Навигация по сайту

Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»

Интервью
Евгений Ямбург

Евгений Ямбург

 

Заслуженного учителя России, доктора наук и академика,директора «Центра образования № 109» Евгения Ямбурга знают почти все. Сам он начинал работать учителем ещё при Брежневе, а теперь его школа уже много лет реализует идею интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Он называет свою воспитательную систему «адаптивной школой», поэтому здесь есть место каждому ребёнку вне зависимости от способностей, особенностей развития и социального круга.«Мел» поговорил с Евгением Ямбургом об управлении школой,семейном обучении и о том, почему не нужно воспитывать детей-диссидентов.

Сейчас, как никогда, заметна разница в суждениях теоретиков и практиков. Первые пугают, что если школа не откажется от классно-урочной системы,то погибнет как институт. Вторые уверены, что эта форма организации ещё долгое время будет незаменимой, если не сказать ведущей.

Ну вот смотрите. С одной стороны, я директор школы с 40-летним стажем, я всё время нахожусь в школе и общаюсь с детьми и учителями — практик. С другой стороны, я академик и доктор наук — теоретик. Уроку 400 лет, и когда его начинают хаять, я обычно говорю: «А колесо ещё древнее!». Вопрос нужно ставить иначе: не либо то, либо другое, а и то, и другое.

Кроме урока существует проектная деятельность, у ребят очень много возможностей экспериментировать за рамками урока

Знаете, у замечательного русского философа Владимира Соловьёва есть книга «Оправдание добра». В ней он писал, что образование должно быть консервативно-революционным. Потому что если оно будет совсем революционным, мы разрушим в пух и прах все традиции, а если только консервативным — мы отстанем.

Урок меняется. Вы, наверное, знаете, что сейчас часто применяется перевёрнутый урок. Детям даётся задание в интернете, с которым он справляется дома самостоятельно, проводит какие-то исследования. А на школьном уроке проходит дискуссия. Конечно, при участии учителя-модератора, который помогает не скатиться ребятам на гавканье, как обычно происходит в телевизионных ток-шоу.

Умение планировать и распределять свободное время сегодня определяют как важнейший навык ХХI века. Кто этому должен научить – школа или семья?

Во ФГОСах (федеральные государственные образовательные стандарты — Прим. ред.), которые, к сожалению, до сих пор не все понимают, включая учителей, написано просто и сложно одновременно: наряду с предметными компетенциями (частицу «не» с глаголом всё-таки надо писать отдельно,а уравнения первой и второй степени всё-таки нужно научиться решать) мы должны давать детям метапредметные компетенции. Они включают в себя умение работать с информацией, умение работать в команде, умения планировать и распределять своё время. И много чего ещё. В этой ситуации есть тонкая и сложная вещь.

Обучая детей, мы должны формировать личностные смыслы,которые сделают эти знания необходимыми и осознанно воспринимаемыми

Осуществить это в отрыве от семьи невозможно. Сейчас даже в стандартах дошкольного образования написано, что создание «детско-взрослого сообщества» — одна из главных задач. Так что ответ на ваш вопрос такой: и семья, и школа несут ответственность  за формирование этих действительно необходимых навыков.

Что вы думаете о модном направлении «хоумскулинг»? Может ли семейное обучение конкурировать с традиционным?

Первыми лет 15 назад это явление пережили скандинавские страны, а мы сейчас догоняем. Школа для всех разная. Для кого-то — тюрьма, для кого-то — демократичное место социализации. Но каждого может коснуться такая объективная вещь, как усталость от школы как от института. И тогда можно говорить о семейном образовании как о временной мере. Оно также допустимо, когда семья уезжает за границу, а при посольстве нет русской школы. Или существует непреодолимый страх перед школьным буллингом.

Заменит ли семейное обучение традиционную школу? Нет, не заменит. Потому что у него есть тёмные стороны

Я доктор наук, но я бы ни за что не взялся обучать самостоятельно ни детей,ни внуков, потому что не считаю себя корифеем всех наук. Я очень хорошо помню, как моя мама-учительница, чтобы определить меня в детский сад,вынуждена была устроиться туда же воспитательницей. Когда она приходила к нам в группу — я становился неуправляемым. Приходила чужая тётя — шелковым. Это же старая истина — нет пророка в своём отечестве.

Или возьмём, к примеру, сложных социопатических детей. Я разрешаю их родителям при необходимости присутствовать на уроках. Вы думаете, дети довольны? Они воспринимают это как наказание, заговор против себя.

