Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

К Международному дню музыки 2020: обзор музыкальных предпочтений первокурсников ХГФ (на основе опроса «Художник и музыка»)

Наука

Готовая картина воспринимается зрителем одномоментно (в отличие от музыки). Но, как известно, художник творит во времени и картина не возникает симультанно. Помогает или мешает юным студентам прослушивание музыки во время творчества? Каковы музыкальные предпочтения современных студентов-художников?
Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты очень интересного исследования музыкальных предпочтений первокурсников ХГФ (на основе опроса «Художник и музыка»), проведенного в период адаптационного модуля.
В опросе принимали участие первокурсники бакалавриата и магистратуры, а также студенты-художники старших курсов.
Наиболее активными (64 человека) явились первокурсники бакалавриата, поэтому удалось обобщить сведения, полученные от них.
Итак, из шестидесяти четырех бакалавров-первокурсников ХГФ, участвующих в исследовании, только 10 человек оказались юношами, остальные (54) – девушки (как мы знаем, это обусловлено спецификой факультета).

Рис. 1. Участники исследования.

Главный вопрос анкеты звучал так «Музыку каких жанров Вы предпочитаете слушать, когда рисуете?»

Музыка мешает рисовать
Один студент из числа опрошенных (1,6%) высказался категорически против прослушивания музыки во время рисования и ещё двое тоже не одобряют это, хотя не так категорично. Итого – 4,7% от общего числа опрошенных первокурсников бакалавриата.

Безразличие в выборе музыки
Один человек заявил, что он «меломан». Пяти студентам безразлично, какую музыку они слушают во время творческого процесса (они указали почти все перечисленные в анкете музыкальные направления или написали об этом прямо). На второй (более конкретный вопрос): «Что именно Вы слушаете, когда рисуете (укажите одну композицию)» затруднились ответить уже 9 студентов из 64. Среди них были трое из пяти человек, которые и в первый раз отметили, что им безразлично какую музыку они слушают во время творческого процесса. Таким образом, количество студентов «слушающих всё подряд» во время художественной деятельности находится в интервале 7,8% – 17,2%.

Музыкальные предпочтения студентов были распределены по четырем факторам (Rentfrow & Gosling, 2003) – «Рефлексивно-сложный фактор» (Классика, Джаз, Блюз, Фолк и др.), «Интенсивно-бунтарский фактор» (Рок, Heavy metal, Альтернатива), «Приветливо-консервативный фактор» (Кантри, Поп, Саундтреки к фильмам, Барды и т.п), «Энергично-ритмичный фактор» (Хип-хоп, рэп, электронника, соул, фанк и т.п.).

Диаграмма 1. Музыкальные предпочтения первокурсников бакалавриата ХГФ. Сентябрь 2020 г. (n = 64).

Как следует из Диаграммы 1, большое количество голосов набрал «Интенсивно-бунтарский фактор», тогда как обучение студентов в художественных образовательных учреждениях, как правило, идет в рамках классической программы (академическая живопись и рисунок), и этому художественному направлению больше соответствует «Рефлексивно-сложный фактор», включающий классическую музыку.
Одним из ограничений нашего исследования является то, что музыкальные предпочтения участников были получены из самоотчетов. Но известно, что люди не могут точно сообщать о своих предпочтениях, потому что им не удается контролировать свои потенциальные предубеждения. Например, молодой человек может любить слушать музыку какого-нибудь непопулярного жанра, но он не заявляет об этом, так как в молодежной среде это считается «не круто».

Ответы на второй вопрос анкеты выявили, что 58 студентов (90,6%) предпочитает слушать музыку с текстом (из них русскоязычные произведения назвали только – 13 человек (20,3%)), а инструментальные пьесы в качестве самых любимых назвали всего 6 студентов (9,4%).

Рис. 2. Музыка с текстом VS Инструментальная музыка.

В рамках проведенного опроса студенты поделились информацией о том, какие устройства они используют для прослушивания музыки во время рисования:

Диаграмма 2. Использование наушников и громкоговорителей при прослушивании музыки во время рисования.

Проведенное исследование выявило важные вопросы, на которые ещё предстоит дать ответы, среди них:

  • Отличаются ли музыкальные предпочтения студентов худграфа от предпочтений их сверстников?
  • Гармонично ли сочетается то, в какой манере студенты рисуют и то, что они при этом слушают?
  • И сам процесс рисования – это чисто механическое действо, которое неважно чем сопровождается – или важно подбирать музыку, во время которой происходит творческий процесс?

Будем надеяться, что исследования в этом направлении ещё будут проводиться и студенты-художники с интересом будут участвовать в них.

01 / 10 / 2020

Показать обсуждение