Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Продолжается прием заявок на конкурс педагогического мастерства «Религия и культура-2021»

Культура

Московский педагогический государственный университет приглашает педагогов, студентов педагогических специальностей и родителей принять участие в Московском открытом конкурсе педагогического мастерства в области духовно-нравственного образования «Религия и культура – 2021».

Конкурс проводится с целью выявления и трансляции наиболее удачных педагогических практик по духовно-нравственному воспитанию, а также содействия освоению детьми и подростками традиционных духовно-нравственных ценностей народов России.

Материалы на конкурс принимаются в электронном виде по адресу: religia@student.su

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Номинация № 1. «Урок по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР» (методическая разработка);
  • Номинация № 2. «Сценарий мероприятия духовно-нравственной направленности»;
  • Номинация № 3. «Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»;
  • Номинация № 4. «Научно-методическая публикация, раскрывающая аспекты духовно-нравственного воспитания»;
  • Номинация № 5. «Творческий проект» (проекты различных видов и типов, выполненные обучающимися 4–11-х классов под руководством педагога-консультанта);
  • Номинация № 6. «Воспитать Человека» (опыт семейного воспитания: для родителей обучающихся);
  • Номинация № 7. «Мультимедийный проект»;
  • Номинация № 8. «Фотопроект».

Конкурс проводится совместно с Отделом религиозного образования Московской городской епархии и при поддержке Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы.

С Положением о конкурсе можно ознакомиться здесь.

Контактная информация: Теплова Елена Феликсовна, зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, тел. +7 (903) 537-77-21, e-mail: ef.teplova@mpgu.su.

22 / 12 / 2021

Показать обсуждение

Обсуждение

Юлия, 21 / 01 / 2022 в 07:07

Хочу участвовать

Владимир, 24 / 02 / 2022 в 00:42

Как понять, что заявка на участие в конкурсе и материалы приняты?

Бунева Ирина Леонидовна, 30 / 03 / 2022 в 13:38

Номинация № 3. «Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»;

Ольга, 02 / 04 / 2022 в 09:54

Номинация № 1

Ольга, 02 / 04 / 2022 в 10:09

В почте набираю ваш адрес religia@student.su. пишут нет такого адреса, подскажите как быть

Татьяна, 03 / 04 / 2022 в 14:10

На номинацию №5
На конкурс педагогического мастерства «Религия и культура»

Исследовательская работа

Тема: «В мире традиций русского народа.Выбор имени ребёнка по святцам»

ФИО автора (полностью), ФИО научного руководителя
школа, класс (полностью), должность

Суринова Ксенья Витальевна,8 класс, Данилова Татьяна Петровна,
МБОУ «Черемуховская средняя учитель русского языка и литера-
общеобразовательная школа туры высшей квалификационной
Новошешминского муниципального района категории
Республики Татарстан»

2022 г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………2
1. Исторический экскурс в историю села Слобода Черемуховая……3
2. Повод к исследованию и его проведение
2.1 Интересная находка ……. …. ……………………………4
2.2 Исследование и анализ собранного материала. ……………5
3.Результаты опроса …..……………………………………………..6
4. Заключение……………………………………………………………………………….. 7
5.Приложение №1.Из истории Черёмуховского прихода…………….9-.10
6.Список литературы……………………………………………………………………….11

Тема: «В мире традиций русского народа. Выбор имени ребёнка по святцам»
Актуальность темы: Русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В.Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Самобытность народа сохраняется через устное народное творчество, обряды и традиции.
Объект исследования: Выбор имени ребёнка по святцам как пример традиции в мире русского народа.
Предмет исследования: «Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви Слободы Черёмуховой Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы», церковный календарь «Святцы», количественный состав жителей села Слободы Черёмуховой и список учащихся 1-11 классов Черёмуховской СОШ.
Цель исследования: доказать на основе записей в указанной метрической книге, что наши предки придерживались традиции давать имя ребёнку по святцам; выяснить, сохраняется ли эта традиция в наше время;
Гипотеза: в настоящее время в обществе происходит процесс обращения к традиции давать «старинные» имена новорожденным, в том числе используя и святцы. Хоть обычай давать имя ребёнку по святцам встречается редко, но мысль, что ангел-хранитель и святой, в честь которого дано имя, будут хранить человека в наше тревожное время, честно говоря, греет душу и рождает уверенность в доброе и светлое будущее.
Методы исследования:
-определение понятий
-анализ записей «Метрической книги Михайло-Архангельской церкви Слободы Черёмуховой Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы»
-анкетирование, опрос респондентов
-обобщение материала
Практическая значимость работы:
материал можно использовать на уроках русского языка и литературы, во время проведения внеклассных мероприятий.
Конечный результат: создание сценария тематического вечера «Что в имени тебе моём?» во время проведения Метапредметной Недели.

Мы живём в центре татарстанского Закамья. Издавна этот край был заселён разными народностями: башкирами, татарами-мишарами, чувашами, русскими. И у каждого из этих народов свои обычаи и традиции, которые необходимо сохранять. Русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В.Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Самобытность народа сохраняется через устное народное творчество, обряды и традиции.
С конца 1730-ых годов на территории Закамской черты стали селить отставных солдат и унтер-офицеров из гвардейских и пехотных полков. Так были образованы 5 слобод: Волчья, Екатерининская, Петропавловская, Архангельская и Черемуховская.
Бывшие служивые становились трудолюбивыми земледельцами и верным оплотом престола. Позднее их стали называть пахотными солдатами. Их освобождали от налогов, им отводили лучшие земли. А сыновья отставных солдат должны были служить. [1]
Не следует удивляться большому количеству одинаковых фамилий в Слободе Черемуховой и окрестных слободах. Ведь начиналось-то все с нескольких десятков солдат и унтеров. Многие слободы связаны между собой родственными узами.
Один из выпускников нашей Черёмуховской школы, работающий в пункте приёма макулатуры, нашёл среди груды бумаг очень интересную книгу-«Метрическую книгу Михаило-Архангельской церкви Слободы Черёмуховской Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы». В ней 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших за 1900-1902 годы наших односельчанах. Книга сейчас находится в школьном музее. Конечно, она многих заинтересовала.

