Навигация по сайту

Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?

Интервью

Катерина Дёмина

 

Как привить ребенку интерес к работе? Что важнее сформировать у подростка – профессиональные навыки или представление о миссии? Кто такие трудоголики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Катерина Дёмина.

– Иногда, когда сын или дочь уже выросли, родители сталкиваются с проблемой: у ребенка есть немаленькие материальные запросы, но работать оно просто не хочет. Как объяснить ребенку значимость работы? Как сформировать правильное отношение к ней?

– Есть два послания, которыми родители блокируют интерес ребенка к работе. Одно – разговоры о том, что «работа – это каторга, которую я ненавижу, на которую я вынуждена ходить». То есть я туда хожу, потому что меня заставили. Нужда заставила, обстоятельства заставили, а если бы у меня был миллион долларов на счету, то никто бы меня вообще там не видел. И ребенок выучивает, что работа – это тяжело и не приносит радость. Это – первое разрушительное послание.

Второе, как ни странно, – его полная противоположность, когда работа для родителей – смысл жизни, когда она явно важнее семьи и ребенка. Тогда вывод, что работа – это плохо, делается на эмоциональном уровне, потому что «ради работы меня бросили».

– То есть это детская ревность своего рода?

– С одной стороны, ревность. А с другой – некоторые люди могут в этот момент пообещать: «У моих детей так не будет».

Обычно это – история про женщин. «Я никогда не променяю ребенка на карьеру». «Я должна быть со своим ребенком». И поэтому они не выходят на работу, когда ребенку это уже давно не нужно.

Ведь детям старше семи лет мама дома только мешает. Есть, конечно, приятные бонусы вроде обеда. Но, опять же, смешно: мамы убиваются и не выходят на работу, чтобы встречать ребенка из школы, чтобы нормально накормить. Но при этом на семь лет приходится самая низкая точка аппетита, и семилетние дети есть не хотят. Они хотят кусочничать и еще, как правило, прекрасно едят в школе все эти неполезные гадости.

В общем, начиная с семи лет, мама совершенно не нужна дома круглосуточно. С ней неплохо встречаться вечером, но, сидя дома всё остальное время, она совершенно явно тормозит развитие ребенка. Очень многим вещам дети не обучаются из-за того, что мама дома.

– Вернемся к теме «дети и работа». Когда подросток выбирает себе занятие на будущую жизнь, на него иногда давят родительские представления: «вся наша семья окончила этот институт», или «ты должен быть юристом»…

– Это не выбор работы. Это выбор профессии, и дальше с ней можно сделать всё что угодно. И выбор здесь такой: сохранить наследие семьи, остаться в этой семье, или протестовать и идти поперек ветра. Это – нормальный подростковый выбор.

Всё-таки, согласитесь: первое образование мы, как правило, получаем, «не приходя в сознание». Очень мало кто делает этот выбор осознанно, разве что поступая в театральный институт. Или там, где есть миссия: медицинский. А всё остальное – это же воплощение наших фантазий.

И, в общем-то, хорошо, когда они есть. Хорошо, когда мальчик говорит: «Я буду физиком» не «как папа», а «потому что мне это страшно интересно». Он получит свое физическое образование и уйдет в фотографы, или в веб-дизайнеры, или будет водить детей в походы.

– То есть человеку нужно не столько осознание профессии, сколько осознание миссии? А общество потом его профессиональные навыки развивает?

– Не совсем так. Смотрите, есть большое фундаментальное образование, но оно не учит профессии. Оно в лучшем случае ставит на место картину мира. А есть миссия, к которой ребенка готовят или не готовят. Миссия – это то, что придает смысл нашей деятельности. Помните притчу – три каменщика отвечали на вопрос: «Что я делаю?» «Я этот камень тешу». «Я – деньги зарабатываю». «А я – храм строю».

