Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Инклюзивное образование в МПГУ: из опыта организации и проведения практики

Новости Учебно-методического управления

25 ноября 2021 г. руководители практики обсудили опыт организации практической работы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидов. Интерес к тематике совещания проявили и сотрудники учебных отделов, деканатов, заместители руководителей по учебной и учебно-методической работе.

Открывая совещание, начальник Учебно-методического управления Екатерина Александровна Балабаева отметила возрастающее внимание к организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, контролю федеральных надзорных органов за созданием особых условий для их профессиональной подготовки. Инклюзия как способ организации обучения детей и молодежи с ОВЗ остается одной из ведущих стратегий в российской образовательной политике.

Начальник Отдела качества образования Учебно-методического управления Елена Александровна Бирюкова рассказала, что мероприятия по проверке условий обучения для лиц с ОВЗ все чаще проходят в период проведения внешнего мониторинга. Так, например, в сентябре 2021 г. состоялась выездная проверка экспертов в Лицей и Колледж МПГУ, где предметом проверки стали позиции по организации условий образования для данной категории обучающихся. Инклюзивное образование в МПГУ предусматривает особую стратегию, включающую интеграцию в среду Университета путем совместных занятий в общих группах, реализацию факультативной дисциплины «Социальная адаптация инвалидов и лиц с ОВЗ», создание особых условий, предусмотренных законодательством в сфере образования.

Приглашенным участником на совещание выступил директор Центра психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья Андрей Валерьевич Погорелов. Центр был организован в 2014 году на базе МПГУ для создания условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов с ОВЗ. Андрей Валерьевич представил актуальную статистику по количеству обучающихся по каждому уровню образования (общее, среднее, высшее) и по всем учебным структурным подразделениям, включая и филиалы МПГУ. Также был представлен опыт сотрудников Центра, начиная от сопровождения абитуриентов с ОВЗ в период приемной кампании и завершая сопровождением в период прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации.

Опытом организации и сопровождения на практике в профильных организациях студентов с ОВЗ поделились руководители практик самых крупных учебных подразделений Университета.

Руководитель практики Дефектологического факультета Института детства доцент Кафедры логопедии, кандидат педагогических наук Валерия Павловна Мерзлякова представила алгоритм работы для молодых руководителей практики, включающий предварительный анализ паспорта профильной организации, методическую поддержку обучающихся специалистами кафедр соответствующего профиля, возможные альтернативные формы прохождения практики.

Руководитель практики Института филологии, доцент Кафедры методики преподавания литературы, кандидат психологических наук Наталья Петровна Дутко рассказала о комплексном подходе организации практики для лиц с ОВЗ: правовой, психологический, социально-средовый подходы.  При выборе места прохождения практики учитываются профильные организации в шаговой доступности от места проживания студентов с ОВЗ. В Инфода Moodle размещаются специальные задания по практической подготовке для обучающихся в зависимости от нозологии.

Руководитель практики Института физической культуры, спорта и здоровья, старший преподаватель Кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Анастасия Андреевна Рытова поделилась опытом работы с параолимпийцами-студентами Института. Базами прохождения практики являются училища олимпийского резерва, образовательные организации, в т.ч. дошкольные, реабилитационные центры, спортивные секции, фитнес-клубы. Участникам совещания была представлена видеозапись мастер-класса по тхэквондо, подготовленная студентками, имеющими нарушения слуха, в рамках прохождения ими учебной практики.

Актуальность темы рабочего совещания подтверждается живым интересом слушателей к сообщениям выступающих. Руководители практики подтвердили, что в МПГУ применяются особые технологии инклюзивного образования, направленные на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия индивидуальных возможностей здоровья.

 

Учебно-методическое управление

29 / 11 / 2021

Показать обсуждение