Просматривая раздел о родившихся, мы обратили внимание на то, что имена детей часто повторялись. И это зависило от даты рождения и крещения детей. Чтобы убедиться в этом, мы задались вопросом: как выбирали имена для родившихся детей в старину? И выяснили следующее. Имя ребёнку давали по святцам. У славян издавна эта традиция поддерживалась. В старину, сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи. Наши предки верили, что когда ребёнок получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет долгая и счастливая жизнь.
Святцы-это православный календарь, в котором на каждый день указаны имена святых, память которых в этот день отмечается. Своих святых вначале на Руси не было. Поэтому имена стали давать по византийским святцам. А в них были имена греческие, римские, древнееврейские. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими стали древнееврейские имена Иван да Марья. А имён со славянскими корнями, таких, как Светлана, Людмила, Владимир, было мало.
Имя по Святцам можно выбрать, ориентируясь на несколько ключевых дат:
1.На дату рождения малыша
2.На даты, находящиеся в промежутке от даты рождения до даты крещения ребёнка
3.На дату крещения малыша и несколько дней вперёд от даты крещения.
День Ангела ребёнка– это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного. А Именины – это день почитания одной из святых с этим именем.
Начало работы над данным проектом пришлось на январь. Поэтому решили взять для исследования в «Метрической книге ..» также этот месяц.
25 января церковь отмечает день памяти Святой великомученицы Татьяны. Узнаём много интересного о происхождении этого имени. В Интернете рассматривается несколько версий. Наиболее близким нам показалось такое: в переводе с греческого означает «устанавливать», «определять», «устраивать». Татьяна была дочерью знатного римлянина, воспитавшего её согласно христианским канонам. Преданная Богу и Церкви, девушка отказалась от брака, полностью посвятила свою жизнь религии, помогая больным и страждущим. Во время преследования христиан Татьяна была схвачена и обезглавлена язычниками. Под угрозой страшных пыток она не отреклась от веры и была верна своим убеждениям до последнего вздоха.

И ещё один, известный всем факт: святая Татьяна-покровительница студентов. Согласно истории в 1775 году русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании знаменитого московского университета. В честь Татьяны был освящён университетский храм.
В конце каждого месяца священник подводил итоги по количеству родившихся и крещёных детей. Так за январь 1900 года родилось «мужеского роду» 9 человек, женского-11.Татьяны составляют большинство-6 человек, т.е. 55% из списка женских имён. На сегодняшний день в Слободе Черёмуховая проживают 645 человек. Женского рода-358 человек. Из них -24 Татьяны. Самая старшая из них-1940 года рождения. А младшей-8 лет. Таким образом, это имя является довольно распространённым в нашей Слободе. Наблюдается такая особенность: большинство Татьян -это женщины 50-80 лет.
Очень часто, судя по метрическим записям, девочкам давали имя Мария. В Святцах имя девы, родившей Иисуса Христа, встречается в каждом месяце, всего 25 раз в году. В переводе с древнееврейского означает «желанная»,» любимая». Имя считают царским, потому что во все века им нарекали новорождённых из знатного рода. В то же время, ласкательная форма Машенька часто встречается в русских сказках, как имя добрых крестьянских девушек. За январь 1901 года в Слободе Черёмуховой родилось18 человек.Девочек-13. Из них 6 назвали Мариями, т.е.46%. Сейчас Марии, как и Татьяны-люди старшего поколения.
Не могли мы оставить без внимания и ещё одно имя-Михаил. Михайлов день для нашей Слободы-это, во-первых, престольный праздник. Во-вторых, церковь, восстановленная в 2012 году, носит имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (как и было до революции). В этот день церковь чтит Господних ангелов во главе с их главнокомандующим архангелом Михаилом. В народном календаре эта дата известна под названием Михайлов день. Отмечается он 21 ноября. Святые с именем Михаил согласно православному календарю поминаются более 50 раз в году. Поэтому Михаилов в нашей Слободе, действительно, очень много. Было и в прошлом веке, да и сейчас довольно часто встречается. Обратившись к «Метрической книге ..» за 1900-1902 годы, убеждаемся в том. что это имя-самое распространённое среди мужских имён новорожденных.
И опять та же закономерность сейчас наблюдается, что и с женскими именами Татьяна и Мария: все Михаилы –люди от 47 лет и старше. Лишь один Михаил 2017 года рождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что обычай давать имя ребёнку был распространён и в начале 20 века и даже несколько десятилетий назад. В наше же время обращение к святцам встречается довольно редко.
Сделав вывод, что 120 лет назад действительно придерживались обычая называть детей именем святого, который был ближайшим к дате рождения ребёнка, мы задались вопросом: а как же обстоит дело с этим обычаем сейчас?
Чтобы выяснить это, мы познакомились с общим списком учащихся МБОУ «Черёмуховская СОШ». В школе на сегодняшний день обучаются 65 человек.
Из них-22 мальчика и 43 девочки (с 2014-по 2004 год рождения). И вот в чём мы убедились: среди большого разнообразия имён (женских и мужских) нет часто повторяемых (в отличие от записей в Метрической книге 1900-1902 годов) Исключения составляет имя Анастасия: 5 человек (23%). Алина, Яна, Лиза, Элина,Юлиана,София,Алиса,Вероника,Валерия,Аделина,Дарья,Ксения,Варвара,Юлия, Виктория, Александра, Светлана-вот те имена, которые имеют наши школьницы.
Похожая картина и с именами мальчиков: Артём, Антон, Арсений, Вадим, Владимир, Глеб, Данил,Дима,Денис,Никита,Сергей,Роман,Кирил,Ярослав.Среди них лишь 2 имени (Артём, Вадим) встречаются дважды.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные родители предпочитают давать имена своим детям, следуя моде на то или иное имя. Но всё-таки и среди них есть дети, имена которым были даны по святцам.
Поэтому мы провели ещё один опрос, включив в число респондентов 65 учащихся ,18 педагогов и 8 работников нашей школы, выясняя ответ на один вопрос: «В честь кого было получено имя?». И вот какой результат мы получили:
1) Было очень «модным» на момент рождения-33чел. (36%)
2) Просто имя нравилось родителям-32чел. (35%)
3) Настояли старшие родственники (в основном бабушки) -по святцам-17 чел. (20%)-большинство из них- это респонденты учителя и школьные работники
4) В честь имён ближайших родственников (родственниц)-9 чел. (9%)

