Навигация по сайту

В еженедельнике “Аргументы и Факты” опубликовано интервью первого проректора МПГУ В.П.Дронова “Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”

Новости МПГУ


В еженедельнике “Аргументы и Факты” опубликовано интервью первого проректора МПГУ,  академика РАО, доктора географических наук, профессора Виктора Павловича Дронова “Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”.

Ещё в начале года президент потребовал обновить до 1 декабря образовательные стандарты. Проще говоря, требования, чему и как должна учить детей школа. С тех пор в обществе не утихает острая дискуссия.

Педагоги, профессора вузов, академики никак не могут договориться, каким на выходе из школы должен быть российский школьник, получивший аттестат об образовании. И прежние стандарты принимались непросто и с большой критикой. Зачем понадобились новые, в чём их отличие, как они соотносятся с мировой практикой?

«АиФ» узнал мнение академика Российской академии образования, доктора географических наук, профессора Виктора Дронова.

Юлия Борта, АиФ.ru: Виктор Павлович, так с чем связана необходимость новых школьных стандартов?

— Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что, говоря о проекте новых стандартов, неправильно рассматривать их как абсолютную альтернативу действующих. Да, они во многом различаются, но большинство принципиальных положений действующих стандартов сохранены как доказавшие свою важность и жизнеспособность. То есть в отличие от ряда предыдущих попыток разработки школьных стандартов — а их было 5 или 6 — в данном случае обеспечена определенная преемственность. Чего, кстати, практически не было при разработке действующего стандарта. Так называемые стандарты 2004 года и действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по своей идеологии антиподы.

— Если есть преемственность, для чего же тогда понадобился новый проект стандартов? 

— По закону стандарты должны обновляться не реже одного раза в десять лет. Действующие стандарты начального общего образования приняты в 2009 году, основного общего образования — в 2010 году, то есть школа с ними работает уже 10 лет. Довольно понятно, что в них удалось, а что требует корректировки.

— Но сроки — формальная причина, а что конкретно и почему потребовало обновления? И почему учителю сложно работать с действующими стандартами? 

— Здесь придется обратиться к истории разработки действующего ФГОС. Он задумывался как комплексный проект. Текст его главного документа, собственно стандарта, создавался как набор общих установок развития образования. По стилю он больше походит не на стандарт, а на концепцию. Положения, сформулированные в нем, верны, но слишком обобщенны и не могут выполнять полноценные функции стандарта. Поэтому по первоначальному замыслу эти общие положения должны были конкретизироваться в программах, методических рекомендациях для учителей. Но эти самые школьные программы так и не были сделаны. В школу пришли только общие тексты, краткие формулировки ФГОС. В итоге все остальное — написание конкретных программ, уроков и т. д. — легло на плечи учителей. Но национальные традиции российской системы образования таковы, что учитель привык работать с достаточно определенным предметным содержанием. А что прикажете делать, например, учителю химии, от которого требуют конкретных образовательных результатов по предмету, а он, пытаясь перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, не понимает, как это сделать. Потому что видит в стандарте 6 (на весь школьный курс!) формулировок типа «приобретение опыта использования различных методов изучения вещества»?

Школа, учителя, ученики, родители были поставлены в очень сложное положение не только в плане реального образовательного процесса, но и в деле обеспечения учебниками. Используя обобщенные формулировки действующего ФГОС, было невозможно провести обоснованную экспертизу учебников на соответствие его требованиям. Все соответствовали. Это привело к гигантскому количеству учебников по одному и тому же предмету. При этом каждый учебник имел свою структуру, методику, манеру изложения и пр.

— Но, может, это наоборот хорошо, ведь многообразие открывает широкие возможности для индивидуализации обучения? 

— Вовсе нет. Ведь каждый ученик в классе не учится по «своему» учебнику. Да и учитель не сможет вести урок одновременно по нескольким учебникам. А вот негативные последствия подобного «разнообразия» были очень значительны и многообразны.

