Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Дети войны

Новости МПГУ
«Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной»

/ В. Салий

  «Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы – дети войны,
За нас умирали солдаты.

Отцами прописано в сердце у нас
Крылатое слово – Победа!
Нам в дни испытаний и в радостный час
Завещано помнить про это.

А годы военные – словно костры,
Не гаснут, как прошлые беды.
Мы – родом из детства военной поры-
Твое, поколенье, Победа!»

/ А. Ануфриев

 

«…Пусть лётная трудна работа,
Война вокруг бушует, пусть,
Но жизнь – важнейший из полётов,
И нужно верный выбрать путь»

/ Юрий Иосифович Визбор

 

«…И юность гордо пролетает
Над чёрной пропастью войны,
А подвиг возраста не знает –
Пред ним все возрасты равны»

 / Юрий Иосифович Визбор

 

В кинематографе нашего Отечества создано немало кинофильмов, посвященных детям во время войны. Среди них: «Жила-была девочка» (1944), «Сын полка» (1946), «Орлёнок» (1957), «Два Фёдора» (1958), «Иваново детство» (1962), «Улица младшего сына» (1962), «До свидания, мальчики!» (1964), «Зимнее утро» (1966), «Я родом из детства» (1966), «Это было в разведке (1968), «Зелёные цепочки» (1970), «Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой!» (1970), «Зимородок» (1972), «Возвращение скрипки» (1973), «Юнга Северного флота» (1973), «Подранки» (1976), «хлеб детства моего» (1977), «Садись рядом, Мишка» (1977), «Мальчишки» (1978), «Ветер странствий» (1978) и другие.

Великая Отечественная война принесла много бед и лишений. Эти страшные и беспощадные годы оставили незаживающую рану в сердцах всех участников и их семей. Но тяжелее всего во время войны пришлось детям. Военное время лишило их детства и заставило повзрослеть раньше времени.

Среди преподавателей и сотрудников нашего университета есть и те, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны. Они – дети войны, а их около 200 человек, наравне со взрослыми превозмогали скудный быт и лишения, разделяли с ними гибель родных и восторг от их возвращения, горечь поражений и радость побед. Среди них были и есть дети войны, испытавшие на себе ужасы концлагерей и подземелий, голод и лютый холод блокадных лет, напряжённый труд в заводских цехах и на сельских полях, боевую работу в рядах Красной Армии и партизанских отрядах.

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», – писал Александр Трифонович Твардовский. Однако, эти сближения происходят и по сей день. Нам и нашим детям, живущим в относительно благополучное время, полезно понять, какие испытания выпали на долю людей и детей, посмотреть, как они справлялись с ними, какими они были, что помогло им не только выстоять, но и вложить свои детские силы в Великую Победу.

 

В рамках проекта «Ратное служение Отечеству» продолжаем рубрику «Дети войны», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых звучат правдивые истории о маленьких героях войны, их мужестве и подвигах.

Очередной материал рубрики «Дети войны» посвящается советскому художественному фильму «Два Фёдора», поставленному режиссёром Марленом Мартыновичем Хуциевым на Одесской киностудии по сценарию Валерия Игоревича Савченко. На советские экраны фильм вышел 12 января 1959 года. На его просмотре побывало 20 миллионов 400 тысяч зрителей.

М.М. Хуциев впоследствии вспоминал: «Ох, и досталось мне от местных властей! «Два Федора» снимались на Одесской киностудии. Украинские партийцы усмотрели в фильме страшный пессимизм и возмутились: «Война уже закончилась, а вы вновь заставляете зрителей переживать…».

 

Сюжеты фильма «Два Фёдора»

После окончания Великой Отечественной войны вернувшийся на родину Фёдор большой встречает мальчишку-беспризорника Фёдора малого. Они решают жить вместе. И всё-то у них было замечательно, пока Фёдор-большой не женился. С женитьбой Фёдора-большого их дружная жизнь разлаживается, хотя жена Наташа всячески старается снискать любовь мальчика. Доведённый ревностью до отчаяния, Фёдор-малый убегает из дому. Но после долгих волнений и поисков его находят, и он примиряется со взрослыми.

