Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Эксперты МПГУ на Межрегиональной научно-практической конференции по вопросам преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в Челябинске

Новости МПГУ

На прошлой неделе в Челябинске прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе». Мероприятие было организовано Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Педагоги Челябинской области и других регионов России обсуждали, как сделать эффективнее преподавание в школе «Основ религиозных культур и светской этики», учебных предметов, курсов духовно-нравственной направленности в последующих классах.

На пленарном заседании, говоря о главных проблемах реализации ОРКСЭ, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, доктор педагогических наук Игорь Витальевич Метлик отметил, что ОРКСЭ фактически до сих пор реализуется в экспериментальном режиме, отведено минимум времени на преподавание основ религиозных культур. А это, в частности, препятствует тому, чтобы сформировать эффективную систему подготовки профессиональных педагогических кадров. Эти же проблемы в подготовке учителей к преподаванию «Основ исламской культуры» выделил в своем докладе Председатель Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей ЦДУМ России, ректор Российского исламского университете в г. Уфе, заместитель Верховного муфтия ЦДУМ России по образованию и подготовке кадров муфтий Ринат Афраемович Раев.

В ходе панельной дискуссии обсуждались вопросы и проблемы соблюдения светского характера образования при изучении религиозных культур, риски и угрозы в преподавании ОРКСЭ в общеобразовательной школе, а также предложения по их нивелированию; трудности, которые испытывают учителя в процессе преподавания религиозных культур и пути повышения эффективности реализации учебных дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

Во второй день конференции педагоги образовательных организаций приняли участие в круглых столах по совершенствованию нормативно-методических условий реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, проблемам подготовки педагогических кадров, ценностным основам учебных дисциплин духовно-нравственной направленности, воспитательному потенциалу предметных областей и информационным вызовам XXI века, а также в мастер-классах по вопросам реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

Один из ключевых мастер-классов на конференции («Интерактивные технологии на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР») проводил представитель МПГУ, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Факультета регионоведения и этнокультурного образования Алексей Владимирович Кричкин.

В первой части мастер-класса участники познакомились с некоторыми информационно-коммуникационными технологиями, инструментами для работы с детьми на уроках религиоведческой направленности. Например, были рассмотрены онлайн-ресурсы, позволяющие создавать и использовать в дальнейшем, в том числе в режиме реального времени, инфографики, ребусы, кроссворды, филворды, паззлы, QR-коды в учебной, игровой, проектной и внеурочной деятельности.

Вторая часть мастер-класса была посвящена сервису, который дает возможность за одну минуту провести опрос всего класса, собрать статистику правильных и неправильных ответов и продемонстрировать результаты в режиме реального времени на доске. Педагоги смогли почувствовать себя в роли учеников: они отвечали на вопросы, поднимали карточку с вариантом ответа, который они считают правильным, а телефон эксперта считывал коды сразу всех участников. Затем ведущий мастер-класса продемонстрировал, как это работает изнутри: педагоги учились создавать сеты из вопросов, добавлять фотографии, формировать группы участников в соответствии с номерами карточек, работать со статистикой.

Участники убедились, насколько применение Plickers на уроке позволяет обеспечить эффективную связь педагога с классом. Для детей это приложение – интерактивный инструмент, позволяющий в игровой форме осваивать учебный материал. Важно, что Plickers – доступный каждому желающему сервис, для реализации которого нужен только компьютер с доступом в Интернет, мобильное устройство с камерой на платформе iOS или Android и универсальные карточки, которые можно бесплатно скачать на сайте разработчика. Затратив минимальное количество усилий, учителю при работе с детьми удастся привлечь дополнительное внимание к уроку, добавив интересный вид опроса.

При подведении итогов педагоги отметили важность и актуальность использования интерактивных технологий в образовании.

В 2019 году МПГУ осуществляет научно-методическое сопровождение проекта «Реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

Участие Университета в проекте обусловлено пониманием важности задач по совершенствованию реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях России, высокой социальной значимостью и востребованностью этой проблематики. Выбор МПГУ в качестве ключевого партнера по научно-методическому сопровождению проекта подтверждает авторитет Университета и высокий уровень реализуемых им подготовки и дополнительного образования педагогов для преподавания модулей и курсов, направленных на духовно-нравственное развитие обучающихся.

Алексей Кричкин

16 / 10 / 2019

Показать обсуждение