Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Юбилейная XI Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная 90-летию со дня рождения академика Российской академии образования, профессора, великого ученого – педагога Виталия Александровича Сластенина

Институт педагогики и психологии (новости)

24 и 25 сентября 2020 года на базе факультета педагогики и психологии (ныне Институт педагогики и психологии) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» совместно с Международной академией наук педагогического образования состоялась юбилейная XI Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная 90-летию со дня рождения академика Российской академии образования, профессора, великого ученого – педагога Виталия Александровича Сластенина. Он создал оригинальную  теорию педагогического образования, свою научную школу, лабораторию высшего педагогического образования, факультет педагогики и психологии, кафедру педагогики и психологии высшей школы и многое другое. История науки – это не только история развития идей, но и история жизни ученых, которые создают эти идеи.

В.А. Сластенин определил направление исследований в области психолого-педагогического образования на многие десятилетия. Его идея о личностно-профессиональном развитии педагога воплощена во многих его работах «Учитель и время», «Доминанта деятельности», «Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии в педагогическом образовании» и многих других.

В этом году конференция состоялась в дистанционном формате на одной из платформ для организации видеоконференцсвязи.

Открыла конференцию декан факультета педагогики и психологии, кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Сахарова. Она огласила приветствие участникам конференции от имени  ректората Московского педагогического государственного университета, в котором подчеркивалось значение научной школы В.А. Сластенина для педагогики и образования, истории одного из ведущих вузов страны. В приветствии отмечалось, что педагогическое наследие В.А. Сластенина требует своего глубокого научного изучения. Его научно-педагогические идеи очень востребованы в современной педагогической науке, что подтверждает высочайший индекс цитируемости его научно-педагогических трудов. Все это позволяет с уверенностью сказать, что педагогическое наследие В.А. Сластенина прочно вошло в фундамент педагогической науки, в историю педагогики профессионального образования.

Дочь академика В.А. Сластенина Лариса Витальевна Темнова, доктор психологических наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в своем приветствии обозначила значение памяти великого ученого для своей семьи и современной педагогической науки.

Также с приветственным словом выступила С.В. Онопченко, кандидат педагогических наук, доцент, главный ученый секретарь Луганского национального педагогического университета, г. Луганск, в котором рассказала о развитии научных идей В.А. Сластенина на Украине, и, в частности, Луганском регионе.

А.С. Магауова А.С., д.пед.н., профессор  Казахского национального университета им. Альфараби, ученый секретарь Казахского отделения МАНПО в своем приветственном слове подчеркнула влияние личности В.А. Сластенина на выбор направления научной  деятельности казахских ученых, отношение к делу, ученикам, отметила значение Международной академии педагогического образования, отделение которой в Казахстане было открыто при содействии академика Сластенина.

На пленарном заседании с докладами по актуальным проблемам педагогического образования выступали ученики В.А. Сластенина, продолжатели его научных идей: Подымова Л.С., д.пед.н., заведующий кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета; Артамонова Е.И., д.пед.н., профессор Московского государственного областного университета, г. Москва, академик МАНПО, президент Международной академии наук педагогического образования; Андриенко Е.В., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования Новосибирского государственного педагогического университета; Леванова Е.А. д.пед.н., заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; Пушкарева Т.В.., д.пед.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; Серякова С.Б., д.пед.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета;  Вьюнова Н.И., д.пед.н., профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета; Исаев И.Ф., д.пед.н., профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета; Арсалиев Ш.М.-Х., д.пед.н., профессор, проректор по научной и международной деятельности Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный, Чеченская Республика.

Заседания секций продолжили работу конференции. Было проведено 6 секций:

Секция I. Ценностно-смысловые аспекты педагогического образования;

Секция II. Культурологические основания современного педагогического образования;

Секция III. Инновационное проектирование и конструирование содержания образования;

Секция IV. Технологическое обеспечение качества непрерывного педагогического образования;

Секция V. Воспитательная работа в современном вузе: традиции и инновации;

Секция VI. Деятельность современной школы в условиях модернизации образования.

Спикерами секций выступали ученики В.А. Сластенина и ведущие ученые в области педагогического образования. В работе секций приняли участие аспиранты, педагоги школ и вузов, ученые – представители разных стран и городов России, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Вьетнама, Китая, Франции, Польши и т.д. Были представлены доклады по различным проблемам педагогического образования: профессиональная подготовка педагогов к воспитательной работе в современных условиях, готовность к инновационной деятельности преподавателя, современные функции педагогического образования в контексте региональной специфики, творческая индивидуальность педагога и ее влияние на учащихся, личностно-профессиональные качества учителя современной школы, образовательная среда персонализированного профессионально-личностного развития молодого педагога, подготовка педагогов к взаимодействию с семьёй в период дистанционного обучения и многие другие.   Участникам задавали вопросы, дискутировали, что подчеркнуло высокий научный интерес к проблемам подготовки современного учителя.

В программе конференции были заявлены два мастер-класса, ведущими которых выступили преподаватели кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета.

Мастер – класс «Эмоциональное выгорание педагога: диагностика и профилактика» был направлен на повышение уровня компетентности педагогов по профилактике эмоционального выгорания. Участники мастер-класса познакомились с методами экспресс-диагностики эмоционального выгорания и способами эффективного совладания с  различными проблемными ситуациями в профессиональной деятельности. Ведущими мастер-класса выступили Людмила Александровна Долинская, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета; Марина Сергеевна Сотникова М.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета.

Второй мастер-класс «Развитие навыков «4 К» – критического мышления, коммуникации, креативности, кооперации», был направлен на освоение компетенций  в области гибких навыков «­4 К» в школе и вузе –критического мышления, коммуникации, кооперации, креативности. Ведущим такого мастер-класса была Анна Олеговна Арно, бизнес-тренер, специалист по командному взаимодействию, ассистент кафедры психологии образования, выпускница аспирантуры Московского педагогического государственного университета.

В целом можно сказать, что идеи научной школы В.А. Сластенина являются актуальными в современных реалиях образования; привлекают внимание большого количество специалистов в различных областях педагогического образования, активно пересматриваются, трансформируются и внедряются в современную практику воспитания и обучения.

Конференция прошла продуктивно, доклады имели практико-ориентированную направленность, вызывали живой научный интерес, дискуссию.

По итогам юбилейной XI Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века» вышел сборник статей, общим объемом 521 страница, тираж  которого составил 500 экземпляров, а также монография «Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития». В монографии отражены идеи В.И. Сластенина о субъектной педагогике, сущности воспитания и инновационности учителя, содержании педагогического образования, эмоциональном развитии педагога. Авторами данной монографии являются ученики академика Сластенина: Ш.М-Х. Арсалиев, Н.И. Вьюнова,  В.М. Меньшиков, Л.С. Подымова, Н.А. Подымов, А.И. Смоляр и другие.

Следующая XII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века» состоится в Республике Карелия, в городе Петрозаводске в Карельском институте развития образования с участием Петрозаводского государственного университета.

Спасибо большое всем участникам конференции за живое научное общение и внимание к проблемам современного педагогического образования!

До новых встреч на нашей конференции и различных научных мероприятиях!

Подымова Людмила Степановна, Лукинова Анастасия Владимировна,

Преподаватели кафедры психологии образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

28 / 10 / 2020

Показать обсуждение