Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Дмитрий Исаев: «Наука, образование, бизнес: ИФТИС МПГУ готовит специалистов в разных сферах»

Институт физики, технологии и информационных систем (новости)

 

Об образовательных программах ИФТИС МПГУ и инфраструктуре Института рассказал заведующий кафедрой теории и методики обучения физике им. А.В. Перышкина, доктор педагогических наук, профессор Дмитрий Исаев.

 

– Дмитрий Аркадьевич, для обучения физике и успешной научной работы важна инфраструктура. Насколько она развита в ИФТИС МПГУ?

– ИФТИС МПГУ располагает уникальной научной и образовательной инфраструктурой. В качестве примера образовательного инфраструктурного элемента можно привести открытый в сентябре 2018 года Астрокосмический комплекс имени Сергея Павловича Королева. В торжественном открытии, которое проводил ректор МПГУ Алексей Лубков, принимали участие представители Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, а непосредственно открыла комплекс дочь легендарного конструктора – Наталия Сергеевна Королева.

Этот инфраструктурный объект включает, например, ряд проектных комнат, в которых проводятся междисциплинарные работы и исследования. Там занимаются будущие педагоги и инженеры, и в процессе работы у каждого появляется возможность определить область своих интересов и углубиться в нее. Студенты на базе этого центра общаются не только с учеными ИФТИСа, но и с исследователями из Института астрономии Российской академии наук, которые трудятся на базовой кафедре физики космоса МПГУ, не являясь штатными сотрудниками вуза. И подобных инфраструктурных объектов, которые предоставляют возможность интегрированной работы, у нас несколько.

 

– Почему программы «Технология и второй профиль по выбору» и «Физика и второй профиль по выбору» привлекают абитуриентов?

– «Фишка» в том, что абитуриент может поступить на одну программу, а закончить другую. В 17 лет молодые люди, как правило, слабо ориентируется в том, куда и для чего поступают, обращая внимание, прежде всего на названия. Поэтому зачастую после начала обучения первокурсник осознает, что поступил не туда. В нашем же институте студенты направления «Педагогическое образование» выбирают профиль только со второго курса. В течении первого года и физики, и технологи учатся по близким программам и в процессе учебы, а не по названиям, понимают, какие предметы им по душе, что им больше нравится, и таким образом приходят к пониманию, какой профиль выбрать. Более того, физики и технологи могут не только выбрать второй профиль, но и изменить первый (физик может понять, что ему интереснее технология, и наоборот). Массово это сделать сложно, да и не всегда нужно. А единичные переходы имеют место, люди меняют титульный профиль, увидев, что могут творчески реализоваться на другом. Кто-то ограничивается дополнительным образованием, а кто-то меняет направление, будучи еще бакалавром. И, конечно, после бакалавриата можно пойти в магистратуру по другому направлению, получив таким образом за время обучения в вузе две специальности.

Программы «Физика и второй профиль по выбору» и «Технология и второй профиль по выбору» относятся к направлению «Педагогическое образование». Студенты этих направлений – будущие педагоги. И поскольку они учатся по сдвоенному профилю, то срок обучения составляет пять лет, а не четыре года, как у других бакалавров.  Но и преподавать они смогут по меньшей мере два предмета.

 

– Скажите, в таком случае, на что ориентироваться обучающимся, при выборе профиля?

– На результаты обучения в школе, на собственное желание и успех в тех или иных дисциплинах. Сделать выбор по результату своей деятельности, а не по тому, что было написано в рекламном проспекте – очень важно для будущих специалистов. Они погружаются в среду и понимают, нужно ли им это.

Есть примеры, когда ребята, поступившие на направление подготовки «Физика», где готовят не педагогов, а исследователей, поняли, что не хотят быть физиками, а им интереснее преподавать, и перешли на педагогическое направление. Есть и обратные примеры, когда студенты-педагоги увлекаются фундаментальной наукой и становятся не учителями, а исследователями. Или человек может окончить бакалавриат по фундаментальной физике, а в магистратуру пойти по педагогическому образованию и получить две специальности. Все это примеры того, как мы обеспечиваем гибкость образовательной траектории.