 

О смыслах фильма «Два Фёдора»

Если следовать сюжету, то фильм «Два Фёдора» рассказывает о том, как в дружбу двух Фёдоров – мужчины и мальчика, нашедших друг друга в первые дни мира, вторгается Наташа, вторгается женщина, вторгается любовь. Если говорить о теме фильма, привнесенной в него режиссером, то это фильм об Отечественной войне, хотя действие его с каждым кадром удаляется от войны. Это фильм о войне, хотя он начинается как раз тогда, когда война окончилась, потому что характеры его героев – до тех пор пока они остаются характерами и не превращаются в кинематографические фикции, движущие лишь пружину сюжета, – сложены войной. Та связь характера и времени, его породившего, характера и быта, его окружающего, которая лишь угадывалась в лирических перипетиях «Весны на Заречной улице», здесь вынесена на поверхность.

Есть моменты в истории народа, когда всеобщая связь человеческих судеб становится очевидной. К таким именно моментам относятся начало и конец войны. Авторы сцены встречи воинских эшелонов в «Двух Фёдорах» это знают. Они знакомят нас со своими героями именно в этот поворотный для целого народа момент. В первых кадрах фильма режиссер М. Хуциев показал себя настоящим художником, обладающим точным чувством правды. Начиная фильм с великого праздника окончания войны и передав ощущение этого праздника, он избежал всякой парадности. Каждый по-своему встречает этот долгожданный день: кто спит, кто пляшет под гармонь, кто достает из заветного кармана карточки жены, ребят и сестер, многочисленной родни.

Кончилась какая-то огромная, важная полоса жизни, кончилась война, скоро начнется новая, мирная жизнь, но она еще не началась, и невольно человек останавливается перед ней в раздумье. Какая она будет, что она ему обещает? Вот в этой паузе, в этом коротком промежутке между концом прошлого и началом будущего впервые сталкивает режиссер своих героев – Фёдора большого и Фёдора малого. С самого начала режиссер ясно дает понять, что дело не просто в разнице характеров, дело в разнице их истоков, в разнице поколений.

Фёдор большой за своей внешней мужской сдержанностью питает застенчивую потребность в человеческой близости, в дружбе, иной, чем то солдатское товарищество, которое было на войне, и которое теперь, когда каждый возвращается в семью, уже не может заменить ему потерянный дом. Как ни странно, но из двух Фёдоров именно он, большой, немножко романтик, может быть, даже мечтатель, этот солдат, прошедший с боями до Вены и Будапешта, знающий, что такое опасность, но привыкший получать в армии все: обмундирование, паек, приказ, человеческую поддержку. В совпадении имени ему чудится какой-то смысл. Может быть, тут рождается первая мысль о том, чтобы усыновить оборванного мальчишку: он удивлен этим совпадением и рад ему.

Фёдор малый, слишком рано потерявший родителей и знающий из опыта войны ее тыловые, будничные трудности – бездомность, нехватку хлеба, – практик. Его это совпадение имен ничуть не занимает – Фёдор так Фёдор, ну и что ж, бывает, – отвечает он рассудительно. За его рассудительностью бывалого человека вы угадываете: и не то еще бывает, мало ли я на свете видел… – плод раннего и часто горького опыта. И оттого что он так по-деловому, трезво отвел всякую восторженность по этому поводу, Фёдор большой немного смущается – да, бывает…

При всем том, он мальчишка, и таскать морковку с чужого огорода просто доставляет ему удовольствие. Но недетская трезвость, недетский практицизм, недетская хозяйственность – это суровые знаки войны. И Фёдор большой, который дрался на фронте, но не прошел голодной и жестокой школы оккупации и разоренного фашистами тыла, с явным смущением, даже с виноватым видом сообщает своему строгому «завхозу», что потерял карточки. Фёдор малый их ни за что бы не потерял!

