Навигация по сайту

В еженедельнике “Аргументы и Факты” опубликовано интервью первого проректора МПГУ В.П.Дронова “Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”

Новости МПГУ


В еженедельнике “Аргументы и Факты” опубликовано интервью первого проректора МПГУ,  академика РАО, доктора географических наук, профессора Виктора Павловича Дронова “Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”.

Ещё в начале года президент потребовал обновить до 1 декабря образовательные стандарты. Проще говоря, требования, чему и как должна учить детей школа. С тех пор в обществе не утихает острая дискуссия.

Педагоги, профессора вузов, академики никак не могут договориться, каким на выходе из школы должен быть российский школьник, получивший аттестат об образовании. И прежние стандарты принимались непросто и с большой критикой. Зачем понадобились новые, в чём их отличие, как они соотносятся с мировой практикой?

«АиФ» узнал мнение академика Российской академии образования, доктора географических наук, профессора Виктора Дронова.

Юлия Борта, АиФ.ru: Виктор Павлович, так с чем связана необходимость новых школьных стандартов?

— Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что, говоря о проекте новых стандартов, неправильно рассматривать их как абсолютную альтернативу действующих. Да, они во многом различаются, но большинство принципиальных положений действующих стандартов сохранены как доказавшие свою важность и жизнеспособность. То есть в отличие от ряда предыдущих попыток разработки школьных стандартов — а их было 5 или 6 — в данном случае обеспечена определенная преемственность. Чего, кстати, практически не было при разработке действующего стандарта. Так называемые стандарты 2004 года и действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по своей идеологии антиподы.

— Если есть преемственность, для чего же тогда понадобился новый проект стандартов? 

— По закону стандарты должны обновляться не реже одного раза в десять лет. Действующие стандарты начального общего образования приняты в 2009 году, основного общего образования — в 2010 году, то есть школа с ними работает уже 10 лет. Довольно понятно, что в них удалось, а что требует корректировки.

— Но сроки — формальная причина, а что конкретно и почему потребовало обновления? И почему учителю сложно работать с действующими стандартами? 

— Здесь придется обратиться к истории разработки действующего ФГОС. Он задумывался как комплексный проект. Текст его главного документа, собственно стандарта, создавался как набор общих установок развития образования. По стилю он больше походит не на стандарт, а на концепцию. Положения, сформулированные в нем, верны, но слишком обобщенны и не могут выполнять полноценные функции стандарта. Поэтому по первоначальному замыслу эти общие положения должны были конкретизироваться в программах, методических рекомендациях для учителей. Но эти самые школьные программы так и не были сделаны. В школу пришли только общие тексты, краткие формулировки ФГОС. В итоге все остальное — написание конкретных программ, уроков и т. д. — легло на плечи учителей. Но национальные традиции российской системы образования таковы, что учитель привык работать с достаточно определенным предметным содержанием. А что прикажете делать, например, учителю химии, от которого требуют конкретных образовательных результатов по предмету, а он, пытаясь перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, не понимает, как это сделать. Потому что видит в стандарте 6 (на весь школьный курс!) формулировок типа «приобретение опыта использования различных методов изучения вещества»?

Школа, учителя, ученики, родители были поставлены в очень сложное положение не только в плане реального образовательного процесса, но и в деле обеспечения учебниками. Используя обобщенные формулировки действующего ФГОС, было невозможно провести обоснованную экспертизу учебников на соответствие его требованиям. Все соответствовали. Это привело к гигантскому количеству учебников по одному и тому же предмету. При этом каждый учебник имел свою структуру, методику, манеру изложения и пр.

— Но, может, это наоборот хорошо, ведь многообразие открывает широкие возможности для индивидуализации обучения? 

— Вовсе нет. Ведь каждый ученик в классе не учится по «своему» учебнику. Да и учитель не сможет вести урок одновременно по нескольким учебникам. А вот негативные последствия подобного «разнообразия» были очень значительны и многообразны.

Фактически было нарушено единство образовательного пространства страны. Тогда как, согласно федеральному закону «Об образовании», это главная задача ФГОС. Подобное единство — не просто важный критерий работы образовательной системы. Оно, без сомнения, одно из важных условий обеспечения национальной безопасности страны. Наряду с политическими рисками возникли и существенные социальные издержки. В тяжелейшем положении оказываются учащиеся при переходе из одной школы в другую. Родители несут дополнительные затраты и на покупку новых учебников, и на репетиторство. Возникли сложности в разработке проверочных процедур и т. п.