Когда начинаешь задавать конкретные вопросы сторонникам семейного обучения, конкретных ответов не получаешь

Да, они очень любят своих детей. Но тут сразу напрашивается ещё один пример. Помните Бенджамина Спока? Одно время все его читали. Америка содрогнулась от двух поколений истериков, которых воспитал доктор Спок. Залюбленные детки, которые ни в чём не знали отказа. Выйдя в социум, они получили фрустрацию, стресс вплоть до суицида. Поздний Спок, конечно,осознал свои заблуждения. Теперь у него есть главы об авторитете,принуждении, без которых невозможно воспитать и выучить человека. Ведь учение — это труд и самопреодоление. Не может быть всё сладеньким в образовании! Но кто же читает позднего Спока?

Также сегодня многие уповают на дистантное обучение. Но это тоже миф. Лишь 15-20% мотивированных взрослых людей доходят до конца какой-нибудь программы или курса. А мы говорим о детях. Ведь надо взять себя за уши, освободить время и заставить выполнять все эти задания. Здесь много опасных вещей. Но хозяин — барин. Это не запрещено.

Однажды я оказалась на мероприятии, где увидела в концентрате молодых московских директоров. Честно скажу, я не ожидала, что их так много. Вот как в 25 лет возможно управлять не только детским, но и взрослым коллективом? Какие для этого нужны качества?

Меня назначили директором ещё при Брежневе, в 26 лет. Потом я написал  книгу «Педагогический декамерон», в которой рассказывал о своих ошибках и о том, сколько дров наломал, когда был молодым директором. Надо понимать, что это не вкусненькая, а сложная и довольно скучная работа. И результат своей работы ты не получишь сразу, а, дай бог, через 20 лет. Ты вечно на острие пересечений — дети, родители, коллектив. И твой кабинет — это, простите, сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо.

Я лишь сейчас сформулировал, что такое управление. Управление — это умение перевести себя в режим обеспечения. То есть засунуть своё творчество подальше

Книжки и сценарии я пишу по ночам. Это для удовольствия. А остальные 90% — это финансы, материальная база, снабжение здания теплом. Директор отвечает за всё. Люди возрастные с трудом выдерживают, тем более условия труда изменились. Я работал и в СССР, и при перестройке, и при перестрелке. Мне есть с чем сравнить. Поэтому меня радует, что приходят молодые, в хорошем смысле наглые и дерзкие директора. Многие из них мне очень нравятся этими качествами.

То есть сейчас крен в сторону директора-управленца, нежели в сторону директора-педагога?

В начале моего пути директор был прежде всего первым педагогом школы. Тогда о финансах голова не болела, потому что вся система работала иначе. Но когда ты молодой и коллеги старше тебя, это довольно сложно. Нужно заслужить авторитет и доказать, что ты не медведь. Я устраивал открытые уроки для педагогов школы. В общем, всячески работал над этим.

Спустя какое-то время на директора возложили обязанности менеджера, а педагогические вещи оставили его заместителям. Это была ошибка, и очень серьёзная

Если ты не овладел менеджментом — ты просто погубишь школу. Но в грамотном пособии по менеджменту вы прочтёте одно жесточайшее положение: управление должно быть объектно-ориентированное. В переводе на простой язык это означает, что после общих законов управления — холдинг, банк, школа, — начинается специфика. Не зная объекта, ты — паршивый управленец. А какая была задача? Обучить директора менеджменту. Вот тут и возник перекос: одно дело распределение финансового потока (чисто менеджерская задача), а другое — знание объекта,то есть контингента учащихся. Ведь все школы разные. В гимназии, лицеи с тройным отбором, где учатся, условно говоря, продвинутые дети, при финансовых потоках нужно купить 3D-компьютеры, интерактивные доски и прочее сверхсовременное оборудование. А в другие — где, извините, полно невротиков, психотиков и так далее — интерактивное яйцо (специальная инсталляция), чтобы вести психологическую работу, потому что учеников опасно подпускать к технике. Деньги и там, и там большие. Но что-то будет использоваться, а что-то — стоять.

Но надо сказать, что ситуация выравнивается. В школе появился специальный человек — заместитель по ресурсам, который следит за финансовыми потоками, тендровыми вещами. Поэтому теперь у меня более-менее развязаны руки для любимой педагогической деятельности и театра. Но стратегическую линию всё равно определяет директор, который должен быть в курсе, каким образом устроена менеджерская система.

В общем, нелёгкая эта работа — быть директором, тем более таким, который всегда на виду и на слуху. Всем не угодишь и хорошим для всех не будешь. Кстати, а известность вам мешает или помогает?