Здесь, в этой встрече двух разных поколений, разных характеров, сложившихся на войне, – самое интересное и человеческое в фильме, точно так же, как столкновение Тани и Саши было самым интересным в «Весне на Заречной улице». Только здесь характеры раскрыты более точно, более достоверно и подробно, с тем суровым реализмом, который в первой картине был умерен лирической интонацией и условностью сюжета. И если бы конфликт, начатый так необычно, так психологически достоверно и человечески доходчиво был развит до конца, быть может, мы имели бы в «Двух Фёдорах» один из самых сильных фильмов о войне.

Даже там, где конфликт этот развивается в эпизодах, быть может, слишком прямолинейных (таков эпизод с курицей, которую Фёдор малый украл ввиду потери карточек, а Фёдор большой приказал выбросить на помойку), режиссер обставляет его столь убедительно в бытовом и психологическом отношении, что демонстративная нравоучительность приобретает черты естественности.

Закопченная мятая кастрюля, которую Фёдор малый хозяйственно ставит на стол, его торжественная и таинственная мина, голодный аппетит, с которым Фёдор большой набрасывается на куриную ножку, чтобы только в следующую минуту усомниться в происхождении этого блюда, и молчаливое ожесточение, с которым он отказывается внять робкому предложению голодного и пристыженного мальчишки «а может, съедим ее?», и печальный уход Фёдора малого со злополучной курицей куда-то за дом, на помойку – все это настолько достоверно, что веришь: простая и ясная мораль Фёдора большого – мораль рабочего человека – постепенно выпрямляет согнутую войной душу Фёдора малого.

С другой стороны, и присутствие Фёдора малого в чем-то воспитывает его старшего тезку, учит по-иному смотреть на многие привычные вещи, глубже понимать жизнь. Прошедший войну, он по-новому понимает ее, когда Фёдор малый, может быть, впервые плачет у откопанного на площади танка – его отец был танкистом…

…Фёдор малый после свадьбы, ночью отрезает Наташе волосы – остроумный и не банальный сюжетный ход – может быть, Федор ее разлюбит? И Наташа, растрепанная и заплаканная, сидит у него на постели, а он закрывает глаза и притворяется спящим.

Наташа – женщина. Вот, собственно, и все. Насколько легко по каким-то скупым деталям, словам угадать биографии мужчин, их судьбы, их характеры, настолько Наташа лишена и судьбы и характера. Мы даже не знаем, как прожила она войну!.. Она не живой человек, принесший сюда, в этот отстроенный своими руками дом, собственные стремления, привычки, взгляды. Она – олицетворенный сюжетный ход. Может быть, режиссер сделал это сознательно, надеясь, что два Фёдора сами «сыграют» Наташу, считая, что это лишь повод, чтобы показать их переживания?

Но ведь искусство не терпит пустоты там, где должен быть характер. Пустота мстит за себя, она рождает пустоту вокруг, ибо с этой минуты, несмотря на ряд отлично снятых сцен, фильм медленно, но верно соскальзывает из области реальных жизненных отношений и конфликтов в обширную и туманную область «вообще», противопоказанную искусству. Уже не испытания войны, не встреча поколений, а банальный сюжет, где «вообще мужчина» любит «вообще женщину» и «вообще ребенок» от этого страдает, становится содержанием картины.

А между тем взыскательная и молчаливая дружба, простые и в то же время сложные взаимоотношения двух мужчин – большого и малого, а через них – тема войны были в этом фильме гораздо важнее и крупнее, нежели все комедийные и драматические перипетии, связанные с появлением Наташи.

