Артамонов Герман Анатольевич
Профессор
Кандидат исторических наук
Общая информация
Учебно-научный центр актуальных проблем исторической науки и образования (далее УНЦ АПИНО) создан в Московском педагогическом государственном университете в рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки 1997-2001гг.» на основании Приказа ректора МПГУ №2 от 09.01. 2000г. и является структурным подразделением Московского педагогического государственного университета
Деятельность УНЦ АПИНО осуществляется в соответствии с Уставом МПГУ и Положением об Учебно-научном центре актуальных проблем исторической науки и образования.
Цель деятельности – разработка научных проблем в области гуманитарного научного знания и соответствующего научно-методического обеспечения на основе внедрения достижений фундаментальной науки в учебный процесс.
Задачи Центра:
Миссия – обеспечение синтеза научных исследований гуманитарного характера и образовательного процесса на уровне общего среднего и высшего профессионального образования.
Направления деятельности
Научно-исследовательская работа центра в соответствии с приоритетами государственной политики и общественными потребностями в сфере науки образования развивается по следующим направлениям:
1. Исследование актуальных проблем в области гуманитарного и прежде всего исторического научного знания и инновационных форм реализации учебного процесса на уровне общего среднего и высшего образования;
2. Организационное, научное и научно-методическое обеспечение участия ведущих ученых и научных коллективов МПГУ, специализирующихся в области исторического, обществоведческого и гуманитарного научного знания в проектно-заявочной деятельности в рамках конкурсов программ и грантов различного уровня.
3. Обеспечение внедрения основных результатов, полученных в ходе проведения исследований в образовательную практику учреждений различного уровня, реализующих программы гуманитарного, в том числе исторического образования;
4. Оказание консалтинговых (информационно-консультативных и аналитических) услуг учреждениям и субъектам образования, реализующим программы гуманитарного, в том числе исторического образования в области оценки соответствия достижениям фундаментальной науки и инновационным моделям развития;
5. Организация и научно-методическое сопровождение взаимодействия университета с ведущим академическим центром России – Институтом российской истории РАН (далее ИРИ РАН).
6. Организация и проведение программ повышения квалификации и дополнительного образования в соответствии с профилем научно-исследовательской деятельности центра.
Экспертиза:
– в 2016/17 уч. году осуществлена экспертиза 17 программ повышения квалификации в системе дополнительного образования г. Москвы и 2 программ профессиональной переподготовки.
Публикации:
Web of Sciencе
Рогожин Н.М., Маландин В.В., Артамонов Г.А. Особенности обеспечения качества реализации образовательных программ аспирантуры при подготовке научных кадров по отрасли «Исторические науки»//Российская история.2016 №3
ВАК, РИНЦ
Артамонов Г.А. Некоторые особенности эволюции институтов церковного управления Древней Руси (до конца XIII в.).// Преподаватель XXI век. 2015 №4.
Артамонов Г.А. Познавательные границы и возможности исторической и археологической наук в исследовании проблемы происхождения славян//Трудные вопросы истории. – М. 2017.
Артамонов Г.А. Николай II и его окружение в феврале 1917 г.//Трудные вопросы истории. – М. 2018.
Внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс:
Макет рабочей программы учебной дисциплины “Военная история античности”
Макет рабочей программы учебной дисциплины “Археология Северного Причерноморья”
Макет рабочей программы учебной дисциплины “Историческая демография Древнего мира и Средних веков”
Макет рабочей программы учебной дисциплины “Боги и герои античного мира”
1. Результаты научно-исследовательской деятельности 2019г.:
– обобщены и популяризированы в просветительских проектах МПГУ базовые черты эволюции системы самоуправления в Киевской Руси;
– выявлены закономерности, особенности и факторы формирования и развития российской модели организации системы управления сложносоставным государством в XVII в контексте включения в состав России различных территорий и присоединения народов;
– определены специфические черты влияния российского государства на дальнейшее развитие народов новоприсоединенных территорий;
– выявлены особенности трансформации российской элиты в условиях расширения национального состава российского населения;
– сформулированы и систематизированы факторы и противоречия геополитического характера, возникшие в условиях территориального приращения российского государства;
– выявлены основные периметры (контуры, кольца) безопасности Российской Федерации и основные этапы политического и военного участия страны в локальных конфликтах. Установлено, что в 1991—1998 гг. методы гибридных войн комплексно не использовались за исключением их апробации странами Запада на югославском государстве;
– установлены основные направления влияния методологических школ Западной Европы и США на процессы и маршруты обновления исторического и социально-гуманитарного образования России на уровне высшей школы в постсоветский период;
2. Просветительская деятельность
3.Список публикаций сотрудников 2019г.:
– Происхождения славян и начальные этапы истории Общества и Власти Домонгольский период истории России;
– Эволюция традиционных форм самоуправления (местного управления) России) эпохи феодализма;
– Исторический процесс и его отражение в общественно-политической мысли России;
– Актуальные проблемы истории России XVII в.;
– Локальные конфликты в современном мире: проблемы классификации и изучения;
– Современные проблемы модернизации системы образования России.
1.Результаты научно-исследовательской деятельности 2020г.:
– обобщены и популяризированы в просветительских проектах МПГУ базовые черты эволюции системы самоуправления в Домонгольский период истории России;
– обоснованы политические и социально-исторические факторы, предопределившие становление самозванства в период русской Смуты в качестве наиболее востребованной формы борьбы за власть и отстаивания социальных интересов;
– выявлены общие закономерности действий Российской Федерации в локальных войнах как на своей территории, так и в дружественных нам странах. Изучено воздействие оранжевых технологий и применение терроризма на ситуацию в зонах локальных конфликтов;
– сформулировано научное виденье причин, характера и последствий роста конфликтности процессов глобализации;
– выявлены формы и предназначение современных информационных технологий при формировании восприятия обществом локальных конфликтов;
– создана база данных по научным публикациям и публикациям в интернете, содержащая аналитические материалы по проблеме гибридных войн в современном мире.
2.Просветительская деятельность
3.Список публикаций сотрудников 2020г.: