Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

II Зимняя антропологическая школа

Новости МПГУ

С 26 января по 2 февраля прошла II Зимняя антропологическая школа кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ в Иране. В этом году школа была посвящена знакомству с современной системой образованием Тегерана, историей и культурой древней Персии. Поезда была организована по инициативе зав. кафедрой психологической антропологии А.С. Обухова как соучредителя Ирано-Российского комитета по развитию исследовательского обучения и научного руководителя Международной исследовательской школы и доцента кафедры психологической антропологии Л.И. Адамян как исполнительного директора Международной исследовательской школы. Замысел поездки был поддержан представителем  Министерства наук, исследований и  технологий Исламской Республики Иран, советником Посольства Ирана в  РФ Абтахи Бехрузом.

В состав делегации от МПГУ вошло 16 человек: профессора кафедры психологической антропологии А.С. Обухов, Г.В. Семья, Л.Б. Шнейдер, доцент той же кафедры Л.И. Адамян; студенты 1 курса, обучающиеся по программе «Детская практическая психология» на кафедре психологической антропологии Виталий Минаев, Дарья Брусницына, Лидия Хилик; студенты 2 курса факультета начального образования Института детства Екатерина Зинченко, Наталья Колотенкова, Азина Усанова, Алина Гасанова; заместитель директора Института физической культуры, спорта и здоровья А.Л. Афанасенков, магистранты ИФКСиЗ Станислав Ливанов, Игорь Бурякин, Константин Смирнов и студент ИФКСиЗ Никита Выдренко.

Зимняя антропологическая школа была направлена на проведение сравнительного исследования образовательных систем в детских садах, школах и высших учебных заведений Ирана, а также знакомство с культурой и традициями Ирана.

В рамках реализации психолого-педагогического модуля на факультете начального образования Института детства предусмотрено знакомство с образовательными системами разных стран. Наиболее эффективная форма знакомства – изучение реальной практики работы образовательных организаций на местах. Образовательная система Ирана последние годы показывает высокую результативность и качество образования в области естественных и точных наук, обучения иностранным языкам и др. При этом в России мало известно, что происходит в образовании Ирана. Подобная поездка, возможность которой связана с многолетним сотрудничеством МПГУ с рядом образовательных комплексов Тегерана, дала возможность познакомиться с образованием Ирана изнутри. Участники поездки познакомились с пятью частными образовательными комплексами Тегерана – Kherad School, Saba School, RaheRoshd Educational Complex, две когнитивных школы, а также побывали в Shahid Beheshti University. Участникам поездки также удалось побывать два дня в историческом и культурном центре Ирана – городе Исфахане.

Основной результат школы – аналитические материалы с фото и видео-иллюстрациями об особенностях образовательной системе Ирана, с которыми студенты, принявшие участие в работе ЗАШ, познакомят своих однокурсников на отдельных занятиях в МПГУ. Планируется создание видеофильма о наиболее интересных и содержательных аспектах образовательной системы Ирана, серии аналитических текстов и публикаций.

Мы безмерно благодарны нашим друзьям и коллегам в Тегеране, которые организовали гостеприимный, насыщенный по содержанию прием делегации МПГУ, особенно: Maliheh Mohseni, Forough Davari, Azadeh Derakhshan.

 

Представляем избранные заметки участник поездки:

 

Константин Смирнов:

«С 26 февраля 2016 года по 2 февраля 2016 года Московский педагогический государственный университет был представлен в столице Ирана Тегеране. Целью поездки был мониторинг образовательных учреждений Тегерана, анализ образовательных программ, выявление особенностей управления образованием.

Мы предполагали, что изучение образовательной среды Ирана позволит выявить положительные стороны в системе, что даст возможность скорректировать организационно-методические условия в образовании Российской Федерации.

За время нашего исследования мы посетили несколько общеобразовательных школ: Kherad school, Saba school, Rah-e Roshd educational complex, две когнитивные школы и  Shahid Beheshti University.

В Иране в большей мере востребованы частные школы и детские сады, чем государственные, так как качество образования в них на порядок выше.

