Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Испанский подход к профилактике и борьбе с радикализацией

Новости Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ

Действующий испанский Национальный  стратегический  план по борьбе с радикализацией, ведущей к насилию  (PEN-LCRV) (1) сочетает несколько факторов, характерных для этой страны. С одной стороны, у них есть историческое наследие и успешный опыт борьбы с отечественной  террористической  группировкой  ETA  в течение 60 лет.  В этом конфликте  был  международный  элемент – испанско-французское сотрудничество и такое сотрудничество стало ключом  к  победе над террористической  группой.  С  другой стороны,  Испания  является  членом  Европейского  Союза,  и, следовательно,  международное  измерение стало еще более широким: сотрудничество в вопросах безопасности с европейскими институтами; обязательное  выполнение  директив и правил;  реализация  политики  безопасности Европейского Союза в рамках  испанского внутреннего правопорядка; и необходимость  противостоять  радикальной  международной джихадистской  радикализации  и террористическому  насилию,  как основной  позиции.

Этот  последний аспект  четко  изложен в предисловии  к  Национальному плану,  в котором  указывается, что он является результатом адаптации Стратегии Европейского союза по борьбе с терроризмом на национальный уровень, а также последующей и более конкретной Стратегии борьбы Европейского союза против  радикализации  и вербовки  террористов.

Важной  особенностью новой политики в области безопасности является изменение парадигмы «культуры безопасности»,  как  основополагающего принципа  всего Национального плана.   Это вовлекает общество в реализацию политики безопасности, делая гражданской  обязанностью каждого испанца.

Вот краткий обзор структуры  и функционала Национального плана Испании.

План устанавливает следующую цель: «создать эффективный инструмент для раннего выявления и нейтрализации вспышек и очагов насильственного радикализма, действующих в тех общинах, группах или между отдельными  лицами,  которые подвержены  риску или у них существует  уязвимость к воздействию радикальных групп».

В нем также представлены  руководящие  принципы:

• Ценности открытого общества – плюралистического общества с уважением прав и принципов верховенства права
• Прозрачность – понятная политика, известная гражданам
• Координация – межведомственный подход, включающий все затронутые министерства и государственно-частные партнерства
• Адекватность ресурсов – использование существующих инструментов и средств
• Оценка, аудит и контроль средств и действий, определение приоритетов жизнеспособности и устойчивости.

В отношении своей структуры и областей деятельности План имеет три аспекта: внутренний охват в пределах границ Испании; внешние связи, в основном ориентированные на сотрудничество с ЕС; и киберпространство,  где задача состоит в том, чтобы  информационные  системы не стали средством  содействия  радикализации, обучению и воспитанию террористов.

План также определяет различные функциональные области или методы реализации плана в зависимости от «степени развития определяющих его процессов (процессов  радикализации),  дифференцирующих  вмешательство до начала этих процессов, в течение времени его развития или после того,  как он был завершен без деактивации».

Таким образом, он четко разграничивает три направления деятельности:

а) Предварительная профилактика: основное внимание уделяется формированию доверия и социальной легитимации,  а также предотвращению распространения радикальных идеологий  насилия,  которые  противоречат демократическим принципам и ценностям. В этой области  предусматриваются  только  «коллективные»  меры, все они направлены на выявление  ситуаций, в которых существует конфликт или отсутствует социальная интеграция, и усилия по  предотвращению  возникновения  процессов  насильственной радикализации.

По этому вопросу следует сделать два кратких замечания. Во-первых, заострить внимание на том, что  отсутствии интеграции в контексте радикализации – это не только неправильно,  но и контрпродуктивно.  Такой  подход  приведет к тому,  что будут  клеймить  членов  определенных общин  только за принадлежность к ним и за применение на практике определенных религиозных и культурных обычаев.  Во-вторых, отсутствие мер или действий в отношении любого из  многочисленных структурных факторов и факторов, ведущих к радикализации.  В качестве примера,  принятых в области  профилактики мер, следует упомянуть веб-сайт «Остановить радикализм» https://stop-radicalismos.ses.mir.es/    Это ресурс, на который  гражданам  предлагается  сообщать  о любых «признаках, которые могут привести к радикализации или экстремистскому поведению». Это инструмент, ранее использовавшийся французским правительством.  Там он не имел большого  успеха  и был широко раскритикован за его контрпродуктивные социальные поляризационные эффекты.

