Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Учебно-научный центр актуальных проблем исторической науки и образования им. А.Г. Кузьмина

Директор

Артамонов Герман Анатольевич
Профессор
Кандидат исторических наук

Контактная информация

город Москва, проспект Вернадского, дом 88, аудитория 341
+7 (495) 438-31-81
ga.artamonov@mpgu.su

Сотрудники

1.
Рогожин Николай Михайлович, профессор, доктор исторических наук
Научный руководитель УНЦ АПИНО им. А.Г. Кузьмина, научный руководитель
2.
Семенова Елена Викторовна ,
Заместитель директора
3.
Суворова Нонна Викторовна
Заведующая сектором
4.
Дворецкая Инесса Александровна
Ведущий научный сотрудник
5.
Колесникова Елена Александровна
Старший научный сотрудник
6.
Литвинова Ирина Владимировна
Старший научный сотрудник
7.
Емченко Елена Борисовна
Старший научный сотрудник
8.
Давлетбаева Варвара Борисовна
Младший научный сотрудник
9.
Голицин Артем Олегович
Аспирант

Общая информация

Учебно-научный центр актуальных проблем исторической науки и образования (далее УНЦ АПИНО) создан в Московском педагогическом государственном университете в рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки 1997-2001гг.» на основании Приказа ректора МПГУ №2 от 09.01. 2000г. и является структурным подразделением Московского педагогического государственного университета

Деятельность УНЦ АПИНО осуществляется в соответствии с Уставом МПГУ и Положением об Учебно-научном центре актуальных проблем исторической науки и образования.

Цель деятельности – разработка научных проблем в области гуманитарного научного знания и соответствующего научно-методического обеспечения на основе внедрения достижений фундаментальной науки в учебный процесс.

 

Задачи Центра:

  • проведение комплексных теоретических и экспериментальных исследований и осуществление прикладных работ по актуальным проблемам образования и отраслей наук, соответствующих профилю УНЦ;
  • экспериментальная апробация разрабатываемых научно-исследовательских и научно-методических материалов;
  • обеспечения внедрения полученных результатов в учебный процесс;
  • подготовка магистрантов и аспирантов  соответствующего профиля на основе имеющихся кадровых, научно-организационных и научно-методических ресурсов;
  • организация и проведение программ повышения квалификации и дополнительного образования в соответствии с профилем научно-исследовательской  деятельности.
  • подготовка и публикация результатов научно-исследовательских и научно-методических работ в периодических и специальных научных изданиях, участие в семинарах и конференциях.
  • оказание услуг по консалтингу и трансферу технологий в соответствии с профилем УНЦ.
  • взаимодействие  с научно-исследовательскими институтами, центрами  и образовательными учреждениями Москвы и Российской Федерации.
  • укрепление материально-технической базы, обеспечивающей проведение НИР и учебных занятий по соответствующим научным направлениям.

Миссия – обеспечение синтеза научных исследований гуманитарного характера и образовательного процесса на уровне общего среднего и высшего профессионального образования.

Направления деятельности

Научно-исследовательская работа центра в соответствии с приоритетами государственной политики и общественными потребностями в сфере науки образования развивается по следующим направлениям:

1. Исследование актуальных проблем в области гуманитарного и прежде всего исторического научного знания и инновационных форм реализации учебного процесса на уровне общего среднего и высшего образования;

2. Организационное, научное и научно-методическое обеспечение участия ведущих ученых и научных коллективов МПГУ, специализирующихся в области исторического, обществоведческого и гуманитарного научного знания в проектно-заявочной деятельности в рамках конкурсов программ и грантов различного уровня.

3. Обеспечение внедрения основных результатов, полученных в ходе проведения исследований в образовательную практику учреждений различного уровня, реализующих программы гуманитарного, в том числе исторического образования;

4. Оказание консалтинговых (информационно-консультативных и аналитических) услуг учреждениям и субъектам образования, реализующим программы гуманитарного, в том числе исторического образования в области оценки соответствия достижениям фундаментальной науки и инновационным моделям развития;

5. Организация и научно-методическое сопровождение  взаимодействия университета с ведущим академическим центром России – Институтом российской истории РАН (далее ИРИ РАН).

6. Организация и проведение программ повышения квалификации и дополнительного образования в соответствии с профилем научно-исследовательской  деятельности центра.

 

 

 

Основные результаты деятельности в 2016 – 2017 гг.

 

Экспертиза:

–  в 2016/17 уч. году осуществлена экспертиза 17 программ повышения квалификации в системе дополнительного образования г. Москвы и 2 программ профессиональной переподготовки.

Публикации:

Web of Sciencе

Рогожин Н.М., Маландин В.В., Артамонов Г.А. Особенности обеспечения качества реализации образовательных программ аспирантуры при подготовке научных кадров по отрасли «Исторические науки»//Российская история.2016 №3

ВАК, РИНЦ

Артамонов Г.А. Некоторые особенности эволюции институтов церковного управления Древней Руси (до конца XIII в.).// Преподаватель XXI век. 2015 №4.

