Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Иосиф Дзялошинский: “Порадовал сам факт чрезвычайно активного интереса молодых людей к проблематике экологии медиасреды”

Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования (новости)

На конференции

В институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования успешно прошла I Открытая межвузовская научно-практическая конференция «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов», организаторами которой выступили кафедра ЮНЕСКО медиа- и информационной грамотности и медиаобразования граждан и образовательная программа «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ. В конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты МПГУ, НИУ ВШЭ, МГУ, РУДН, ЧелГу, Иркутского института путей сообщения.

Программа конференции

На вопросы корреспондента ИЖКМ отвечает И.М. Дзялошинский, руководитель программы «Медиакоммуникации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, профессор:

Иосиф Михайлович, совсем недавно в МПГУ состоялась совместная с НИУ ВШЭ конференция, которая называлась «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов». Чем вызван такой интерес к экологическим аспектам  медиасреды, коммуникации?

 – Характерной особенностью современного медиапространства России является активизирующийся процесс объединения традиционных и новых медиа в целостные – мультимедийные, интегрированные – комплексы. Возникновение новых медиа существенно изменило конфигурацию медиапространства. Эти изменения можно сформулировать следующим образом:

1) глобализация, то есть возможность практически мгновенного выхода за рамки отраслевых, корпоративных, национальных медиасистем в иные медиасреды;

2) виртуализация, связанная с тем, что информационные образы объектов, персон и процессов теряют зеркальную связь с реальными образами;

3) резкий количественный рост и усложнение контактов;

4) появление принципиально новых коммуникационных форматов – Web 1.0; Web 2.0; Web 3.0 и т.д.

С появлением интернета взаимодействие людей с медиапространством резко изменилось. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. И как любое глобальное явление, существенно влияющее на развитие человеческого общества, интернет имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам обычно относят:

  • оперативность получения любой информации – пользователю интернета нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;
  • информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;
  • технологичность – использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
  • творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, таким образом самовыразиться;
  • расширение границ общения (социальные сервисы и форумы, электронная почта и другие приложения мгновенной коммуникации) –возможность общения, обмена опытом, знаниями;
  • формированиеинформационной компетентности, включая умение работать с информацией (находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать);
  • возможность постоянного самообразования,самореализации.

Что касается минусов, то в конце 1990-х – начале 2000-х годов появилось много работ, посвященных проблемам информационной и информационно-психологической безопасности. В большинстве этих работ основной акцент делался на угрозах, которым подвергаются общегосударственные и корпоративные информационные и телекоммуникационные системы.

Другой –, социально-психологический подход, представлен работами, авторы которых, как правило, опираются на положение о том, что информационно-психологическую безопасность следует рассматривать как состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. В последние годы все активнее используется понятие медиабезопасности. Под медиабезопасностью понимается один из видов безопасности современного человека, живущего в атмосфере постоянных природных и техногенных рисков,  наряду с экологической, дорожной, противопожарной, химической и другими видами безопасности.

На наш взгляд, такой подход, рассматривающий медиа как внешнюю по отношению к человеку систему, уже не может выявить все проблемы, возникающие в сфере теоретического осмысления сложившейся информационно-коммуникационной ситуации. В конце концов, именно человек создает ту медиасреду, которая рассматривается как источник угроз. Но, с другой стороны, создаваемая человеком медиасреда в настоящее время превращается в некий информационно-коммуникационный универсум, который представляет собой объективно существующую самоорганизующуюся систему, не менее сложную, масштабную и самодостаточную, чем сама природа.

Следовательно, должна возникнуть новая научная дисциплина – экология медиапространства, (или, в других терминах – экология медиапроизводства), которая будет изучать условия, факторы и результаты взаимодействия человека (и различных человеческих объединений) с коммуникационным универсумом в целом и с различными коммуникационными и информационными системами.

В этой конференции принимали участие исключительно молодые исследователи. Как на ваш взгляд проявили себя участники, каков уровень докладов?

– Порадовал сам факт чрезвычайно активного интереса молодых людей к этой проблематике. Был представлен 21 доклад, и все эти доклады были высокого качества.

Участие в НИР студентов, аспирантов и молодых ученых позволит значительно расширить круг исследователей, которые будут готовы вполне профессионально заниматься изучением  экологических проблем, связанных с неуправляемым развитием медиапространства.

Каковы перспективы у этой конференции, будет ли и дальше в научном плане востребована проблематика экологии медиапространства?

– Потребность в исследовании проблем взаимодействия человека с информационно-коммуникационным универсумом очевидна. Необходимость таких исследований уже осознана. Более того, есть социальный запрос на разработку более-менее внятной программы действий по преобразованию отношений между человечеством и медиапространством.

Речь идет, прежде всего, о разработке грамотной инфоэкологической политики, которая не заключалась бы исключительно в принятии не очень эффективных законов о защите детей от вредной информации.

Во-вторых, нужно создавать гражданские структуры, которые занимались бы продвижением идей экологии медиапространства.

В-третьих, нужно формировать инфоэкологическое сознание людей. Очевидно, что упорядочить взаимодействия людей с информационно-коммуникационным универсумом, невозможно без повышения социальной ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на медиапространство. Для решения проблем, возникающих между человеком и медиапространством, нужно изменить систему наших о нем представлений, а соответственно и парадигму медиаобразования, которое часто рассматривается как способ защитить людей от влияния медиа как «агента культурной деградации». Надо формировать понимание того, что именно медиа могут и должны стать важнейшим ресурсом социального развития.

Так что поле для самореализации молодых людей, которые решили заниматься заявленной на конференции проблематикой, практически безбрежно.

ИЖКМ

10 / 05 / 2016

Показать обсуждение