Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

В еженедельнике “Аргументы и Факты” опубликовано интервью первого проректора МПГУ В.П.Дронова “Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”

Новости МПГУ


В еженедельнике “Аргументы и Факты” опубликовано интервью первого проректора МПГУ,  академика РАО, доктора географических наук, профессора Виктора Павловича Дронова “Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”.

Ещё в начале года президент потребовал обновить до 1 декабря образовательные стандарты. Проще говоря, требования, чему и как должна учить детей школа. С тех пор в обществе не утихает острая дискуссия.

Педагоги, профессора вузов, академики никак не могут договориться, каким на выходе из школы должен быть российский школьник, получивший аттестат об образовании. И прежние стандарты принимались непросто и с большой критикой. Зачем понадобились новые, в чём их отличие, как они соотносятся с мировой практикой?

«АиФ» узнал мнение академика Российской академии образования, доктора географических наук, профессора Виктора Дронова.

Юлия Борта, АиФ.ru: Виктор Павлович, так с чем связана необходимость новых школьных стандартов?

— Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что, говоря о проекте новых стандартов, неправильно рассматривать их как абсолютную альтернативу действующих. Да, они во многом различаются, но большинство принципиальных положений действующих стандартов сохранены как доказавшие свою важность и жизнеспособность. То есть в отличие от ряда предыдущих попыток разработки школьных стандартов — а их было 5 или 6 — в данном случае обеспечена определенная преемственность. Чего, кстати, практически не было при разработке действующего стандарта. Так называемые стандарты 2004 года и действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по своей идеологии антиподы.

— Если есть преемственность, для чего же тогда понадобился новый проект стандартов? 

— По закону стандарты должны обновляться не реже одного раза в десять лет. Действующие стандарты начального общего образования приняты в 2009 году, основного общего образования — в 2010 году, то есть школа с ними работает уже 10 лет. Довольно понятно, что в них удалось, а что требует корректировки.

— Но сроки — формальная причина, а что конкретно и почему потребовало обновления? И почему учителю сложно работать с действующими стандартами? 

— Здесь придется обратиться к истории разработки действующего ФГОС. Он задумывался как комплексный проект. Текст его главного документа, собственно стандарта, создавался как набор общих установок развития образования. По стилю он больше походит не на стандарт, а на концепцию. Положения, сформулированные в нем, верны, но слишком обобщенны и не могут выполнять полноценные функции стандарта. Поэтому по первоначальному замыслу эти общие положения должны были конкретизироваться в программах, методических рекомендациях для учителей. Но эти самые школьные программы так и не были сделаны. В школу пришли только общие тексты, краткие формулировки ФГОС. В итоге все остальное — написание конкретных программ, уроков и т. д. — легло на плечи учителей. Но национальные традиции российской системы образования таковы, что учитель привык работать с достаточно определенным предметным содержанием. А что прикажете делать, например, учителю химии, от которого требуют конкретных образовательных результатов по предмету, а он, пытаясь перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, не понимает, как это сделать. Потому что видит в стандарте 6 (на весь школьный курс!) формулировок типа «приобретение опыта использования различных методов изучения вещества»?

Школа, учителя, ученики, родители были поставлены в очень сложное положение не только в плане реального образовательного процесса, но и в деле обеспечения учебниками. Используя обобщенные формулировки действующего ФГОС, было невозможно провести обоснованную экспертизу учебников на соответствие его требованиям. Все соответствовали. Это привело к гигантскому количеству учебников по одному и тому же предмету. При этом каждый учебник имел свою структуру, методику, манеру изложения и пр.

— Но, может, это наоборот хорошо, ведь многообразие открывает широкие возможности для индивидуализации обучения? 

— Вовсе нет. Ведь каждый ученик в классе не учится по «своему» учебнику. Да и учитель не сможет вести урок одновременно по нескольким учебникам. А вот негативные последствия подобного «разнообразия» были очень значительны и многообразны.

Фактически было нарушено единство образовательного пространства страны. Тогда как, согласно федеральному закону «Об образовании», это главная задача ФГОС. Подобное единство — не просто важный критерий работы образовательной системы. Оно, без сомнения, одно из важных условий обеспечения национальной безопасности страны. Наряду с политическими рисками возникли и существенные социальные издержки. В тяжелейшем положении оказываются учащиеся при переходе из одной школы в другую. Родители несут дополнительные затраты и на покупку новых учебников, и на репетиторство. Возникли сложности в разработке проверочных процедур и т. п.

