Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Елена Орлова: Для перехода требуется время, а не прыжок над бездной

Новости МПГУ

Информация о преподавателе:

Елена Александровна Орлова, доцент кафедры коммуникационного менеджмента и рекламы, связей с общественностью Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат психологических наук

Какие курсы читает:

Технологии создания сценария, Спичрайтинг, SEO продвижение.

 Доцент кафедры коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, кандидат психологических наук Елена Александровна Орлова не только профессиональный преподаватель, но и превосходно работает “в поле”. Она кратко и ясно даст оценку происходящему, найдет положительные и негативные моменты любого мероприятия, просто пройдясь по нему, и легко найдет подход к человеку, если того требуют обстоятельства. Однако, в этот раз обстоятельства были особые и пройтись большинство из нас могли только по своей квартире.

 

– Елена Александровна, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения? Что почувствовали, поняли?

– Ничего не почувствовала. Переход на дистанционную форму восприняла нормально. Это была необходимость. Возможно для преподавателей, у которых нагрузка сбалансирована, ситуация оказалась комфортной. У меня же случился аврал из-за шести предметов в этом семестре, один из предметов был потоковым. Зато для мастерских большим плюсом стало то, что много мастер-классов, конференций и самых различных мероприятий удалось «посетить» бесплатно.

 

Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, методические и технические службы университета?

– Готовность к такой ситуации была, на мой взгляд, нулевая. Программы и материалы лекций, а тем более семинаров и практических занятий никак не были адаптированы к онлайн. Все пришлось переформатировать, причем экстренно. У меня – шесть предметов. Нагрузка резко увеличилась еще и из-за того, что многие практические занятия и групповые тренинги пришлось переводить в письменную индивидуальную форму. Таким образом, я проверила за три месяца более 4000 работ студентов. Работа была круглосуточная.

Однако, как выяснилось «это не подвиг», «вы же дома сидите». Руководство кафедры было в полном недоумении, почему мне оказалось сложно. Да, я дома. Работаю на своей собственной технике, жгу свой собственный свет, сама оплачиваю всю связь. Практически круглосуточно. Эти затраты никто не компенсирует.

С технической точки зрения все было тоже непросто. Студенты разъехались и как результат «нет связи», «нет звука», «нет видео», «нет компьютера». Это самые простые «отмазки».

Замечательный случай, когда студентка обещает сделать задание и исчезает. Совсем. На три дня. Не берет трубку, не выходит в интернет, не отвечает на письма. Потом выясняется, что она уехала на дачу и просто не доставала телефон, были более важные дела: «Не, а чё такого? Чего вы волновались?» Ничего. Просто волновались.

Очень некомфортно вести занятия, когда не видишь студентов, не можешь получить нормальный ответ. Вроде поговорил сам с собой и все. Задаешь вопрос, а в ответ тишина. Потому что можно зайти на трансляцию, вырубить звук и заниматься своими делами.

По отзывам, студентам подобная форма «общения» давалась тоже нелегко. Воспринимать академический вариант подачи материала на вебинарах сложно. Особенно, когда все вокруг отвлекает, связь неустойчивая и т.д.

Для меня было непросто организовать жизнь семьи. У сына – уроки онлайн, пожилой маме нужно спокойно перемещаться по дому, а не на цыпочках вдоль стенки. У меня нет отдельного кабинета и спецтехники для вебинаров.

ИнфоДа. Отдельная боль. Сервер перегружен в часы, когда у всех занятия. Загрузка файла по пять минут – это уровень начала 90-х. Очень неудобно проверять работы, ВКонтакте для такого формата и то больше приспособлен. Неудобно работать с оценками. И в целом система очень далека от «интуитивности». Мне понадобилось больше недели, чтобы разобраться с помощью инструкций. Это при том, что обычно я достаточно быстро разбираюсь в различных программах для работы.

 

Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?

– Уроки… Ко всему надо готовиться. Дистанционное образование по сути изрядно отличается от «живого». Для того, чтобы его запустить в нормальном режиме, необходимо всех участников процесса обеспечить «средствами производства» – хорошей связью, хорошей техникой примерно одного уровня. Преподавателю необходимо помещение, где не будет никто отвлекать, не будет лишних звуков. И преподавателю также необходима хорошая техника – компьютер, видеокамера, микрофон, лицензионные программы.

Нужно время на переработку и адаптацию программ, особенно для творческих специальностей.

 

Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов? Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?

– Перспективы. На данном этапе я пока не вижу перспектив. Никто к дистанционному обучению, по большому счету не готов, ни студенты, ни преподаватели.

 

Подготовил Артём Жарый, 1 курс РССО,

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования

10 / 07 / 2020

Показать обсуждение