Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Кафедра психологии образования провела заседание киноклуба «Пси-синема»

Институт педагогики и психологии (новости)

30 октября 2020 года доктор психологических наук, профессор Морозюк С.Н. и кандидат психологических наук, доцент Горбенко И.А. провели онлайн заседание киноклуба «ПсиСинема», в котором приняли участие студенты МПГУ.

В начале встречи участники познакомились с теоретическими основами проблемы жизнеспособности личности, узнали, чем понятие «жизнеспособность» отличается от понятия «жизнестойкость», каковы структурные компоненты и факторы жизнеспособности. Затем для просмотра и анализа в контексте психологического феномена «жизнеспособность личности», участникам был предложен художественный фильм «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония».

Примечательно, что фильм «Крик тишины» получил 17 наград, среди которых диплом и приз Российского военно-исторического общества «За верность исторической правде», приз «За лучшую режиссуру», «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и др. В Москве премьера этого фильма состоялась в день 75-летия снятия блокады. В этот же день, в Санкт-Петербурге, в кинотеатре «Родина», также прошёл премьерный показ фильма.

После просмотра фильма состоялась дискуссия, в ходе которой обсуждались вопросы: что позволило выжить главным героям в блокадном Ленинграде; какие качества личности проявлялись у них в различных ситуациях; какой из факторов жизнеспособности оказал решающее влияние на поступки героев; и т.п.

Приведем в качестве примеров некоторые высказывания участников киноклуба:

«В фильме показано, как в состоянии экстремального давления обстоятельств проявляются скрытые стороны и неведомые прежде свойства характеров»;

«Ленинград душит кольцо блокады, каждый человек борется с жестокой напастью, цепляясь за последний шанс, каким он будет – подсказывает его воля, сила духа, которой оказывается больше у малого ребёнка, чем у взрослой женщины, которой её не хватило»;

«История о том, какими слабыми могут быть взрослые и какими сильными дети»;

«Для того, чтобы выжить в тяжелейших условиях, главная героиня находит себе цель (неосознанно): ей нужно кому-то помогать, нужно, чтобы кто-то её ждал, чтобы было, к кому возвращаться. Вот и обрела она «брата», которого опекала и выхаживала»;

«Девочка-подросток полтора часа спорит со старухой смертью за право жить и право быть. Спорит не только за себя, но ещё и за душу трёхлетнего мальчика Мити» и др.

В заключении встречи участники пришли к выводу, что «несмотря на трагичность ситуации, в которой оказались герои, фильм не ставит целью заставить зрителя страдать; здесь есть элемент жизнеутверждения; жизнь побеждает смерть, как бы там ни было»; «важной способность, помогающей человеку выжить в неблагоприятных условиях,  сложных ситуациях,  является жизнеспособность»; «одним из факторов жизнеспособности личности является способность любить, любить безусловно, любить отраженной радостью» и мн.др.

Ждем всех желающих для продолжения разговора 27 ноября в 19.00.

 

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования  Ирина Александровна Горбенко.

 

05 / 11 / 2020

Показать обсуждение