Фактически было нарушено единство образовательного пространства страны. Тогда как, согласно федеральному закону «Об образовании», это главная задача ФГОС. Подобное единство — не просто важный критерий работы образовательной системы. Оно, без сомнения, одно из важных условий обеспечения национальной безопасности страны. Наряду с политическими рисками возникли и существенные социальные издержки. В тяжелейшем положении оказываются учащиеся при переходе из одной школы в другую. Родители несут дополнительные затраты и на покупку новых учебников, и на репетиторство. Возникли сложности в разработке проверочных процедур и т. п.

— В чем самое главное отличие нового проекта от действующих стандартов? 

— По прошествии последних 10 лет, на мой взгляд, можно констатировать: действующий ФГОС в том виде, в котором он дошел до школы, по названию стандарт, а по содержанию — нет. Поэтому и назрела необходимость его доработки. Министерству образования и науки Российской Федерации было поручено обеспечить единое образовательное пространство на всей территории страны, чтобы дети от Москвы и Калининграда до Дальнего Востока получали одинаково качественное образование. Разработка нового проекта стандарта — практическая реализация данного поручения.

— А как новый проект стандартов соотносится с мировой практикой? 

— Отставание российского образования от передовой мировой практики — любимая «страшилка» определенной части нашего педагогического сообщества. Но никакой единой мировой практики в области школьных стандартов нет, как нет и единого «мирового уровня». В разных странах стандартизация школьного образования ведется в различных формах. Она, кстати, совсем не обязательно предполагает использование термина «стандарт». Но это не главное. Гораздо существеннее другое. Практически во всех странах так называемые (или не называемые) «стандарты» разрабатываются с учетом ценностей и традиций национальных систем образовательных. Более того, в ряде стран, находящихся в числе мировых образовательных лидеров, вообще не применяют термин «стандарт», считая, что он задает неправильные установки для образования: увлечение тестированием и пр. В этих странах используют совершенно иные, более близкие и понятные и для российской образования документы: Национальная образовательная (учебная) программа (Великобритания), Национальный учебный план (Финляндия и Швеция). Само понятие «национальных ценностей и традиций» отнюдь не означает следования законсервированным догматам, а нацеливает на необходимость подготовленных изменений системы образования, учитывающих и ее лучшие традиции, степень ее готовности к внедрению предлагаемых новшеств. В этом плане проект новых стандартов сохраняет необходимую преемственность, возвращая в школьное образование лучшие традиции отечественной школы. А многие сильные стороны российского образования бесспорны, несмотря на имеющиеся попытки их извратить.

— К проекту новых стандартов предъявляется много претензий. Например, его большой объем, который затруднит работу с ним. Якобы стандарт излишне жестко разбит по годам обучения, излишне детализирован и т. д. 

— На мой взгляд, странная претензия. А сколько страниц в примерных образовательных программах? Ведь учителя же работают с ними? Да и зачем учителю работать со всем стандартом? Он использует общие, основополагаюшие разделы, плюс раздел по своему предмету.

Возьмем и другой пример. Мы ведь любим по любому случаю оперировать зарубежным опытом. За рубежом большой объем стандартов никого не смущает: британская национальная программа по математике для школы — это 23 страницы текста. А что касается разбивки и детализации, для примера можно обратиться к той же британской программе, где, например, по математике подробно расписано, чему должен научиться ученик на каждом году обучения.

— Но ведь столь подробное описание не оставит места для творческих экспериментов учителей, считают критики новых стандартов. 

— Могу всех успокоить. В новой редакции сохранено важное положение действующих ФГОС о том, что для обеспечения принципа вариативности предметное содержание, описанное в стандарте, рассчитано примерно на 2/3 учебного времени, остальное содержание на федеральном уровне не регламентируется и формируется участниками образовательных отношений. Вот вам и простор для творчества и индивидуализации.

— А что делать с требованиями к материально-техническому оснащению? Не все школы, особенно сельские, смогут им соответствовать. 

— Вопрос непростой, особенно если стандарт трактовать как уголовный кодекс: нет чего-то — закроем. Но действующий стандарт тоже обвиняли в завышенных требованиях. А разработчики справедливо отвечали, что одна из функций стандарта — мотивируюшая, показывающая направление необходимой перестройки. В новом проекте, на мой взгляд, тоже поставлена задача обеспечения того, что должно быть. И, если этого нет сейчас, к этому нужно прийти через определенное время. Критики нового стандарта возмущаются: где взять концертный зал? Но в стандарте же не написано, что это должен быть зал Чайковского. В школе это может быть выделено небольшое помещение для организации каких-то мероприятий. То же со спортивным залом.

