Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Как “Огонек” зажег свой огонь в сердцах вожатых МПГУ. Интервью со студентом Института истории и политики МПГУ Артемом Барановым о вожатской практике в Калининградской области

Новости МПГУ

В этом году наши студенты открыли для себя не только много новых тематических смен, но и новых территорий. Летняя педагогическая практика – это еще и отличная возможность путешествовать, расширяя границы вожатского братства. Вожатые МПГУ не отстают: любители путешествовать, открывать новые места и находить занятия по душе – они изучают каменистые берега, ходят в походы со своим отрядом, проводят научные мастер классы и квесты, и даже проводят исторические факультативы, как наш сегодняшний гость – студент 4 курса Института истории и политики МПГУ Артем Баранов. В первую свою смену он влился, как настоящий вожатый-первооткрыватель: отправился в неизвестный для него город на Балтийском побережье на свет детского центра «Огонек» ( Калининградская область), чтобы погрузиться в незабываемое приключение, наполненное общением с детьми, торжественными мероприятиями, конкурсами и мастер-классами, вечерними посиделками у костра, зародившие в сердце студента любовь к вожатскому делу.

– Артем, скажите, это же Ваше первое путешествие в лагерь? До этого Вы не занимались вожатством и не планировали ездить в лагеря?

– Да, я и в детстве не ездил, честно говоря. Вожатская практика привела меня в лагерь. Я задумался, где мне интересно будет ее пройти, и обратился к нашему куратору – Наталье Юрьевне Лесконог – а она, в свою очередь, предложила мне поехать в Калининград в ДОЛ «Огонек». У нашего университета хорошие отношения с директором лагеря Александром Анатольевичем Фадиным, можно поехать поработать там, пройти вожатскую практику и Балтику посмотреть.  Я устал от Москвы и решил, почему бы и нет.

– Несмотря на то, что до этого момента Вы не работали вожатым, Вы же имеете представление о профессии?

– Еще какое! Я окончил программу профессионального обучения вожатых в МПГУ, досконально изучил модуль «Основы вожатской деятельности», поэтому перспектива работы вожатым меня не пугала. Наоборот, заинтересовала как педагога-историка. Я подумал, как смогу применить на практике свои профильные знания и использовать их, как вожатый. Начала практики я ждал с нетерпением и некоторой опаской, удастся ли реализовать всё задуманное в лагере.

– Судя по отзывам, Вам это более чем удалось. Калининград то сам успели посмотреть, или всё время провели в лагере?

– Я приехал туда с микро-отпуском за 4 дня до начала смены, поэтому успел и погулять, и изучить город и его достопримечательности, его историю и кое-что обновить для своего проекта, которым занимался в лагере вместе с детьми.

– Что Вы придумали, если не секрет?

– Я вел факультатив в рамках нашей тематической смены, посвященной году науки в Российской Федерации, по теме «Калининград – Кёнигсберг», выстраивая занятия на своих накопленных знаниях. Опять же помог модуль «Основы вожатской деятельности», помня теоретический материал учебника, я смог не только заинтересовать ребят своей темой, но и организовать работу отряда без сучка и задоринки. Мы изучили историю Калининградской области и не только, разобрали городские легенды и мифы. Итоговым продуктом стал рассказ об острове Кнайпхоф – это историческое место, где сейчас находится Кафедральный собор Калининграда – в формате фотографий 19-начала 20 века. Дети четко следовали моему руководству, у нас установился доверительный контакт «Вожатый – ребенок».

– А с коллегами тоже сразу удалось установить контакт?

– С коллегами сложнее. Нас (ребят из Москвы) распределили по разным отрядам (мы особо не пересекались), и приставили к каждому опытного вожатого-напарника. Мне попался парень, который работал в «Огоньке» уже 4ую смену. Я был новым человеком не только для него, но и для лагеря в целом, поэтому первое время мы с моим напарником занимались «перетягиванием каната» и выяснением, кто главнее. Но это длилось недолго и работе с детьми не мешало – мы смогли найти общие темы соприкосновения и прийти к взаимопониманию. Смену доработали уже друзьями.

– Какого возраста были дети в Вашем отряде?

– 11-12 лет. Это средний возраст. Они еще не подошли к пубертатному периоду, но и уже не совсем дети. Наш отряд выиграл всевозможные конкурсы, занял призовые места в куче номинаций и был на седьмом небе от счастья. Конфликтов в моем отряде не было: дети слушались, понимали, что от них требуется, и выполняли это. Я так привык к ним, с ужасом представлял последний день смены, прощаться всегда очень тяжело. Особенно, когда смена прошла идеально.

– Во время моих интервью вожатые часто говорят, что предпочитают работать с младшим или средним возрастом, и стараются избегать взрослых детей. Вы тоже предпочитаете работать с младшими?

– Я не боюсь трудностей, но могу понять своих коллег: со старшими сложно найти общий язык, здесь уже подключается реверсивная психология. Как бы здорово ты ни разбирался в детях и не знал все схемы поведения, когда ты немногим старше детей в твоем отряде, с ними очень сложно найти общий язык. Более того, объяснить, почему они должны тебя слушаться. У нас был пед состав не старше 23-х лет, там разрыв совсем небольшой. Поэтому желание работать с младшими, которые относятся к тебе, как к старшему брату и товарищу, мне абсолютно понятны. Возможно, я бы тоже предпочел этот возраст, но, если бы мне попался отряд со старшими ребятами, я бы встретил трудности с расправленными плечами.

– Мне нравится Ваш подход к делу. Чувствуется, что Вы целеустремленный и умеете добиваться своих целей. Чем занимаетесь помимо учебы?

– Занимаюсь всем, что связано непосредственно с моим профилем. Изучаю дальневосточные языки, увлекаюсь востоковедением, новой и новейшей историей, преподаю. Работал в штабе кандидата в Государственную Думу, интересуюсь политикой, ее устройством. По вожатству я бы еще прошел какие-то курсы для повышения квалификации, это никогда не помешает.

– Какие серьезные у нас студенты учатся! Это о-о-очень приятно! Думаю, Вам всё удастся, а новые знания действительно никогда не будут лишними. Вы довольны практикой, детьми, лагерем и Калининградом, так? Поедете еще?

– Абсолютно точно, хотелось бы вернуться сюда еще. Атмосфера в лагере очень хорошая.

– А другие лагеря есть на примете?

– Друг приглашал в Крым, там в Оленевке есть парк лагерь «Шельф» недалеко от мыса Тарханкут, может, знаете? При них есть парк детского дайвинга, организованный Игорем Леонидовичем Опша, профессиональным водолазом времен СССР. Там учат детей и вожатых погружению с аквалангом, я бы с удовольствием у них побывал, это моя мечта! А еще там самое теплое море и красивые подводные гроты. Друг рассказывал.

– Здорово, когда уже есть планы на будущее лето. Надеюсь, за год Вы осуществите задуманное и достигнете своих целей. С Вашей целеустремленностью это будет не сложно. Увидимся на новых проектах!

Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Фото: из личного архива Артема Баранова

21 / 09 / 2021

Показать обсуждение