— В чем самое главное отличие нового проекта от действующих стандартов? 

— По прошествии последних 10 лет, на мой взгляд, можно констатировать: действующий ФГОС в том виде, в котором он дошел до школы, по названию стандарт, а по содержанию — нет. Поэтому и назрела необходимость его доработки. Министерству образования и науки Российской Федерации было поручено обеспечить единое образовательное пространство на всей территории страны, чтобы дети от Москвы и Калининграда до Дальнего Востока получали одинаково качественное образование. Разработка нового проекта стандарта — практическая реализация данного поручения.

— А как новый проект стандартов соотносится с мировой практикой? 

— Отставание российского образования от передовой мировой практики — любимая «страшилка» определенной части нашего педагогического сообщества. Но никакой единой мировой практики в области школьных стандартов нет, как нет и единого «мирового уровня». В разных странах стандартизация школьного образования ведется в различных формах. Она, кстати, совсем не обязательно предполагает использование термина «стандарт». Но это не главное. Гораздо существеннее другое. Практически во всех странах так называемые (или не называемые) «стандарты» разрабатываются с учетом ценностей и традиций национальных систем образовательных. Более того, в ряде стран, находящихся в числе мировых образовательных лидеров, вообще не применяют термин «стандарт», считая, что он задает неправильные установки для образования: увлечение тестированием и пр. В этих странах используют совершенно иные, более близкие и понятные и для российской образования документы: Национальная образовательная (учебная) программа (Великобритания), Национальный учебный план (Финляндия и Швеция). Само понятие «национальных ценностей и традиций» отнюдь не означает следования законсервированным догматам, а нацеливает на необходимость подготовленных изменений системы образования, учитывающих и ее лучшие традиции, степень ее готовности к внедрению предлагаемых новшеств. В этом плане проект новых стандартов сохраняет необходимую преемственность, возвращая в школьное образование лучшие традиции отечественной школы. А многие сильные стороны российского образования бесспорны, несмотря на имеющиеся попытки их извратить.

— К проекту новых стандартов предъявляется много претензий. Например, его большой объем, который затруднит работу с ним. Якобы стандарт излишне жестко разбит по годам обучения, излишне детализирован и т. д. 

— На мой взгляд, странная претензия. А сколько страниц в примерных образовательных программах? Ведь учителя же работают с ними? Да и зачем учителю работать со всем стандартом? Он использует общие, основополагаюшие разделы, плюс раздел по своему предмету.

Возьмем и другой пример. Мы ведь любим по любому случаю оперировать зарубежным опытом. За рубежом большой объем стандартов никого не смущает: британская национальная программа по математике для школы — это 23 страницы текста. А что касается разбивки и детализации, для примера можно обратиться к той же британской программе, где, например, по математике подробно расписано, чему должен научиться ученик на каждом году обучения.

— Но ведь столь подробное описание не оставит места для творческих экспериментов учителей, считают критики новых стандартов. 

— Могу всех успокоить. В новой редакции сохранено важное положение действующих ФГОС о том, что для обеспечения принципа вариативности предметное содержание, описанное в стандарте, рассчитано примерно на 2/3 учебного времени, остальное содержание на федеральном уровне не регламентируется и формируется участниками образовательных отношений. Вот вам и простор для творчества и индивидуализации.

— А что делать с требованиями к материально-техническому оснащению? Не все школы, особенно сельские, смогут им соответствовать. 

— Вопрос непростой, особенно если стандарт трактовать как уголовный кодекс: нет чего-то — закроем. Но действующий стандарт тоже обвиняли в завышенных требованиях. А разработчики справедливо отвечали, что одна из функций стандарта — мотивируюшая, показывающая направление необходимой перестройки. В новом проекте, на мой взгляд, тоже поставлена задача обеспечения того, что должно быть. И, если этого нет сейчас, к этому нужно прийти через определенное время. Критики нового стандарта возмущаются: где взять концертный зал? Но в стандарте же не написано, что это должен быть зал Чайковского. В школе это может быть выделено небольшое помещение для организации каких-то мероприятий. То же со спортивным залом.

Я, например, учился в школе довоенной постройки. Специально построенного спортзала не было. Как вышли из ситуации: объединили на первом этаже две классных комнаты. В них и шли уроки. А спортзал пристроили, но много позже. Приведу другой пример, из стандартов высшей школы. В них написано, что каждый вуз должен иметь стадион. Понятно, что не у всех он есть и не везде его можно построить. Выход — аренда у счастливых обладателей. Я думаю, что перечень подобных требований стандарта важен еще и потому, что он позволяет школе ставить соответствующие вопросы перед муниципальным и региональными органами власти.

— Чем же объяснить такую непримиримую дискуссию вокруг проекта новых стандартов, если их необходимость так очевидна? 

— В нынешней дискуссии нет ничего необычного. Образование — сложно организованная система, затрагивающая интересы различных слоев и структур общества. Поэтому достичь абсолютного консенсуса по большинству проблем и вопросов, на мой взгляд, невозможно. Дискуссия, если она ведется корректно и доказательно, очень полезна для поиска истины.

К сожалению, сегодняшнюю дискуссию относительно нового проекта часто отличает другое: эмоциональные, мало аргументированные оценки, нетерпимость к иному мнению и иным трактовкам и т. п. Это само по себе печально. Но в определенной мере это следствие того, что в начале пути работы над отечественными стандартами не было сделано главное: не было разработано четкое «техническое задание» на проектирование национального формата ФГОС. Мы пошли более долгим и сложным путем, путем экспериментов. Дискуссия связана и с тем, что в обществе нет единства мнений по многим вопросам, в том числе и во взгляде на основные функции школы. По результатам исследования Института образования Высшей школы экономики и корпорации «Российский учебник», учителя считают своей основной задачей научить учеников «хорошо излагать свои мысли» (89,3% опрошенных) и дать им «хорошие знания по основным предметам» (81,7%). По логике учителей, формирование таких важнейших личностных качеств и компетенций обучающихся, как «находить общий язык, работать с разными людьми», «планировать свое время, расставлять приоритеты», «быть ответственным гражданином», «уважительно относиться в другим людям», — преимущественно зона ответственности семьи.

В свою очередь родители не ожидают, что в школьных стенах учащихся научат применять на практике полученные знания и критически анализировать информацию и мыслить креативно. Не учитывать эту противоречивость взглядов разных участников образовательного процесса нельзя. В проекте нового стандарта предпринята попытка достижения необходимого баланса. Я бы определил его как еще один важный шаг на пути к созданию эффективной национальной модели ФГОС.

“Чему учить в школе. Почему академики и профессора не могут договориться?”.
“Аргументы и Факты” 26.11.2019

29 / 11 / 2019

Показать обсуждение




Мир возможностИИЯ: Интервью с Ольгой Александровной Варшавер: Переводчик как соавтор или путь к Волшебному Слову
Новости МПГУ
Мир возможностИИЯ: Интервью с Ольгой Александровной Варшавер: Переводчик как соавтор или путь к Волшебному Слову
07 / 07 / 2020

Интервью с выдающимся переводчиком современности, литератором, театральным деятелем, драматургом, выпускницей ФИЯ МПГУ Ольгой Александровной Варшавер. Интервью записано журналистом, переводчиком, выпускником МПГУ Юлией Свешниковой. Ольга Александровна Варшавер – переводчик англоязычной прозы, поэзии и драматургии, член Гильдии «Мастера литературного перевода», дважды лауреат...

Юрий Московский: Повальная школьная «удаленка» наплодит армию «колумбайнеров»
Новости МПГУ
Юрий Московский: Повальная школьная «удаленка» наплодит армию «колумбайнеров»
06 / 07 / 2020

С 1 сентября в школах России стартует эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) — в частности, предполагающий перевод ряд предметов на «удаленку». В основу ЦОС заложены положительные достижения «удаленки» в период карантина по коронавирусу.

