16 февраля 2022 г. исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося ученого-историка, академика АН СССР и АПН СССР, Лауреата Государственной премии, в 1960-1974 гг. – заведующего кафедрой новой и новейшей истории исторического факультета МГПИ им. В.И. Ленина Алексея Леонтьевича Нарочницкого (1907-1989).
А.Л. Нарочницкий родился 3 (16) февраля 1907 г. в Чернигове, в семье учителей. Его отец, Леонтий Федорович Нарочницкий – выходец из крестьянского сословия, окончил педагогический институт в Чернигове и преподавал в народном училище. Мать Мария Владиславовна (в девичестве Закржевская) была потомственной дворянкой, с отличием окончила женскую гимназию и стала учительницей. Близкая подруга Марии служила гувернанткой и учительницей французского языка у маленького сына графа Мусина-Пушкина. Алику Нарочницкому в детстве довелось бывать в доме графа, куда его вместе с мамой приглашали на детские праздники. В 1918 г. Леонтий Федорович скончался. Оставшись с двумя сыновьями-школьниками (15-летним Юрием и 11-летним Алексеем), Мария Владиславовна едва сводила концы с концами и продолжала работать в народном училище, в котором до самой смерти директорствовал Леонтий Федорович.
Интерес к истории у будущего ученого обнаружился еще в школьные годы. Хотя у Алексея были блестящие математические способности, и он мог бы стать хорошим математиком, тяга к истории пересилила. Учась в гимназии, он старательно штудировал языки – древнегреческий и латынь, английский, французский и немецкий. По рассказам дочери академика, известного ученого, доктора исторических наук, профессора Наталии Алексеевны Нарочницкой, «он и его старший брат Юрий учились в классической гимназии, где отец читал Шиллера по-немецки, Диккенса по-английски, Флобера по-французски и учил наизусть “Записки о Галльской войне” Цезаря на латыни». В 1924 г. Алексей Нарочницкий окончил гимназию, имея по всем предметам, кроме физкультуры, отличные оценки. Несмотря на блестящие успехи, для него дорога к высшему образованию была закрыта – именно в этот год ввели запрет на прием в вузы для выходцев из «ненародных» классов. Два года юноша работал в Черниговском архивном управлении, где увлекся изучением документов и на их основе написал свою первую научную работу «Дела о плодородии земель Новгород-Северского наместничества», которая в 1928 г. была опубликована в «Научных записках» Историко-филологического отделения АН УССР.
Поступлению в вуз поспособствовали работа матери в системе народного образования и ее участие в ликвидации безграмотности. В 1926 г. Нарочницкий стал студентом Киевского института народного образования им. М.П. Драгоманова (ныне Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко). В те годы исторических факультетов в вузах не существовало, их заменили факультетами общественных наук.
Алексей Леонтьевич вспоминал, что в этот период сторонники исторической школы М.Н. Покровского именовали Наполеона Бонапарта «освободителем», Александра Невского – «классовым врагом», А.С. Пушкина – «камер-юнкером», Л.Н. Толстого – «помещиком, юродствующим во Христе», П.И. Чайковского – «нытиком», А.П. Чехова – «интеллигентским хлюпиком». Н.А. Нарочницкая: «Отец начал учиться параллельно на двух факультетах – общественных наук и математическом. С его великолепными математическими способностями он вполне мог бы состояться в естественных науках. Лишь после третьего курса тяга к истории и, может, желание как-то побороться за ее интерпретацию окончательно пересилили».
В годы учебы Алексей Нарочницкий штудировал не только труды корифеев-историков, но и сочинения выдающихся философов, экономистов, социологов. Внимание студента привлекали также история международных отношений и внешней политики ведущих стран Европы, историческая география, теория и методы статистики. Не прекращал он и изучение иностранных языков – параллельно с занятиями окончил трехгодичные курсы переводчиков с английского языка, а также пополнил свои познания в немецком и французском. В дальнейшем Алексей Леонтьевич освоил перевод с испанского, итальянского, польского, болгарского и сербского языков.