Я, например, учился в школе довоенной постройки. Специально построенного спортзала не было. Как вышли из ситуации: объединили на первом этаже две классных комнаты. В них и шли уроки. А спортзал пристроили, но много позже. Приведу другой пример, из стандартов высшей школы. В них написано, что каждый вуз должен иметь стадион. Понятно, что не у всех он есть и не везде его можно построить. Выход — аренда у счастливых обладателей. Я думаю, что перечень подобных требований стандарта важен еще и потому, что он позволяет школе ставить соответствующие вопросы перед муниципальным и региональными органами власти.

— Чем же объяснить такую непримиримую дискуссию вокруг проекта новых стандартов, если их необходимость так очевидна? 

— В нынешней дискуссии нет ничего необычного. Образование — сложно организованная система, затрагивающая интересы различных слоев и структур общества. Поэтому достичь абсолютного консенсуса по большинству проблем и вопросов, на мой взгляд, невозможно. Дискуссия, если она ведется корректно и доказательно, очень полезна для поиска истины.

К сожалению, сегодняшнюю дискуссию относительно нового проекта часто отличает другое: эмоциональные, мало аргументированные оценки, нетерпимость к иному мнению и иным трактовкам и т. п. Это само по себе печально. Но в определенной мере это следствие того, что в начале пути работы над отечественными стандартами не было сделано главное: не было разработано четкое «техническое задание» на проектирование национального формата ФГОС. Мы пошли более долгим и сложным путем, путем экспериментов. Дискуссия связана и с тем, что в обществе нет единства мнений по многим вопросам, в том числе и во взгляде на основные функции школы. По результатам исследования Института образования Высшей школы экономики и корпорации «Российский учебник», учителя считают своей основной задачей научить учеников «хорошо излагать свои мысли» (89,3% опрошенных) и дать им «хорошие знания по основным предметам» (81,7%). По логике учителей, формирование таких важнейших личностных качеств и компетенций обучающихся, как «находить общий язык, работать с разными людьми», «планировать свое время, расставлять приоритеты», «быть ответственным гражданином», «уважительно относиться в другим людям», — преимущественно зона ответственности семьи.

В свою очередь родители не ожидают, что в школьных стенах учащихся научат применять на практике полученные знания и критически анализировать информацию и мыслить креативно. Не учитывать эту противоречивость взглядов разных участников образовательного процесса нельзя. В проекте нового стандарта предпринята попытка достижения необходимого баланса. Я бы определил его как еще один важный шаг на пути к созданию эффективной национальной модели ФГОС.

“Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”.
“Аргументы и Факты” 26.11.2019

29 / 11 / 2019

Показать обсуждение




Магистранты совместной программы ИЖКМ и факультета педагогики и психологии МПГУ «Медиабезопасность личности в цифровую эпоху» участвовали в научной конференции по проблемам современного образования
Новости МПГУ
Магистранты совместной программы ИЖКМ и факультета педагогики и психологии МПГУ «Медиабезопасность личности в цифровую эпоху» участвовали в научной конференции по проблемам современного образования
15 / 12 / 2019

Делегация магистрантов 1 курса Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования магистерской программы «Медиабезопасность личности в цифровую эпоху» приняла участие в работе конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном...

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на канале «Цифровая история» в программе «Поццо ди Борго — кровный враг Бонапарта»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на канале «Цифровая история» в программе «Поццо ди Борго — кровный враг Бонапарта»
15 / 12 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Наталия Петровна Таньшина на канале «Цифровая история» в программе «Поццо ди Борго — кровный враг Бонапарта».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Спас» в программе «Новый день. О нормандской встрече в Париже»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Спас» в программе «Новый день. О нормандской встрече в Париже»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Спас» в программе «Новый день. О нормандской встрече в Париже».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «В стране и мире. Выход на новый уровень»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «В стране и мире. Выход на новый уровень»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Звезда» в программе «В стране и мире. Выход на новый уровень».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. Что ждать от “нормандского формата”?»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. Что ждать от “нормандского формата”?»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. Что ждать от "нормандского формата"?».