Как и во многих восточных странах с их жесткими законами, традициями и уставами девочки учатся отдельно от мальчиков на протяжении всего времени с момента окончания дошкольного учреждения до университета.

Практически во всех школах, которые мы посетили, акцент в образовательной программе делается на точные науки, в частности, на физику и химию, на наш субъективный взгляд, данная позиция диктуется высшим руководством страны. В связи с этим 80 % учащихся   независимо от возраста и пола при проведении анкетирования отдали предпочтения инженерным специальностям. Специфика обучения в иранских школах строится на проектной деятельности, которая выбирается в начале года самими учениками.

Большое время в учебном плане уделяется английскому языку, он является обязательным языком в стране, обучение начинается с детских садов, и что немаловажно диалог между учеником и учителем при изучении языка идет только на английском. Результатом выше изложенного является высокий уровень знания данного предмета на всех ступенях его преподавания.

Также нам предоставили возможность побывать в когнитивной, негосударственной школе, работа в данном учреждении строится на свободной форме обучения, то есть работа идет не конкретно по фиксированному учебному плану, а варьируется в зависимости от задач, которое ставят перед собой сами ученики и их преподаватели в конкретный день. Нет точного времени занятий, уроки проводятся в свободной домашней атмосфере.

Так как мы представляем Институт физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, мы уделяли особое внимание дисциплинам, связанным со спортивной деятельностью, но к нашему разочарованию на этапах дошкольного обучения, средней школы и старшей школы, только одному образовательному комплексу удалось нас приятно удивить (Rah-e Roshd educational complex), интересной программой и старанием развивать спорт и закладывать в умах молодежи любовь к здоровому образу жизни. В данном образовательном комплексе в детском саду с 2-х до 6-ти лет обучают спортивной гимнастике на высоком уровне, в начальной и средней школе имеется спортивный зал и бассейн.

В остальном были заметны проблемы со спортивной инфраструктурой (отсутствие залов и спортивных площадок), отсутствие ясной программы обучения.

Вершиной нашей научной командировки было посещение Тегеранского университета ( Shahid Beheshti University), к нашей радости в университете был факультет физической культуры, который нам с любезностью презентовал декан факультета. На факультете обучается 300 бакалавров, 100 магистров, и 70 аспирантов, программа обучения только очная, для сравнения в Институте физической культуры, спорта и здоровья МПГУ около 600 бакалавров, 38 магистров и 2 аспиранта формы обучения: очная, заочная.

К нашему удивлению (удивлению, так как в начальных, средних общеобразовательных учреждениях были заметны проблемы с техническим оснащением), в университете большое внимание уделено факультету физической культуры. На базе факультета современная медико-биологическая лаборатория, множество аппаратов, определяющих функциональное состояние спортсменов, 2 универсальных спортивных зала, крытый теннисный корт, полноразмерный стадион, отвечающий всем международным требованиям, лекционные аудитории».

 

Виталий Минаев:

«Недельная поездка в Иран стала для студентов и преподавателей МПГУ замечательной возможностью отложить в сторону все стереотипы об этой стране и лично пообщаться с её жителями, узнать о местной культуре, менталитете и общественном устройстве непосредственно, путём погружения в среду. Программа была сверхнасыщенной, основную её часть составляло знакомство с образовательной системой Ирана на примере частных школ Тегерана.

На следующий после прибытия день делегация МПГУ отправилась в гости в Kherad — школу для девочек, расположенную в просторном здании на возвышении, с которого открывается потрясающий вид на город. После презентации, проведённой ученицами на великолепном английском языке, стало понятно, что уровень образования здесь действительно высок. Дети увлечены научной деятельностью, выраженной в форме актуальных проектов, таких, например, как разработки в области альтернативной энергетики или изучение влияния медикаментов на рост растений. В школе присутствуют элементы самоуправления: в случае необходимости ученицы старших классов сами проводят занятия для своих младших коллег. В образовательной программе явно чувствуется дух гуманизма и ориентированности на высокие ценности, что оказалось характерным не только для школы Херат, но и для всех посещённых нами учебных заведений Тегерана.