Так снова режиссер вышел победителем там, где его тема, его жизненные наблюдения, жизненный фон, раздвинули пределы слишком камерного сценария, и оказался побежден там, где сюжетная банальность сценария уже не могла быть преодолена чисто режиссерскими средствами.

Потому что, при всем внимании к быту, к повседневности обычных людей, к их глубоко личным, сокровенным отношениям, Хуциев по своим устремлениям меньше всего режиссер малых, камерных тем. Умение в малом, человеческом видеть общенародное, в бытовом и повседневном угадывать историческое, стремление через характер показать время – вот определяющие черты его индивидуальности.

Дети войны, со сломанными судьбами и ожесточёнными душами, – поистине её самый горький итог. Детство, отнятое у них страданием и ненавистью, никогда уже не вернётся. Можно залечить раны, которые нанесены стране войной, заставить людей поверить в возможность нового счастья уже теперь, после войны, и сделать их жизнь прекрасной и светлой – но всё равно, как и скрытые свидетельства минувших битв, останутся обожжёнными и кровоточащими души этих детей. Они ведь и во время войны, несмотря ни на что, не оставались, так или иначе, без душевного участия со стороны взрослых. Но после войны особенно нуждались в любви и нежности. И то, что солдаты и просто люди, вынесшие на себе все тяготы и лишения, порой ожесточившиеся в долгом ожидании скорой победы, оказались способными на проявления добрых чувств даже к чужим детям, как нельзя лучше говорит об их человечности.

Озабоченность взрослых героев ленты «Два Фёдора» не только личным счастьем, но и счастьем беспризорных детей как раз и делает возможным для режиссёра выход к глобальным проблемам времени. Ведь судьба детей войны – это судьба страны. Их будущее – это будущее всего общества. Ради них одержана победа.

И не случайно, что фильм называется «Два Фёдора». Фёдор большой и Фёдор малый – это два возраста, два времени, настоящее и будущее. Уже здесь Марлена Хуциева начинает волновать то, какими будут люди нового общества, каким станет оно само. Вот и герои «Мне двадцать лет» и «Июльского дождя», если разобраться, являются, по сути, ровесниками младшего Фёдора. Перед нами три поры в судьбе одного поколения: детство («Два Фёдора»), юность («Мне двадцать лет») и период перед зрелостью («Июльский дождь»).

Сразу после войны эти дети не остались чужими, посторонними для таких людей, как Фёдор, которые по собственному возрасту являлись, в свою очередь, детьми революции и гражданской войны. Так неожиданно связываются воедино прошлое, настоящее и будущее, давая чётко почувствовать, как движется История. Она только внешне представляется чем-то громадным, очень далёким от отдельного человека – но стоит приблизиться к ней, как становится ясно, что Время, на самом-то деле, складывается из действий и судеб обыкновенных людей, которые, может быть, и не думают о величии собственных ежедневных дел. Но от их жизни зависит жизнь страны. Это выходит на поверхность лишь в предельные моменты, когда решается судьба Истории: во время революций и войн, иных общественных катаклизмов. А существуют более длительные промежутки времени, когда конкретный человек может даже не подозревать, насколько тесно и многообразно он связан со Временем. Он просто живёт в настоящем – но из этого настоящего рождается будущее.

Однако в картине «Два Фёдора» герои оказываются как бы между временами. Прошлое (то есть война) ещё окончательно не ушло, настоящее (то есть мир) пока в полной мере не наступило. И от всех людей без исключения зависит, чтобы прошлое окончательно уступило место настоящему. В ленте есть эпизод, когда в развалинах дома находят танк. Это является зримым воплощением того, что от войны не так уж легко избавиться. Она вновь и вновь напоминает о себе. Но, кроме того, прошлое остаётся внутри человека, заставляя его страдать. Об этом гораздо труднее забыть, чем, допустим, отказаться от каких-то поступков, к совершению которых принуждала война. И даже можно поставить обнаруженный танк на постамент, превратить его в памятник, чтобы помнить о прошлом, надеясь, что оно больше не повторится в будущем. Гораздо сложнее вернуться к Жизни, вместе построив Дом.