Профессор МПГУ Н.В.Асонов на канале «Спас» в программе «Завет. Христианство в XXI веке»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.В.Асонов на канале «Спас» в программе «Завет. Христианство в XXI веке»
15 / 12 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Николай Васильевич Асонов на канале «Спас» в программе «Завет. Христианство в XXI веке».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью радио «Комсомольская правда» «Темы дня. О переговорах Лаврова и Помпео»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью радио «Комсомольская правда» «Темы дня. О переговорах Лаврова и Помпео»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал интервью радио «Комсомольская правда» «Темы дня. О переговорах Лаврова и Помпео».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ФБА «Экономика сегодня» «Об основах политики США по договору СНВ-3»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ФБА «Экономика сегодня» «Об основах политики США по договору СНВ-3»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий ФБА «Экономика сегодня» «Об основах политики США по договору СНВ-3».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Куда расползается идлибский анклав террористов в Сирии»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Куда расползается идлибский анклав террористов в Сирии»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "Федеральному агентству новостей" «Куда расползается идлибский анклав террористов в Сирии».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Россия помогает возрождать сирийскую экономику»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Россия помогает возрождать сирийскую экономику»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "Федеральному агентству новостей" «Россия помогает возрождать сирийскую экономику».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «360» «Об итогах переговоров России и Украины в Париже»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «360» «Об итогах переговоров России и Украины в Париже»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий каналу «360» «Об итогах переговоров России и Украины в Париже».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью газете «Известия» «Как оценивать встречу Путина и Зеленского»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью газете «Известия» «Как оценивать встречу Путина и Зеленского»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал интервью газете «Известия» «Как оценивать встречу Путина и Зеленского».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Об итогах переговоров Лаврова с Трампом»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Об итогах переговоров Лаврова с Трампом»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "RT на русском" «Об итогах переговоров Лаврова с Трампом».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Что ожидать от саммита “нормандской четвёрки” в Париже»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Что ожидать от саммита “нормандской четвёрки” в Париже»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "RT на русском" «Что ожидать от саммита "нормандской четвёрки" в Париже».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий на радио «Спутник» «Стоит ли верить НАТО?»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий на радио «Спутник» «Стоит ли верить НАТО?»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий на радио «Спутник» «Стоит ли верить НАТО?».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на “Пятом канале” (Санкт-Петербург) дал комментарий «Подготовка к нормандской встрече проходит в напряженной атмосфере»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на “Пятом канале” (Санкт-Петербург) дал комментарий «Подготовка к нормандской встрече проходит в напряженной атмосфере»
15 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на "Пятом канале" (Санкт-Петербург) дал комментарий «Подготовка к нормандской встрече проходит в напряженной атмосфере».

Студенты института физической культуры, спорта и здоровья посетили выставку в Экспоцентре “Дни Дальнего Востока в Москве”
Новости МПГУ
Студенты института физической культуры, спорта и здоровья посетили выставку в Экспоцентре “Дни Дальнего Востока в Москве”
14 / 12 / 2019

      12 декабря студенты нашего института физической культуры, спорта и здоровья посетили выставку в Экспоцентре “Дни Дальнего Востока в Москве”. В этот день для студентов и молодых специалистов,...

Группа молодых ученых ИФКСиЗ приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инноватика физической культуры и спорта».
Наука
Группа молодых ученых ИФКСиЗ приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инноватика физической культуры и спорта».
14 / 12 / 2019

          11 декабря, большая группа молодых ученых ИФКСиЗ приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инноватика физической культуры и спорта». Наши студенты выступали с...