Артамонов Г.А. Познавательные границы и возможности исторической и археологической наук в исследовании проблемы происхождения славян//Трудные вопросы истории. – М. 2017.

Артамонов Г.А. Николай II  и его окружение в феврале 1917 г.//Трудные вопросы истории. – М. 2018.

Внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс:

Макет рабочей программы учебной дисциплины “Военная история античности”

Макет рабочей программы учебной дисциплины “Археология Северного Причерноморья”

Макет рабочей программы учебной дисциплины “Историческая демография Древнего мира и Средних веков”

Макет рабочей программы учебной дисциплины “Боги и герои античного мира”

Совместная конференция МПГУ и ИРИ РАН «Взгляд сквозь века: Россия и мир в оценках современных исследователей»

Основные результаты деятельности в 2018 году 

Основные результаты  деятельности 2019г.:

 

1. Результаты научно-исследовательской деятельности 2019г.:

– обобщены и популяризированы в просветительских проектах МПГУ базовые черты эволюции системы самоуправления в Киевской Руси;

– выявлены закономерности, особенности и факторы формирования и развития российской модели организации системы управления сложносоставным государством в XVII в контексте включения в состав России различных территорий и присоединения народов;

– определены специфические черты влияния российского государства на дальнейшее развитие народов новоприсоединенных территорий;

– выявлены особенности трансформации российской элиты в условиях расширения национального состава российского населения;

– сформулированы и систематизированы факторы и противоречия геополитического характера, возникшие в условиях территориального приращения российского государства;

–  выявлены основные периметры (контуры, кольца) безопасности Российской Федерации и основные этапы политического и военного участия страны в локальных конфликтах. Установлено, что в 1991—1998 гг. методы гибридных войн комплексно не использовались за исключением их апробации странами Запада на югославском государстве;

– установлены основные направления влияния методологических школ Западной Европы и США на процессы и маршруты обновления исторического и социально-гуманитарного образования России на уровне высшей школы в постсоветский период;

2. Просветительская деятельность

 

 

 

3.Список публикаций сотрудников 2019г.:

  1. Артамонов Г.А. Система гуманитарных наук и историческое образования: некоторые проблемы соотношения предметов и объектов изучения // Чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла…. к 70-летию Николая Михайловича Рогожина. Институт Российской истории РАН. Москва, 2019. С. 365-371.
  2. Артамонов Г.А. Некоторые научные итоги конференции «Земля и Власть в истории России // Преподаватель XXI век. 2019. № 1-2. С. 275-287.
  3. Артамонов Г.А. Особенности воплощения образа врага в игровом кино России//
    Преподаватель XXI век. 2019. № 4-2. С. 312-322.
  4. Рогожин Н.М. У государевых дел быть приказано… История посольского приказа. Москва-Берлин, 2019.
  5. Рогожин Н.М. Модели управления новоприсоединенными территориями России  XVII века // Преподаватель XXI век. 2019. № 3-2. С. 239-252.
  6. Рогожин Н.М. Посольская книга по связям России с Турцией  1512- 1564 гг. как исторический источник.//Труды Института российской истории РАН. 2019. № 15. С. 36-49.
  7. Емченко Е.Б. Педагогическая деятельность М.Н. Муравьева-Виленского //Преподаватель XXI век. М. 2019. №4. Ч.2. С.275-291. Информация о включённости в индексные базы: сборник в базах данных «Российского индекса научного цитирования» (РИНЦ, ВАК).
  8. Талина Г.В. Россия и Речь Посполитая: взаимные претензии на престол в XVII В. В сборнике: Россия и Польша: опыт тысячелетнего соседства. Материалы международной научной конференции. Под редакцией С.В. Леонова, Г.В. Талиной. 2019. С. 120-135.
  9. Талина Г.В. XVII столетие в отечественной истории и европейской истории: проблемы преподавания. В сборнике: Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. Материалы IV международной конференции. Под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. 2019. С. 96-105.
  10. Талина Г.В. Сословное представительство и абсолютизм в России XVII в. в условиях становления империи. Власть. 2019. Т. 27. № 5. С. 231-236.
  11. Талина Г.В. «Самодержавная монархия»: теоретический концепт Ю. Ф. Самарина и историческая реальность. Тетради по консерватизму. 2019. № 2. С. 156-166.
  12. Талина Г.В. История сквозь призму мифотворчества В.В. Розанова. Тетради по консерватизму. 2019. № 4. С. 40-48.
  13. Чураков Д. О. Проблемы изучения историографии новейшей отечественной истории.// Москва-Берлин, 2019.
  14. Чураков Д.О. Влияние Крымской весны на российскую историографию. В сборнике: Ключевские чтения – 2018. Гражданская война и гражданский мир в исторической судьбе России. сборник. Москва, 2019. С. 556-559.
  15. Чураков Д.О. Изучение локальных войн СССР и Российской Федерации бакалаврами-историками. Преподаватель XXI век. 2019. № 1-2. С. 348-356.
  16. Чураков Д.О. «Цветные смуты»: история, изучение, противодействие рецензия на книгу «Что надо знать о «цветных революциях»: учебное пособие/ под общ. Ред. А. Б. Ананченко. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018. Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2019. № 1. С. 150-153.
  17. Чураков Д.О. Локальные войны как звенья большой гражданской войны. Россия в эпоху революций и реформ. Проблемы истории и историографии. 2019. Т. 7. С. 94-102.