Приходим к выводу, что в настоящее время обычай давать имя ребёнку по святцам встречается редко. Но мысль, что ангел-хранитель и святой, в честь которого дано тебе имя, будут хранить тебя в наше тревожное время, честно говоря, греет душу и рождает уверенность в доброе и светлое будущее.

Приложение 1.

Слева-церковь в наши дни Справа-угол деревянного пристроя
бывшей церкви
Работая над нашей темой, мы пришли ещё к одному выводу: темы проектов подсказывает сама жизнь. Захотелось узнать об истории прихода. Мы опросили старожилов нашего села, нашли материал в Интернете. И вот что нам удалось узнать.
Приход возник во второй половине XVIII века. В 1867 году была построена новая деревянная Крестовоздвиженская церковь с приделами Александра Невского и Архангела Михаила. К началу XX века она стала слишком мала, и в 1907 – 1917 гг. была построена новая каменная церковь, также освященная в честь Воздвижения Креста Господня, с теми же приделами. При этом старая церковь не была снесена, оба храма были уничтожены в 1930-е гг. В 1936 году из кирпичей храма была построена средняя школа. А в деревянных пристроях в 50-60 годы расположился сельский клуб и библиотека, которые позже сгорели дотла. Долгие годы в Слободе не было никакой церкви. На кладбище, в небольшой часовне, верующие тайно проводили церковные службы. В 70-ые годы на месте храма была попытка построить Дом культуры. Строительство шло очень быстро. Осталось только покрыть крышу. Но неожиданно одна из стен строения дала огромную трещину, начиная с фундамента и заканчивая последним рядом «коробки». Нисколько этому не удивились старые жители села. Ведь раньше рядом с храмом было захоронение священнослужителей. И пожилые односельчане предупреждали и местную власть, и строителей, что возводить на этом месте Дом «плясок» ни в коем случае нельзя.
Проводили обряд крещения в начале 20 века священник Николай Арнольдов, диакон Александр Фортунатов, псаломщик Николай Якимов. Кстати, ни одна из этих фамилий не «пустила корни» в нашей Слободе. Скорее всего, после революции 1917 года эти священнослужители были сосланы из здешних мест. Нам удалось найти сведения об настоятеле храма Николае Петровиче Арнольдове. Родился он в 1875 году. В 1984 году закончил Казанскую духовную семинарию. Рукоположен в 1895 году прямо в Слободу Черёмуховую. Он служил и в 1918 году
Узнали также, что многие верующие Черемуховой Слободы стали жертвами политических репрессий. В 1929 году председатель церковного совета Василий Евдокимовичи Демахин приговорен к 3 годам лагерей, в 1931 году просвирня Матрена Андреевна Горбунова приговорена к расстрелу и расстреляна 1 февраля 1931 года в Казани. В 1932 году Илья Иванович Данилов (Максимов) приговорен к трем годам лагерей, в 1937 году Мария Семеновна Филатова (Потапова) приговорена к расстрелу и расстреляна 7 января 1938 года в Казани.

Список литературы и интернет-источников
1) «На засечной черте» (из прошлого и настоящего Новошешминского района Татарстана), издательство «По городам и весям», Казань,2007
2) источник: novosheshminsk.tatarstan.ru
3) Источник: https://names.neolove.ru/name_days/byname/179/#imenini © NeoLove.ru

На конкурс педагогического мастерства «Религия и культура»

Исследовательская работа

Тема: «В мире традиций русского народа.Выбор имени ребёнка по святцам»

ФИО автора (полностью), ФИО научного руководителя
школа, класс (полностью), должность

Суринова Ксенья Витальевна,8 класс, Данилова Татьяна Петровна,
МБОУ «Черемуховская средняя учитель русского языка и литера-
общеобразовательная школа туры высшей квалификационной
Новошешминского муниципального района категории
Республики Татарстан»