— В чем самое главное отличие нового проекта от действующих стандартов? 

— По прошествии последних 10 лет, на мой взгляд, можно констатировать: действующий ФГОС в том виде, в котором он дошел до школы, по названию стандарт, а по содержанию — нет. Поэтому и назрела необходимость его доработки. Министерству образования и науки Российской Федерации было поручено обеспечить единое образовательное пространство на всей территории страны, чтобы дети от Москвы и Калининграда до Дальнего Востока получали одинаково качественное образование. Разработка нового проекта стандарта — практическая реализация данного поручения.

— А как новый проект стандартов соотносится с мировой практикой? 

— Отставание российского образования от передовой мировой практики — любимая «страшилка» определенной части нашего педагогического сообщества. Но никакой единой мировой практики в области школьных стандартов нет, как нет и единого «мирового уровня». В разных странах стандартизация школьного образования ведется в различных формах. Она, кстати, совсем не обязательно предполагает использование термина «стандарт». Но это не главное. Гораздо существеннее другое. Практически во всех странах так называемые (или не называемые) «стандарты» разрабатываются с учетом ценностей и традиций национальных систем образовательных. Более того, в ряде стран, находящихся в числе мировых образовательных лидеров, вообще не применяют термин «стандарт», считая, что он задает неправильные установки для образования: увлечение тестированием и пр. В этих странах используют совершенно иные, более близкие и понятные и для российской образования документы: Национальная образовательная (учебная) программа (Великобритания), Национальный учебный план (Финляндия и Швеция). Само понятие «национальных ценностей и традиций» отнюдь не означает следования законсервированным догматам, а нацеливает на необходимость подготовленных изменений системы образования, учитывающих и ее лучшие традиции, степень ее готовности к внедрению предлагаемых новшеств. В этом плане проект новых стандартов сохраняет необходимую преемственность, возвращая в школьное образование лучшие традиции отечественной школы. А многие сильные стороны российского образования бесспорны, несмотря на имеющиеся попытки их извратить.

— К проекту новых стандартов предъявляется много претензий. Например, его большой объем, который затруднит работу с ним. Якобы стандарт излишне жестко разбит по годам обучения, излишне детализирован и т. д. 

— На мой взгляд, странная претензия. А сколько страниц в примерных образовательных программах? Ведь учителя же работают с ними? Да и зачем учителю работать со всем стандартом? Он использует общие, основополагаюшие разделы, плюс раздел по своему предмету.

Возьмем и другой пример. Мы ведь любим по любому случаю оперировать зарубежным опытом. За рубежом большой объем стандартов никого не смущает: британская национальная программа по математике для школы — это 23 страницы текста. А что касается разбивки и детализации, для примера можно обратиться к той же британской программе, где, например, по математике подробно расписано, чему должен научиться ученик на каждом году обучения.

— Но ведь столь подробное описание не оставит места для творческих экспериментов учителей, считают критики новых стандартов. 

— Могу всех успокоить. В новой редакции сохранено важное положение действующих ФГОС о том, что для обеспечения принципа вариативности предметное содержание, описанное в стандарте, рассчитано примерно на 2/3 учебного времени, остальное содержание на федеральном уровне не регламентируется и формируется участниками образовательных отношений. Вот вам и простор для творчества и индивидуализации.

— А что делать с требованиями к материально-техническому оснащению? Не все школы, особенно сельские, смогут им соответствовать. 

— Вопрос непростой, особенно если стандарт трактовать как уголовный кодекс: нет чего-то — закроем. Но действующий стандарт тоже обвиняли в завышенных требованиях. А разработчики справедливо отвечали, что одна из функций стандарта — мотивируюшая, показывающая направление необходимой перестройки. В новом проекте, на мой взгляд, тоже поставлена задача обеспечения того, что должно быть. И, если этого нет сейчас, к этому нужно прийти через определенное время. Критики нового стандарта возмущаются: где взять концертный зал? Но в стандарте же не написано, что это должен быть зал Чайковского. В школе это может быть выделено небольшое помещение для организации каких-то мероприятий. То же со спортивным залом.

