.Н.

М.: Высшая школа психологии, 2006. 40 с.
15.
Благородные стихи и сказки для сценического исполнения : Пособие для занятий по художественному слову
Колесников В.Н.

Москва : МПГУ, 2017. – 248 с.
16.
Психология духовных способностей: интегральный подход. Монография.
Колесников В.Н.

Москва : МПГУ, 2020. – 192 с. : ил.

План научно–исследовательской работы на 2020–2022 гг.:

Название проекта НИР (на 2020–2022): Интегральный подход к выделению общих способностей и системных свойств индивидуальности: духовность, личность, характер и темперамент.


Этапы НИР:
Тема НИР на 2020 год (1 этап): «Методологические основы выделения уровня духовности и качеств личности».

Полученные научные результаты:
I.
Методологической основой психологии духовных способностей является интегральный подход, основанный на идее спонтанной организации, принципе активности, принципе саморазвития и принципе иерархичности.

Было показано, что эти методологические принципы могут быть использованы как критерии выделения признаков здоровой организации душевного мира: лиричность, оптимизм и альтруизм – и признаков его вырождения: механицизм, пессимизм и эгоизм.

  1. Теоретической основой психологии духовных способностей является шкала духовного измерения. Эта шкала была построена на основе методологического осмысления идей Ивана Ильина, Виктора Франкла и Эриха Фромма.

Следует отметить, что построенная шкала методологически валидна интегральному подходу, так как ключевые признаки каждого ранга выделены на основе трех принципов гармоничной организации душевного мира: активности, саморазвития и иерархичности.

Руководствуясь интегральным подходом, дано рабочее определение духовности и духовным способностям. Из определения следует, что духовные способности – это потенции человека, которые актуализируются под влиянием глубинной силы по имени Духовность.

III. Практический аспект психологии духовных способностей посвящен методам выделения и развития духовных способностей. Перечислим основные духовные способности, которые, согласно определению, должны способствовать духовному развитию человека и одухотворению продуктов его деятельности.

  • Способность быть организованным и уметь наводить порядок в пространстве, во времени и в иерархии смыслов является духовной способностью.
  • Способности быть лириком, быть оптимистом и быть альтруистом являются тремя духовными способностями, которые развиваются методом самоконтроля над тремя локусами причинности.
  • Жизнь по принципу наименьшего насилия является основной духовной способностью человека, которая, согласно индийской философии, способствует развитию чувства общности индивидуальной души с мировым Духом.
  • Духовное видение является духовной способностью, которая проявляется как интуитивное умение отличать добро от зла. Ильин назвал эту способность «энергией видения».
  • Совесть является духовной способностью, которая предупреждает человека о благородных и безнравственных деяниях. Ильин назвал эту способность «энергией действования».
  • Искусство парадоксального поступка является духовной способностью, которая проявляется в парадоксальной стратегии использовать деструктивные события жизни как пусковые сигналы к совершению благородных поступков, способствующих (вопреки ожиданию обидчика) духовному росту человека.
  • Искусство ненасильственного управления является духовной способностью человека, которая проявляется в лиричном, оптимистичном и альтруистичном управлении по отношению к себе и к другим людям.
  • Искусство духовной герменевтики является духовной способностью, которая проявляется в умении отличать религиозность зрелую: интуитивную, творческую и альтруистичную – от религиозности незрелой: инфантильной, фаталистичной и эгоистичной.
  • Способность относиться к профессии как к совестливому служению духовным идеалам: Вере, Чести, Пользе, Любви, Красоте, Истине и Справедливости.
  • Искусство видеть в фильмах, мультфильмах, литературе и др. благородные поступки является духовной способностью. Ильин назвал эту способность – видеть «духовным оком».
  • Искусство портретной живописи – это духовная способность, если это процесс живого общения с «человеком одухотворенного образа» через кончики цветных карандашей, кисточек и др.
  • Искусство удерживать внутренний, оптимистичный и надындивидуальный локусы причинности на основе правил пифагорейского образа жизни – это духовная способность, защищающая душевный мир от деструктивных факторов.

Таковы три аспекта построения науки о духовных способностях: методологический, теоретический и практический.

Основные публикации

  • Колесников В.Н. Психология духовных способностей: интегральный подход. Монография. – Москва : МПГУ, 2020. – 192 с. : ил.

Тема НИР на 2021 год (2 этап): Методологические основы выделения системных свойств темперамента.

Ожидаемые результаты:

Реализовать интегральный подход к выделению системных свойств темперамента.

В развитие идей М. Люшера разработать теорию двух стилей темперамента.

Выделить признаки типов темперамента в норме, акцентуации и психопатии.

Разработать модификацию теста Люшера как метода тестирования свойств темперамента.

Тема НИР на 2022 год (3 этап): Методологические основы выделения системных свойств характера.

Реализовать интегральный подход к выделению системных свойств характера.

В развитие идей трансактного анализа Э. Берна разработать теорию трех стратегий характера.

Выделить признаки типов характера в норме, акцентуации и психопатии.

Разработать модификацию теста Розенцвейга как метода тестирования свойств характера.