2022 г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………2
1. Исторический экскурс в историю села Слобода Черемуховая……3
2. Повод к исследованию и его проведение
2.1 Интересная находка ……. …. ……………………………4
2.2 Исследование и анализ собранного материала. ……………5
3.Результаты опроса …..……………………………………………..6
4. Заключение……………………………………………………………………………….. 7
5.Приложение №1.Из истории Черёмуховского прихода…………….9-.10
6.Список литературы……………………………………………………………………….11

Тема: «В мире традиций русского народа. Выбор имени ребёнка по святцам»
Актуальность темы: Русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В.Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Самобытность народа сохраняется через устное народное творчество, обряды и традиции.
Объект исследования: Выбор имени ребёнка по святцам как пример традиции в мире русского народа.
Предмет исследования: «Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви Слободы Черёмуховой Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы», церковный календарь «Святцы», количественный состав жителей села Слободы Черёмуховой и список учащихся 1-11 классов Черёмуховской СОШ.
Цель исследования: доказать на основе записей в указанной метрической книге, что наши предки придерживались традиции давать имя ребёнку по святцам; выяснить, сохраняется ли эта традиция в наше время;
Гипотеза: в настоящее время в обществе происходит процесс обращения к традиции давать «старинные» имена новорожденным, в том числе используя и святцы. Хоть обычай давать имя ребёнку по святцам встречается редко, но мысль, что ангел-хранитель и святой, в честь которого дано имя, будут хранить человека в наше тревожное время, честно говоря, греет душу и рождает уверенность в доброе и светлое будущее.
Методы исследования:
-определение понятий
-анализ записей «Метрической книги Михайло-Архангельской церкви Слободы Черёмуховой Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы»
-анкетирование, опрос респондентов
-обобщение материала
Практическая значимость работы:
материал можно использовать на уроках русского языка и литературы, во время проведения внеклассных мероприятий.
Конечный результат: создание сценария тематического вечера «Что в имени тебе моём?» во время проведения Метапредметной Недели.

Мы живём в центре татарстанского Закамья. Издавна этот край был заселён разными народностями: башкирами, татарами-мишарами, чувашами, русскими. И у каждого из этих народов свои обычаи и традиции, которые необходимо сохранять. Русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В.Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Самобытность народа сохраняется через устное народное творчество, обряды и традиции.
С конца 1730-ых годов на территории Закамской черты стали селить отставных солдат и унтер-офицеров из гвардейских и пехотных полков. Так были образованы 5 слобод: Волчья, Екатерининская, Петропавловская, Архангельская и Черемуховская.
Бывшие служивые становились трудолюбивыми земледельцами и верным оплотом престола. Позднее их стали называть пахотными солдатами. Их освобождали от налогов, им отводили лучшие земли. А сыновья отставных солдат должны были служить. [1]
Не следует удивляться большому количеству одинаковых фамилий в Слободе Черемуховой и окрестных слободах. Ведь начиналось-то все с нескольких десятков солдат и унтеров. Многие слободы связаны между собой родственными узами.
Один из выпускников нашей Черёмуховской школы, работающий в пункте приёма макулатуры, нашёл среди груды бумаг очень интересную книгу-«Метрическую книгу Михаило-Архангельской церкви Слободы Черёмуховской Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы». В ней 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших за 1900-1902 годы наших односельчанах. Книга сейчас находится в школьном музее. Конечно, она многих заинтересовала.

Просматривая раздел о родившихся, мы обратили внимание на то, что имена детей часто повторялись. И это зависило от даты рождения и крещения детей. Чтобы убедиться в этом, мы задались вопросом: как выбирали имена для родившихся детей в старину? И выяснили следующее. Имя ребёнку давали по святцам. У славян издавна эта традиция поддерживалась. В старину, сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи. Наши предки верили, что когда ребёнок получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет долгая и счастливая жизнь.
Святцы-это православный календарь, в котором на каждый день указаны имена святых, память которых в этот день отмечается. Своих святых вначале на Руси не было. Поэтому имена стали давать по византийским святцам. А в них были имена греческие, римские, древнееврейские. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими стали древнееврейские имена Иван да Марья. А имён со славянскими корнями, таких, как Светлана, Людмила, Владимир, было мало.
Имя по Святцам можно выбрать, ориентируясь на несколько ключевых дат:
1.На дату рождения малыша
2.На даты, находящиеся в промежутке от даты рождения до даты крещения ребёнка
3.На дату крещения малыша и несколько дней вперёд от даты крещения.
День Ангела ребёнка– это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного. А Именины – это день почитания одной из святых с этим именем.
Начало работы над данным проектом пришлось на январь. Поэтому решили взять для исследования в «Метрической книге ..» также этот месяц.
25 января церковь отмечает день памяти Святой великомученицы Татьяны. Узнаём много интересного о происхождении этого имени. В Интернете рассматривается несколько версий. Наиболее близким нам показалось такое: в переводе с греческого означает «устанавливать», «определять», «устраивать». Татьяна была дочерью знатного римлянина, воспитавшего её согласно христианским канонам. Преданная Богу и Церкви, девушка отказалась от брака, полностью посвятила свою жизнь религии, помогая больным и страждущим. Во время преследования христиан Татьяна была схвачена и обезглавлена язычниками. Под угрозой страшных пыток она не отреклась от веры и была верна своим убеждениям до последнего вздоха.