Профессор МПГУ В.Ю.Захаров на радио «Спутник» в программе «Акценты. Военная сила против эпидемии»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ю.Захаров на радио «Спутник» в программе «Акценты. Военная сила против эпидемии»
06 / 07 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Виталий Юрьевич Захаров на радио «Спутник» в программе «Акценты. Военная сила против эпидемии».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Спутник» в программе «Акценты. Ненавистный наследник»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Спутник» в программе «Акценты. Ненавистный наследник»
06 / 07 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Герман Анатольевич Артамонов на радио «Спутник» в программе «Акценты. Ненавистный наследник».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Связь времен и событий. Будет ли второй Нюрнберг?»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Связь времен и событий. Будет ли второй Нюрнберг?»
06 / 07 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Герман Анатольевич Артамонов на радио «Аврора» в программе «Связь времен и событий. Будет ли второй Нюрнберг?».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. Новый игрок президентской гонки в США»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. Новый игрок президентской гонки в США»
06 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. Новый игрок президентской гонки в США».

В преддверии выпускного в Главном корпусе звучит джаз
Новости МПГУ
В преддверии выпускного в Главном корпусе звучит джаз
06 / 07 / 2020

Сегодня джазовый биг-бэнд кафедры эстрадно-джазового искусства Факультета музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ провел репетицию композиций, предназначенных к исполнению на онлайн-выпускном МПГУ 17 июля.

«Любовь к профессии»: Институт физики, технологий и информационных систем
Новости МПГУ
«Любовь к профессии»: Институт физики, технологий и информационных систем
06 / 07 / 2020

Рубрика «Любовь к профессии» – серия визуализированных материалов, где преподаватели и студенты Института отвечают на вопрос «Что я люблю в своей профессии»»?», создавая единый плакат.

«Выбери свой путь в МПГУ»: Факультет начального образования
Новости МПГУ
«Выбери свой путь в МПГУ»: Факультет начального образования
06 / 07 / 2020

Учитель – один из главных людей, на которого ориентируется ребенок в период взросления. Педагог не только дает нам знания, но и воспитывает. Такую профессию осваивают на факультете начального образования МПГУ.

Состоялось заседание Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ
Новости МПГУ
Состоялось заседание Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ
06 / 07 / 2020

02 июля 2020 года состоялось заключительное в текущем учебном году заседание Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ под председательством первого проректора В.П. Дронова.

Ольга Дрожжина: «Поняла, что хочу развиваться в научной сфере только здесь»
Новости МПГУ
Ольга Дрожжина: «Поняла, что хочу развиваться в научной сфере только здесь»
06 / 07 / 2020

Ольга Дрожжина, выпускница магистратуры МПГУ группы ЗЛК, действующий учитель русского языка и литературы.

Студенты ИФТИС записали видеоролик об институте
Новости МПГУ
Студенты ИФТИС записали видеоролик об институте
06 / 07 / 2020

Студенты Института физики, технологии и информационных систем записали видеоролик об институте.

Елена Ерохина: Дистанционная работа требует умения организовать себя
Новости МПГУ
Елена Ерохина: Дистанционная работа требует умения организовать себя
06 / 07 / 2020

Оказавшись в столь необычных для каждого из нас условиях, все решали свои задачи по-разному. Для одних это стало шоком, для других – привычной средой, для третьих – вызовом, с которым было интересно справиться. О том, как решались проблемы дистанционного обучения по такой коммуникационной дисциплине как риторика, мы спросили у заведующей кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, доктора педагогических наук Елены Ленвладовны Ерохиной.

О прошлом и настоящем русской диаспоры Молдовы – в интервью с учредителем Славянского университета Олегом Бабенко
Новости МПГУ
О прошлом и настоящем русской диаспоры Молдовы – в интервью с учредителем Славянского университета Олегом Бабенко
05 / 07 / 2020

Онлайн-проект Московского педагогического государственного университета «Дни славянской письменности и культуры» продолжается. Сегодня мы представляем вниманию читателей сайта МПГУ интервью с одним из ключевых общественно-политических деятелей русской диаспоры за рубежом, профессором, доктором философии Олегом Андреевичем Бабенко.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале “Спас” в программе «Следы империи. Украина: сами захотели панувати…»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале “Спас” в программе «Следы империи. Украина: сами захотели панувати…»
05 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале "Спас" в программе «Следы империи. Украина: сами захотели панувати...».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Не то на серебре, на золоте едал»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Не то на серебре, на золоте едал»
05 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Не то на серебре, на золоте едал».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын дал интервью ИА «Красная весна» «Полный переход на «цифру» убьет образование»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын дал интервью ИА «Красная весна» «Полный переход на «цифру» убьет образование»
05 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын дал интервью ИА «Красная весна» «Полный переход на «цифру» убьет образование».

Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании»
Новости МПГУ
Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании»
05 / 07 / 2020

2–3 июля в онлайн-формате прошла XXXI Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании» или ИТО Троицк-Москва – хорошо известная научно-педагогическому сообществу как исторически первая в России международная конференция по применению информационных технологий в образовании.

К 90-летию со дня рождения Владимира Борисовича Кобрина (1930–1990)
Новости МПГУ
К 90-летию со дня рождения Владимира Борисовича Кобрина (1930–1990)
05 / 07 / 2020

5 июля 1930 г. в Москве родился известный советский историк, исследователь социально-политической истории России XV–XVII вв. Владимир Борисович Кобрин.

«Любовь к профессии»: Институт филологии
Новости МПГУ
«Любовь к профессии»: Институт филологии
04 / 07 / 2020

Рубрика «Любовь к профессии» – серия визуализированных материалов, где преподаватели и студенты Института отвечают на вопрос «Что я люблю в своей профессии»»?», создавая единый плакат.

Поздравляем выпускников Факультета дошкольной педагогики и психологии – победителей конкурса студенческих научных работ МПГУ!
Студенческая жизнь факультета дошкольной педагогики и психологии (новости)
Поздравляем выпускников Факультета дошкольной педагогики и психологии – победителей конкурса студенческих научных работ МПГУ!
04 / 07 / 2020

1 место: Невмятуллина Гульназ Равилевна студентка 4 курса Факультета дошкольной педагогики и психологии за работу «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста изображению архитектурных сооружений по мотивам сказок» Буренкова Елена Валерьевна студентка 4 курса Факультета дошкольной педагогики и психологии за работу...

Мастер-класс для маленьких академиков: познавательно-игровой практикум
Новости
Мастер-класс для маленьких академиков: познавательно-игровой практикум
03 / 07 / 2020

3 июля 2020 г.  прошел познавательно-игровой практикум для детей. Его организовали и провели аспирант Института детства Т.А.Чудесникова и студенты бакалавариата – Александра Кочарян и Наталья Ерофеева. В рамках практикума юные участники познакомились с социальными эмоциями; обсудили удивительное явление – «плавающий...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красное радио» в программе «Актуальное интервью. Правда о письме Гитлера Сталину»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красное радио» в программе «Актуальное интервью. Правда о письме Гитлера Сталину»
03 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Красное радио» в программе «Актуальное интервью. Правда о письме Гитлера Сталину».

Профессор МПГУ Д.А.Гусев на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Устарел ли «основной вопрос» философии?»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Д.А.Гусев на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Устарел ли «основной вопрос» философии?»
03 / 07 / 2020

Профессор Института социально-гуманитарного образования МПГУ Дмитрий Алексеевич Гусев на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Устарел ли «основной вопрос» философии?».

Доцент МПГУ Е.А.Бучкина на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Семиотика культуры»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ Е.А.Бучкина на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Семиотика культуры»
03 / 07 / 2020

Доцент Института социально-гуманитарного образования МПГУ Елена Александровна Бучкина на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Семиотика культуры».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. НАТО: бей своих, чтобы Россию боялись»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. НАТО: бей своих, чтобы Россию боялись»
03 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. НАТО: бей своих, чтобы Россию боялись».

МПГУ провел 5 смен онлайн лагеря
Новости МПГУ
МПГУ провел 5 смен онлайн лагеря
03 / 07 / 2020

Поездка летом в лагерь для многих детей является неотъемлемой частью каникул. В этом году в первой половине лета условия не позволили провести смены. МПГУ нашел выход из этой ситуации и организовал онлайн лагерь «Ёжик.camp», который дал возможность детям погрузиться в атмосферу лагерной жизни, не выходя из дома.

Ректор МПГУ обсудил особенности приемной кампании-2020 с представителями приемной комиссии вуза
Новости МПГУ
Ректор МПГУ обсудил особенности приемной кампании-2020 с представителями приемной комиссии вуза
Журнал ректора
03 / 07 / 2020

3 июля Алексей Лубков провел онлайн-встречу с представителями приемной комиссии Московского педагогического государственного университета и со студентами-волонтерами.

