Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Историк – «гробовщик», или он может быть «врачом»? Мы изучаем историю так, будто у нас возможности XVIII века (1-я заметка)

Стена директора Института истории и политики

Мир вокруг нас принципиально изменился, а мы по-прежнему относимся к нему, будто монастыри оставят и оставляют будущим исследователям основные источники о современном мире. Кажется, будто информационный мир не пришёл, а уход старого состоялся. У нас формируются огромные массы новых источников, большие книги легко пишутся, но никем не читаются. Что-то надо делать по-новому?

Многие историки считают, что современность не является их предметом и только в будущем может стать предметом исторических исследований. Может быть, они и правы.

Но есть другая проблема. Какая? Раньше источники формировались только определённым образом и сосредотачивались, прежде всего, в архивах. И в газетах. И тоже в архивах. А что сегодня? А сегодня процессы отображаются в электронной информационной среде в режиме постоянной доступности. Но одновременно они в этой же среде и исчезают. И чтобы найти факты, события и пр., необходимо выработать новые принципы работы с современной информационной средой, с новыми источниками. Новизна в том, что исторический источник может одновременно сосуществовать с исследователем. Они становятся оба современными, современниками.

Современная реальность доступна исследователю-историку иначе, чем раньше, в эпоху бумажного отображения и представления. И анализ её возможен иначе, чем раньше и совсем в другие сроки.

И здесь важно понять, что, как и почему, и когда мы можем анализировать, понимать в нашей современной реальности? В чём разница с другими эпохами?

Какие источники являются главными о современности?

Какие источники являются достаточными?

Каковы границы достоверности публичных и постоянно актуальных электронных источников современности?

Эти и многие другие вопросы есть о той новой реальности, о современности, которую можно и нужно изучать иначе, чем прошлые эпохи. В том числе и сейчас. Вопросы о реальности, вопросы о том, как её понимать и когда? А ещё такой «простой» вопрос – а зачем?

– Да кто же это спрашивает? – говорите вы. И то правда, кто спрашивает?!

 

Предполагаемые темы заметок:

Историк и источники: не только выявлять, но и сохранять, и создавать (2-я заметка)

Историческое сознание: от нормы до болезни. Кто и как будет лечить? (3-я заметка)

Современность одна, а времена разные: почему человечества не существует? (4-я заметка)

 

29 / 03 / 2016

Показать обсуждение