Международная научно-практическая конференция «Языковое образование: традиции и современность», посвященная памяти доктора педагогических наук, профессора Солововой Елены Николаевны»
Новости
Международная научно-практическая конференция «Языковое образование: традиции и современность», посвященная памяти доктора педагогических наук, профессора Солововой Елены Николаевны»
14 / 12 / 2019

12-13декабря в ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» прошла Международная научно-практическая конференция «Языковое образование: традиции и современность», посвященная памяти доктора педагогических наук, профессора Елены Николаевны Солововой.  Студенты 5-го курса...

Встреча с писательницей Юлией Линде
Новости МПГУ
Встреча с писательницей Юлией Линде
14 / 12 / 2019

12 декабря в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ состоялась встреча студентов факультета начального образования и факультета дошкольной педагогики и психологии с писательницей Юлией Линде, организованная доцентом кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Н.Ю.Богатырёвой.

Круглый стол организованный учебно-научным сектором студенческого совета Факультета дошкольной педагогики и психологии
Студенческая жизнь факультета дошкольной педагогики и психологии (новости)
Круглый стол организованный учебно-научным сектором студенческого совета Факультета дошкольной педагогики и психологии
14 / 12 / 2019

9 декабря 2019 года в стенах Факультета дошкольной педагогики и психологии состоялся первый в этом учебном году Круглый Стол на тему «Современная семья: традиции и ценности». В процессе общей дискуссии...

Светлана Антоненко стала серебряным призером XXXII Московских студенческих спортивных игр в соревнованиях по спортивной аэробике
Спорт
Светлана Антоненко стала серебряным призером XXXII Московских студенческих спортивных игр в соревнованиях по спортивной аэробике
13 / 12 / 2019

    Студентка 2 курса ИФКСиЗ Светлана Антоненко стала серебряным призером XXXII Московских студенческих спортивных игр в соревнованиях спортивной аэробике, проходивших 13 декабря в московском городском педагогическом университете. Она уступила...

Открытая Лига КВН МПГУ триумфально закончила 2019 год Фестивалем!
Новости МПГУ
Открытая Лига КВН МПГУ триумфально закончила 2019 год Фестивалем!
13 / 12 / 2019

Итак, мы начинаем КВН! Эта фраза знакома практически каждому человеку в нашей стране. Скорее всего, вы прочли её с неповторимой, всем известной интонацией. 10 декабря эта фраза снова прозвучала в...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе “Российский радиоуниверситет. Хрущёвская слякоть. Хрущев против Маленкова”
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе “Российский радиоуниверситет. Хрущёвская слякоть. Хрущев против Маленкова”
13 / 12 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на "Радио России" (ВГТРК) в программе "Российский радиоуниверситет. Хрущёвская слякоть. Хрущев против Маленкова".

Антон Лебедев занял 1 место по спортивному самбо
Спорт
Антон Лебедев занял 1 место по спортивному самбо
13 / 12 / 2019

  11.12.19 в МГТУ «Станкин» проходил Межвузовский студенческий кубок «Территория Самбо».  Студент 3 курса Института физической культуры, спорта и здоровья Антон Лебедев занял 1 место по спортивному самбо в весовой категории 81...

Заключительная игра в этом году у юношей окончилась убедительной победой
Спорт
Заключительная игра в этом году у юношей окончилась убедительной победой
13 / 12 / 2019

    10 декабря у мужской команды МПГУ по баскетболу состоялась заключительная игра в этом году, которая окончилась убедительной победой. Итог матча МПГУ-РУДН: 72:52 Поздравляем наших юношей и желаем побед...

Делегация Нанкинского педагогического университета в МПГУ
Новости МПГУ
Делегация Нанкинского педагогического университета в МПГУ
13 / 12 / 2019

11 декабря 2019 г. МПГУ посетила делегация Нанкинского педагогического университета во главе с ректором господином Чэнь Госянем.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Окна. Кто заказал видео от Шария?»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Окна. Кто заказал видео от Шария?»
13 / 12 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «Окна. Кто заказал видео от Шария?».