В онлайн-лагере «Ёжик.camp» не теряют ни минуты
Новости МПГУ
В онлайн-лагере «Ёжик.camp» не теряют ни минуты
03 / 07 / 2020

В рамках пятой смены онлайн-лагеря «Ёжик.camp» 2 июля 2020 года состоялся тренинг по тайм-менеджменту. Эксперт Изумруд Агалоровна Керимова поделилась с ребятами технологией пошагового составления плана действий для достижения конкретной цели.

Итоги акции #ЧитаемПушкинавместе2020 в Библиотеке МПГУ
Новости библиотеки
Итоги акции #ЧитаемПушкинавместе2020 в Библиотеке МПГУ
03 / 07 / 2020

Уважаемые читатели! В июне Библиотека МПГУ приняла участие во всероссийском флешмобе #читаемПушкинавместе2020, приуроченном ко дню рождения великого поэта. Читателям предлагалось записать видео с чтением любимого отрывка из произведений Александра Сергеевича Пушкина и разместить его в социальных сетях. В течение двух...

Экспертная комиссия отобрала работы, рекомендуемые к присуждению премий в области образования
Новости МПГУ
Экспертная комиссия отобрала работы, рекомендуемые к присуждению премий в области образования
Журнал ректора
03 / 07 / 2020

2 июля 2020 года в зале ученого совета Московского педагогического государственного университета под председательством ректора вуза Алексея Лубкова прошло заседание экспертной комиссии по высококачественным изданиям для системы образования Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования.

Институт истории и политики МПГУ приветствует абитуриентов!
Институт истории и политики (новости)
Институт истории и политики МПГУ приветствует абитуриентов!
03 / 07 / 2020

В преддверии приемной кампании студенты и администрация рассказывают об Институте истории и политики МПГУ и отвечают на наиболее часто возникающие при поступлении вопросы.

Обращение декана факультета педагогики и психологии МПГУ к абитуриентам
Факультет педагогики и психологии (новости)
Обращение декана факультета педагогики и психологии МПГУ к абитуриентам
03 / 07 / 2020

Декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Татьяна Николаевна Сахарова рассказывает о том, чем уникален наш факультет и что ждёт поступивших к нам во время обучения.

Доцент кафедры социальной педагогики и психологии М.Ю. Чибисова провела вебинар для болгарских коллег
Факультет педагогики и психологии (новости)
Доцент кафедры социальной педагогики и психологии М.Ю. Чибисова провела вебинар для болгарских коллег
03 / 07 / 2020

Доцент кафедры социальной педагогики и психологии М.Ю. Чибисова приняла участие в вебинаре, организованном Департаментом информации и повышения квалификации учителей Тракийского университета (г. Стара Загора, Болгария). Вебинар был посвящен индивидуальной и групповой работе с родителями в образовательном учреждении, участниками стали педагоги...

«Выбери свой путь в МПГУ»: Институт биологии и химии
Новости МПГУ
«Выбери свой путь в МПГУ»: Институт биологии и химии
03 / 07 / 2020

Учителя химии и биологии, экологи, химики-биологи играют важную роль в нашей жизни. Именно они следят за экологической чистотой и исследуют природу. Такую профессию осваивают в Институте биологии и химии МПГУ.

Из истории МПГУ: Сергей Семенович Наметкин – от ассистента кафедры органической химии МВЖК до ректора 2-го МГУ
Новости МПГУ
Из истории МПГУ: Сергей Семенович Наметкин – от ассистента кафедры органической химии МВЖК до ректора 2-го МГУ
03 / 07 / 2020

3 июля 1876 г. родился выдающийся ученый, академик АН СССР, организатор науки и образования, ректор 2-го МГУ в 1919-1924 гг. Сергей Семенович Наметкин, педагогическая и научная деятельность которого на протяжении 20 лет была неразрывно связана с нашим Университетом.

МПГУ в годы Великой Отечественной войны: «Все силы на разгром врага!»
Новости МПГУ
МПГУ в годы Великой Отечественной войны: «Все силы на разгром врага!»
03 / 07 / 2020

3 июля 1941 г. по радио с речью выступил председатель Государственного комитета обороны, председатель Совета народных комиссаров СССР, секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Открытый эфир. О событиях на Украине и в США»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Открытый эфир. О событиях на Украине и в США»
02 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Открытый эфир. О событиях на Украине и в США».

Профессор кафедры социальной педагогики и психологии В.А. Плешаков рассказал о том, как изменится мир после пандемии
Факультет педагогики и психологии (новости)
Профессор кафедры социальной педагогики и психологии В.А. Плешаков рассказал о том, как изменится мир после пандемии
02 / 07 / 2020

1 июня 2020 года профессор кафедры социальной педагогики и психологии В.А. Плешаков дал интервью в рамках интереснейшего проекта "Пандемия 2020: выводы для Евразии" по теме "Как изменится человек после пандемии?" информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова и информационного портала IA-CENTR.RU.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Царьград» в программе «Интервью. Дистанционка разрушит школу и государство»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Царьград» в программе «Интервью. Дистанционка разрушит школу и государство»
02 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Царьград» в программе «Интервью. Дистанционка разрушит школу и государство».

Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров дал интервью ИА “РИА Новости” «Историк рассказал о значении Ржевской битвы»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров дал интервью ИА “РИА Новости” «Историк рассказал о значении Ржевской битвы»
02 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Юрий Александрович Никифоров дал интервью ИА "РИА Новости" «Историк рассказал о значении Ржевской битвы».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий газете «Metro» «Голосование организовано на должном уровне»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий газете «Metro» «Голосование организовано на должном уровне»
02 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий газете «Metro» «Голосование организовано на должном уровне».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Голосование по поправкам в Конституцию войдет в историю»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “Федеральному агентству новостей” «Голосование по поправкам в Конституцию войдет в историю»
02 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "Федеральному агентству новостей" «Голосование по поправкам в Конституцию войдет в историю».

Мир ВозможностИИЯ: интервью с выпускником МПГУ Ерохиным Евгением Александровичем
Новости МПГУ
Мир ВозможностИИЯ: интервью с выпускником МПГУ Ерохиным Евгением Александровичем
02 / 07 / 2020

В рамках проекта Института иностранных языков Мир ВозможностИИЯ педагогический канал FR&EStyle Кафедры романских языков имени В.Г. Гака представляет интервью выпускника факультета иностранных языков МПГУ 2004 года Ерохина Евгения Александровича. Евгений Александрович, директор ГБОУ Школа №1279, успешный менеджер образования, рассказывает о...

Как получить хорошо оплачиваемую работу в АНО «Авангард»?
Новости МПГУ
Как получить хорошо оплачиваемую работу в АНО «Авангард»?
02 / 07 / 2020

Как получить хорошо оплачиваемую работу в АНО «Авангард»?

Станислав Самсонов: «Здесь получаешь комплексное понимание современного состояния науки»
Новости МПГУ
Станислав Самсонов: «Здесь получаешь комплексное понимание современного состояния науки»
02 / 07 / 2020

Станислав Самсонов, выпускник Института биологии и химии МПГУ.

МПГУ вошел в топ-3 российских университетов на YouTube
Новости МПГУ
МПГУ вошел в топ-3 российских университетов на YouTube
02 / 07 / 2020

Опубликован международный рейтинг 2020 YouTube University Ranking, в котором МПГУ стал третьим среди российских университетов и 28 среди 13723 университетов в мире.

«Любовь к профессии»: Дефектологический факультет
Новости МПГУ
«Любовь к профессии»: Дефектологический факультет
02 / 07 / 2020

Рубрика «Любовь к профессии» – серия визуализированных материалов, где преподаватели и студенты Института отвечают на вопрос «Что я люблю в своей профессии»»?», создавая единый плакат.

Статья на актуальную тему
Факультет педагогики и психологии (новости)
Статья на актуальную тему
02 / 07 / 2020

На кафедре психологии труда и психологического консультирования с начала периода самоизоляции начала работу межвузовская исследовательская группа по изучению психологических последствий пандемии COVID-19: МПГУ: доктор психологических наук, профессор Е.А.Сорокоумова, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой Е.Б.Пучкова; Л.В.Темнова, доктор психологических наук, профессор, МГУ...