Окончив вуз в 1930 г., А.Л. Нарочницкий читал курсы политической экономии, истории, теории национального вопроса в вузах и на рабфаках Киева. В 1934 г., когда была восстановлена в правах история как учебная дисциплина, а в вузах – открыты исторические факультеты, когда изучение и преподавание истории было освобождено от диктата «школы Покровского», А.Л. Нарочницкий поступил в аспирантуру исторического факультета при Московском государственном университете. Научным руководителем аспиранта был академик Николай Михайлович Лукин, но дорогу в большую историческую науку открыл Евгений Викторович Тарле, оценивший незаурядные способности аспиранта. На одном из заседаний Ученого совета Тарле не без гордости сообщил: «У нас есть такие аспиранты, которые читают на трех иностранных языках». Нарочницкий же о Тарле говорил: «Такие историки рождаются раз в сто лет». Вплоть до кончины Е.В. Тарле Алексей Леонтьевич сохранял с ним близкие, доверительные отношения.
По рекомендации Тарле академик В.П. Потемкин включил Нарочницкого в состав авторского коллектива, приступавшего к написанию фундаментальной «Истории дипломатии». Среди именитых авторов, профессоров и академиков Алексей Леонтьевич оказался единственным, кто не имел даже кандидатской степени. Ему было поручено написать две главы, посвященные европейской дипломатии во время Французской революции, – от Робеспьера до Бонапарта: «Европейская дипломатия в годы Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.)» и «Дипломатия в годы термидорианской реакции и Директории (1794-1799 гг.)». Публикация книги принесла ученому в 1942 г. Сталинскую премию I степени. Для 2-го издания он написал главы о дипломатии Среднего и Дальнего Востока.
По окончании аспирантуры А.Л. Нарочницкий преподавал в МГУ (1941-1944). В 1942 г. он защитил на кафедре новой истории Московского университета кандидатскую диссертацию «Внешняя политика и дипломатия якобинской диктатуры».
Великая Отечественная война круто изменила течение жизни Алексея Леонтьевича, как и всех советских людей – рытье окопов в Подмосковье осенью 1941 г., эвакуация в Ашхабад вместе с МГУ, доцентом которого он незадолго до войны был избран. В эвакуации Нарочницкий жил в одной комнате с профессором, будущим академиком С.Д. Сказкиным, дружбу с которым пронес через всю жизнь. По возвращении в Москву Алексей Леонтьевич был приглашен заведующим кафедрой в Институт международных отношений (МГИМО, 1944-1946), одновременно читал лекции в Высшей дипломатической школе МИД СССР.
В 1955 г. А.Л. Нарочницкий защитил докторскую диссертацию «Агрессия европейских держав и США на Дальнем Востоке в 1882-1895 гг.», в основу которой легли материалы его исследований по политике великих держав в Тихоокеанском регионе. В 1956 г. в издательстве Академии наук СССР вышла монография «Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке, 1860-1895», которая стала хрестоматийным трудом для многих исследователей последующих поколений. Поражал диапазон научных исследований ученого: история стран Европы, Азии, Америки; внешняя политика и дипломатия России и многих государств Запада и Востока; историография и источниковедение; философия и методология истории; историческая география.
Разностороннюю научную деятельность Нарочницкий сочетал с преподаванием в высшей школе. В 1949-1960 гг. Алексей Леонтьевич Нарочницкий был заведующим кафедрой новой истории Московского государственного педагогического института им. В.П. Потемкина, в 1960-1974 гг. – заведующим кафедрой новой и новейшей истории Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Нарочницкий является автором и редактором школьных учебников по истории, учебников и учебных пособий по истории и историографии для высшей школы. Он разработал и читал курсы по историографии внешней политики. Блистательный оратор и педагог умел облечь сложное содержание в емкую, яркую форму, постоянно вводил в свои курсы новые результаты собственных исследований. На лекции Нарочницкого сбегались с других факультетов, устраивали ему овации. Студенты боготворили, но и побаивались строгого и требовательного профессора. Считалось, что сдать Нарочницкому экзамен на «пять» почти невозможно, хотя в общении он всегда отличался доброжелательностью, простотой, без малейшего намека на высокомерие. Алексей Леонтьевича поддерживал отношения со многими своими дипломниками, помнил всех наиболее способных.