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе ««Российский радиоуниверситет. Матильда Бонапарт и Анатоль Демидов»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе ««Российский радиоуниверситет. Матильда Бонапарт и Анатоль Демидов»
13 / 12 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Наталия Петровна Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе ««Российский радиоуниверситет. Матильда Бонапарт и Анатоль Демидов».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале “Красная линия” в программе «Точка зрения. Кастовая “демократия”»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале “Красная линия” в программе «Точка зрения. Кастовая “демократия”»
13 / 12 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын и профессор Института истории и политики МПГУ Герман Анатольевич Артамонов на канале "Красная линия" в программе «Точка зрения. Кастовая "демократия"».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале “Звезда” в программе “Специальный репортаж. Увидеть Париж и… уцелеть!”
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале “Звезда” в программе “Специальный репортаж. Увидеть Париж и… уцелеть!”
13 / 12 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале "Звезда" в программе "Специальный репортаж. Увидеть Париж и… уцелеть!".

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале «Спас» в программе «Следы империи. Земские соборы в истории России»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на канале «Спас» в программе «Следы империи. Земские соборы в истории России»
13 / 12 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Герман Анатольевич Артамонов на канале «Спас» в программе «Следы империи. Земские соборы в истории России».

Преподаватель Института иностранных языков на X Кнорозовских чтениях
Наука
Преподаватель Института иностранных языков на X Кнорозовских чтениях
12 / 12 / 2019

В учебно-научном Мезоамериканском центре им. Ю.В. Кнорозова при Российском государственном гуманитарном университете 10-11 декабря 2019 года прошли юбилейные X Кнорозовские чтения: Древние цивилизации Старого и Нового Света, на которых с...

Доцент Института детства Е.В. Трифонова провела авторские семинары по игровой деятельности для педагогов Москвы и Подмосковья
Новости
Доцент Института детства Е.В. Трифонова провела авторские семинары по игровой деятельности для педагогов Москвы и Подмосковья
12 / 12 / 2019

6 декабря в ГБОУ “Школа № 2109” (дошкольное отделение) и 11 декабря в МБДОУ № 52 Котенок г. Химки МО доцент кафедры психологической антропологии Института детства Екатерина Вячеславовна Трифонова провела авторские...

В Кыргызской Республике начались курсы повышения квалификации преподавателей, обучающих на русском языке
Новости МПГУ
В Кыргызской Республике начались курсы повышения квалификации преподавателей, обучающих на русском языке
12 / 12 / 2019

11 декабря 2019 года в Бишкекском государственном университете имени К. Карасаева открылись курсы повышения квалификации школьных учителей и вузовских преподавателей, ведущих преподавание на русском языке. Проект «Преподавание на русском языке...

Делегация Института детства в БГПУ
Новости МПГУ
Делегация Института детства в БГПУ
12 / 12 / 2019

С 9 по 13 декабря в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка (БГПУ) проходят дни МПГУ. 11 декабря делегация Института детства МПГУ посетила Институт инклюзивного образования БГПУ.

Курсы «Современное образование на русском языке в поликультурном мире» в Гамбурге
Новости МПГУ
Курсы «Современное образование на русском языке в поликультурном мире» в Гамбурге
12 / 12 / 2019

Московский педагогический государственный университет при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации реализует во Франции и Германии целый комплекс просветительских мероприятий, основная цель которых – продвижение русского языка и культуры.

Научно-практическая конференция «Проектные работы по естествознанию»
Новости МПГУ
Научно-практическая конференция «Проектные работы по естествознанию»
12 / 12 / 2019

11 декабря 2019 года в ГБОУ «Школа «Свиблово» состоялась научно-практическая конференция «Проектные работы по естествознанию». Школьники 10-11 классов представляли учебно-исследовательские проекты, выполненные на базе лабораторий Института биологии и химии под...

Семинар «Обучение в Китае»
Международная деятельность (новости)
Семинар «Обучение в Китае»
12 / 12 / 2019

Информируем о том, что 18 декабря 2019 года в Московском государственном лингвистическом университете состоится семинар «Обучение в Китае». Приглашаем преподавателей и студентов МПГУ принять участие в семинаре, который состоится в...

К 135-летию Зинаиды Серебряковой: группа китайских студентов ХГФ ИИИ МПГУ посетила Государственную Третьяковскую галерею
Новости
К 135-летию Зинаиды Серебряковой: группа китайских студентов ХГФ ИИИ МПГУ посетила Государственную Третьяковскую галерею
12 / 12 / 2019

10 декабря 2019 года группа студентов, магистрантов и аспирантов Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ посетила основное здание Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Целью посещения была картина «За туалетом....