Если этой миссии нет, а у маркетологов и у офисных работников ее почти всегда нет, то очень трудно внушить, что всё-таки ты здесь для чего-то более высокого. А хорошо себя чувствует только тот человек, у которого в жизни есть смысл. «Зачем я здесь?» «Зачем я это делаю?» Смысл может быть, если я реализую какую-то идею. Или второй вариант: я помогаю людям и таким образом реализую свой потенциал. У врачей, учителей, ученых или художников нет проблем с миссией. Проблемы с миссией бывают только у тех, у кого работа «ни о чем».

– Как сформировать в ребенке миссию? И как это потом может аукнуться? А то ведь действительно, формируем-формируем миссию, а он потом уйдет детей в турпоходы водить.

– А это как раз хорошо – водить в походы. Ничем плохим формирование миссии не аукнется, если только эта миссия – не нарциссическое воплощение родителей. Это то, что я сейчас иногда вижу: жила-была маленькая хорошенькая девочка, а потом у нее, например, появился голос. И мама кладет жизнь на то, чтобы из нее вылепить певицу. Хотя девочка, на самом деле, довольно зажатая, и появление на публике ее напрягает. Да, ей нравится петь, но она не хочет становиться звездой. Или другая девочка. Да, она одаренная пианистка, но она хочет быть: а) ветеринаром, б) бегать марафоны. Но у родителей есть идея, что она будет звездой. А она не будет.

Нарциссическое воплощение всегда – это когда не про ребенка, а про мои нереализованные потребности. Это я хотела быть на сцене, чтобы мне хлопали, но мне Бог не дал голоса или таланта. И тогда я сделаю это из дочки и буду собирать бонусы. Очень распространенная история.

Все родители хотят гордиться своим ребенком, но кто-то может гордиться тем, что есть. А кому-то необходимо это еще накачать, надуть, как мыльный пузырь, и хвастаться. Но это же единственная жизнь ребенка, у него не будет другого детства!

– Давайте вернемся к работе. Про ситуацию, когда человек на работу не хочет, мы поговорили. Но есть обратная сторона – трудоголизм. Откуда он возникает и что с ним делать?

– Как любая зависимость, трудоголизм связан с невозможностью выносить одиночество, с некоторой внутренней пустотой, и тогда эту пустоту нужно разными способами заполнять.

Можно родить пять детей и быть всё время при деле; тогда у тебя нет проблемы, чем себя занять. А можно заполнить эту пустоту работой, и тогда она как бы заменяет экзистенциальные смыслы.

Работа в принципе – это не миссия, не смысловое наполнение жизни, а просто – «я хожу на работу». И в корпорациях очень много трудоголиков, потому что корпорация как будто предлагает это смысловое наполнение. «Мы сделаем план на 200 %!» И что? Лично мне этот план каким боком? Он как-то улучшает мою жизнь или улучшает жизнь миллионов?

– Есть то, что сейчас так и называется: «миссия компании». Это ненастоящая миссия?

– Да, это так и называется. Потому что после того, как мы наелись «улучшения качества жизни», у всех людей появилась потребность жить как-то более высоко. Не в смысле «потреблять больше», а в смысле «знать, для чего». И иногда люди, говоря психоаналитическим языком, впадают в слияние с корпорацией. То есть так же, как они были приклеены к маме, приклеиваются к корпорации, в надежде взамен получить защиту, поддержку, заботу.

Но это всё иллюзия, потому что корпорация существует не для того, чтобы вам было хорошо, а для того, чтобы получать от вас деньги. Если вы ошибетесь, заболеете, станете нетрудоспособными, корпорация вас выкинет и даже глазом не моргнет.

На Западе это давно поняли, там этот этап давно пройден, а у нас это всё в новинку. У нас это очень хорошо легло на мораль.

В советское время был такой неодобрительный термин «летуны», а еще были награды за десять лет на одном месте, за двадцать. Сейчас это даже представить невозможно. А тогда считалось доблестью. Фактически это было крепостное право: человек двадцать лет на одном месте. Кроме врачей, – и то не тех, которые сидят в поликлинике, а которые каждые пять лет учатся, повышают квалификацию – двадцать лет на одном месте никому не нужно.