Поскольку четверг и пятница в исламе являются выходными, местные школы в это время были закрыты, а мы отправились в древний город Исфахан — культурную столицу Ирана. В отличие от довольно тесного и суетливого Тегерана, здесь чувствовался простор и умиротворённость, которых обычно так не хватает в крупных городах (и это вопреки тому, что Исфахан сам является крупным городом с населением в несколько миллионов человек). Двух дней оказалось явно недостаточно, чтобы сполна насладиться древней, её памятниками культуры и искусства, а также великолепными архитектурными изысками.

В субботу, с началом новой учебной недели, мы вернулись в Тегеран и продолжили посещение образовательных учреждений. Следующим пунктом нашей программы стала школа Saba. Здесь также обучаются только девочки, но уклон в их образовании сделан в сторону искусств и гуманитарных наук. Коридоры этой школы напоминают скорее выставку современного искусства — повсюду размещены высококачественные и очень интересные работы учениц и выпускниц.

На следующий день делегация МПГУ отправилась в один из десяти корпусов когнитивной школы. Образовательный процесс в ней сильно отличается от того, что мы привыкли видеть. Уроки проходят за прозрачными стенами, а шум здесь стоит не только на переменах, поскольку двигательная и игровая активность являются важной (и даже важнейшей) частью учёбы. В корпусе, где мы были, учатся мальчики, при этом, что интересно, одной из дисциплин является готовка, что тоже довольно необычно. Пока что в этой школе обучаются только ученики 1-4 классов, но в планы её руководства входит создание программы и для старших классов.

Вечером того же дня студенты и преподаватели МПГУ посетили своих коллег из тегеранского университета имени Шахида Бехешти, кампус которого расположен в живописном месте на возвышенности, с его территории открывается замечательный вид на город. Наибольший интерес для участников поездки, разумеется, представляло посещение психологического факультета и факультета физической культуры. Возникло ощущение, что именно так и должно выглядеть высшее учебное заведение — расположенное на отдельной территории, с аккуратными и отлично оборудованными и зданиями факультетов. К сожалению, российские студенты могут видеть такое только в кино или во время поездок за рубеж.

Последний день нашего пребывания в Иране был посвящён посещению четырёх корпусов образовательного комплекса Rah-e Roshd: корпуса школы для мальчиков, корпуса школы для девочек и двух корпусов детского сада, в которых мальчики и девочки учатся вместе, что сильно выбивается из общей картины иранского образования. Главная особенность Рахетрош — существующая здесь форма управления, кооперация. Учредителями и владельцами этой школы являются сами учителя в количестве около двухсот человек. Для решения организационных вопросов здесь регулярно проводятся выборы в совет директоров, члены которого затем выбирают из своего числа учителя, который становится директором на ближайшие три года. Что немаловажно, ученики этой школы также обучаются подобной форме сотрудничества через практику самоуправления: раз в год на несколько дней все работники Рахетрош отстраняются от своей работы и позволяют ученикам занять их места.

К сожалению, нам так и не удалось посетить ни одной из иранских государственных школ. Однако знакомство с местной образовательной системой всё же состоялось. Мы из первых уст узнали о некоторых особенностях её функционирования, повстречали множество увлечённых педагогов и учеников, соприкоснулись с культурой Ирана и, конечно же, завели новых друзей, которых теперь будем с нетерпением ждать в гости в Россию».

 

Ася Гасанова:

«Самой первой школой, которую мы постелили, была Kherad school. Женская частная школа, находящаяся высоко в горах, состоит из трёх зданий. История школы берет начало в 2000 году. Основана она 58 учителями.

Школа старается  разработать свои образовательные программы таким образом, чтобы преподаватели и студенты могли приобрести лучшее понимание глобальных проблем, стоящих перед новым поколениям.

Школа насчитывает 7 этажей, 4 компьютерных класса, 3 библиотеки,  3 зала (конференц-зал и зал для встреч), арт  галерея, бассейн, столовая, 6 лабораторий. Уже с малого возраста дети начинают проводить свои эксперименты. Будь то натуральная зубная паста, или выведение безвредного дихлофоса.