Этот «мотив дома» проходит через всё повествование, приобретая различные значения. Когда Фёдор большой возвращается с подобранным им Фёдором малым в свой родной городок, то комната в доме, где он раньше, до войны, жил, наполовину разрушена. Жизнь надо начинать заново, буквально – строить дом по кирпичику. Речь идёт не только о собственном доме в жизни героя, но и о Доме для всей страны. А центральной сценой становится весенний воскресник. Опять, как и в «Весне на Заречной улице», весна, будучи традиционным образом обновления и возрождения природы, сопоставлена с зарождением любви героя и переменой в его душе. Но здесь весна – также и метафора возрождения Жизни после войны.

И финал опять открыт – Наташа находит обоих Фёдоров как раз на строительстве, в ещё недостроенном доме, говоря им: «Ну, чего вы тут уселись?.. Пойдёмте домой», а затем сразу следует надпись «Конец фильма». Но несмотря на то, что многое ещё не определено в частной жизни этих людей, уже возникает стойкое ощущение – обретение героями своего подлинного дома, единой семьи из трёх человек иносказательно говорит о возвращении к жизни целого поколения людей послевоенного времени.

 

Съёмочная группа фильма «Два Фёдора»

– Автор сценария: Валерий Игоревич Савченко (07.09.1926) – советский и российский сценарист.

– Режиссёр: Марлен Мартынович Хуциев (04.10.1925-19.03.2019, Троекуровское) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист РСФСР (1977), народный артист СССР (1986), лауреат Государственной премии РФ (1993), секретарь правления Союза кинематографистов СССР (1965), президент Гильдии кинорежиссеров России (1989), председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов (1998), председатель Союза кинематографистов (2008), Почётный член Российской Академии художеств, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», академик Независимой академии эстетики и свободных искусств.

– Оператор: Пётр Ефимович Тодоровский (26.08.1925-24.05.2013, 10-й участок Новодевичьего) – ветеран-участник Великой Отечественной войны, советский и российский кинооператор и кинорежиссёр, сценарист, композитор, актёр, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967), народный артист РСФСР (1985), лауреат премии «Золотой Овен» (1995), лауреат Государственной премии РФ (1996), член Союза кинематографистов СССР и Союза кинематографистов РФ. В Красной Армии с апреля 1943 года, с лета – курсант Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года – командир миномётного взвода во 2-м стрелковом батальоне 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии, входившей в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну на Эльбе. Был контужен в марте 1945 года. После войны служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары, брал уроки рисования и одновременно окончил десятый класс.

– Художник-постановщик: Олег Иванович Гроссе (21.07.1932-13.08.1991) – советский художник-график, художник театра и кино.

– Композитор: Юлий Сергеевич Мейтус (15/28.01.1903-02.04.1997, Байковое в Киеве) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский и украинский композитор, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1944) и Украинской ССР (1948), народный артист Украинской ССР (1973), лауреат Сталинской премии второй степени (1951), лауреат Государственной премии УССР имени Т.Г. Шевченко (1991).

– Песни: Алексей Иванович Фатьянов (05.03.1919-13.11.1959, 20-й участок Ваганьковского) – ветеран Великой Отечественной войны, член Союза писателей СССР, русский и советский поэт, автор многих популярных в 1940-1970-х годах песен. В мае 1940 года А.И. Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного ансамбля Орловского военного округа. Литературно-музыкальная композиция Фатьянова «Великой родины сыны» принесла ансамблю успех и славу. Тогда же в содружестве с молодым композитором, рядовым Владимиром Дорофеевым Алексей написал первую песню, вышедшую на сцену. С этого времени он начал много писать, публиковать свои очерки и стихи в орловской областной «Молодёжке». Начало Великой Отечественной войны А.И. Фатьянов встретил на гастролях ансамбля в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы он с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал руководству ансамбля рапорты с требованием отправить его в действующую армию. Однако получал отказ: только он мог в условиях военной дороги быстро написать целую программу для фронтовых выступлений, переработать газетные материалы в стихи и песни, написать новый злободневный сценарий. У него был поставлен голос, он вёл концерты, импровизировал, мог работать и на сцене, и в тёмной землянке. В это время, по некоторым источникам, Алексей получил первое ранение, когда пришлось трое суток прорываться из смыкавшегося кольца немецкого окружения.

