Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Капибара, аксолотль и другие животные: диагностику по русскому языку прошли дети-инофоны из Мирного

Новости МПГУ

5 мая 2023 года специалисты Московского педагогического государственного университета провели выездную консультацию для педагогов и администрации школ в СОШ № 8 г. Мирный (Республика Саха). Командировка состоялась в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, и научно-исследовательской работы по разработке диагностических материалов по оценке уровня языковой подготовки детей мигрантов в основной школе, выполняемой Московским педагогическим государственным университетом по поручению Министерства просвещения России.

В состав делегации вошли заместитель декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО по научной работе Анна Александровна Шевцова и заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Алексей Владимирович Кричкин.

СОШ № 8 с углубленным изучением технологического профиля хорошо известна во всем Мирнинском районе Якутии. Здесь, помимо общеобразовательной программы, можно освоить востребованную профессию – стать автослесарем, парикмахером, мастером маникюра, получить права категории B. Очень активно здесь используют возможности развивающей образовательной среды, спортивных секций, углубленной воспитательной программы школы для психологической и социокультурной адаптации вновь прибывших учеников из семей с миграционной историей.

Среди 34 детей-инофонов школы далеко не все родились, например, в Бишкеке, Баку, Ташкенте или Душанбе. Есть ребята, родившиеся в Томске, Новосибирске, переехавшие из Москвы. Но все же русский язык для них – не родной, в семьях чаще всего они говорят на киргизском, узбекском, таджикском, азербайджанском.

Как отмечают коллеги, Якутия – один из российских регионов, для которого билингвизм в повседневной жизни, в том числе в школе, является нормой. Большинство жителей Якутии владеют не только русским языком, но и якутским, что бесспорно является важным фактором для формирования поликультурного образовательного пространства. В целом ребята-инофоны, особенно учащиеся основной школы, продемонстрировали достаточно хороший уровень владения языком, позволяющий осваивать предметы основной школьной программы. Но есть и те, кто пока не научился читать и писать по-русски, испытывает сложности с освоением других предметов из-за того, что семья приехала недавно. Именно для таких детей и их учителей предназначены учебно-методические пособия, азбуки и прописи, разработанные с учетом методики РКИ, учебные пособия по языковой и социокультурной адаптации издательства «Этносфера», которые были переданы в методический кабинет и библиотеку школы.

В рамках диагностики ученики основной школы писали мини-эссе на различные темы. Отметим и теплые слова, которые нашлись у ребят для арктического Мирного – новой родины, и слова благодарности учителям, и множество интересных животных, которые дети считают «любимыми»: здесь не только тигры, медведи, кошки, собаки и лошади, но и экзотические капибара и аксолотль!

На базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением технологического профиля» МР «Мирнинский район» РС(Я) прошел методический семинар, в котором приняли участие более 50 педагогов и руководителей со всего Мирнинского района. Анна Шевцова рассказала о целях проведенной диагностики, представила учебно-методическую литературу в помощь педагогу, рассказала о поддержанных Фондом президентских грантов проектах, в которых под эгидой МПГУ сотрудничают и взаимодействуют более 90 образовательных организаций из 20 субъектов РФ. Алексей Кричкин провел мастер-класс по созданию интерактивных упражнений на платформах: WordWall, LearningApps, Plickers, продемонстрировал специализированные интернет-ресурсы в помощь педагогу для языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов. Многие материалы будут полезны всем ученикам, независимо от их родного языка и уровня академической успеваемости.

Мы сердечно благодарим за гостеприимство и поддержку наших якутских коллег – директора школы № 8 г. Мирного Елену Кимовну Мухаметчину, заместителя директора по УВР Ирину Романовну Гурову и надеемся на продолжение сотрудничества!

Подробнее о проекте можете узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

Анна Шевцова, Алексей Кричкин

10 / 05 / 2023

Показать обсуждение

Обсуждение

Институт детства, 10 / 05 / 2023 в 15:19

Очень интересно!