б) Зона «наблюдения» или действия «во время»: здесь основное внимание уделяется выполнению функций наблюдения на местном уровне, мониторинга и управления процессами зарождающейся  насильственной  радикализации  или  первых  этапов  ее эволюции.  Предусмотренные  меры  и действия в этом случае являются как коллективными, так и индивидуальными.  Местные власти несут ответственность за реализацию в этой области. На сегодняшний день только 13 муниципалитетов из 8 000 в общей сложности внедрили руководящие принципы этого Плана, разрабатывая местные стратегии и подходы. В связи с этим стоит упомянуть пример муниципалитетов  Малага и Оспиталет,  которые  использует межведомственный и междисциплинарный подход к борьбе с этим явлением.

Однако предстоит решить еще большую задачу, поскольку другие городские советы берут на себя задачу предотвращения  радикализации  в своей местной среде. С другой стороны, Испанская Федерация муниципалитетов и провинций , платформа, объединяющая все муниципалитеты Испании, также работает над этим вопросом, разрабатывая руководящие принципы действий, которые должны быть приняты местными властями для надлежащего осуществления Национального плана.

c) Область «действия», сфокусированная на ситуациях – «после»: она включает мониторинг и расследование деятельности групп и / или лиц, которые узаконивают насилие или даже осуществляют насильственные действия или сотрудничают в них.
Применяемые меры – строго индивидуальны и носят принудительный  или  коррективный характер.

Что касается гражданского общества, то стоит отметить великолепную работу испанских аналитических центров с признанным авторитетом на международном уровне, таких как Real Instituto Elcano (2) , который  является ведущим  проектом  в области  P/CVE.  Он включает «MINDb4ACT: отображение, выявление и развитие навыков и возможностей в операционной среде для совместного создания инновационных, этических и эффективных действий по борьбе с радикализацией,  ведущей к насильственному экстремизму» (3) и «J-SAFE: Судебная Стратегия против всех форм насильственного экстремизма  в тюрьмах » (4).  Барселонский Центр по международным делам CIDOB (5) способствует проведению высококачественных исследований в области P / CVE и авторитетных форумов, которые способствуют  обмену  передовым опытом и знаниями в этой области. Нужно отметить и превосходную  работу,  которая ведется другими некоммерческими организациями, такими как Фонд Аль-Фанара (6), с важными и успешными образовательными проектами и инструментами для предотвращения  радикализации  среди самых молодых.

Учитывая длительный и успешный опыт Испании в борьбе с терроризмом и ее членство в ЕС с 1986 года,  страна сравнительно недавно приняла Национальный план по борьбе с радикализацией.  Существует десятилетний разрыв между испанским планом и планами других государств-членов, таких, как Соединенное Королевство, обладающих обширным опытом борьбы с терроризмом. Тем не менее, здесь есть положительный фактор, поскольку другие европейские планы и их меры могут быть образцом для Испании, включая изучение ошибок и изменение подходов и практики, которые, несомненно, требуют пересмотра.

(1) http://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/Paginas/enlaces/300115-enlaceradical.aspx

(2)http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/!ut/p/a1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfGjzOKNQ1zcA73dDQ0MLIOcDRzdLbxDLE0NDcI8TIAKIoEKDHAARwNC-gtyQxUB1ntQFg!!/dl5/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/

(3)https://mindb4act.eu/

(4)https://jsafeproject.eu/

(5) https://www.cidob.org/

(6) http://www.fundacionalfanar.org/

Источник: European Eye on Radicalization

25 / 12 / 2018

Показать обсуждение