Раньше была социальная защита и полная предсказуемость жизни. Но на самом деле под этим предлогом внедрялась инфантилизация – с человека снималась вся ответственность. Работай – тебе дадут квартиру, детей твоих будет воспитывать государство, тебе будут привозить продукты, тебе будут регулярно повышать зарплату, тебе за это ничего не нужно делать.

– Современные люди столкнулись с обратным. Система социальной защиты почти исчезла. Не связан ли трудоголизм с тем, что заодно исчез и гарантированный отпуск, и прочее?

– Посмотрите на труд за компьютером, за конвейером, и вы получите ту же самую картину. Люди настолько измотаны, что не успевают думать. Для того чтобы что-то менять в своей жизни, нужно иметь какой-то свободный ресурс. Временной, физический, умственный, психический.

Чтобы мне что-то поменять в жизни, у меня должно быть пять минут выходных. А если я всегда колочу по клавишам, чтобы выколотить всего лишь на прожиточный минимум, мне некогда думать, как развиваться. Только вы считаете таких людей «потерянными», а я бы сказала, что они никогда и не находились. Они в какой-то момент впряглись и больше уже не выпрягались.

– Что делать в ситуации, когда работа таким вот образом «ест» жизнь человека?

– Если бы я была его консультантом, то начала бы с вопроса: «А чего вы хотите?» Если человек на этот вопрос отвечает: «Спать», – значит, он уже в одном шаге от больницы, это хронический недосып. И если у человека уже исчерпаны его физические возможности, то он уже может просто загреметь под фанфары куда-нибудь в больницу с нервным истощением. Нормальный взрослый человек должен хотеть не только спать.

А дальше мы начинаем раскручивать эту веревочку и всегда оказывается, что трудоголики – это люди, которым запрещено было чего-то хотеть, просить для себя. И в корне лежит родительское предписание: ты должен сам заработать, во всех смыслах.

И когда мы начинаем разбираться в этих историях, оказывается: у человека были предложения более интересные и по деньгам более выгодные, но в корне зашито, что работа должна быть на износ. И человек просто реализует эту максиму.

– Когда и как она успевает сформироваться?

– Это работают всякие поговорки, которые любят повторять мама и бабушка: от самой безобидной «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» до «От трудов праведных не построишь палат каменных» и «Как потопаешь – так и полопаешь».

– То есть, желая приучить ребенка к труду, мы как-то «перепрыгиваем цель» и приучаем его чуть не к членовредительству?

– Да, и чтобы от этого избавиться, нужно учить человека контактировать с собой. «А какую бы на самом деле ты хотел работу?» «Какой график тебе был бы интересен?» «Чем бы ты на самом деле хотел заниматься?»

Когда удается это раскрутить, начинается какая-то другая жизнь, открываются новые возможности. Когда мы рассматриваем каждую установку по отдельности и выясняем: «Это правда, или тебе просто так сказали, и ты поверил, потому что был маленький и глупый?»

И сейчас я очень часто это вижу: когда молодые девочки начинают наниматься на работу, они даже не спрашивают, сколько им будут платить. Потому что – «ура, меня взяли». То есть сама работа воспринимается как награда.

– Это стандартная ситуация для подростка, это кризис неоцененности?

– Это стандартная ситуация для хорошо воспитанных девочек, которых долго растили. Обычно это очень хорошие девочки, которых воспитывали так, что «ты ценна, только пока ты приносишь пользу». И за возможность быть полезной ты должна быть благодарна.

– Как это исправлять?

– Психотерапия в массы. Ну, если не психотерапия, то массовое образование, пассивное такое: в сериалах, в журналах постоянно пропагандировать, что человек ценен сам по себе. Ценен не в том смысле, что он заслуживает уважения, а что представляет ценность для общества. И да, ты работаешь, но еще надо делать что-то, на что есть спрос.

Я вижу, что специалисты и профессионалы никогда не остаются без работы. А вот люди, которые ничего из себя не представляют и не хотят расти, – ну, ребята, извините, ровно на эту мизерную сумму вы и работаете.

– Где в таком случае граница здравого смысла между моими запросами и моими справедливыми требованиями, скажем так. У нас же все вчерашние выпускники указывают в резюме желаемую зарплату от шестидесяти тысяч.