Поздравляем с защитой кандидатской диссертации М.В. Ферапонтову
Факультет педагогики и психологии (новости)
Поздравляем с защитой кандидатской диссертации М.В. Ферапонтову
02 / 07 / 2020

23 июня 2020 г. состоялась защита диссертации на соискание учёной степени кандидата наук старшего преподавателя кафедры психологии труда и психологического консультирования Ферапонтовой Марии Вячеславовны. Диссертация выполнена под научным руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Вербицкого Андрея Александровича. Защита кандидатской...

Страницы истории МПГУ: присоединение к Университету двух столичных вузов –  МГПИ им. К. Либкнехта и МГПИ им. В.П. Потемкина
Новости МПГУ
Страницы истории МПГУ: присоединение к Университету двух столичных вузов – МГПИ им. К. Либкнехта и МГПИ им. В.П. Потемкина
02 / 07 / 2020

2 июля – одна из примечательных дат в истории нашего Университета. Этот день дважды, с разницей в 17 лет, был ознаменован важными изменениями в структуре Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.

Математики из МПГУ: фундаментальная подготовка и мировое признание
Новости МПГУ
Математики из МПГУ: фундаментальная подготовка и мировое признание
02 / 07 / 2020

МПГУ готовит не только учителей по направлению «Педагогическое образование», но и специалистов в самых разных областях знаний. Одна из таких областей – математика. О двух образовательных программах по направлению «Математика», бакалаврской и магистерской, рассказывает заместитель директора Института математики и информатики МПГУ, доктор физико-математических наук, профессор кафедры алгебры Андрей Царев.

Рубрика «Яркие моменты»: об интересной жизни дружного Института филологии в стенах Главного корпуса МПГУ
Новости МПГУ
Рубрика «Яркие моменты»: об интересной жизни дружного Института филологии в стенах Главного корпуса МПГУ
01 / 07 / 2020

Главное здание МПГУ – самый узнаваемый символ вуза. Будущие филологи обучаются в стенах величественного, уникального корпуса. Выпускники часто вспоминают годы учебы, наполненные новыми знаниями, теплыми встречами и романтическими моментами.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и профессор МПГУ В.Ю.Захаров на канале “Спас” в программе “Следы империи. Павел I”
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и профессор МПГУ В.Ю.Захаров на канале “Спас” в программе “Следы империи. Павел I”
01 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын и профессор МПГУ Виталий Юрьевич Захаров на канале "Спас" в программе "Следы империи. Павел I".

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале “Спас” в программе “Следы империи. Борис Годунов”
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале “Спас” в программе “Следы империи. Борис Годунов”
01 / 07 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале "Спас" в программе "Следы империи. Борис Годунов".

В газете «Комсомольская правда» опубликовано интервью доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Голосование в России беспрецедентно по открытости»
Новости МПГУ
В газете «Комсомольская правда» опубликовано интервью доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Голосование в России беспрецедентно по открытости»
01 / 07 / 2020

В газете «Комсомольская правда» опубликовано интервью доцента Института истории и политики МПГУ Владимира Леонидовича Шаповалова «Голосование в России беспрецедентно по открытости».

Доцент МПГУ С.А.Засорин на радио «Аврора» в программе «Страницы истории. О евразийской интеграции»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ С.А.Засорин на радио «Аврора» в программе «Страницы истории. О евразийской интеграции»
01 / 07 / 2020

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на радио «Аврора» в программе «Страницы истории. О евразийской интеграции».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Москва-24» (ВГТРК) в программе «Новости. Об организации голосования»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Москва-24» (ВГТРК) в программе «Новости. Об организации голосования»
01 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Москва-24» (ВГТРК) в программе «Новости. Об организации голосования».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на “Первом канале” («Останкино») в программе «Время в 21.00»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на “Первом канале” («Останкино») в программе «Время в 21.00»
01 / 07 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на "Первом канале" («Останкино») в программе «Время в 21.00».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Час здравого смысла. В чём смыл путинской статьи?»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Час здравого смысла. В чём смыл путинской статьи?»
01 / 07 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Герман Анатольевич Артамонов на радио «Аврора» в программе «Час здравого смысла. В чём смыл путинской статьи?».