Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Алексей Семенов: «Считается, что педагогический университет готовит учителей разных предметов. На деле это не так»

Журнал ректора

13 апреля ректор МПГУ Алексей Семенов и вице-президент Бард-колледжа (США) Джонатан Беккер рассказали участникам и гостям Московского международного салона образования о новых подходах к подготовке педагогов и об особенностях универсального бакалавриата в России и за рубежом.

“Считается, что педагогический университет готовит учителей разных предметов. На деле это не так”, – сообщил собравшимся ректор МПГУ.

“Специфика высшего образования в XXI веке такова, что университет дает человеку не только и не столько профессию. Знания из вузовской программы устаревают и обесцениваются очень быстро. Я окончил мехмат МГУ, стал академиком отделения математики РАН, но большая часть знаний, полученных в университете, мне не нужна”, – признался Алексей Семенов.

Роберт Фульям писал, что все самое важное для жизни он узнал в детском саду: нужно делиться тем, что имеешь, играть честно, никого не бить, не брать чужого, мыть руки перед едой. Эти элементарные понятия часто оказываются более важными и вечными, чем то, что человек узнает, обучаясь, например, на инженера. Точно так же важна способность приобретать новые знания, умение учиться и учить других.

«Этому учат в любом университете, но в большей степени это происходит в педагогическом университете, задача которого – научить студента учить и учиться самостоятельно», – отметил ректор МПГУ.

Как развить способность учиться? Принцип, сформулированный Яном Амосом Коменским, но известный задолго до него, звучит так: «Чтобы чему-то научиться, нужно это делать».

“Сегодня образование в МПГУ базируется на идее универсального бакалавриата – liberal arts”, – рассказал Алексей Семенов. Еще в античности стало понятно, что нужно давать свободному человеку общее образование, не «привязывая» его к конкретной профессии. В современном понимании liberal arts – это представление о человеке (антропология, психология и проч.), умение общаться на родном языке, умение использовать виртуальный язык, игра в театре, способность работать с информацией, искать, исследовать, а также способность к логическому мышлению, которая воспитывается математикой.

Liberal arts формирует универсальную человеческую культуру, давая студенту возможность выбора: в программе есть основная специализация (мейджор) и вспомогательная (майнор), предусмотрена существенная индивидуализация образования. Специализацию можно получить по конкретному предмету, если студент хочет стать учителем и вести этот предмет в школе, и эта подготовка будет лучше, чем в российских педвузах 10-20 лет назад. Ведь раньше студентов учили по «ухудшенной» программе классического университета, многое в их подготовке не имело отношения к школьным знаниям, теперь же выпускники МПГУ свободно ориентируются в школьной программе, чтобы эффективно преподавать ее детям.

Школьники, пришедшие в университет, получают поддержку в части организации их учебы – в том, что называется матетикой: в формировании общего умения, способности к учению. И для будущих учителей, и для тех, кто выберет другую карьерную стезю, крайне важна практическая работа в детских садах, школах Москвы, летних и зимних детских лагерях. Возможность пройти такую практику МПГУ дает студентам и педагогических, и непедагогических направлений.

Джонатан Беккер, вице-президент и декан по международным связям и программам повышения гражданской ответственности Бард-колледжа – американского партнера МПГУ – в своем выступлении отметил, что научить студента учиться – главная задача университета. В современной экономике больше не важна специализация: из тех, кто оканчивает университет в этом году, в той области, в которой получено высшее образование, будет работать абсолютное меньшинство. Такова ситуация во всем мире, и Россия не исключение.

По мнению Джонатана Беккера, в США сейчас четко понимают, что широкое образование, которое дают программы liberal arts, важнее для бизнеса, чем узкая специализация. Ведь их выпускники обладают критическим мышлением, умеют работать в группах, для них характерны инновационность, гибкость, умение читать, писать и говорить эффективно. Всеми этими качествами в полной мере обладал Стив Джобс – выпускник программы liberal arts.

Самая большая группа колледжей liberal arts сегодня существует в Голландии, но их становится больше и в других странах, Бард-колледж сотрудничает с вузами в России, Кыргызтане, Германии. Основные принципы универсального бакалавриата особенно успешно работают в университетах, где есть программы подготовки учителей. «Мы уверены, что программы liberal arts будут эффективны в России, и рады, что в Москве у нас есть такой партер, как МПГУ», – подчеркнул вице-президент Бард-колледжа.

Наталия КОТОВА
Фото: Валентина СИДОРОВА
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования (ИЖКМ)

 

 

Видеоматериал подготовлен отделом видеотехнологий МПГУ

14 / 04 / 2016

Показать обсуждение