Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

АЛЕКСЕЙ ЧЕРНЫШ: От социальной дистанции – к дистанции в обучении

Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования (новости)

Информация о преподавателе:

Алексей Михайлович Черныш, доцент кафедры истории Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, кандидат философских наук

 

Читает курсы:

История

Культурология

 

С вопросом об отношении к дистанционному обучению мы решили обратиться к доценту кафедры истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ Алексею Чернышу как к компетентному и опытному преподавателю. Также Алексей Михайлович является не только замечательным педагогом, но и очень отзывчивым человеком, поэтому мы были уверены, что он не откажет в интервью и даст честные, развёрнутые ответы на каждый вопрос. Ожидания оказались оправданы и наша с Алексеем Михайловичем беседа о дистанционном обучении получилась приятной и содержательной.

 

– Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения? Что почувствовали, поняли?

– Никто не ожидал, что мы окажемся в такой ситуации, когда преподаватель будет лишен возможности читать лекции в аудитории, а студенты не смогут продемонстрировать свои знания на занятиях. Конечно, переход на дистанционное обучение во многом для всех стал неожиданностью, но поскольку мной уже был разработан электронный курс по истории на портале МПГУ ИнфоДа  в Moodle, то сам переход не стал непреодолимой преградой. Электронный курс, на мой взгляд, был сформирован доступно и понятно для студентов, что позволило всем подписанным на него, изучать дисциплину. Главным же способом проверки знаний стали письменные работы. Были подготовлены материалы для проведения тестирования, которые можно использовать как для экзаменационного тестирования, так и для проведения контрольных опросов, либо семинаров. Результаты тестирования в моих группах показали, что студенты вполне освоили учебный материал.

Переход на дистанционную форму обучения позволил мне улучшить свои пользовательские компьютерные навыки, дисциплинировал и способствовал мобилизации творческого подхода при составлении тестов и проверке работ студентов.

Конечно, дистанционная форма обучения очень зависит от технической стороны – скорости соединения, интернет-провайдера, наличия связи и т.п. Но эти проблемы решаемы.

Добавлю, что гуманитарные дисциплины достаточно хорошо «монтируются» с дистанционной формой обучения. Хотя, конечно, ничто не может отменить/заменить живое слово и живое общение с преподавателем в аудитории. Это как с книгой: ее можно читать и в интернете с экрана компьютера или смартфона, а можно и в бумажном традиционном виде, листая страницы. Что лучше? Но как дополнительная форма усвоения учебного материала дистант вполне допустим.

 

– Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, студенты, методические и технические службы университета?

– Хочу сказать самые добрые слова в адрес службы технической поддержки МПГУ, которая всегда приходила на помощь. Технические службы университета оказали мне огромную помощь, особенно при проведении итогового тестирования.

Для студентов переход на дистанционную форму обучения, на мой взгляд, не вызвал трудностей, поскольку для современной молодежи интернет и электронные гаджеты составляют часть их жизни.

Готовность преподавателей к использованию дистанционных электронных ресурсов трудно оценить – тут много разных факторов. Те преподаватели, которые уже имели готовые электронные ресурсы, и те, кто были «продвинутыми» в компьютерных программах, технологиях и пр., видимо, оказались в лучшей ситуации. В любом случае, преподаватель, который заинтересован в достижении студентами прочных и глубоких знаний по предмету, должен уметь использовать самые разнообразные способы и методы в обучении.

Конечно, немаловажно в этой связи умение и желание самих студентов использовать самые разнообразные интернет-ресурсы, не «утонуть» в этом информационном «океане». Вот тут как раз и нужна помощь преподавателя! Дистанционная форма обучения учит студентов, да и не только их, работать с большими объемами информации, дисциплинирует, требует ответственности при выполнении заданий.

 

– Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?

– Самая главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, как «перенести» в дистанционное обучение возможность для студента быть креативным, думать, размышлять, искать.

К сожалению, в рамках дистанционного обучения становится в большей степени заметна несамостоятельная и бездумная работа, когда студенты вместо оригинальных работ занимаются банальным копированием.

При проведении тестирования часть студентов высказывала жалобы на «зависание» и потерю времени. Но результаты тестирования в целом показали, что, несмотря на трудности (у всех студентов разные мощности интернета по месту жительства), результаты были показаны хорошие, что дает возможность в дальнейшем в определенной степени усложнить тестирование и использовать возможности тестирования как для проведения контрольных опросов, так и для проведения части экзаменов в электронной форме.

 

– Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов? Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?

– Полагаю, что в дальнейшем, целесообразно осуществлять преподавание студентам в сочетании очного обучения и дистанционного. В область дистанционного обучения целесообразно перенести проведение контрольных опросов, творческую работу студентов по контрольным (курсовым) работам и т.п. Возможна замена очного экзамена тестированием, но здесь надо хорошо подумать.

И еще важное замечание: практика дистанционной формы обучения показала, что большая часть студентов имеет слабое представления о творческой самостоятельной работе, у студентов-первокурсников отсутствуют навыки самостоятельной работы, как с содержательной, так и с технической стороны, в результате чего письменные работы превращаются в цитирование/копирование материалов, набранных с разных сайтов.

Дистанционная работа в эти месяцы 2020 года показала слабые места и проблемы, которые надо решать. Электронные курсы можно и нужно совершенствовать, искать новые способы подачи материала, новые формы и виды заданий, связи со студентами. Видимо, в электронных дистанционных курсах надо предусмотреть раздел (разделы) о навыках творческой работы, способах и методах письменных работ и т.п.

 

Подготовила Ирина Борисова, 1 курс РССО,

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования

20 / 07 / 2020

Показать обсуждение