Основные результаты  деятельности 2020г.:

– Происхождения славян и начальные этапы истории Общества и Власти Домонгольский период истории России;

– Эволюция традиционных форм самоуправления (местного управления) России) эпохи феодализма;

– Исторический процесс и его отражение в общественно-политической мысли России;

– Актуальные проблемы истории России XVII в.;

– Локальные конфликты в современном мире: проблемы классификации и изучения;

– Современные проблемы модернизации системы образования России.

1.Результаты научно-исследовательской деятельности 2020г.:

– обобщены и популяризированы в просветительских проектах МПГУ базовые черты эволюции системы самоуправления в Домонгольский период истории России;

– обоснованы политические и социально-исторические факторы, предопределившие становление самозванства в период русской Смуты в качестве наиболее востребованной формы борьбы за власть и отстаивания социальных интересов;

– выявлены общие закономерности действий Российской Федерации в локальных войнах как на своей территории, так и в дружественных нам странах. Изучено воздействие оранжевых технологий и применение терроризма на ситуацию в зонах локальных конфликтов;

– сформулировано научное виденье причин, характера и последствий роста конфликтности процессов глобализации;

– выявлены формы и предназначение современных информационных технологий при формировании восприятия обществом локальных конфликтов;

– создана база данных по научным публикациям и публикациям в интернете, содержащая аналитические материалы по проблеме гибридных войн в современном мире.

2.Просветительская деятельность

3.Список публикаций сотрудников 2020г.:

  1. Артамонов Г.А. Самозванство в период русской смуты и его социально-исторические истоки//Земля и Власть в истории России. Сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А.Г. Кузьмина, В.Г. Тюкавкина и Э.М. Щагина. М., 2020. С. 159-168.
  2. Артамонов Г.А. Локальные войны в современном мире: особенности и закономерности //Геополитика (отдано в печать)
  3. Рогожин Н.М. Государственность России XVI–XVII: Власть и общество //Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 9. С. 822-827.
  4. Рогожин Н.М. Понятие «вечности» в русской письменности и дипломатической практике XI-XVII вв. / «Восстанет цесарь в опустевшей земле». Люди, время и пространство русской истории. К 70-летию профессора Н.С. Борисова. Сб.ст. Спб. АЛЕТЕЙЯ. 2020. С.246-251.
  5. Рогожин Н.М. Население России XVII  столетия под ведомством приказов Московского царства. / «Власть». № 5, 2020.
  6. Колесникова Е.А., Талина Г.В. Российская государственность: территория и власть в XVIIв.: современные историографические и источниковедческие аспекты. Российская история. 2020. № 1. С. 192-200.
  7. Чураков Д.О. Локальные войны в истории современной России: периодизация, кольца напряженности, тенденции. В сборнике: Земля и Власть в истории России. Сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А.Г. Кузьмина, В.Г. Тюкавкина и Э.М. Щагина. Под общей редакцией А.В. Лубкова. 2020. С. 716-728.
  8. Чураков Д.О., Матвеева А.М. Россия и локальные войны в исторических концепциях отечественных геостратегов. В сборнике: РОССИЯ И МИР В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. материалы II Межвузовской научной конференции студентов и школьников. Москва, 2020. С. 204-224.
  9. Талина Г.В. Реформы первых Романовых: сочетание традиционного и нового. В сборнике: Земля и Власть в истории России. Сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А.Г. Кузьмина, В.Г. Тюкавкина и Э.М. Щагина. Под общей редакцией А.В. Лубкова. 2020. С. 168-181.
  10. Талина Г.В.  Историческая компаративистика как метод изучения проблем политической истории (на примере истории Средневековья и Нового времени). В сборнике: Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога. Материалы V международной конференции. Под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. 2020. С. 17-27.
  11. Рогожин Н.М., Талина Г.В. Население России XVII столетия под ведомством приказов Московского царства. Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 215-224.
  12. Талина Г.В.  Отец Иоанн Кронштадтский о монархии в России. Тетради по консерватизму. 2020. № 1. С. 264-272.