Знаете, мне очень повезло. Меня жизнь сводила с такими людьми, по сравнению с которыми я очень средний человек. Это не кокетство. Меня судьба свела с Булатом Окуджавой, Аркадием Стругацким, Зиновием Гердтом, священником Александром Менем и далее по списку. Обращаю ваше внимание на то, что это были абсолютно не амбициозные, в хорошем смысле простые люди — без настройки сверху. Они никогда не надували щёки, с кем бы ни беседовали.

Как-то я, будучи мальчишкой, сказал, что даже мечтать не мог о знакомстве и дружбе с такими людьми. На что Булат мне ответил: «Каждый в своей жизни должен познакомиться с тем, с кем должен».

Важно в жизни иметь людей, перед которыми хочется встать на цыпочки. Но я своё место понимаю хорошо. Я — посредник, переводчик

С языка высокой культуры я перевожу на язык учителей. Это важная миссия. Культуролог Григорий Померанц, с которым мы дружили много лет,использовал такую метафору: «Лестница Якова, по которой он поднимался к Богу, высока, но с каждой ступени видны звёзды». Поэтому я смотрел вверх на них. А кто-то снизу — на меня. И это правильно. Это ликвидирует ситуацию, когда понты дороже денег. А вот детям вообще наплевать, кто перед ними — академик, доктор наук. Я каждый раз захожу в класс «голым». Расслабляться нельзя, а упиваться величием пошло. Я до сих пор делаю глупости, как любой человек. Но надо тянуться к звёздам.

Как только ты перестаёшь карабкаться наверх, то сразу начинаешь падать вниз. Это бодрит

Но я хочу сказать, что любая публичность — это мука. И вы правы, для всех хорошим не будешь. У всех свои представления, о том, что такое хорошо. И я не обязан всем делать хорошо. Да и невозможно это. Вот одна мама просит,чтобы её ребёнку врезали, как следует, потому что она с ним сама не справляется, а другая родительница готова за двойку подать на нас в суд.

А как научить ребёнка не пытаться быть хорошим для всех, не поддаваться стадному чувству, не ломаться под общественным мнением? И можно ли научить – или стержень либо есть, либо его нет?

Можно. Знаете, есть прекрасная книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Там ответ на ваш вопрос. Я не буду пересказывать книгу, но убедительно прошу вас её прочесть, если вы не читали. Попав в нечеловеческие условия,  мама-инвалид занимается со своей шестилетней дочкой. Она делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить в ребёнке достоинство, силу духа и веру в людей. Эта книга должна быть настольной в каждой семье.

Сегодня идёт борьба «за горстку благ» — не за кусок хлеба, а за икру. Очень много делается, чтобы развратить детей. Я не про порнографию. Я про карьерные проекты, конкуренцию, манипуляции. А помните, как у Окуджавы?

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек.

Я никогда не стремился воспитывать детей-диссидентов. Всегда был против их выхода на площади и баррикады.

Это опасно, так как они склонны к виктимному поведению и использовать их — преступление. Но наращивать степень внутренней свободы, которая поможет потом не поддаваться манипуляциям и не соблазняться вкусным куском, надо. И это главная работа семьи.

Напоследок поинтересуюсь: как вам неожиданные министерские перестановки перед самым началом учебного года?

Есть два постулата, которые должен соблюдать интеллигентный человек. Первый – не бросать камней вслед уходящему (а Ливанов очень много сделал на своём посту). Второй – судить о пришедшем не по словам и слухам, а по его реальным делам. Поскольку Васильева только начинает свою работу, я не готов давать ей оценку заранее и меня мало интересуют чьи-либо заявления. Будем жить — посмотрим.

Информация с сайта mel.fm

08 / 09 / 2016

Показать обсуждение




Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Журнал ректора
05 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале "Спас" в программе Бориса Костенко "Вечность и время. Миссия учителя".

Интервью с абитуриентом
Новости МПГУ
Интервью с абитуриентом
28 / 08 / 2018

Закончилась пора волнений, и многие абитуриенты уже заняли свои места в приказах о зачислении. О первых впечатлениях, поступлении и серьёзном выборе рассказала Елена Брит, первокурсница Института социально-гуманитарного образования обучающаяся по...

Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
Новости МПГУ
Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
27 / 08 / 2018

Каждый абитуриент хочет узнать больше об университете и институте, в который он подаёт документы. Мечтает понять, как всё устроено, и что его ждёт в дальнейшем. На самые популярные вопросы, которые...

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
25 / 08 / 2018

  Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ готовит различных специалистов в области педагогики и психологии. О направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году и особенностях обучения рассказала Декан факультета дошкольной педагогики...

Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
24 / 08 / 2018

В основе мечтаний каждого человека лежит неотъемлемое желание помочь другим людям. Татьяна Александровна Соловьева, Директор Института детства, кандидат педагогических наук, рассказала о мечте своей юности.

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
21 / 08 / 2018

Сегодня многие абитуриенты мечтают стать журналистами, педагогами, психологами. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна поделились своими студенческими мечтами.

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
Новости МПГУ
Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
20 / 08 / 2018

Студенты МПГУ продолжают делиться историями из опыта своей вожатской деятельности. Зинаида Федорова, студентка 3 курса факультета начального образования МПГУ, рассказала сотруднику ФКЦ Анне Савенок о своих впечатлениях о работе вожатой.

Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
14 / 08 / 2018

На протяжении всей жизни человек постоянно мечтает, строит планы. Не всегда все осуществляется с первого раза, в таких случаях необходимо набраться терпения и приложить немало усилий. Директор Института истории и...

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
Новости МПГУ
Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
25 / 07 / 2018

О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
17 / 07 / 2018

По каким направлениям готовит Факультет педагогики и психологии? В каких отраслях могут работать ваши выпускники?...

В МПГУ 11000-ый абитуриент
Новости МПГУ
В МПГУ 11000-ый абитуриент
12 / 07 / 2018

В Московский педагогический государственный университет ежегодно приходят тысячи абитуриентов. Не даром вуз называют «первый педагогический» - сегодня большинство выпускников поступают именно на педагогические направления.

Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
Новости МПГУ
Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
27 / 02 / 2018

28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей. За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики...

Институт иностранных языков МПГУ  расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
Новости МПГУ
Институт иностранных языков МПГУ расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
19 / 02 / 2018

2017-2018 учебный год в Институте иностранных языков  МПГУ был ознаменован  традиционно большим набором и высоким конкурсом на престижные бакалаврские и магистерские программы. Программа «Теория и практика перевода»,в числе российских и...

58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
Новости Дирекции креативных программ
58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
06 / 11 / 2017

27-30 октября командир СПО «YO-вожатый» Калинина Валерия в составе делегации Московского отделения РСО приняла участие в 58-ом Всероссийском слёте студенческих отрядов.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
Институт физики, технологии и информационных систем (новости)
Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
24 / 10 / 2017

К 145-летию нашего университета пресс-служба МПГУ взяла интервью у ряда ведущих профессоров. Одним из первых опубликовано интервью с директором Института физики, технологии и информационных систем профессором Дмитрием Исаевым.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
Институт истории и политики (новости)
Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
29 / 08 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью с советником ректора МПГУ историком Е.Ю. Спицыным, посвященное предыстории возникновения Второй мировой войны.

В ИСГО поступают лучшие!
Новости МПГУ
В ИСГО поступают лучшие!
01 / 08 / 2017

Студенткой направления Педагогическое образование с профилями «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики» стала Мария Нелюбина, победитель Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
Новости МПГУ
Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
16 / 06 / 2017

Ответственный секретарь Приемной комиссии МПГУ рассказала об изменениях правил приема в 2017 году, о новых программах подготовки и о причинах роста интереса поступающих к Московскому педагогическому государственному университету.

Из подопечных – в волонтеры!
Интервью
Из подопечных – в волонтеры!
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

О развитии движения в спецшколе.

Борьба за любовь
Интервью
Борьба за любовь
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

Психологическая помощь семье ребенка с нарушениями развития.

Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Интервью
Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Наши выпускники
12 / 04 / 2017

В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.

Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
Наука
Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
23 / 03 / 2017

Заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Александровна Буданова рассказала в интервью о возможностях обучения на кафедре.

Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
20 / 02 / 2017

Доброго времени суток, дорогой читатель! Никогда не задумывался о том, каково это учиться за границей? Хочешь узнать о том, что чувствуют иностранные студенты, когда приезжают в Россию получать знания? Тогда...

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
Интервью
Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
20 / 01 / 2017

"Учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня..."

Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Интервью
Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Наши выпускники
10 / 01 / 2017

Про то, какие книги должны формировать человека, я высказался в форме школьного учебника по литературе с 5-го по 9-й класс, который мы делали вместе с Татьяной Смирновой в течение последних 7 лет. Он только что вышел тиражом десять экземпляров – для экспертизы, так как пойдет ли он в школу, мы еще не знаем. Там все правильно, там те книги, которые должны личность формировать.

Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
21 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» мы познакомим тебя с последним на этот год интервью, где ты узнаешь составляющие успеха студентки 3 курса направления Культурология, профсоюзного лидера обучающихся ИСГО, руководителя Оформительского сектора Маргариты Поповой.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
09 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» речь пойдет о Екатерине Подгорновой - руководителе спортивного сектора. Именно она организовывает и поддерживает работоспособность и жизнь сектора, устраивает различные мероприятия и следит за их проведением в стенах нашего института. Именно она своими усилиями заинтересовывает и привлекает людей к спорту, помогая зарядится энергией и драйвом, который все испытывают не только наблюдая, но и участвуя в различных спортивных мероприятиях.

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
05 / 12 / 2016

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике "Интервью с преподавателем".

Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Интервью
Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Наши выпускники
01 / 12 / 2016

Лев Рубинштейн — о подростках, литературе и патриотизме.

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Интервью
Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Наши выпускники
29 / 11 / 2016

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Интервью
Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Наши выпускники
07 / 11 / 2016

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным...

Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
Интервью
Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
22 / 10 / 2016

В истории российских медиа - знаковое событие: впервые один из эфирных телеканалов объявил о том, что вскоре полностью уйдет в Сеть и станет "интернетовидением". Об этом - интервью с известным медиа-экспертом, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Анастасией Фольц.

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Интервью
Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Наши выпускники
05 / 10 / 2016

Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Интервью
Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Наши выпускники
26 / 09 / 2016

Министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
Интервью
Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
13 / 09 / 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА "Россия сегодня".

Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Интервью
Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Наши выпускники
13 / 09 / 2016

О том, какие изменения ждут сферу образования и чем она планирует руководствоваться в своей работе, Ольга Васильева рассказала ТАСС в своем первом программном интервью.

Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Интервью
Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Наши выпускники
07 / 09 / 2016

Например, проводить перевернутые уроки, ставить спектакли по Окуджаве и, если надо, скакать на коне

Первоклассная профессия
Интервью
Первоклассная профессия
30 / 08 / 2016

Профессия учителя становится более престижной, но “возрастной” и все менее доступной.

Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Интервью
Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Наши выпускники
29 / 08 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и выпускник МПГУ Александр Архангельский.

Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Интервью
Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Наши выпускники
19 / 08 / 2016

Новый министр образования дала «Комсомолке» первое интервью после назначения.

Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
Журнал ректора
Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
16 / 08 / 2016

Опубликовано интервью ректора Московского педагогического государственного университета, академика Российской академии наук и Российской академии образования Алексея Львовича Семенова "Концепция математического образования".

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Интервью
Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Наши выпускники
25 / 07 / 2016

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Интервью
Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Наши выпускники
21 / 07 / 2016

Александр Николаевич Архангельский — литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор УМК по литературе для старшей школы, отвечает в блиц-интервью на три главных вопроса о школе.

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Интервью
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
19 / 07 / 2016

Слово «тьютор» уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Интервью
Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Наши выпускники
18 / 07 / 2016

…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Интервью
Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Наши выпускники
14 / 07 / 2016

Как привить ребенку интерес к работе? Что важнее сформировать у подростка – профессиональные навыки или представление о миссии? Кто такие трудоголики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Катерина Дёмина.

Катерина Демина: Если ребенок лжет
Интервью
Катерина Демина: Если ребенок лжет
Наши выпускники
11 / 07 / 2016

Все мы время от времени приукрашиваем жизнь выдумками: о чем-то умалчиваем, увиливаем от ответа, а иногда намеренно обманываем. Но почему тогда факт, что родной и любимый ребенок позволил себе солгать, вызывает такую бурю эмоций, от гнева и ярости до полнейшего отчаяния и сокрушения в печали?

«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Интервью
«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Протоиерей Димитрий Смирнов дает комментарий новой редакции статьи 116 УК РФ, запрещающей родителям наказывать своих детей вплоть до уголовного наказания в виде лишения свободы до 2-х лет.

Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Интервью
Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Можно привести массу аргументов в пользу воспитания ребёнка на дому. Но что делать, если у матери при всей огромной любви к детям элементарно нет для этого возможностей? И так или иначе приходится доверить детей няням, бабушкам и воспитателям? Практикующий семейный психолог Катерина Дёмина рассказывает, как правильно подойти к выбору няни, как удовлетворить базовые потребности ребёнка, наконец, как перестать волноваться на пустом месте и правильно организовать свою жизнь.

IT и вызовы для школы и общества
Наука
IT и вызовы для школы и общества
04 / 07 / 2016

Франц-Йозеф Кун - международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.

Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Интервью
Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Наши выпускники
28 / 06 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
Интервью
Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
21 / 06 / 2016

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом "РГ" рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, профессор Алексей Коршунов.