Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Как вожатые работают с детьми с ОВЗ?

Новости МПГУ

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых (УФО): Анна Быстрова (Екатеринбург).

Как часто вы встречаете людей с ОВЗ? Как реагируете, если кто-то из них обращается к вам за помощью? Почему, не смотря на постоянные призывы правительства и социальных служб вести себя с такими людьми на равных, общество отгораживается от них психологическим барьером?

 В наши дни вопрос социализации людей с ограниченными возможностями стоит особенно остро. Финансовый кризис, проблемы экологии и прочие негативные факторы привели к печальной статистике: с каждым годом количество инвалидов в России стремительно увеличивается. Кроме того, все чаще в новостях приходится слышать о буллинге школьников с ОВЗ. И это очень опасная тенденция.

В силу объективных причин мы не можем единовременно остановить глобальные кризисные процессы, но в наших силах пресечь травлю особенных людей, в первую очередь детей. А помочь в этом деле могут опытные и грамотные педагоги. С одним из них мы хотим познакомить вас сегодня. Эту удивительную девушку, студентку 4 курса УрГПУ зовут Анна Быстрова. Фамилия говорит сама за себя: она не привыкла сидеть, сложа руки, и все дела, за которые берется, доводит да конца.

— Аня, признайтесь, где Вы прячете крылья? Или, может, у Вас на спине пропеллер, как у Карлсона?

(Смеется). — Ни того, ни другого, только безудержное желание всем помогать и быть полезной!

— Вы всегда такой были или это пришло с опытом?

— Думаю, я родилась такой. Нельзя всю жизнь быть железобетонным, а потом резко подобреть и начать всем помогать. Это должно исходить из сердца. Несмотря на то, что мой родной Екатеринбург – город с суровым климатом, люди здесь теплые и отзывчивые!

— Могу предположить, что в детстве Вы были непоседой — активным, энергичным ребенком. И вас наверняка, как многих непоседливых детей, отправляли на лето в лагерь?

Еще какой непоседой! Кроме того, очень любознательной. Поэтому, начиная с 6 лет, я уже ездила в лагерь. Я обожала лагерную жизнь и с каждым годом всё больше проникалась ею. Мне нравилось отдыхать, но еще больше – проводить время с вожатыми и возиться с малышами. В 14 лет я уже впервые попробовала себя в роли помощника вожатого: попала в профильный кружок «Академия будущих вожатых» и смогла попробовать свои силы в ДОЛ «Волна» (Ленинский р-н, г. Екатеринбург). С тех пор я работаю в этом лагере и сейчас являюсь руководителем «Академии будущих вожатых». Кем я только не побывала за эти 7 лет! От помощника вожатой и кружковода до старшей вожатой и руководителя смены. А всего этих смен на моем личном счету – 23.

— Солидная цифра! Но мне известно о еще одной впечатляющей цифре. Это правда, что в прошлом году Вы выиграли грант на сумму 200 000 рублей для реализации собственного проекта?

— Да, всё верно. Это произошло в 2018 году в Крыму, на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида». Я до сих пор не могу поверить, что выбрали именно мой проект! Суть его заключается в том, чтобы построить лагерь, адаптированный для проживания особенных детей. В какой-то момент администрация «Волны» решила приглашать в лагерь детей с ОВЗ, но я отметила для себя проблему неадаптированности для них территории лагеря.

Написала проект и выиграла грант. Предугадывая Ваш вопрос, скажу, что каких-то особых мотивов у меня нет. Просто не люблю несправедливость. Многие пишут гранты ради собственной выгоды, я же являюсь педагогом, еще и волонтером. По-моему, идеальное сочетание, подчеркивающее мою бескорыстность! (Улыбается) Все товары, закупленные мною на деньги гранта, остаются в лагере.

— Я искренне восхищаюсь Вами и Вашей работой! Но всё-таки это – тяжелый труд, тем более, если говорить о работе с детьми с ОВЗ. Вы не думали о том, чтобы сменить род деятельности и переключиться на другую, более легкую и престижную профессию?

— Меня огорчает тот факт, что профессия педагога не так популярна среди моих сверстников, как, допустим, профессия эстрадного исполнителя, художника или дизайнера. К сожалению, при слове «педагог» мы привыкли представлять нудного профессора в очках и с авторучками в нагрудном кармане рубашки! Вам не кажется, что этот образ давно устарел? Именно поэтому я не собираюсь бросать своё дело, наоборот, я хочу доказать всем, что это нужная, важная, а главное творческая профессия! Особенно профессия вожатого.

У меня неплохой педагогический опыт, сейчас я работаю вне лагеря в детском инклюзивном центре совместного творчества «Развитие», и мне это очень нравится. В нашем лагере много детей-волонтеров, которые постепенно учатся вожатскому мастерству, и я с удовольствием им помогаю, так как сама с этого начинала.

В 2017 году я стала лауреатом Всероссийского конкурса «Добровольцы России», в номинации «Культурное добровольчество» заняла 2 место, руководила также волонтерским отрядом. В прошлом году в нашем университете я выиграла конкурс «Студент года» в номинации «Доброволец года». Стараюсь не пропускать молодежные мероприятия, посещаю форумы, представляя нашу «Академию будущих вожатых» и ДОЛ «Волна». Было бы очень глупо это всё бросить, не находите?

— Слушайте, я даже записывать за Вами не успеваю! Неужели не было ни одной смены, когда Вам хотелось сказать себе: «Ань, притормози-ка»?

— Вот еще, притормозить! Тем более в лагере, где мне настолько интересно, что радуется душа. Я обожаю свою работу, мне отрадно смотреть, как реализовываются мои творческие замыслы. Нравится быть авторитетом в глазах детей; наблюдать за тем, как они расцветают, словно бутоны, превращаясь в прекрасные цветы. Дети открываются мне, а я им. Я знаю, что авторитет, основанный на подавлении и крике – ложный авторитет. Мы, вожатые, такого метода избегаем. Хитростью авторитет детей тоже не завоюешь. Вожатый для детей – наставник и друг, именно доверие и поддержка помогут наладить отношения с детским коллективом. Но самое удивительное и приятное во всем этом – то, что дети, которые были у меня на смене в 2013 году, уже окончили вожатские курсы, и пришли работать вожатыми! Меня это вдохновляет и окрыляет. Наверное, в этом и есть смысл работы педагога.

 

Кристина Романова,

Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров

Фото: из личного архива Анны Быстровой

16 / 09 / 2019

Показать обсуждение