И ещё один, известный всем факт: святая Татьяна-покровительница студентов. Согласно истории в 1775 году русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании знаменитого московского университета. В честь Татьяны был освящён университетский храм.
В конце каждого месяца священник подводил итоги по количеству родившихся и крещёных детей. Так за январь 1900 года родилось «мужеского роду» 9 человек, женского-11.Татьяны составляют большинство-6 человек, т.е. 55% из списка женских имён. На сегодняшний день в Слободе Черёмуховая проживают 645 человек. Женского рода-358 человек. Из них -24 Татьяны. Самая старшая из них-1940 года рождения. А младшей-8 лет. Таким образом, это имя является довольно распространённым в нашей Слободе. Наблюдается такая особенность: большинство Татьян -это женщины 50-80 лет.
Очень часто, судя по метрическим записям, девочкам давали имя Мария. В Святцах имя девы, родившей Иисуса Христа, встречается в каждом месяце, всего 25 раз в году. В переводе с древнееврейского означает «желанная»,» любимая». Имя считают царским, потому что во все века им нарекали новорождённых из знатного рода. В то же время, ласкательная форма Машенька часто встречается в русских сказках, как имя добрых крестьянских девушек. За январь 1901 года в Слободе Черёмуховой родилось18 человек.Девочек-13. Из них 6 назвали Мариями, т.е.46%. Сейчас Марии, как и Татьяны-люди старшего поколения.
Не могли мы оставить без внимания и ещё одно имя-Михаил. Михайлов день для нашей Слободы-это, во-первых, престольный праздник. Во-вторых, церковь, восстановленная в 2012 году, носит имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (как и было до революции). В этот день церковь чтит Господних ангелов во главе с их главнокомандующим архангелом Михаилом. В народном календаре эта дата известна под названием Михайлов день. Отмечается он 21 ноября. Святые с именем Михаил согласно православному календарю поминаются более 50 раз в году. Поэтому Михаилов в нашей Слободе, действительно, очень много. Было и в прошлом веке, да и сейчас довольно часто встречается. Обратившись к «Метрической книге ..» за 1900-1902 годы, убеждаемся в том. что это имя-самое распространённое среди мужских имён новорожденных.
И опять та же закономерность сейчас наблюдается, что и с женскими именами Татьяна и Мария: все Михаилы –люди от 47 лет и старше. Лишь один Михаил 2017 года рождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что обычай давать имя ребёнку был распространён и в начале 20 века и даже несколько десятилетий назад. В наше же время обращение к святцам встречается довольно редко.
Сделав вывод, что 120 лет назад действительно придерживались обычая называть детей именем святого, который был ближайшим к дате рождения ребёнка, мы задались вопросом: а как же обстоит дело с этим обычаем сейчас?
Чтобы выяснить это, мы познакомились с общим списком учащихся МБОУ «Черёмуховская СОШ». В школе на сегодняшний день обучаются 65 человек.
Из них-22 мальчика и 43 девочки (с 2014-по 2004 год рождения). И вот в чём мы убедились: среди большого разнообразия имён (женских и мужских) нет часто повторяемых (в отличие от записей в Метрической книге 1900-1902 годов) Исключения составляет имя Анастасия: 5 человек (23%). Алина, Яна, Лиза, Элина,Юлиана,София,Алиса,Вероника,Валерия,Аделина,Дарья,Ксения,Варвара,Юлия, Виктория, Александра, Светлана-вот те имена, которые имеют наши школьницы.
Похожая картина и с именами мальчиков: Артём, Антон, Арсений, Вадим, Владимир, Глеб, Данил,Дима,Денис,Никита,Сергей,Роман,Кирил,Ярослав.Среди них лишь 2 имени (Артём, Вадим) встречаются дважды.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные родители предпочитают давать имена своим детям, следуя моде на то или иное имя. Но всё-таки и среди них есть дети, имена которым были даны по святцам.
Поэтому мы провели ещё один опрос, включив в число респондентов 65 учащихся ,18 педагогов и 8 работников нашей школы, выясняя ответ на один вопрос: «В честь кого было получено имя?». И вот какой результат мы получили:
1) Было очень «модным» на момент рождения-33чел. (36%)
2) Просто имя нравилось родителям-32чел. (35%)
3) Настояли старшие родственники (в основном бабушки) -по святцам-17 чел. (20%)-большинство из них- это респонденты учителя и школьные работники
4) В честь имён ближайших родственников (родственниц)-9 чел. (9%)

Приходим к выводу, что в настоящее время обычай давать имя ребёнку по святцам встречается редко. Но мысль, что ангел-хранитель и святой, в честь которого дано тебе имя, будут хранить тебя в наше тревожное время, честно говоря, греет душу и рождает уверенность в доброе и светлое будущее.

Приложение 1.

Слева-церковь в наши дни Справа-угол деревянного пристроя
бывшей церкви
Работая над нашей темой, мы пришли ещё к одному выводу: темы проектов подсказывает сама жизнь. Захотелось узнать об истории прихода. Мы опросили старожилов нашего села, нашли материал в Интернете. И вот что нам удалось узнать.
Приход возник во второй половине XVIII века. В 1867 году была построена новая деревянная Крестовоздвиженская церковь с приделами Александра Невского и Архангела Михаила. К началу XX века она стала слишком мала, и в 1907 – 1917 гг. была построена новая каменная церковь, также освященная в честь Воздвижения Креста Господня, с теми же приделами. При этом старая церковь не была снесена, оба храма были уничтожены в 1930-е гг. В 1936 году из кирпичей храма была построена средняя школа. А в деревянных пристроях в 50-60 годы расположился сельский клуб и библиотека, которые позже сгорели дотла. Долгие годы в Слободе не было никакой церкви. На кладбище, в небольшой часовне, верующие тайно проводили церковные службы. В 70-ые годы на месте храма была попытка построить Дом культуры. Строительство шло очень быстро. Осталось только покрыть крышу. Но неожиданно одна из стен строения дала огромную трещину, начиная с фундамента и заканчивая последним рядом «коробки». Нисколько этому не удивились старые жители села. Ведь раньше рядом с храмом было захоронение священнослужителей. И пожилые односельчане предупреждали и местную власть, и строителей, что возводить на этом месте Дом «плясок» ни в коем случае нельзя.
Проводили обряд крещения в начале 20 века священник Николай Арнольдов, диакон Александр Фортунатов, псаломщик Николай Якимов. Кстати, ни одна из этих фамилий не «пустила корни» в нашей Слободе. Скорее всего, после революции 1917 года эти священнослужители были сосланы из здешних мест. Нам удалось найти сведения об настоятеле храма Николае Петровиче Арнольдове. Родился он в 1875 году. В 1984 году закончил Казанскую духовную семинарию. Рукоположен в 1895 году прямо в Слободу Черёмуховую. Он служил и в 1918 году
Узнали также, что многие верующие Черемуховой Слободы стали жертвами политических репрессий. В 1929 году председатель церковного совета Василий Евдокимовичи Демахин приговорен к 3 годам лагерей, в 1931 году просвирня Матрена Андреевна Горбунова приговорена к расстрелу и расстреляна 1 февраля 1931 года в Казани. В 1932 году Илья Иванович Данилов (Максимов) приговорен к трем годам лагерей, в 1937 году Мария Семеновна Филатова (Потапова) приговорена к расстрелу и расстреляна 7 января 1938 года в Казани.

Список литературы и интернет-источников
1) «На засечной черте» (из прошлого и настоящего Новошешминского района Татарстана), издательство «По городам и весям», Казань,2007
2) источник: novosheshminsk.tatarstan.ru
3) Источник: https://names.neolove.ru/name_days/byname/179/#imenini © NeoLove.ru

Татьяна, 03 / 04 / 2022 в 14:25

На конкурс педагогического мастерства «Религия и культура»

Исследовательская работа

Тема: «В мире традиций русского народа.Выбор имени ребёнка по святцам»

ФИО автора (полностью), ФИО научного руководителя
школа, класс (полностью), должность

Суринова Ксенья Витальевна,8 класс, Данилова Татьяна Петровна,
МБОУ «Черемуховская средняя учитель русского языка и литера-
общеобразовательная школа туры высшей квалификационной
Новошешминского муниципального района категории
Республики Татарстан»

2022 г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………2
1. Исторический экскурс в историю села Слобода Черемуховая……3
2. Повод к исследованию и его проведение
2.1 Интересная находка ……. …. ……………………………4
2.2 Исследование и анализ собранного материала. ……………5
3.Результаты опроса …..……………………………………………..6
4. Заключение……………………………………………………………………………….. 7
5.Приложение №1.Из истории Черёмуховского прихода…………….9-.10
6.Список литературы……………………………………………………………………….11

Тема: «В мире традиций русского народа. Выбор имени ребёнка по святцам»
Актуальность темы: Русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В.Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Самобытность народа сохраняется через устное народное творчество, обряды и традиции.
Объект исследования: Выбор имени ребёнка по святцам как пример традиции в мире русского народа.
Предмет исследования: «Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви Слободы Черёмуховой Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы», церковный календарь «Святцы», количественный состав жителей села Слободы Черёмуховой и список учащихся 1-11 классов Черёмуховской СОШ.
Цель исследования: доказать на основе записей в указанной метрической книге, что наши предки придерживались традиции давать имя ребёнку по святцам; выяснить, сохраняется ли эта традиция в наше время;
Гипотеза: в настоящее время в обществе происходит процесс обращения к традиции давать «старинные» имена новорожденным, в том числе используя и святцы. Хоть обычай давать имя ребёнку по святцам встречается редко, но мысль, что ангел-хранитель и святой, в честь которого дано имя, будут хранить человека в наше тревожное время, честно говоря, греет душу и рождает уверенность в доброе и светлое будущее.
Методы исследования:
-определение понятий
-анализ записей «Метрической книги Михайло-Архангельской церкви Слободы Черёмуховой Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы»
-анкетирование, опрос респондентов
-обобщение материала
Практическая значимость работы:
материал можно использовать на уроках русского языка и литературы, во время проведения внеклассных мероприятий.
Конечный результат: создание сценария тематического вечера «Что в имени тебе моём?» во время проведения Метапредметной Недели.

Мы живём в центре татарстанского Закамья. Издавна этот край был заселён разными народностями: башкирами, татарами-мишарами, чувашами, русскими. И у каждого из этих народов свои обычаи и традиции, которые необходимо сохранять. Русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В.Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Самобытность народа сохраняется через устное народное творчество, обряды и традиции.
С конца 1730-ых годов на территории Закамской черты стали селить отставных солдат и унтер-офицеров из гвардейских и пехотных полков. Так были образованы 5 слобод: Волчья, Екатерининская, Петропавловская, Архангельская и Черемуховская.
Бывшие служивые становились трудолюбивыми земледельцами и верным оплотом престола. Позднее их стали называть пахотными солдатами. Их освобождали от налогов, им отводили лучшие земли. А сыновья отставных солдат должны были служить. [1]
Не следует удивляться большому количеству одинаковых фамилий в Слободе Черемуховой и окрестных слободах. Ведь начиналось-то все с нескольких десятков солдат и унтеров. Многие слободы связаны между собой родственными узами.
Один из выпускников нашей Черёмуховской школы, работающий в пункте приёма макулатуры, нашёл среди груды бумаг очень интересную книгу-«Метрическую книгу Михаило-Архангельской церкви Слободы Черёмуховской Чистопольского уезда Камской Епархии за 1900-1902 годы». В ней 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших за 1900-1902 годы наших односельчанах. Книга сейчас находится в школьном музее. Конечно, она многих заинтересовала.