Как научный руководитель, А.Л. Нарочницкий проявил себя человеком большого сердца, умевшим заинтересовать своих питомцев научными темами, принимать их мнения по различным вопросам. Помимо «штатных» аспирантов и докторантов у него было немало соискателей в разных городах страны – молодые специалисты стремились попасть в аспирантуру именно к нему. Ученики Алексея Леонтьевича сами становились доцентами и профессорами на кафедрах вузов в Курске и Хабаровске, Новосибирске и Ташкенте, Ужгороде и Ставрополе. Среди его учеников более 30 докторов исторических наук и членов-корреспондентов АН союзных республик, свыше 70 кандидатов исторических наук.
А.Л. Нарочницкий – создатель научной школы, отличающейся комплексностью подхода к изучению внешней политики государства. Важными чертами работ представителей этой школы являются: привлечение широкого круга источников; рассмотрение проблем внешнеполитической деятельности и международных отношений в тесной связи с внутриполитическим положением, экономическим и социокультурным развитием страны; изучение вопросов геополитического положения страны, ее национальных интересов. Через своих воспитанников школа Нарочницкого распространяла воззрения учителя на историю и ее изучение, преданное отношение к профессии.
Когда в 1950-х гг. у Алексея Леонтьевича с женой Лидией Ивановной появилась отдельная квартира, у них каждую неделю стали бывать гости, приезжавшие в Москву из разных городов – Курска и Ужгорода, Еревана и Львова, Ставрополя и Хабаровска. Чаще всего это были ученики его учеников, приехавшие за советом по выбору темы, обеспеченности ее архивными документами и прочими материалами. Прекрасно зная московские библиотеки и архивы, Алексей Леонтьевич советовал, в каких из них надо поработать и с какими именно источниками и литературой. Будучи уже академиком и далеко не молодым человеком, на просьбы и приглашения из союзных республик он откликался всегда. И когда домашние уговаривали его пожалеть себя, не ехать на Кавказ или в Среднюю Азию, он всегда отвечал, что надо помогать развитию науки и росту национальных кадров в союзных республиках.
Кроме МГПИ им. В.И. Ленина Алексей Леонтьевич Нарочницкий преподавал на историческом факультете МОПИ им. Н.К. Крупской, читал курсы по внешней политике России и европейской дипломатии XVIII-XIX вв. в Высшей партийной школе при ЦК КПСС и Высшей дипломатической школе при МИД СССР. Его лекции, стенограммы которых были изданы четырьмя брошюрами, служили добротным учебным пособием по международным отношениям. Алексей Леонтьевич многое сделал для подготовки кадров учителей, являясь председателем Научно-методического совета по истории при Министерстве просвещения СССР и экспертной комиссии по историческим наукам в Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР.
В 1968 г. А.Л. Нарочницкого избрали в Академию педагогических наук СССР. Затем он был избран действительным членом Академии наук СССР по специальности «всеобщая история». С 1974 г. Нарочницкий являлся руководителем Научного совета АН СССР по истории внешней политики СССР и международных отношений. В 1974-1979 гг. академик был директором Института истории СССР АН СССР (ныне – Институт российской истории РАН). Он создал в институте Отдел внешней политики России, который возглавлял многие годы.
А.Л. Нарочницкий ввел в научный оборот тысячи архивных документов. Он – автор и научный редактор более 400 работ по всеобщей и отечественной истории, внешней политике и дипломатии России и СССР, истории международных отношений, историографии и источниковедению. В 1957 г. при МИД СССР развернулся проект публикации документов по истории российской внешней политики с начала XIX века. Ответственным редактором утвердили А.Л. Нарочницкого, который возглавил подготовку многотомной серии. По замыслу ученого осуществлялось фундаментальное академическое издание русских дипломатических документов, содержащих не только официальные послания и договоры, но и подготовительные материалы, секретные инструкции, решения высших правительственных органов. Большое внимание он уделял роли личности во внешней политике, создал портреты государственных деятелей. При жизни Нарочницкого было выпущено в свет 14 томов, охватывающих период 1801-1826 гг. и содержащих около 4 тыс. новых документов. Документы печатались в оригинале (на французском языке) с русским переводом.
