Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Эксперт МПГУ рассказал о профессиональном выгорании педагогов

Новости МПГУ

16 февраля 2021года Марина Вайндорф-Сысоева профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ представила взгляд на проблему выгорания педагогов на вебинаре, инициированном образовательной платформой Юрайт.Академия.

Участниками вебинара «Профессиональное выгорание педагога как профессиональный риск» стали преподаватели, учителя, педагоги и специалисты образовательных организаций как России, так и Казахстана, Белоруссии и других стран.

Понимая под профессиональным выгоранием личностно-профессиональный кризис, Марина Вайндорф-Сысоева определила внешние источники возникновения проблемы (система ценностей государства, политическое устройство и др.), нуждающиеся в постоянном осмыслении и анализе, и внутренние (собственные ценности обучающих и обучающихся, их цели, уровень подготовленности к учебному процессу, технологии и методы, инструменты), на которые можно влиять. Каждый из показателей, влияющих на профессиональное выгорание, представлен факторами риска, их проявлением, возникающими последствиями и путями управления.

На вебинаре были представлены два пути управления рисками, снижающие уровень тревожности: пути управления собой:

– как определяющие и регулирующие профессиональное поведение педагога;

– пути управления рисками, как источниками профессионального выгорания педагога, со стороны администрации образовательной организации.

Марина Вайндорф-Сысоева отметила профессиональное отношение администрации МПГУ к организации учебного процесса в период неопределенности, выраженное в свободе выбора инструментария, организации учебных занятий, их структурированию.

«Педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность. Требования со стороны общества к личности педагога возрастают, так как профессия учителя крайне важна для социума. Понимая ценность эмоций и эмпатии в практической деятельности педагога, мы готовим учителей к возможной эмоциональной перегрузке, формируем у них соответствующие знания, умения, личностные качества, необходимые для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Конечно, много внимания мы уделяем и профилактике профессионального выгорания», – прокомментировал ректор МПГУ Алексей Лубков

 

В своем выступлении Марина Вайндорф-Сысоева среди направлений по управлению собственной профессиональной деятельностью выделила:

  • заботу о собственном здоровье педагога и здоровье обучающихся, например, выраженную в условиях цифрового обучения через задания обучающимся по разработке активных зарядок для глаз, спины, ног и их демонстрацию их с реализацией во время учебных занятий;
  • оптимизацию разработки заданий для самостоятельной работы обучающихся через систему переплетенных заданий;
  • мотивацию к обучению – через открытые системы критериев и показателей учебных достижений по каждому компоненту заданий;
  • способность разделять ответственность по изучению той или иной дисциплины, через распределение учебного материала для самостоятельной работы, работы в группах, работы с преподавателем;
  • умение создавать контент для снижения риска списывания при использовании современных цифровых инструментов;
  • возможность сменить место работы, уйти из профессии, чтобы двигаться вперед и не рисковать собой и собственными близкими, в том числе и качеством обучения студентов и др.

Среди направлений по снижению рисков со стороны администрации автор отметила:

  • упорядочение работы различных учебных управлений с преподавателями/ учителями (через посредников – деканаты, администрации) в части регулирования часто ччизменяющихся инструкций, шаблонов рабочих программ, форм отчетности;
  • необходимость в создании регламентов организации учебного занятия в новых условиях;
  • избегание регулярных малозначимых сообщений;
  • необходимость в создании условий для демонстрации и продвижения опыта работы преподавателей вузов;
  • снижение нагрузки преподавателя, определив время для подготовки учебных материалов нового поколения;
  • потребность в создании программ адресной грантовой поддержки внутривузовских сообществ преподавателей, внедряющих инновационные образовательные и цифровые практики;
  • целенаправленное просвещение студентов, родителей студентов, заинтересованной общественности в части применения современных технологий и их качественное влияния на учебный процесс в вузе и др.

 

 

.

17 / 02 / 2021

Показать обсуждение