Просматривая раздел о родившихся, мы обратили внимание на то, что имена детей часто повторялись. И это зависило от даты рождения и крещения детей. Чтобы убедиться в этом, мы задались вопросом: как выбирали имена для родившихся детей в старину? И выяснили следующее. Имя ребёнку давали по святцам. У славян издавна эта традиция поддерживалась. В старину, сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи. Наши предки верили, что когда ребёнок получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет долгая и счастливая жизнь.
Святцы-это православный календарь, в котором на каждый день указаны имена святых, память которых в этот день отмечается. Своих святых вначале на Руси не было. Поэтому имена стали давать по византийским святцам. А в них были имена греческие, римские, древнееврейские. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими стали древнееврейские имена Иван да Марья. А имён со славянскими корнями, таких, как Светлана, Людмила, Владимир, было мало.
Имя по Святцам можно выбрать, ориентируясь на несколько ключевых дат:
1.На дату рождения малыша
2.На даты, находящиеся в промежутке от даты рождения до даты крещения ребёнка
3.На дату крещения малыша и несколько дней вперёд от даты крещения.
День Ангела ребёнка– это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного. А Именины – это день почитания одной из святых с этим именем.
Начало работы над данным проектом пришлось на январь. Поэтому решили взять для исследования в «Метрической книге ..» также этот месяц.
25 января церковь отмечает день памяти Святой великомученицы Татьяны. Узнаём много интересного о происхождении этого имени. В Интернете рассматривается несколько версий. Наиболее близким нам показалось такое: в переводе с греческого означает «устанавливать», «определять», «устраивать». Татьяна была дочерью знатного римлянина, воспитавшего её согласно христианским канонам. Преданная Богу и Церкви, девушка отказалась от брака, полностью посвятила свою жизнь религии, помогая больным и страждущим. Во время преследования христиан Татьяна была схвачена и обезглавлена язычниками. Под угрозой страшных пыток она не отреклась от веры и была верна своим убеждениям до последнего вздоха.

И ещё один, известный всем факт: святая Татьяна-покровительница студентов. Согласно истории в 1775 году русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании знаменитого московского университета. В честь Татьяны был освящён университетский храм.
В конце каждого месяца священник подводил итоги по количеству родившихся и крещёных детей. Так за январь 1900 года родилось «мужеского роду» 9 человек, женского-11.Татьяны составляют большинство-6 человек, т.е. 55% из списка женских имён. На сегодняшний день в Слободе Черёмуховая проживают 645 человек. Женского рода-358 человек. Из них -24 Татьяны. Самая старшая из них-1940 года рождения. А младшей-8 лет. Таким образом, это имя является довольно распространённым в нашей Слободе. Наблюдается такая особенность: большинство Татьян -это женщины 50-80 лет.
Очень часто, судя по метрическим записям, девочкам давали имя Мария. В Святцах имя девы, родившей Иисуса Христа, встречается в каждом месяце, всего 25 раз в году. В переводе с древнееврейского означает «желанная»,» любимая». Имя считают царским, потому что во все века им нарекали новорождённых из знатного рода. В то же время, ласкательная форма Машенька часто встречается в русских сказках, как имя добрых крестьянских девушек. За январь 1901 года в Слободе Черёмуховой родилось18 человек.Девочек-13. Из них 6 назвали Мариями, т.е.46%. Сейчас Марии, как и Татьяны-люди старшего поколения.
Не могли мы оставить без внимания и ещё одно имя-Михаил. Михайлов день для нашей Слободы-это, во-первых, престольный праздник. Во-вторых, церковь, восстановленная в 2012 году, носит имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (как и было до революции). В этот день церковь чтит Господних ангелов во главе с их главнокомандующим архангелом Михаилом. В народном календаре эта дата известна под названием Михайлов день. Отмечается он 21 ноября. Святые с именем Михаил согласно православному календарю поминаются более 50 раз в году. Поэтому Михаилов в нашей Слободе, действительно, очень много. Было и в прошлом веке, да и сейчас довольно часто встречается. Обратившись к «Метрической книге ..» за 1900-1902 годы, убеждаемся в том. что это имя-самое распространённое среди мужских имён новорожденных.
И опять та же закономерность сейчас наблюдается, что и с женскими именами Татьяна и Мария: все Михаилы –люди от 47 лет и старше. Лишь один Михаил 2017 года рождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что обычай давать имя ребёнку был распространён и в начале 20 века и даже несколько десятилетий назад. В наше же время обращение к святцам встречается довольно редко.
Сделав вывод, что 120 лет назад действительно придерживались обычая называть детей именем святого, который был ближайшим к дате рождения ребёнка, мы задались вопросом: а как же обстоит дело с этим обычаем сейчас?
Чтобы выяснить это, мы познакомились с общим списком учащихся МБОУ «Черёмуховская СОШ». В школе на сегодняшний день обучаются 65 человек.
Из них-22 мальчика и 43 девочки (с 2014-по 2004 год рождения). И вот в чём мы убедились: среди большого разнообразия имён (женских и мужских) нет часто повторяемых (в отличие от записей в Метрической книге 1900-1902 годов) Исключения составляет имя Анастасия: 5 человек (23%). Алина, Яна, Лиза, Элина,Юлиана,София,Алиса,Вероника,Валерия,Аделина,Дарья,Ксения,Варвара,Юлия, Виктория, Александра, Светлана-вот те имена, которые имеют наши школьницы.
Похожая картина и с именами мальчиков: Артём, Антон, Арсений, Вадим, Владимир, Глеб, Данил,Дима,Денис,Никита,Сергей,Роман,Кирил,Ярослав.Среди них лишь 2 имени (Артём, Вадим) встречаются дважды.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные родители предпочитают давать имена своим детям, следуя моде на то или иное имя. Но всё-таки и среди них есть дети, имена которым были даны по святцам.
Поэтому мы провели ещё один опрос, включив в число респондентов 65 учащихся ,18 педагогов и 8 работников нашей школы, выясняя ответ на один вопрос: «В честь кого было получено имя?». И вот какой результат мы получили:
1) Было очень «модным» на момент рождения-33чел. (36%)
2) Просто имя нравилось родителям-32чел. (35%)
3) Настояли старшие родственники (в основном бабушки) -по святцам-17 чел. (20%)-большинство из них- это респонденты учителя и школьные работники
4) В честь имён ближайших родственников (родственниц)-9 чел. (9%)