В феврале 1942 года ансамбль был отведён в тыловой город Чкалов (сейчас – Оренбург) Южно-Уральского военного округа и переформирован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Ансамбль давал концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступал перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время А.И. Фатьянов познакомился с композитором В. Соловьёвым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта. Их совместная работа – «Тальянка» («На солнечной поляночке…») стала по-настоящему популярна среди солдат. В Чкалове Фатьянов стал публиковаться в окружной армейской газете «За родину». В разделе «На красный штык» среди сатиры часто появлялись эпиграммы и частушки за подписью «красноармеец Ал. Фатьянов».

В июне 1944 года при содействии Соловьёва-Седого А.И. Фатьянов откомандирован в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР заведующим литературно-драматургической частью. Во время гастролей в освобождённом Харькове произошёл конфликт с руководителем ансамбля. 30 августа 1944 года приказом А.В. Александрова А.И. Фатьянов был направлен для дальнейшего прохождение службы в действующую армию и попал в 15-й самоходно-артиллерийский полк, находившийся на переформировании в Подмосковье. В сентябре подразделение вошло в состав 6-й гвардейской танковой армии. А.И. Фатьянов – фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара (Венгрия) был ранен вторично, награждён медалью «За отвагу» и десятидневным отпуском.

18 апреля 1945 года красноармеец Фатьянов А.И. по просьбе Соловьёва-Седого распоряжением Главного политического управления Военно-Морского флота СССР, из действующей армии переведён в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Балтийского флота, в город Таллин Эстонской ССР. В Восточной Пруссии выступал в передовых частях перед пехотинцами 2-го Прибалтийского фронта. Руководство отмечало сочетание литературных данных поэта и работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой. Известность А.И. Фатьянова росла; по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки. 30 апреля 1945 года Алексей Фатьянов получил воинское звание сержанта. За работу в ансамбле награждён орденом Красной звезды. К сентябрю 1945 года стал старшим сержантом. В феврале 1946 года демобилизован из армии.

 

В фильме «Два Фёдора»

– Фёдора большого сыграл Василий Макарович Шукшин (25.07.1929-02.10.1974, 1-й участок Новодевичьего) – советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (19690, лауреат Ленинской премии (1976 – посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967). На военную службу В.М. Шукшина призвали в 1949 году из посёлка Бутово через Ленинский райвоенкомат Московской области. В 1949-1950 годах он служил в переменном составе Учебного отряда Балтийского флота в городе Ломоносове Ленинградской области по воинской специальности радист. С июля 1950 по декабрь 1952 года старший матрос. В.М. Шукшин проходил службу в 3-м морском радиоотряде Черноморского флота в Севастополе. На ВМФ началась и актёрская (Шукшин участвовал в работе драмкружка при клубе воинской части, а в последний год службы был его руководителем) и литературная деятельность Шукшина – именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. 17 декабря 1952 году был комиссован из флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки. В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в Сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