Я, например, учился в школе довоенной постройки. Специально построенного спортзала не было. Как вышли из ситуации: объединили на первом этаже две классных комнаты. В них и шли уроки. А спортзал пристроили, но много позже. Приведу другой пример, из стандартов высшей школы. В них написано, что каждый вуз должен иметь стадион. Понятно, что не у всех он есть и не везде его можно построить. Выход — аренда у счастливых обладателей. Я думаю, что перечень подобных требований стандарта важен еще и потому, что он позволяет школе ставить соответствующие вопросы перед муниципальным и региональными органами власти.

— Чем же объяснить такую непримиримую дискуссию вокруг проекта новых стандартов, если их необходимость так очевидна? 

— В нынешней дискуссии нет ничего необычного. Образование — сложно организованная система, затрагивающая интересы различных слоев и структур общества. Поэтому достичь абсолютного консенсуса по большинству проблем и вопросов, на мой взгляд, невозможно. Дискуссия, если она ведется корректно и доказательно, очень полезна для поиска истины.

К сожалению, сегодняшнюю дискуссию относительно нового проекта часто отличает другое: эмоциональные, мало аргументированные оценки, нетерпимость к иному мнению и иным трактовкам и т. п. Это само по себе печально. Но в определенной мере это следствие того, что в начале пути работы над отечественными стандартами не было сделано главное: не было разработано четкое «техническое задание» на проектирование национального формата ФГОС. Мы пошли более долгим и сложным путем, путем экспериментов. Дискуссия связана и с тем, что в обществе нет единства мнений по многим вопросам, в том числе и во взгляде на основные функции школы. По результатам исследования Института образования Высшей школы экономики и корпорации «Российский учебник», учителя считают своей основной задачей научить учеников «хорошо излагать свои мысли» (89,3% опрошенных) и дать им «хорошие знания по основным предметам» (81,7%). По логике учителей, формирование таких важнейших личностных качеств и компетенций обучающихся, как «находить общий язык, работать с разными людьми», «планировать свое время, расставлять приоритеты», «быть ответственным гражданином», «уважительно относиться в другим людям», — преимущественно зона ответственности семьи.

В свою очередь родители не ожидают, что в школьных стенах учащихся научат применять на практике полученные знания и критически анализировать информацию и мыслить креативно. Не учитывать эту противоречивость взглядов разных участников образовательного процесса нельзя. В проекте нового стандарта предпринята попытка достижения необходимого баланса. Я бы определил его как еще один важный шаг на пути к созданию эффективной национальной модели ФГОС.

“Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”.
“Аргументы и Факты” 26.11.2019

29 / 11 / 2019

Показать обсуждение




Доцент кафедры психологической антропологии Института детства Е.В. Трифонова приняла участие в Городском Фестивале наук в Новом Уренгое
Новости
Доцент кафедры психологической антропологии Института детства Е.В. Трифонова приняла участие в Городском Фестивале наук в Новом Уренгое
27 / 01 / 2020

24-26 января 2020 г. доцент кафедры психологической антропологии, к.пс.наук Е.В. Трифонова приняла участие и провела ряд мероприятий в рамках Городского Фестиваля наук, организованного в городе Новый Уренгой МБУДО «Детская экологическая станция» Департамента образования администрации города Новый Уренгой Для педагогов города Е.В. Трифонова...

День студента. В МПГУ чествовали Татьян и поздравляли учащихся
Новости МПГУ
День студента. В МПГУ чествовали Татьян и поздравляли учащихся
27 / 01 / 2020

Студенты Московского педагогического государственного университета одновременно отметили Татьянин день, День российского студенчества и окончание сессии.

Памяти Нины Ивановны Шориной
Институт биологии и химии (новости)
Памяти Нины Ивановны Шориной
27 / 01 / 2020

Дирекция Института биологии и химии с прискорбием сообщает, что 26 января 2020 года на 87 году ушла из жизни преподаватель кафедры ботаники Института биологии и химии МПГУ, доктор биологических наук, профессор Нина Ивановна Шорина. Нина Ивановна – талантливый учёный, известна...

Проблемы сохранения и актуализации исторической памяти молодежи обсудили на круглом столе в рамках Международных Рождественских чтений
Новости МПГУ
Проблемы сохранения и актуализации исторической памяти молодежи обсудили на круглом столе в рамках Международных Рождественских чтений
27 / 01 / 2020

24 января 2019 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «Роль исторической памяти в формировании гражданственности молодежи в условиях многонационального и многоконфессионального государства».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Вера» в программе «Светлый вечер. К юбилею Кровавого воскресенья»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Вера» в программе «Светлый вечер. К юбилею Кровавого воскресенья»
27 / 01 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Василий Жанович Цветков на радио «Вера» в программе «Светлый вечер. К юбилею Кровавого воскресенья».

Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров дал интервью газете «Взгляд» «В погоне за региональным лидерством Польша пошла на глупости»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров дал интервью газете «Взгляд» «В погоне за региональным лидерством Польша пошла на глупости»
27 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Юрий Александрович Никифоров дал интервью газете «Взгляд» «В погоне за региональным лидерством Польша пошла на глупости».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Эхо Москвы» в программе «Цена Революции. Поражение А.В.Колчака в Сибири»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Эхо Москвы» в программе «Цена Революции. Поражение А.В.Колчака в Сибири»
27 / 01 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Василий Жанович Цветков на радио «Эхо Москвы» в программе «Цена Революции. Поражение А.В.Колчака в Сибири».

Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров дал интервью Интернет-газете «Столетие» «В России будет создан единый военный архив»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров дал интервью Интернет-газете «Столетие» «В России будет создан единый военный архив»
27 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Юрий Александрович Никифоров дал интервью Интернет-газете «Столетие» «В России будет создан единый военный архив».

Изменение графика работы читальных залов Библиотеки МПГУ в каникулы
Новости библиотеки
Изменение графика работы читальных залов Библиотеки МПГУ в каникулы
27 / 01 / 2020

  Уважаемые читатели! Обращаем ваше внимание, что в период каникул с 27.01.2020 по 09.02.2020 изменяется график работы читальных залов библиотеки Института филологии и Института журналистики, коммуникации и медиаобразования (М. Пироговская, д. 1) и библиотеки Корпуса гуманитарных факультетов (Пр. Вернадского, д....

В ИБХ отметили День студента
Культура
В ИБХ отметили День студента
27 / 01 / 2020

24 января в институте биологии и химии студенты и преподователи отметили Татьяне день и День студента. Гости играли в настольные и активные игры, делились впечатлениями о прошедшей сессии, разговаривали за чашками чая. Варвара, 1 курс: В честь Дня Студента студенческий совет...

День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Новости библиотеки
День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
27 / 01 / 2020

    Дорогие читатели! Сегодня, 27 января, День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада – это та правда Великой Отечественной, к которой трудно прикасаться. В годы войны лишения испытывала вся страна, но на долю...

Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
27 / 01 / 2020

Тем, кто хочет стать эффективным менеджером образования! Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование способов управленческой деятельности на основе современных теорий и практик менеджмента; на формирование, развитие и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций,...

Международная научно-практическая конференция „Шамовские педагогические чтения“ – глазами студента. Магистерская программа «Менеджмент в образовании»
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Международная научно-практическая конференция „Шамовские педагогические чтения“ – глазами студента. Магистерская программа «Менеджмент в образовании»
27 / 01 / 2020

Несмотря на большой педагогический опыт и интерес к работе в школе, мы все больше погружаемся в научное пространство университета. Большое влияние на нас оказало участие в 2018 и 2019 году в Неделе Памяти Т.И. Шамовой и затем в „Шамовских педагогических...

С огромным успехом в МПГУ прошёл концерт «С любовью к русской песне»
Новости МПГУ
С огромным успехом в МПГУ прошёл концерт «С любовью к русской песне»
27 / 01 / 2020

В прошедшую субботу, во всероссийский День студента 25 января 2020 года, в концертном зале Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ состоялась концертная программа «С любовью к русской песне», подготовленная молодой, талантливой московской исполнительницей народных песен, лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов студенткой Ангелиной Василевской.

Календарь Великой Победы: 27 января 1944 г. – День прорыва блокады Ленинграда, День воинской славы России
Новости МПГУ
Календарь Великой Победы: 27 января 1944 г. – День прорыва блокады Ленинграда, День воинской славы России
Календарь событий к 75 годовщине Победы
27 / 01 / 2020

27 января 1944 г. войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов при содействии Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия окончательно разорвали кольцо блокады Ленинграда.