Приходим к выводу, что в настоящее время обычай давать имя ребёнку по святцам встречается редко. Но мысль, что ангел-хранитель и святой, в честь которого дано тебе имя, будут хранить тебя в наше тревожное время, честно говоря, греет душу и рождает уверенность в доброе и светлое будущее.

Приложение 1.

Слева-церковь в наши дни Справа-угол деревянного пристроя
бывшей церкви
Работая над нашей темой, мы пришли ещё к одному выводу: темы проектов подсказывает сама жизнь. Захотелось узнать об истории прихода. Мы опросили старожилов нашего села, нашли материал в Интернете. И вот что нам удалось узнать.
Приход возник во второй половине XVIII века. В 1867 году была построена новая деревянная Крестовоздвиженская церковь с приделами Александра Невского и Архангела Михаила. К началу XX века она стала слишком мала, и в 1907 – 1917 гг. была построена новая каменная церковь, также освященная в честь Воздвижения Креста Господня, с теми же приделами. При этом старая церковь не была снесена, оба храма были уничтожены в 1930-е гг. В 1936 году из кирпичей храма была построена средняя школа. А в деревянных пристроях в 50-60 годы расположился сельский клуб и библиотека, которые позже сгорели дотла. Долгие годы в Слободе не было никакой церкви. На кладбище, в небольшой часовне, верующие тайно проводили церковные службы. В 70-ые годы на месте храма была попытка построить Дом культуры. Строительство шло очень быстро. Осталось только покрыть крышу. Но неожиданно одна из стен строения дала огромную трещину, начиная с фундамента и заканчивая последним рядом «коробки». Нисколько этому не удивились старые жители села. Ведь раньше рядом с храмом было захоронение священнослужителей. И пожилые односельчане предупреждали и местную власть, и строителей, что возводить на этом месте Дом «плясок» ни в коем случае нельзя.
Проводили обряд крещения в начале 20 века священник Николай Арнольдов, диакон Александр Фортунатов, псаломщик Николай Якимов. Кстати, ни одна из этих фамилий не «пустила корни» в нашей Слободе. Скорее всего, после революции 1917 года эти священнослужители были сосланы из здешних мест. Нам удалось найти сведения об настоятеле храма Николае Петровиче Арнольдове. Родился он в 1875 году. В 1984 году закончил Казанскую духовную семинарию. Рукоположен в 1895 году прямо в Слободу Черёмуховую. Он служил и в 1918 году
Узнали также, что многие верующие Черемуховой Слободы стали жертвами политических репрессий. В 1929 году председатель церковного совета Василий Евдокимовичи Демахин приговорен к 3 годам лагерей, в 1931 году просвирня Матрена Андреевна Горбунова приговорена к расстрелу и расстреляна 1 февраля 1931 года в Казани. В 1932 году Илья Иванович Данилов (Максимов) приговорен к трем годам лагерей, в 1937 году Мария Семеновна Филатова (Потапова) приговорена к расстрелу и расстреляна 7 января 1938 года в Казани.

Список литературы и интернет-источников
1) «На засечной черте» (из прошлого и настоящего Новошешминского района Татарстана), издательство «По городам и весям», Казань,2007
2) источник: novosheshminsk.tatarstan.ru
3) Источник: https://names.neolove.ru/name_days/byname/179/#imenini © NeoLove.ru

Алена, 17 / 05 / 2022 в 18:24

Когда будут известны результаты конкурса “Религия и культура”?

Светлана Филимонова, 18 / 05 / 2022 в 12:54

Добрый день! Хотелось бы узнать результаты конкурса.

Скворцова Людмила Михайловна, 23 / 05 / 2022 в 11:59

Добрый день! Хотелось бы узнать результаты конкурса.

Храмова Марина Анатольевна, 25 / 05 / 2022 в 21:04

Когда будут известны результаты конкурса “Религия и культура”?

Гузель, 31 / 05 / 2022 в 14:13

Добрый день, когда будут результаты?

Алёна Васильевна Парамонова, 01 / 06 / 2022 в 06:26

Добрый день! Где можно посмотреть результаты конкурса?

Людмила Бирюкова, 01 / 06 / 2022 в 21:16

Здравствуйте! Где можно посмотреть итоги конкурса? Когда будет рассылка сертификатов участника?

Елена, 29 / 07 / 2022 в 14:01

Здравствуйте!Когда будет рассылка сертификатов участника?