Магистрантка ИИиП МПГУ провела авторский мастер-класс в Екатеринбурге
Институт истории и политики (новости)
Магистрантка ИИиП МПГУ провела авторский мастер-класс в Екатеринбурге
12 / 12 / 2019

Магистрантка Института истории и политики Анна Савенок провела авторский мастер-класс по рискам интернет-коммуникаций в УрГПУ в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций «Вожатые России».

В Орле завершился лекционный курс по истории Гражданской войны в России
Институт истории и политики (новости)
В Орле завершился лекционный курс по истории Гражданской войны в России
12 / 12 / 2019

Заключительную лекцию цикла прочитал 6 декабря 2019 г. в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева доктор исторических наук, профессор МПГУ В.Ж. Цветков.

В рамках Дней МПГУ в БГПУ имени М.Танка прошло обсуждение вопросов воспитательной работы со студентами
Новости МПГУ
В рамках Дней МПГУ в БГПУ имени М.Танка прошло обсуждение вопросов воспитательной работы со студентами
12 / 12 / 2019

10 декабря 2019 года делегация Московского педагогического государственного университета вновь посетила БГПУ имени М.Танка. Делегацию возглавили проректор по связям с общественностью МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова и начальник Управления воспитательной работы и молодежной политики МПГУ Арсен Аскербиевич Кейгермазов.

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
12 / 12 / 2019

  Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступно для чтения новое учебное пособие Марии Александровны Безбородовой – кандидата психологических наук, доцента кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ: Методики...

Ректор МПГУ принял участие в национальной выставке “ВУЗПРОМЭКСПО-2019”
Новости образования
Ректор МПГУ принял участие в национальной выставке “ВУЗПРОМЭКСПО-2019”
11 / 12 / 2019

11 - 12 декабря на выставке, организованной Минобрнауки России, подводятся итоги выполнения в 2019 году национальных проектов «Наука», «Образование» и федеральных целевых программ, реализуемых в соответствии со Стратегией научно-технологического развития России.

Студенты Факультета дошкольной педагогики и психологии – победители музыкального соревнования “Инструментальное исполнительство. Фортепиано”
Студенческая жизнь факультета дошкольной педагогики и психологии (новости)
Студенты Факультета дошкольной педагогики и психологии – победители музыкального соревнования “Инструментальное исполнительство. Фортепиано”
11 / 12 / 2019

1 декабря в Культурном центре “Заря” города Балашиха Московской области состоялся Международный конкурс “Московская волна”.  Студенты старшего преподавателя Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Чистякова Романа Вячеславовича стали победителями музыкального...

Профессор МПГУ Е.Е. Вяземский выступил в Музее Победы
Институт истории и политики (новости)
Профессор МПГУ Е.Е. Вяземский выступил в Музее Победы
11 / 12 / 2019

6 декабря 2019 г. заведующий кафедрой методики преподавания истории МПГУ профессор Е.Е. Вяземский принял участие в семинаре для педагогов, который прошел на базе Музея Победы.

День рождения Художественно-графического факультета!
Художественно-графический факультет (новости)
День рождения Художественно-графического факультета!
11 / 12 / 2019

11 декабря 2019 года исполняется 78 лет Художественно-графическому факультету Института изящных искусств МПГУ. Поздравляем всех сотрудников с этим праздником!

В интересах информационных структур Федеральной службы войск национальной гвардии России
Новости МПГУ
В интересах информационных структур Федеральной службы войск национальной гвардии России
11 / 12 / 2019

В Институте журналистики, коммуникации и медиаобразования Московского педагогического государственного университета состоялся выпуск слушателей курсов повышения квалификации сотрудников ведомственных информационных структур и средств массовой информации по программе «Специалист в сфере информационного обеспечения и связей с общественностью».