«Переводчик будущего»: представители МПГУ – участники экспертных сессий на Международном форуме устных переводчиков
Новости МПГУ
«Переводчик будущего»: представители МПГУ – участники экспертных сессий на Международном форуме устных переводчиков
26 / 01 / 2020

В рамках деловой программы III Международного форума устных переводчиков «Глобальный диалог», которая проходила 23 и 24 января 2020 года в Москве на базе Российского государственного университета дружбы народов, состоялась серия экспертных сессий и круглых столов по вопросам, являющимися наиболее востребованными...

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий на радио «Комсомольская правда» «Великобритания шагнула более чем на полвека назад»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий на радио «Комсомольская правда» «Великобритания шагнула более чем на полвека назад»
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий на радио «Комсомольская правда» «Великобритания шагнула более чем на полвека назад».

На портале “Выбор народа” опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Не следует латать “Тришкин кафтан” к каждым новым выборам»
Новости МПГУ
На портале “Выбор народа” опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Не следует латать “Тришкин кафтан” к каждым новым выборам»
26 / 01 / 2020

На портале "Выбор народа" опубликована статья доцента Института истории и политики МПГУ Владимира Леонидовича Шаповалова «Не следует латать "Тришкин кафтан" к каждым новым выборам».

Преподаватели Факультета дошкольной педагогики и психологии обсуждали вопросы патриотического воспитания в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете
Факультет дошкольной педагогики и психологии (новости)
Преподаватели Факультета дошкольной педагогики и психологии обсуждали вопросы патриотического воспитания в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете
26 / 01 / 2020

22 января 2020 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете обсуждались вопросы патриотического воспитания. В рамках 30-ой ежегодной богословской конференции ПСТГУ провел секцию «Актуальные вопросы воспитания патриотических ценностей у учащихся в системе общего образования». В работе секции приняли участие доценты кафедры...

Научно-практическая конференция: Образовательная область «Искусство» в массовой школе. Проблемы, риски и перспективы реализации нового ФГОС
Художественно-графический факультет (новости)
Научно-практическая конференция: Образовательная область «Искусство» в массовой школе. Проблемы, риски и перспективы реализации нового ФГОС
26 / 01 / 2020

25 января 2020 года состоялась Научно-практическая конференция: Образовательная область «Искусство» в массовой школе. Проблемы, риски и перспективы реализации нового ФГОС. Ведущим конференции выступил Ломов Станислав Петрович, академик РАО и РАХ, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель Художественно-графического факультета Института изящных искусств...

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью каналу “ИнфоРос” “Польша выстраивает образ врага в лице России”
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью каналу “ИнфоРос” “Польша выстраивает образ врага в лице России”
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал интервью каналу "ИнфоРос" "Польша выстраивает образ врага в лице России".

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «Москва-24» «О плановой ротации бывших членов правительства»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «Москва-24» «О плановой ротации бывших членов правительства»
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий каналу «Москва-24» «О плановой ротации бывших членов правительства».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «О сроках освобождения Идлиба сирийской армией»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «О сроках освобождения Идлиба сирийской армией»
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "Федеральному агентству новостей" «О сроках освобождения Идлиба сирийской армией».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «О нелепых оправданиях США их присутствия в Ираке»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «О нелепых оправданиях США их присутствия в Ираке»
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "Федеральному агентству новостей" «О нелепых оправданиях США их присутствия в Ираке».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Об информационных атаках США на РФ»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Об информационных атаках США на РФ»
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "Федеральному агентству новостей" «Об информационных атаках США на РФ».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Важный, символичный акт»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Важный, символичный акт»
26 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "RT на русском" «Важный, символичный акт».

Кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе на XII Шамовских чтениях
Новости
Кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе на XII Шамовских чтениях
25 / 01 / 2020

25 января 2020 г., в День студента, сотрудники кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства приняли участие в XII Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения». Тема конференции: «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и...

Музыкально-поэтический вечер памяти поэтессы Карины Филипповой
Новости МПГУ
Музыкально-поэтический вечер памяти поэтессы Карины Филипповой
25 / 01 / 2020

Студенты Института филологии, Института иностранных языков, Института истории и политики совместно со студентами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под руководством доцента кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Н.Ю. Богатырёвой организовали музыкально-поэтический вечер памяти поэтессы Карины Филипповой с участием ее супруга, народного художника...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Страницы истории. Исторические зарисовки в семь столетий»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Страницы истории. Исторические зарисовки в семь столетий»
25 / 01 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио «Аврора» в программе «Страницы истории. Исторические зарисовки в семь столетий».

