Информация о преподавателе:
Елена Александровна Орлова, доцент кафедры коммуникационного менеджмента и рекламы, связей с общественностью Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат психологических наук
Какие курсы читает:
Технологии создания сценария, Спичрайтинг, SEO продвижение.
Доцент кафедры коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, кандидат психологических наук Елена Александровна Орлова не только профессиональный преподаватель, но и превосходно работает “в поле”. Она кратко и ясно даст оценку происходящему, найдет положительные и негативные моменты любого мероприятия, просто пройдясь по нему, и легко найдет подход к человеку, если того требуют обстоятельства. Однако, в этот раз обстоятельства были особые и пройтись большинство из нас могли только по своей квартире.
– Елена Александровна, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения? Что почувствовали, поняли?
– Ничего не почувствовала. Переход на дистанционную форму восприняла нормально. Это была необходимость. Возможно для преподавателей, у которых нагрузка сбалансирована, ситуация оказалась комфортной. У меня же случился аврал из-за шести предметов в этом семестре, один из предметов был потоковым. Зато для мастерских большим плюсом стало то, что много мастер-классов, конференций и самых различных мероприятий удалось «посетить» бесплатно.
– Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, методические и технические службы университета?
– Готовность к такой ситуации была, на мой взгляд, нулевая. Программы и материалы лекций, а тем более семинаров и практических занятий никак не были адаптированы к онлайн. Все пришлось переформатировать, причем экстренно. У меня – шесть предметов. Нагрузка резко увеличилась еще и из-за того, что многие практические занятия и групповые тренинги пришлось переводить в письменную индивидуальную форму. Таким образом, я проверила за три месяца более 4000 работ студентов. Работа была круглосуточная.
Однако, как выяснилось «это не подвиг», «вы же дома сидите». Руководство кафедры было в полном недоумении, почему мне оказалось сложно. Да, я дома. Работаю на своей собственной технике, жгу свой собственный свет, сама оплачиваю всю связь. Практически круглосуточно. Эти затраты никто не компенсирует.
С технической точки зрения все было тоже непросто. Студенты разъехались и как результат «нет связи», «нет звука», «нет видео», «нет компьютера». Это самые простые «отмазки».
Замечательный случай, когда студентка обещает сделать задание и исчезает. Совсем. На три дня. Не берет трубку, не выходит в интернет, не отвечает на письма. Потом выясняется, что она уехала на дачу и просто не доставала телефон, были более важные дела: «Не, а чё такого? Чего вы волновались?» Ничего. Просто волновались.
Очень некомфортно вести занятия, когда не видишь студентов, не можешь получить нормальный ответ. Вроде поговорил сам с собой и все. Задаешь вопрос, а в ответ тишина. Потому что можно зайти на трансляцию, вырубить звук и заниматься своими делами.
По отзывам, студентам подобная форма «общения» давалась тоже нелегко. Воспринимать академический вариант подачи материала на вебинарах сложно. Особенно, когда все вокруг отвлекает, связь неустойчивая и т.д.
Для меня было непросто организовать жизнь семьи. У сына – уроки онлайн, пожилой маме нужно спокойно перемещаться по дому, а не на цыпочках вдоль стенки. У меня нет отдельного кабинета и спецтехники для вебинаров.
ИнфоДа. Отдельная боль. Сервер перегружен в часы, когда у всех занятия. Загрузка файла по пять минут – это уровень начала 90-х. Очень неудобно проверять работы, ВКонтакте для такого формата и то больше приспособлен. Неудобно работать с оценками. И в целом система очень далека от «интуитивности». Мне понадобилось больше недели, чтобы разобраться с помощью инструкций. Это при том, что обычно я достаточно быстро разбираюсь в различных программах для работы.
– Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?
– Уроки… Ко всему надо готовиться. Дистанционное образование по сути изрядно отличается от «живого». Для того, чтобы его запустить в нормальном режиме, необходимо всех участников процесса обеспечить «средствами производства» – хорошей связью, хорошей техникой примерно одного уровня. Преподавателю необходимо помещение, где не будет никто отвлекать, не будет лишних звуков. И преподавателю также необходима хорошая техника – компьютер, видеокамера, микрофон, лицензионные программы.
Нужно время на переработку и адаптацию программ, особенно для творческих специальностей.
– Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов? Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?
– Перспективы. На данном этапе я пока не вижу перспектив. Никто к дистанционному обучению, по большому счету не готов, ни студенты, ни преподаватели.
Подготовил Артём Жарый, 1 курс РССО,
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования