Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

“Гоголевский март в Москве и Риме” (онлайн-викторина на ХГФ)

Культура

 

20 марта 2020 года в онлайн-пространстве Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ состоялась викторина “Гоголевский март в Москве”. Если бы не карантин, мы прошлись бы по Гоголевскому бульвару, услышали бы историю о перемещении памятников Н.В.Гоголю, посетили бы Гоголевскую библиотеку на Никитском бульваре, побывали бы в храме преподобного Симеона Столпника на Поварской, прихожанином которого в последние годы жизни был великий писатель… и все это именно в начале весны, в марте, который был для Гоголя месяцем как рождения, так и смерти* (* н.ст).

В условиях новой реальности мы вспомнили о Николае Васильевиче Гоголе не менее интересно. Участники онлайн-викторины получили задание пройтись по виртуальным залам Третьяковки https://www.tretyakovgallery.ru/collection/ и найти портретные изображения писателя.

Все участники справились с заданием, обнаружив Гоголя не только на полотне Федора Антоновича Моллера “Портрет Николая Васильевича Гоголя”, но и на картине «Явление Христа народу» («Явление Мессии») великого русского художника Александра Андреевича Иванова.

Финалистам викторины было предложено ознакомиться со статьей Гоголя об Иванове и найти ответы на три простых вопроса, поиски которых заставили бы задуматься об искусстве, о роли творца при создании шедевра и о понимании того, что за гениальностью практически всегда стояли и будут стоять деньги.

Вопросы 2 этапа онлайн-викторины “Гоголевский март в Москве”:

  • Что общего в судьбах Н.В.Гоголя и А.А.Иванова?
  • Что значит любить искусство?
  • Процитируйте строку, где Гоголь просит, говоря современным языком, о перепосте его письма.

Ответы участников 2 этапа викторины “Гоголевский март в Москве”:

Nikki Todd

1. Общее в их творческом процессе, в их отношении к созданию предмета искусства, к процессу творчества.
А именно в том, что они не обращали внимание на престиж, на запросы общества, на финансовое благополучее (собственное), а создавали ” живое”, истинное искусство, которое можно создать только прочувствовав его полностью, всей своей душой. На этот процесс уходили годы. И эти “поиски” могли сказываться и на душевном и на физическом здоровье. По итогу этих поисков, можно сказать что были созданы истинные шедевры, которые вошли в “золотой фонд”.
2. Тут лучше всего это иллюстрируют слова Гоголя о художнике”..умереть для всех приманок жизни; как Иванов, учиться и считать себя век учеником; как Иванов, отказывать себе во всем, даже и в лишнем блюде в праздничный день; как Иванов, надеть простую плисовую куртку, когда оборвались все средства, и пренебречь пустыми приличиями; как Иванов, вытерпеть всё и при высоком и нежном образованьи душевном, при большой чувствительности ко всему, вынести все колкие поражения и даже то, когда угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными своими ушами, на всяком шагу, мог его слышать.”
3.”Поступите же справедливо, а письмо мое покажите многим, как моим, так и вашим приятелям, и особенно таким, которых управлению вверена какая-нибудь часть, потому что труженики, подобные Иванову, могут случиться на всех поприщах, и все-таки не нужно допустить, чтобы они умерли с голоду.”

Антонина Селезнева

Что общего у писателя Николая Васильевича Гоголя и художника Александра Андреевича Иванова:
1. Идут собственной дорогой.
2. Живут только работой.
3. Были бедны, нуждались.
4. Не было денег на завершение своего произведения.
5. Молчали о нищенском положении, но при этом не просили о помощи, так как были полностью в своём творчестве и их не понимали.
6. Начали колоссальное дело. Гоголь более 6 лет работал над своим произведением.
7. Упрёк от всех в медлительной работе над произведением.
8. Друзья и близкие считали, что они ленятся закончить своё произведение.
9. Отказ в работе над несколькими произведениям, дабы не распылять свой настрой на произведение.
10. Очень много набросков/черновиков при работе.
11. Художник, как и писатель, изображали только то, что почувствовали на себе.
12. Много путешествовали, чтобы изучить то, что изображают (описывают) в своих произведениях.

Что значит любить искусство:
1. Любить искусство, это не смотря на бедственное положение, продолжать заниматься своим делом.
2. Сидеть всю жизнь над своей работой и позабыть, что существует наслаждение, кроме работы.
3. Нужно как Иванов, умереть для всех приманок жизни, как Иванов, считать себя век учеником; отказывать в всём… Чтобы знать, что подкрепление со стороны правительства будет тем, кто отдались своему делу, как монах монастырю.

Цитата, где Гоголь просит передать его письмо дальше.
“Поступите же справедливо, а письмо моё покажите многим, как моим, так и вашим приятелям; и особенно таким, которых управлен вверена какая-нибудь часть потому, что труженики, подобные Иванову, могут случиться на всех поприщах, и всё-таки не нужно допустить, чтобы они умерли с голоду.”

Елизавета Плешкова

1)
Гоголь испытал почти те же невзгоды, с которыми пришлось столкнуться Иванову. Каждый их них испытал нужду. Окружение творцов, зная о их бедности, списывало это на лень/нежелание работать/упрямство. Предложения со стороны насчет других работ (полотен/сочинений) были невозможны, ведь творцы, погружаясь в свои произведения, вкладывая в них каждую частицу своей души, крепко их связывая, не могли заниматься ничем иным, не испытав боли физической и душевной. К сожалению, во время работы над произведением ни Гоголь ни Иванов не могли объяснить своего состояния окружающим
2)
Любить искусство значит отдавать ему всего себя, чувствовать его каждой частичкой души, быть готовым отказаться буквально от всего лишнего, хлопотного, пустого, что могло бы отвлекать, посвятив каждую минуту своей жизни творчеству.
3)
[…а письмо мое покажите многим, как моим, так и вашим приятелям, …]

Мы рады участникам онлайн-викторины “Гоголевский март в Москве”, благодарим их за участие и ждем за призами с символикой МПГУ, как только снова вернемся в учебный корпус на Рязанке.

22 / 03 / 2020

Показать обсуждение