Факультет дошкольной педагогики и психологии обсудил в РАО проблемы речевого развития дошкольников в качестве соорганизатора и участника V Международной конференции «Язык и актуальные проблемы образования»
Факультет дошкольной педагогики и психологии (новости)
Факультет дошкольной педагогики и психологии обсудил в РАО проблемы речевого развития дошкольников в качестве соорганизатора и участника V Международной конференции «Язык и актуальные проблемы образования»
25 / 01 / 2020

21 января 2020 г. преподаватели кафедры теории и методики дошкольного образования с деканом Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ приняли участие в V Международной научно-практической конференции «ЯЗЫК И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ», организаторами которой уже пятый год подряд являются «Институт изучения...

Занятие химико-биологического класса ГБОУ “Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника”
Институт биологии и химии (новости)
Занятие химико-биологического класса ГБОУ “Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника”
25 / 01 / 2020

23 января 2020 года учащиеся профильного 10 химико-биологического класса ГБОУ “Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника” с учителем Першагиной Екатериной Юрьевной посетили первое занятие по курсу органической химии, включающее в себя темы «Элементный анализ органических соединений», «Алканы», «Алкены»...

Ушёл из жизни профессор кафедры теоретической физики Игорь Сергеевич Осадько
Кафедра теоретической физики (новости)
Ушёл из жизни профессор кафедры теоретической физики Игорь Сергеевич Осадько
25 / 01 / 2020

04.03.1938 ‒ 24.01.2020 24 января на 83-ем году ушёл из жизни доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики Игорь Сергеевич Осадько, посвятивший 42 года своей жизни физическому факультету МПГУ. И.С. Осадько – окончил физический факультет МГУ в 1962 году. Тема...

Поликультурное образование в современной московской школе
Новости МПГУ
Поликультурное образование в современной московской школе
25 / 01 / 2020

23 января 2020 года магистрантам МПГУ устроила гостеприимный прием Гимназия №1583 им. К.А. Керимова. Сейчас это один из крупных образовательных комплексов Москвы, занимающий высокие позиции в рейтинге.

Сотрудники и магистранты кафедры психологической антропологии приняли участие в семинаре “Визуальные методы исследования человека в контексте культуры”
Новости
Сотрудники и магистранты кафедры психологической антропологии приняли участие в семинаре “Визуальные методы исследования человека в контексте культуры”
24 / 01 / 2020

22 января 2020 г. сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства – доценты Адамян Л.И., Кондратьева Н.Л., Трифонова Е.В., старший преподаватель Воробьева И.В. и профессор Обухов А.С., а также магистранты Фрейченко П.В. и Петров И.М. приняли участие в семинаре ВШЭ “Визуальные...

В МПГУ состоялся семинар по вопросам сотрудничества организаций отдыха детей и их оздоровления с МПГУ по организации летней педагогической (вожатской) практики студентов
Новости МПГУ
В МПГУ состоялся семинар по вопросам сотрудничества организаций отдыха детей и их оздоровления с МПГУ по организации летней педагогической (вожатской) практики студентов
24 / 01 / 2020

Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров 23 января 2020 года провел очно-заочный семинар (вебинар) по вопросам сотрудничества организаций отдыха детей и их оздоровления с МПГУ по подготовке вожатых и организации летней педагогической (вожатской) практики наших студентов. Среди...

Обучение в Словацкой Республике
Международная деятельность (новости)
Обучение в Словацкой Республике
24 / 01 / 2020

Департамент международного сотрудничества информирует о приеме заявок на обучение и повышение квалификации в Словацкой Республике для студентов, аспирантов и преподавателей. Подробная информация в прикрепленном файле. 2020-01-24_13-45-37_winscan_to_pdf

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Сигналы точного времени. Кто не бережет свои святыни, не имеет будущего»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Сигналы точного времени. Кто не бережет свои святыни, не имеет будущего»
24 / 01 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Герман Анатольевич Артамонов на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Сигналы точного времени. Кто не бережет свои святыни, не имеет будущего».

Профессор МПГУ Н.В.Асонов на канале “Красная линия” в программе “Точка зрения. Главное – вовремя смыться”
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.В.Асонов на канале “Красная линия” в программе “Точка зрения. Главное – вовремя смыться”
24 / 01 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Николай Васильевич Асонов на канале "Красная линия" в программе "Точка зрения. Главное - вовремя смыться".