Нам удалось побывать на уроке рисования в младшей школе (до 6 лет). Учитель рассказывал историю, после чего детям нужно было нарисовать какой-нибудь эпизод из услышанной истории. Учитель ни к чему не обязывал. Дети сами могли выбирать что, как и чем рисовать. 

В школе приветствуется творчество детей. Они расписывают стены, сами делают дощечки-тетради. Да, конечно, это не сравнимо со школами Чехии и Германии, но они стараются и ни в коем случае не губят талант в детях.

В школе почти что все уроки направлены на групповую работу. Начиная с самого младшего возраста (подготовительные классы), заканчивая последним, 12-м классом.

На уроках ИКТ дети сидят по парам (один компьютер на два человека) Над проектами дети также работают по группам из трех человек.

В школе хорошо развито музыкальное направление. Все дети играют на инструментах и поют. Инструменты могут быть как национальными, так и общими (пианино).

Школа имеет хорошо оборудованный спортивный зал. Обивка стен схода с той, что и у нас. Хорошо развит волейбол, баскетбол.

Стоимость обучения в Kherad school составляет 2000 $ в год. Перед поступлением дети с родителями проходят собеседование. При переводе из младшей школы в среднюю и из средней в старшую студенты сдают экзамены. В школе есть форма: штаны, туника и платок. Отличаются они лишь цветом – в младшей школе голубой цвет, в средней – синий, в старшей – темно-синий переходящий в черный».

 

Лидия Хилик:

«Самое первое место, куда мы попали – это была Kherad school. Это замечательная школа, которая встретила нас очень гостеприимно, как, впрочем, и все остальные учебные учреждения. Ученицы старших классов познакомили нашу делегацию с культурой, достопримечательностями Тегерана, рассказали, как устроена система образования в их школе. Наблюдая в течение дня за происходящим, я заметила следующее: атмосфера в школе царит чудесная, каждый друг другу улыбается, отношения между учителями и учениками равные, но, в тоже время, не переходят границу. Сама по себе школа имеет большие размеры, и детям предоставлена и возможность, и пространство для развития, творчества. Нам удалось побывать на многих проектных работах учеников как младших, так и старших классов. Удивлял высокий уровень английского языка. Пообщавшись с иранскими девочками, выяснилось, что они уже с 5 лет начинают изучать английский язык и что он, как и персидский, является основным, «ходовым» языком у них в стране. Кроме того, поразило и то, какой сильный упор делает школа на такие предметы, как физика, химия, биология. А самое интересное, что многие девочки в будущем планируют стать инженерами. Поездка в Иран была насыщена разными экскурсиями, прогулками по паркам и заповедникам.

Через несколько дней наша дружная команда отправилась в древнейший город – Исфахан. Там нас ожидала не менее интересная и насыщенная программа. Этот солнечный город встретил нас своими просторами и красотами местной природы. Об этом замечательном месте можно говорить часами, но не передать словами всего его величества и необъятности. В течение всей поездки нас сопровождали иранские люди: это были знакомые учителями, директора школ, экскурсоводы. Люди в Иране невероятно добрые и гостеприимные, они готовы принять любого и каждого, всегда всем рады и открыты.

Посещение детских садом, разделенных на мальчиков и девочек, также не оставили без внимания. Делегация МПГУ отправилась в один из десяти корпусов когнитивной школы. Образовательный процесс в ней сильно отличается от того, что мы привыкли видеть.  Уроки проходят за прозрачными стенами, а учатся детишки с помощью игры и игровой деятельности. Как сказали учителя: «Мы даем им полную свободу действий, ребенок познает то, что ему действительно интересно, а мы ему в этом только помогаем». Пока в этой школе учатся детишки с первого по четвертый класс, но в планах школы создать классы для старших ребят.