– Они с этим резюме походят-походят и постепенно поймут, что есть спрос рынка, запрос на некие услуги.

– Но нас же всех учили выполнять миссию, а не просчитывать уровень будущей зарплаты!

– Тогда давайте говорить о том, что мы будем считать миссией.

Смотрите, вот моя работа. С одной стороны, психология – это вроде бы очень-очень осмысленно. Но студенты-то пришли в нее мир спасать. А мир говорит: нам нужна диагностика детей к первому сентября, много диагностики. И ребята не готовы делать диагностику, они хотят спасать мир.

На мой взгляд, это есть в любой профессии. В любой профессии новичок жаждет спасать мир, и это хорошо и правильно. Но мир ему говорит: прежде чем нас спасать, иди горшки повыноси.

Врач, например, мечтает открыть вакцину. А ему говорят: ладно, но давай ты год проработаешь санитаром, причем в каком-нибудь хосписе.

– И как тогда примирить миссию, конкретное преломление этой миссии, действительность, свои ожидания и еще свою самооценку?

– На эту притирку уходят первые десять лет. Это дело не одного, не двух даже лет, потому что ты меняешься, рабочие отношения меняются.

Например, чтобы быть фрилансером, нужно иметь очень большой опыт работы в какой-то структуре. Это самодисциплина, это опыт, это наработка связей: чтобы у тебя были заказы, мир должен о тебе как-то узнать.

Для этого недостаточно выйти в какой-то уютный бложик и там написать: «Бегите все ко мне, я – самый крутой фотограф, парикмахер или веб-дизайнер». А потом к тебе приходят и говорят: «А сайт за пять тысяч сделаешь?» И ты начинаешь корректировать свои возможности, свои ожидания.

Это и есть взросление. Обычно молодые люди сыплются на том, что они не учитывают рутину, и это начинает их бесить. Второй вариант – если рутины становится слишком много и не остается места для творчества, тогда человек выгорает и уже не получает удовольствие. Но вообще любая работа на 80 % состоит из рутины и на 20 % – из творчества.

Что же до выгорания – это тема для большого отдельного разговора.

Информация с сайта Православие и мир

14 / 07 / 2016

Показать обсуждение




Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Журнал ректора
05 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале "Спас" в программе Бориса Костенко "Вечность и время. Миссия учителя".

Интервью с абитуриентом
Новости МПГУ
Интервью с абитуриентом
28 / 08 / 2018

Закончилась пора волнений, и многие абитуриенты уже заняли свои места в приказах о зачислении. О первых впечатлениях, поступлении и серьёзном выборе рассказала Елена Брит, первокурсница Института социально-гуманитарного образования обучающаяся по...

Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
Новости МПГУ
Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
27 / 08 / 2018

Каждый абитуриент хочет узнать больше об университете и институте, в который он подаёт документы. Мечтает понять, как всё устроено, и что его ждёт в дальнейшем. На самые популярные вопросы, которые...

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
25 / 08 / 2018

  Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ готовит различных специалистов в области педагогики и психологии. О направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году и особенностях обучения рассказала Декан факультета дошкольной педагогики...

Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
24 / 08 / 2018

В основе мечтаний каждого человека лежит неотъемлемое желание помочь другим людям. Татьяна Александровна Соловьева, Директор Института детства, кандидат педагогических наук, рассказала о мечте своей юности.

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
21 / 08 / 2018

Сегодня многие абитуриенты мечтают стать журналистами, педагогами, психологами. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна поделились своими студенческими мечтами.

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
Новости МПГУ
Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
20 / 08 / 2018

Студенты МПГУ продолжают делиться историями из опыта своей вожатской деятельности. Зинаида Федорова, студентка 3 курса факультета начального образования МПГУ, рассказала сотруднику ФКЦ Анне Савенок о своих впечатлениях о работе вожатой.

Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
14 / 08 / 2018

На протяжении всей жизни человек постоянно мечтает, строит планы. Не всегда все осуществляется с первого раза, в таких случаях необходимо набраться терпения и приложить немало усилий. Директор Института истории и...

