Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Кафедра психологической антропологии на Московском региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –исследователь»

Новости МПГУ

5 и 6 апреля прошел Московский региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –исследователь». Конкурс проводится Институтом педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета на базе ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» при научной поддержке кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. Президентом Конкурса и автором идеи является А.И. Савенков, член-корреспондент РАО, профессор, д.психол.н., д.п.н., директор Института педагогики и психологии образования МГПУ. 

По приглашению ведущего эксперта Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ А.С. Обухова в этом году в конкурсе в качестве экспертов приняли участие  преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ (Адамян Л.И., Адамян Е.И., Трифонова Е.В., Родина Н.М., Пирлик Г.П., Воробьева И.Н., Гарвилова О.Я.), а также студенты, обучающиеся по специальности «Дошкольное образование и специальное образование» и магистранты программы «Психология творчества и одаренности» Института детства МПГУ. А.С. Обухов с первого года существования конкурса руководит жюри гуманитарной секции, а в последние годы является Председателем Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь».

Студенты и преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства участвовали в экспертизе по всем секциям конкурса во время стендовой сессии: «Физика и техника», «Живая природа», «Неживая природа», «Гуманитарная» и вошли в состав жюри гуманитарной секции во втором туре.

Конкурс является образовательной программой, основная идея которой заключается в поддержке детской инициативы, познавательной самостоятельности, содействовании практике обучения через систему продуктивной деятельности и реализации авторских замыслов. Конкурс направлен на развитие исследовательских способностей, критического мышления, рефлексии.

Всего было представлено около 200 детских исследовательских и проектных работ по трем возрастным группам: до 7 лет; 7-8 лет, 9-10 лет. Конкурс проходил в два тура. 5 апреля прошел первый тур в виде стендовой сессии, по итогам которого были отобраны участники для второго тура – лауреаты с докладом. Второй тур (финал) прошел 6 апреля в форме презентаций. Победители финального тура получили возможность попасть на финал Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов, который пройдет в г. Сочи с 29 по 31 марта 2019 года.

Студенты получили опыт экспертной работы, узнали много нового и интересного об исследовательских работах и творческих проектах детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Интересные и содержательные выступления детей, их вовлеченность в тему, увлеченность представлением своего исследования или творческого проекта вызвали эмоциональный отклик у студентов.

Анастасия Паранина: «Я впервые принимала участие в оценивании детских исследовательских работ. Меня удивило то, насколько глубоко некоторые дети погружаются в свой проект и с каким увлечением в дальнейшем про него рассказывают. Отдельную радость мне довелось испытать от того, что я попала в состав экспертной комиссии с прекрасными педагогами, которые показали мастер-класс под названием “как разговорить детей, которые не могут справиться с волнением: наводящие вопросы, шутки, прибаутки и прочее”.

На свой педагогический ус я намотала, что не нужно подбирать тему проектов для детей самостоятельно, пусть они выберут то, что им действительно интересно, даже если это будет простовато, но зато искренне и с интересом. Заставлять детей заучивать текст, а потом его механически воспроизводить – путь в никуда, потому что на выступлении они всё равно собьются, а сымпровизировать и рассказать что-то своими словами уже не смогут. В целом, было много полезного, спасибо за возможность получить такой опыт».

Романовская Софья, студентка 1 курса Института детства МПГУ: «Нам предложили выступить экспертами на конкурсе «Я – исследователь». Сначала я думала, что будет неинтересно, но уже после первых минут конкурса я изменила свое мнение. Когда мы приехали, нам провели инструктаж и потом распределили на возрастные группы. Я попала в группу, которая рассматривала исследования детей в возрасте 7-8 лет.

Когда я слушала исследования детей, мне было интересно наблюдать, как они рассказывают, как владеют своим материалом, как они искренне заинтересованы и какие эмоции показывают при своем рассказе. Также я отметила, что почти все дети с удовольствием отвечают на вопросы экспертов.

В процессе заслушивания работ детей, я также наблюдала и за работой профессиональных экспертов. Я старалась запомнить, как они разговаривают с ребенком, какие вопросы задают и как себя ведут. Также они мне помогали, если я немного терялась и не могла быстро сориентироваться.

Самым интересным для меня стало исследование «Почему в пончике дырка?». Девочка хорошо провела работу, была в ней заинтересована. Она рассмотрел несколько гипотез и хорошо их аргументировала. Также она внимательно слушала работы других детей, что тоже я отметила.

Мне понравился конкурс и понравилось слушать работы детей, я бы с удовольствием еще раз пошла на такое мероприятие. Потому что его главная задача не оценить ребенка, вынести ему вердикт и сказать только «плохо» или «хорошо», а пробудить в ребенке тягу к исследованию, к экспериментам и познанию чего-то нового. Возможно, после окончания вуза, когда я буду работать с детьми, также буду проводить исследовательские работы на тему окружающего мира».

Кристина Атаманова, студентка 1 курса Института детства МПГУ: «Для меня это запоминающееся событие, я осталась очень довольна, что участвовала в качестве эксперта в конкурсе. Мне удалось пообщаться с детьми, задать вопросы юным исследователям по творческим проектам. Конкурс получился интересным, все дети, родители, педагоги были вовлечены в этот процесс. Такой конкурс не только расширяет кругозор детей, но и вызывает потребность в исследовании, создании творческих проектов. Получила огромное количество положительных эмоций и бесценный опыт. Спасибо Вам за предоставленную возможность!»

Ирина Лякишева, студентка 1 курса Института детства МПГУ: «Сам конкурс в школе очень понравился, и я смогла узнать много нового. Я была в дошкольной группе и смогла услышать и увидеть, как дети готовятся к проектам. Есть дети общительные и готовые отвечать на все вопросы, а есть стеснительные. Было сразу видно, кто заучил текст, а кто готов отвечать на все вопросы и переключаться. Многие дети показали себя на высоте и доказали, что они тоже могут быть исследователями».

Юлия Малькова, студентка 1 курса Института детства МПГУ: «В пятницу я посетила конкурс «Я – исследователь». Мне понравилось входить в число жюри конкурса гуманитарного блока возрастной категории 9-10 лет. Но мне было очень сложно судить детей и выставлять оценки. Я не увидела среди детей реально заинтересованных в своей работе. Все ребята говорили / читали заученный текст, который им подготовили родители. Использовали много терминов, которые вообще не знают. Это грустно, потому что конкурс ориентируется на процесс собственного исследования детей, а не родителей. 

Посовещавшись позже со своими руководителями экспертной комиссии, мы пришли к выводу, что работы очень слабые и 1 место присуждать некому. Как будущий педагог я с удовольствием буду заниматься с детьми исследовательской и проектной деятельностью (постараюсь не допускать ошибок, увиденных на конкурсе)».

Наталья Веретенникова, студентка 1 курса Института детства МПГУ: «Мне очень понравилось быть в составе экспертной комиссии на этом конкурсе. Это новый опыт для меня, который принёс только положительные впечатления. Я была удивлена, что малыши в возрасте до 7 лет уже обладают такой ярко выраженной исследовательской позицией и уже в силах оформить ее в некий проект, конечно, не без помощи родителей. Ставить баллы за те или иные критерии было очень волнительно оттого, что чувствуешь ответственность. Но мне было приятно, когда моё мнение относительно той или иной работы совпадало с мнением преподавателя».

 

Текст подготовила

доцент кафедры психологической антропологии,

к.психол.н.

Л.И. Адамян  

Фото:

Адамян Л.И., Трифонова Е.В., Воробьева И.Н., Адамян Е.И.

 

08 / 04 / 2019

Показать обсуждение