Исследуя проблематику Дальнего Востока, особое внимание ученый уделял реакции российского общества на дальневосточные события, роли народных выступлений в Индии и Китае. Еще в 1950-х гг. Алексей Леонтьевич в числе других авторов подготовил закрытую записку, документально обосновывающую неоспоримые права России на Курильские острова. Его капитальный труд «Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке 1860-1898 гг.» (1956) представляет собой первое в советской историографии всестороннее исследование истории международных отношений и дипломатии на Дальнем Востоке в указанный период. В 1973 г. вышла в свет книга «Международные отношения на Дальнем Востоке с конца XVI в. до 1917 г.» (т.1), основным автором которой был А.Л. Нарочницкий.
С 1960-х гг. в исследованиях ученого выделяется направление, посвященное международным отношениям в Европе в первой четверти XIX столетия. С начала 1970-х гг. Алексей Леонтьевич исследовал балканское направление внешней политики, самостоятельно освоив сербский язык. Он неоднократно бывал в Югославии, Болгарии, Греции, возглавлял советско-югославскую комиссию историков. В 1981 г. его избрали иностранным членом Сербской академии наук и искусств. К 100-летию русско-турецкой войны под редакцией А.Л. Нарочницкого вышел сборник документов «Россия и национально-освободительная борьба на Балканах». На трудах ученого выросло не одно поколение российских дипломатов и ученых. Его труды переведены на иностранные языки.
Целый этап в биографии А.Л. Нарочницкого связан с журналом «Новая и новейшая история», который он возглавлял в 1962-1974 гг. Приход Алексея Леонтьевича придал творческий импульс журналу. В 1957-1989 гг. он – ответственный редактор издания «Внешняя политика России XIX и начала XX века». В течение ряда лет Нарочницкий состоял членом редколлегий журналов «Вопросы истории», «Исторические науки», в 1975-1981 гг. он – член редколлегии журнала «История СССР».
За годы творческой и общественной деятельности Алексею Леонтьевичу довелось посетить более 20 стран, многие неоднократно, быть участником многих международных конгрессов, конференций, членом различных комиссий по линии АН СССР, МИД СССР, ЮНЕСКО, Обществ дружбы с зарубежными странами и др.
Те, кто имел возможность общаться с ученым в неофициальной обстановке, бывать у него дома, запомнили его радушным, хлебосольным хозяином, большим поклонником музыки, страстным коллекционером. Еще в детстве Алексей Леонтьевич начал собирать бабочек и занимался этим всю жизнь – читал специальную литературу, в основном на немецком языке, пользовался энтомологическими атласами, вел картотеку на латыни. Он очень любил классическую музыку, из композиторов отдавал предпочтение Баху, Моцарту, Бетховену, Шопену, Чайковскому, сам играл любимые произведения – в гостиной стояло пианино фирмы «Блюттнер». Большим событием в жизни семьи Нарочницких стало приобретение дачи неподалеку от Апрелевки. В летние месяцы застать Алексея Леонтьевича в городской квартире было почти невозможно, все встречи с друзьями и учениками он, как правило, назначал на даче. Гостям предписывалось иметь при себе емкую тару (сумки, авоськи и т.п.), которую хозяин щедро и с удовольствием наполнял дарами своего сада.
Последние годы жизни А.Л. Нарочницкого совпали с начальным периодом «перестройки». Его отношение к этому процессу было неоднозначным. Скончался академик Алексей Леонтьевич Нарочницкий 14 июня 1989 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Многогранная научная, педагогическая и общественная деятельность принесла Нарочницкому заслуженный авторитет и широкую известность в России и за ее пределами. Свидетельство тому – высокие государственные награды и почетные звания. Алексей Леонтьевич был награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, а также многими медалями. Он – лауреат Сталинской премии (1942) как один из авторов фундаментальной «Истории дипломатии», лауреат Государственных премий СССР (1983) за труд «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.». Как один из авторов двухтомного коллективного труда «Революция 1848-1849 гг.» А.Л. Нарочницкий был удостоен премии Президиума АН СССР. За многолетнюю научно-педагогическую деятельность ему были присвоены звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный деятель науки РСФСР».
Научно-педагогическая деятельность академика А.Л. Нарочницкого – яркая страница в истории нашего Университета.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.
С.Д. Половецкий, Институт истории и политики