– Фёдора малого исполнил Николай Кузьмич Чурсин (20.01.1949-17.03.2008). В мир кино харьковчанин Николай Чурсин попал случайно, когда ему было 9 лет. Режиссер Марлен Хуциев, удивленный непосредственностью школьника, сразу же взял Колю на главную роль в картину «Два Федора». Партнером мальчика стал тогда еще начинающий актер и писатель, студент ВГИКа Василий Шукшин. О том, как он, обычный харьковский мальчишка, попал в кино, Николай Кузьмич вспоминал охотно и с улыбкой. Его вдруг вызвали с урока к директору. С мыслью «За что опять?!» он вошел в кабинет, готовясь отпираться и доказывать свою невиновность. «Оказалось, что меня хотят отправить на кинопробы! – вспоминал Чурсин. – В местном Дворце пионеров собралось с полсотни ребят. Все читали какие-то стихи. Было очень шумно. Когда подошла моя очередь, я, не задумываясь, выдал «Мужичок с ноготок». Просто я сам был маленького роста, и это произведение Некрасова очень любил. Вечером стало известно, что взяли именно меня. Как потом мне рассказывали, маленького Федора искали почти полгода – ездили по городам СССР. Режиссер Хуциев, прославившийся фильмом «Весна на Заречной улице», оказался очень требовательным и только после просмотра дубля меня утвердил». Дома пареньку не поверили. В семье привыкли к шалостям и бурной фантазии Коли. Но когда пришло официальное приглашение, очень обрадовались: и тому, что сын будет сниматься в кино, и тому, что немного заработает (семья жила небогато). И вскоре вместе с мамой и младшим братом Коля поехал на съемки в Одессу. Несмотря на блестящие актерские перспективы, Коля Чурсин после школы решил поступать в гидрометеорологический техникум. Это была детская мечта. О своих друзьях со съемочной площадки всегда помнил, долгое время поддерживал отношения с Шукшиным. А в квартире на самом видном месте красовался портрет актера. «Мне было приятно, что Шукшин одобрил мой выбор. Я созванивался с ним перед поступлением в техникум, – говорил Николай Чурсин. – А с Хуциевым встретились на его юбилее в Ялте в 2005 году. Несмотря на то что прошло много лет, он меня узнал, обнял…» («Комсомольская правда». – 27.06.2008).

– Наташу сыграла Тамара Петровна Сёмина (25.10.1938) – советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1978), лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран» (1961), лауреат премии ФИПРЕССИ на XV международном кинофестивале в Локарно (1962), лауреат Приза за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983, за фильм «Вечный зов»), обладатель титула «Народное достояние Страны восходящего солнца» в Японии.

– Сеню Хрипатого исполнил Юрий Елин – советский актёр.

– Соседку сыграла Мария Ивановна Шаманская – советская и украинская актриса театра и кино.

– Ивана Никанорыча исполнил Иван Фёдорович Полетаев – советский и украинский актёр, заслуженный артист Украинской ССР.

– Киоскёра сыграл Александр Каменко-Александровский (1894-1975) – советский и украинский актёр.

– Парня на танцах исполнил Николай Прокофьевич Ключнев (10.10.1932-30.11.1995) – советский и украинский актёр.

 

Создатели фильма «Два Фёдора» из педагогических семей и семей военных

Марлен Мартынович Хуциев. Отец – Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, служил комиссаром Четвёртой гаубичной дивизии, после революции – заместитель наркома внутренней и внешней торговли СССР, был осуждён и расстрелян по 58-й статье. Мать – Нина Михайловна Утенелишвили (1905-1957), актриса, из дворянской военной семьи.

Тамара Петровна Сёмина. Родилась в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Фёдоровича Бохонова. В детство Тамары трагически ворвалась Великая Отечественная война – на фронте погиб отец.

Источники:

– Кино – Театр. РУ: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1615/annot/

– Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/44334/?ysclid=lr64iesfyf913722918&utm_referrer=ya.ru

– Шедевры отечественного кинематографа. «Два Фёдора»: https://pikabu.ru/story/shedevryi_otechestvennogo_kinematografa_14_dva_fedora_5995217?ysclid=lr64on9rnx609206624

 

 

 

Материал подготовили:

 В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.

12 / 01 / 2024

Показать обсуждение