Далее мы отправились в тегеранский университет имени Шахида Бехешти. Нас встретили живописные просторы, с которых открывается замечательный вид на город. С большим удовольствием мы посетили факультет педагогики и психологии и факультета физической культуры. Кроме того, пообщались с преподавателями и студентами данного вуза, обменялись идеями и формами образования. Остались под хорошим впечатлением от увиденного – ведь именно так должно выглядеть высшее учебное заведение — расположенное на отдельной территории, с отдельными и отлично оборудованными зданиями для каждого факультета.

Спасибо всем, кто организовал и организовывает такие замечательные поездки. Обмен образовательными системами с разными странами, поддержание отношений друг с другом дает возможность совершенствовать общую систему образования».

 

 

Азиза Усанова:

«30 января мы посетили замечательную школу Saba school. На момент открытия, в 1998 году, в школе было 43 студента. За 18 лет школа стала больше и число студентов возросло до 1510.

В области искусства эта школа одна из лучших в стране. И этого нельзя не заметить. По всей школе представлены работы студентов. Их очень много и они впечатляющие. Благодаря этому пространство школы не выглядит пустым или скучным. Но, несмотря на большой уклон к искусству, они не забывают про спорт или науку.

Хорошо оснащённые лаборатории и классы информатики. Дети показывали нам свои проекты и работы. Темы проектов студенты выбирают сами, но при этом они должны быть связанны с экологическими проблемами. Очень большое внимание уделяется групповой работе».

 

Екатерина Зинченко:

«1 февраля мы посетили школу RaheRoshd educational complex. Это частная школа, в которой, как и в большинстве остальных, обучение сепаративное, то есть мальчики и девочки учатся раздельно.  В этом образовательном комплексе мы побывали в школе для девочек и мальчиков и в детском саду.

В первую очередь хочется сказать о том, что в школе  RaheRoshd нас ожидал теплый и дружественный прием. Мне очень понравилось в этой школе! Приветливые учителя, общительные и жизнерадостные дети, атмосфера уюта, комфорта, рабочего настроя на обучение, постановка конкретных задач. Мы услышали, что образование здесь практико-ориентированное, что ярко проявляется в проектной деятельности. В глаза бросается взрослая серьезность детских работ. Ведь они изначально ставят перед собой серьезные задачи очищения воздуха, получения пресной воды, выработки электричества, разработки программного обеспечения и т.д. Также мы отметили то, что дети примерно уже класса с 4-5 практически свободно владеют английским языком.

В данной школе есть своя разработка – рефлексивная тетрадь, в которой дети фиксируют затратраченное время на выполнение уроков, изучение дополнительного материала по интересующему их предмету и т.д. Фиксация идёт в течение недели, а затем ученики сдают их «тьютору». На мой взгляд, это интересная идея, ведь анализ этой информации помогает развитию способности к саморефлексии, а также выявляет наклонности и таланты ребенка и позволяет регулировать учебную нагрузку.

Говоря о раздельном обучении, хотелось бы отметить наблюдение, что мальчики более свободны, раскрепощены и общительны, чем девочки. Это было очень заметно, так как в течение дня  мы смогли не только пообщаться с учениками, но и посмотреть два небольших спектакля: «Спящую красавицу» (показанную девочками на английском языке) и историю про невоспитанного мальчика (показанную мальчиками на фарси). Скорее всего, это объясняется религиозными  предписаниями, но в этом вопросе хотелось бы разобраться подробнее.

Уже в детском саду RaheRoshd дети делают настоящие эксперименты. Мы наблюдали, как изучая свойства жидкостей, они трогали лед, нагревали его на горелке, кипятили, чтобы получить пар. В арт-классе они с помощью учителя вырезали из деревянных досочек конструктор, который потом раскрашивали и собирали. Замечательно, что уже с детского сада дети могут развивать свою любознательность и исследовательские навыки. А поделки детей, которые нам подарили на память, как сувениры, навсегда сохранят теплые и солнечные воспоминания об этой школе!

Очень радует то, что такой современный и сильный в плане образования комплекс стремится к сотрудничеству с нашим университетом. Школа RaheRoshd – это одна из тех школ, куда мне хотелось бы вернуться еще раз для того, чтобы более подробно познакомиться с методами преподавания и подходами к обучению».