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе “5-я студия. Об исторической памяти и беспамятстве”
Новости МПГУ
Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе “5-я студия. Об исторической памяти и беспамятстве”
24 / 01 / 2020

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе "5-я студия. Об исторической памяти и беспамятстве".

Поздравление с Днём российского студенчества от Библиотеки МПГУ
Новости библиотеки
Поздравление с Днём российского студенчества от Библиотеки МПГУ
24 / 01 / 2020

  Дорогие читатели! От всей души поздравляем вас с Днём российского студенчества! 25 января 1755-го года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ «Об учреждении Московского университета». При императоре Николае I в конце XIX века день Святой Татианы стал официальным студенческим...

Магистранты МПГУ изучают тему миграции в Музее русского зарубежья
Новости МПГУ
Магистранты МПГУ изучают тему миграции в Музее русского зарубежья
24 / 01 / 2020

Знакомиться с основами миграционной педагогики и технологиями адаптации мигрантов в школе можно по-разному: работая и общаясь с детьми и взрослыми-инофонами, изучая обширную методическую литературу, просматривая вебинары и видеоуроки, размещенные в сети интернет...

С Днем российского студенчества!
Новости МПГУ
С Днем российского студенчества!
Журнал ректора
24 / 01 / 2020

Дорогие друзья – студенты, коллеги, все, кто несет в себе и сохранил навсегда вольный университетский дух и вечно молодую душу московского студента! Поздравляю вас с Днем российского студенчества, праздником, который для одних традиционно знаменует окончание очередной сессии, для других - теплое и яркое воспоминание о студенческих днях полных кипучей энергии, молодости, новых устремлений!

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. О жертвах Холокоста и забвении нацизма»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. О жертвах Холокоста и забвении нацизма»
23 / 01 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. О жертвах Холокоста и забвении нацизма».

Почетного профессора МПГУ Валерию Мухину поздравили с 85-летним юбилеем
Новости МПГУ
Почетного профессора МПГУ Валерию Мухину поздравили с 85-летним юбилеем
23 / 01 / 2020

22 января в Центральном доме ученых прошло торжественное празднование 85-летнего юбилея академика РАО, доктора психологических наук, профессора, почётного профессора МПГУ, научного руководителя кафедры психологии развития личности Валерии Мухиной.

Новые гранты кафедры психологии труда и психологического консультирования
Факультет педагогики и психологии (новости)
Новые гранты кафедры психологии труда и психологического консультирования
23 / 01 / 2020

  Научная группа кафедры психологии труда и психологического консультирования получила одобрение двух заявок в конкурсы Российского фонда фундаментальных исследований: «Когнитивные механизмы в образовании школьников в условиях цифровизации». Проект направлен на решение проблемы низкой эффективности современного общего образования в условиях цифровизации...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Правда Польшу колет»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Правда Польшу колет»
23 / 01 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Правда Польшу колет».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «В стране и мире. О новом составе Правительства РФ»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «В стране и мире. О новом составе Правительства РФ»
23 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Звезда» в программе «В стране и мире. О новом составе Правительства РФ».

В газете «Завтра» опубликована статья советника при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицына «Мифы о Сталине»
Новости МПГУ
В газете «Завтра» опубликована статья советника при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицына «Мифы о Сталине»
23 / 01 / 2020

В газете «Завтра» опубликована статья советника при ректорате МПГУ Евгения Юрьевича Спицына «Мифы о Сталине».

В библиотеке Института “Высшая школа образования” прошёл кинопоказ “Вся жизнь – служение Отчизне”
Новости библиотеки
В библиотеке Института “Высшая школа образования” прошёл кинопоказ “Вся жизнь – служение Отчизне”
23 / 01 / 2020

    Дорогие друзья! 21 января 2020 года в 10:30 в библиотеке Института «Высшая школа образования» МПГУ (ул. Ташкентская, д.18, корп. 4) для учащихся 1 курса Колледжа МПГУ провели кинопоказ «Вся жизнь – служение Отчизне». Учащимся был показан фильм «Адмирал...

Сотрудники и студенты МПГУ получили благодарность от Министерства просвещения РФ
Новости МПГУ
Сотрудники и студенты МПГУ получили благодарность от Министерства просвещения РФ
23 / 01 / 2020

Министерство просвещения Российской Федерации выражает благодарность сотрудникам и студентам МПГУ за участие в ряде мероприятий.