Заседание Общественного совета Управления внутренних дел по Западному административному округу города Москвы
Новости МПГУ
Заседание Общественного совета Управления внутренних дел по Западному административному округу города Москвы
11 / 12 / 2019

10 декабря 2019 года состоялось заседание Общественного совета УВД по ЗАО г. Москвы. На заседании были подведены итоги работы совета в 2019 году. В заседании принял участие член Общественного совета,...

Ректор МПГУ выступил в Московской городской Думе на пленарном заседании совещания руководителей организаций дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации
Новости МПГУ
Ректор МПГУ выступил в Московской городской Думе на пленарном заседании совещания руководителей организаций дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации
11 / 12 / 2019

С 10 по 11 декабря 2019 года Минпросвещения России проводит в Москве совещание руководителей организаций дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации по теме «Единое пространство дополнительного профессионального образования...

Преподаватели кафедры психологии образования приняли участие в заседании “круглого стола” в Государственной Думе Российской Федерации.
Факультет педагогики и психологии (новости)
Преподаватели кафедры психологии образования приняли участие в заседании “круглого стола” в Государственной Думе Российской Федерации.
11 / 12 / 2019

9 декабря 2019 года Комитет Государственной Думы по охране здоровья провел “круглый стол” на тему “Психическое здоровье детей. Проблемы и пути решения”. Ведущие учёные: врачи, психиатры, психологи и педагоги обсуждали...

Обучение в Венгрии
Международная деятельность (новости)
Обучение в Венгрии
10 / 12 / 2019

Департамент международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ информирует о выделении 200 грантов для российских студентов и аспирантов с целью обучения в Венгрии. Подробная информация в прикрепленном файле. Гранты...

День открытых дверей в Институте журналистики и медиакоммуникаций
Новости МПГУ
День открытых дверей в Институте журналистики и медиакоммуникаций
10 / 12 / 2019

Журналистика и реклама – две главные составляющие мира медиа. 7 декабря в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ прошёл День открытых дверей. Первое с чем познакомились абитуриенты, переступив порог института...

Дни МПГУ в БГПУ имени М.Танка начались с визита российской делегации
Новости МПГУ
Дни МПГУ в БГПУ имени М.Танка начались с визита российской делегации
10 / 12 / 2019

9 декабря делегация МПГУ во главе с первым проректором Виктором Дроновым побывала в Белорусском государственном педагогическом университете (БГПУ) имени М.Танка.

Магистранты ИИиП в Художественной галерее МПГУ
Институт истории и политики (новости)
Магистранты ИИиП в Художественной галерее МПГУ
10 / 12 / 2019

9 декабря 2019 г. под руководством профессора С.Д. Половецкого прошло очередное практическое занятие с магистрантами 2 курса, изучающими спецкурс «Учет и хранение музейных ценностей».

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
10 / 12 / 2019

  Уважаемые читатели! В ЭБС МПГУ доступны для чтения новые учебно-методическое пособие и практикум Марии Александровны Яковлевой – кандидата социологических наук, доцента кафедры теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования...

Курсы «Современное образование на русском языке в поликультурном мире» в Майнце
Новости МПГУ
Курсы «Современное образование на русском языке в поликультурном мире» в Майнце
09 / 12 / 2019

Московский педагогический государственный университет при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации реализует во Франции и Германии целый комплекс просветительских мероприятий, основная цель которых – продвижение русского языка и культуры.

Состоялись переговоры делегации МПГУ и представителей посольства Франции
Новости образования
Состоялись переговоры делегации МПГУ и представителей посольства Франции
09 / 12 / 2019

9 декабря по приглашению атташе по сотрудничеству в области французского языка Клодин Мокник, советника по сотрудничеству и культуре Фабриса Руссо, координатора проектов Евгении Берниго главный переводчик управления международных связей Наталья...

Студенты МПГУ приняли участие в студенческом командном чемпионате по программированию ICPC
Новости МПГУ
Студенты МПГУ приняли участие в студенческом командном чемпионате по программированию ICPC
09 / 12 / 2019

Первого декабря завершился региональный североевропейский финал (Northern Eurasia Finals) студенческого командного чемпионата по программированию ICPC, в котором приняла участие и команда студентов института математики и информатики МПГУ.