 

Наталья Колотенкова:

«В один из дней мы полностью погрузились в когнитивную педагогику. Уже ни раз слышавшие о ней, мы имели представление о том, на чем основывается и какие педагогические инструменты могут использоваться в данной системе. В этот день мы посетили два образовательных учреждения. На мой взгляд, они кардинально отличались друг от друга. Описание основных принципов, как мне кажется, будет понятнее в контексте конкретных примеров.

Первая школа поразила в первую очередь своим внешним видом: маленькое здание, состоящее из нескольких комнат и крохотного пришкольного дворика. На пороге нас встретил директор и основатель школы и, после знакомства, рассказал о том, какие принципы действуют в школе. Она была создана около 8 лет назад, в её основе лежат нетрадиционные методики развития ребенка. При создании учебного заведения, в котором учатся дети от 6 до 11 лет, основатели брали за основу труды Л.С. Выготского. «В нашей школе ребёнок – центр всего. Вокруг него выстраивается образовательный процесс». Это цитата, которую можно брать за основной принцип, от которого отталкиваются все остальные, и выстраивается своеобразная цепочка. Инициатива ребёнка, его самостоятельная активная познавательная деятельность позволяет ему развивать основные психические функции более продуктивно. В данной педагогике важно не только то, какой теоретический материал усвоил ребенок, но и то, как ученик приобрел знания. На практике мы увидели, что дети усваивают материал через деятельность. В школе в данный момент, дети занимаются строительством дома, через эту активность детям удаётся освоить материал по математике, физике, биологии и т.д. Организации образовательной среды уделяется особое внимание. Так, каждая комната включается в себя развивающие материалы, также дети осваивают и развивают художественный вкус. Эти занятия основываются также на основных познавательных процессах: воображение, мышление, восприятие. При этом последнее можно наблюдать в различных формах: слуховое, зрительное, чувственное. В качестве примера можно привести занятие на актерском мастерстве: детям предложили быть «стикерами» и стараться приклеится к полу, к стене и другим предметам. Это лишь один пример иллюстрирующий этот подход. В следующем классе мы увидели занятия для детей поменьше, но и там не обошлось без сенсорного восприятия. Изучение английского происходило в сочетании с музыкой, сопровождающейся танцем детей. Если же возвращаться к основам создания школы, то помимо Л.С. Выготского, использовались труды Лориса Малагуция, основателя Реджио-Эмиля подхода. «Дети способны сами развить свой интеллект. Задача взрослого предоставить ребенку возможности для развития, но главное, что ему необходимо, чтобы взрослый умел его слушать. Дети нуждаются в постоянных доказательствах того, что взрослые в них верят». Этот важный момент реализовывается, но подробнее рассмотрим его на примере второй школы.

На фоне первой школы, пространство впечатляло. Огромное трёхэтажное помещение, разделенное на различные зоны. Здесь нас также встретил директор и рассказал о том, что школа существует около 40 лет. Помимо вышеназванных принципов, он сказал: «Мы ничего не прячем, всё должно быть на виду». Действительно, все границы комнат прозрачные. Стоя на одном месте, можно увидеть всё, что происходит на этаже. Сейчас данная школа насчитывает 10 корпусов. В отличие от первой школы, здесь обучение мальчиков и девочек происходит раздельно. Нам удалось посмотреть, как обучаются мальчики. Говоря об образовательной среде, то она достаточно насыщенная. Помещение включает в себя  мастерскую, где дети самостоятельно, прибегая (если нужно), к помощи взрослых, работая с глиной, деревом, металлом занимаются конструированием. Выделено пространство, где дети развивают кулинарные навыки,  актерского мастерства, занимаются музыкой и языками. Обучение, так же, как и в первой школе происходит через деятельность. Возвращаясь к принципам когнитивных школ, здесь мы видим, что идет совместное конструирование образовательного процесса:  учитель является  помощником и направляющим».

 

03 / 02 / 2016

Показать обсуждение