Посольство КНР в Российской Федерации: высокая оценка работы кафедры экономической теории и менеджмента
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Посольство КНР в Российской Федерации: высокая оценка работы кафедры экономической теории и менеджмента
23 / 01 / 2020

В адрес кафедры экономической теории и менеджмента поступило письмо, подписанное Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Российской Федерации господином Чжан Ханьхуэем, в котором отмечен вклад д.э.н., профессора Филькевича И.А. и коллектива кафедры в  подготовку китайских студентов в России. В письме,...

Кафедра экономической теории и менеджмента развивает новые формы профориентационной работы
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Кафедра экономической теории и менеджмента развивает новые формы профориентационной работы
23 / 01 / 2020

В рамках модернизации профориентационной работы кафедра экономической теории и менеджмента организована систематическая работа с обучающимися ГБОУ СОШ № 1095 (Северо-Восточный административный округ), которую ведёт к.и.н., доцент Шатаева О.В. Работа проводится в учащимися 7-8-х классов, для которых организована «Малая академия экономики...

Олимпиада по управлению в профессиональной сфере «SUPERSTAR-2019»: студенты направления Менеджмент – в числе лучших!
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Олимпиада по управлению в профессиональной сфере «SUPERSTAR-2019»: студенты направления Менеджмент – в числе лучших!
23 / 01 / 2020

В декабре 2019 года прошел заключительный тур всероссийской Олимпиады по управлению в профессиональной сфере «SUPERSTAR-2019». Основные цели Олимпиады – развитие активности и творческих способностей обучающихся и педагогов, повышение интереса к профессиональному обучению, предоставление возможности самовыражения. Олимпиада проводится по 40 профилям....

Реализуем новые формы профориентационной работы в сотрудничестве со школами Москвы
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Реализуем новые формы профориентационной работы в сотрудничестве со школами Москвы
23 / 01 / 2020

  Кафедра экономической теории и менеджмента продолжает развивать сотрудничество со школами г. Москвы. 22 января в школе № 1095 в рамках работы «Малой академии экономики и права» доцентами кафедры Шатаевой О.В. и  Николаевым М.В. был организован урок на тему «Экономика...

Общее собрание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области
Новости МПГУ
Общее собрание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области
23 / 01 / 2020

22 января 2020 г. в Московском физико-техническом институте состоялось общее собрание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, в котором приняла участие проректор по учебной работе МПГУ Болотова Е.Л.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью газете «Вечерняя Москва» «Большие перспективы и новые надежды»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал интервью газете «Вечерняя Москва» «Большие перспективы и новые надежды»
23 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал интервью газете «Вечерняя Москва» «Большие перспективы и новые надежды».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу “РЕН-ТВ” «Новости. Премьер Польши – фальсификатор и лжец»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу “РЕН-ТВ” «Новости. Премьер Польши – фальсификатор и лжец»
23 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий каналу "РЕН-ТВ" «Новости. Премьер Польши – фальсификатор и лжец».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «360» «Зачем Белоруссия закупила нефть в Норвегии?»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «360» «Зачем Белоруссия закупила нефть в Норвегии?»
23 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий каналу «360» «Зачем Белоруссия закупила нефть в Норвегии?». Канал “360” – 21.01.2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «Москва-24» «Что ждать от нового правительства?»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий каналу «Москва-24» «Что ждать от нового правительства?»
23 / 01 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий каналу «Москва-24» «Что ждать от нового правительства?». Канал «Москва 24» – 22.01.2020

Преподаватели Факультета дошкольной педагогики и психологии приняли участие в Региональном научно-практическом семинаре “Инновационные формы поликультурного воспитания дошкольников”
Факультет дошкольной педагогики и психологии (новости)
Преподаватели Факультета дошкольной педагогики и психологии приняли участие в Региональном научно-практическом семинаре “Инновационные формы поликультурного воспитания дошкольников”
22 / 01 / 2020

Преподаватели Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Губанова Наталья Федоровна, к.п.н., доцент кафедры эстетического воспитания, и Шафран Нина Михайловна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики, приняли участие в Региональном научно-практическом семинаре ” Инновационные формы поликультурного воспитания дошкольников”, организованном 22 января 2020...