Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Из жаркой центральной Азии – в регион вечной мерзлоты: как адаптируются дети мигрантов в Якутии

Новости МПГУ

3–7 апреля 2023 года специалисты Московского педагогического государственного университета побывали с серией выездных консультаций для педагогов и администрации школ в образовательных организациях Республики Саха (Якутия). Выезды состоялись в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, и научно-исследовательской работы по разработке диагностических материалов по оценке уровня языковой подготовки детей мигрантов в основной школе, выполняемой Московским педагогическим государственным университетом по поручению Министерства просвещения России.

В состав делегации вошли декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО Елена Александровна Омельченко, доцент кафедры культурологии ИСГО Елена Феликсовна Теплова, главный методист проекта, научный сотрудник МПГУ Татьяна Васильевна Криворучко и зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО Алексей Владимирович Кричкин.

За пять дней специалисты успели провести диагностику около 200 детей из семей мигрантов в пяти школах в городе Нерюнгри, поселке Серебряный Бор, городе Алдан и городе Якутск. В каждой из школ были также организованы встречи с педагогами, обучающими детей-инофонов. Следует отметить, что Республика Саха (Якутия) – один из российских регионов, для которого билингвизм в повседневной жизни, в том числе в школе, является нормой. Большинство жителей Якутии владеют не только русским языком, но и якутским, что бесспорно является важным фактором для формирования поликультурного образовательного пространства.

Подавляющая часть учеников-инофонов в якутских школах – дети таджикского происхождения, хотя в некоторых школах можно встретить носителей азербайджанского, узбекского, кыргызского, армянского и курдского (курманджи) языков. В школах Якутска, где побывали специалисты МПГУ, доля несовершеннолетних иностранных граждан среди обучающихся достаточно высока, но семьи, в основном, не рассматривают пребывание в России как временную работу, а нацелены на получение вида на жительство, а после российского гражданства, что создает условия для интеграции детей в российское общество.

В целом ученики показали неплохой уровень владения языком, позволяющий осваивать предметы основной школьной программы. Безусловно, есть и те, для кого русский язык сложен ввиду недавнего переезда семьи в Якутию. В помощь таким детям и педагогам специалисты передали в дар учебные пособия по языковой и социокультурной адаптации издательства «Этносфера».

5 апреля на базе МБОУ СОШ №2 г. Алдан прошел методический семинар, в котором приняли участие более 30 педагогов и руководителей со всего Алданского района. Методист и научный сотрудник МПГУ и МГППУ Татьяна Васильевна Криворучко рассказала о поддержанных Фондом президентских грантов проектах, в которых под эгидой МПГУ сотрудничают и взаимодействуют более 90 образовательных организаций из 20 субъектов РФ. Докладчик обратила внимание на важность проведения диагностики детей для построения корректных образовательных маршрутов, подробно остановилась на теме «Текст как единица обучения», призвала всех педагогов, в том числе и педагогов-предметников, на начальном этапе работы с детьми-инофонами давать им адаптированный текст, а в дальнейшем – уже предъявлять авторский текст. Также поделилась практическими знаниями о родных языках инофонов, о том, как работать с этими знаниями, чтобы исправить фонетические и грамматические ошибки. Алексей Владимирович Кричкин провел мастер-класс по созданию интерактивных упражнений на платформах: WordWall, LearningApps, Plickers, а также продемонстрировал специализированные интернет-ресурсы в помощь современному педагогу для языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов.

7 апреля подобный методический семинар для образовательных организаций города Якутска состоялся на базе школы № 32: участие в нем приняли более 40 педагогов. В этот же день делегацию МПГУ приняла начальник Департамента государственной политики  в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) Л.Б. Тен. Состоялось обсуждение возможности организации совместных курсов повышения квалификации для учителей и других направлений сотрудничества с Московским педагогическим государственным университетом и Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера» в сфере интеграции детей с миграционной историей, включая совместное проведение конкурса «Билингва» и других проектов по этнопедагогике и поликультурному образованию.

Мы сердечно благодарим за поддержку и взаимодействие наших якутских коллег!

Подробнее о проекте можете узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration  и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

Алексей Кричкин

17 / 04 / 2023

Показать обсуждение