 

– Каких абитуриентов вы ждете на эти программы?

– Хотелось бы, чтобы пришли сильные ребята. Конечно, сильным у нас учиться легче. Но обучение потянут все те, кто хочет учиться. Если человек готов стараться, то он может даже с плохой базой к нам прийти и затем выйти на достаточно хорошие результаты.  И если базы нет, то нужно понимать это и быть готовым учиться в два раза больше. И мы даем такую возможность: на протяжении первого курса студенты проходят элементарные курсы математики и физики.

 

– Что ждет выпускников этих направлений?

– По окончании нашего института выпускник может пойти в науку, прежде всего в физику, но не только. Например, одна из наших выпускниц работает в биомедицинской лаборатории в Бостонском университете, и, по ее словам, знания, полученные у нас, позволяют ей успешно там работать. Она физик и занимается биологией, потому что самые прорывные проекты сегодня рождаются на стыке наук.

Поскольку наш вуз педагогический, второй вариант (а точнее – это первый!) – стать преподавателем в школе, вузе, техникуме. Самые востребованные педагоги, которых действительно не хватает, это не только физики и технологи, а это педагоги дополнительного образования. На сегодня это и самые высокооплачиваемые педагоги. Одна робототехника чего стоит! Учреждения дополнительного образования часто к себе приглашают наших студентов на работу с зарплатами существенно выше, чем те, которые получают действующие преподаватели других профилей.

Много наших выпускников идут в бизнес, потому что физика с математикой выстраивают системное мышление, которое необходимо для эффективной работы в этой сфере. В институте есть свои малые инновационные предприятия, и студенты, которые в них работают, одновременно и исследованиями занимаются, и в коммерческих проектах участвуют. Учатся работать с таможней, так как у этих проектов есть зарубежные клиенты, учатся работать с налоговыми органами. Эти навыки дополняют знания по основной специальности и дают преимущества, если выпускник захочет заниматься собственным бизнесом.

Много наших выпускников становятся управленцами и в органах управления образованием, и в других государственных структурах. Потому что у них формируются навыки менеджмента на практике во время обучения, и в школе есть перспектива стать завучем или директором школы и затем продвинуться дальше.

 

– Дмитрий Аркадьевич, как обстоит дело с возможностью выбора траектории обучения на основе собственного опыта в ИФТИСе?

– Студенты и в лабораториях могут работать – в наших и у партнеров, и участвовать в просветительской деятельности, в различных образовательных мероприятиях, работать в школах и т.д. В этой деятельности у них есть возможность определиться, то ли они хотели, или ожидали иного. Во втором случае им не нужно отчисляться, потому что в ИФТИСе можно перейти на другое направление.

 

– Почему самим студентам нравится обучение в ИФТИСе МПГУ?

– У нас небольшие по численности группы, и степень индивидуализации обучения высокая. Еще в ИФТИСе работают ученые мирового уровня, имеющие выдающиеся достижения в области физики. Даже простое общение с этими людьми дает многое. Например, можно, как мы шутим, немного «заразиться гениальностью». Этот эффект у многих наших студентов проявляется.

В институте работают не только выдающиеся ученые-физики, но и замечательные педагоги, которые не просто хорошо знают современную школу, но и формируют ее – по их учебникам учатся. И не только в России. Например, учебник Н.С. Пурышевой – единственный в стране учебник физики, который полностью всю физику перекрывает от 7 до 11 класса и на базовом, и на профильном уровне. Больше таких комплектов нет. Учебник по астрономии В.М. Чаругина – первый, который соответствует современным требованиям. Я тоже соавтор нескольких учебников. Один из них, для 5-6 классов, перевели на несколько языков и используют за рубежом.

Наши преподаватели доброжелательно, абсолютно неформально и коллегиально общаются со студентами, привлекают их к своей работе, поощряют инициативу, помогают им и даже тем, кто завершил обучение, но кому требуется поддержка.

 

Беседовала Милана Салманова

 

16 / 07 / 2020

Показать обсуждение