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
Новости МПГУ
Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
25 / 07 / 2018

О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
17 / 07 / 2018

По каким направлениям готовит Факультет педагогики и психологии? В каких отраслях могут работать ваши выпускники?...

В МПГУ 11000-ый абитуриент
Новости МПГУ
В МПГУ 11000-ый абитуриент
12 / 07 / 2018

В Московский педагогический государственный университет ежегодно приходят тысячи абитуриентов. Не даром вуз называют «первый педагогический» - сегодня большинство выпускников поступают именно на педагогические направления.

Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
Новости МПГУ
Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
27 / 02 / 2018

28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей. За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики...

Институт иностранных языков МПГУ  расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
Новости МПГУ
Институт иностранных языков МПГУ расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
19 / 02 / 2018

2017-2018 учебный год в Институте иностранных языков  МПГУ был ознаменован  традиционно большим набором и высоким конкурсом на престижные бакалаврские и магистерские программы. Программа «Теория и практика перевода»,в числе российских и...

58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
Новости Дирекции креативных программ
58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
06 / 11 / 2017

27-30 октября командир СПО «YO-вожатый» Калинина Валерия в составе делегации Московского отделения РСО приняла участие в 58-ом Всероссийском слёте студенческих отрядов.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
Институт физики, технологии и информационных систем (новости)
Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
24 / 10 / 2017

К 145-летию нашего университета пресс-служба МПГУ взяла интервью у ряда ведущих профессоров. Одним из первых опубликовано интервью с директором Института физики, технологии и информационных систем профессором Дмитрием Исаевым.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
Институт истории и политики (новости)
Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
29 / 08 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью с советником ректора МПГУ историком Е.Ю. Спицыным, посвященное предыстории возникновения Второй мировой войны.

В ИСГО поступают лучшие!
Новости МПГУ
В ИСГО поступают лучшие!
01 / 08 / 2017

Студенткой направления Педагогическое образование с профилями «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики» стала Мария Нелюбина, победитель Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
Новости МПГУ
Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
16 / 06 / 2017

Ответственный секретарь Приемной комиссии МПГУ рассказала об изменениях правил приема в 2017 году, о новых программах подготовки и о причинах роста интереса поступающих к Московскому педагогическому государственному университету.

Из подопечных – в волонтеры!
Интервью
Из подопечных – в волонтеры!
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

О развитии движения в спецшколе.

Борьба за любовь
Интервью
Борьба за любовь
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

Психологическая помощь семье ребенка с нарушениями развития.

Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Интервью
Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Наши выпускники
12 / 04 / 2017

В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.

Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
Наука
Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
23 / 03 / 2017

Заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Александровна Буданова рассказала в интервью о возможностях обучения на кафедре.

Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
20 / 02 / 2017

Доброго времени суток, дорогой читатель! Никогда не задумывался о том, каково это учиться за границей? Хочешь узнать о том, что чувствуют иностранные студенты, когда приезжают в Россию получать знания? Тогда...

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
Интервью
Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
20 / 01 / 2017

"Учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня..."

Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Интервью
Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Наши выпускники
10 / 01 / 2017

Про то, какие книги должны формировать человека, я высказался в форме школьного учебника по литературе с 5-го по 9-й класс, который мы делали вместе с Татьяной Смирновой в течение последних 7 лет. Он только что вышел тиражом десять экземпляров – для экспертизы, так как пойдет ли он в школу, мы еще не знаем. Там все правильно, там те книги, которые должны личность формировать.

Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
21 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» мы познакомим тебя с последним на этот год интервью, где ты узнаешь составляющие успеха студентки 3 курса направления Культурология, профсоюзного лидера обучающихся ИСГО, руководителя Оформительского сектора Маргариты Поповой.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
09 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» речь пойдет о Екатерине Подгорновой - руководителе спортивного сектора. Именно она организовывает и поддерживает работоспособность и жизнь сектора, устраивает различные мероприятия и следит за их проведением в стенах нашего института. Именно она своими усилиями заинтересовывает и привлекает людей к спорту, помогая зарядится энергией и драйвом, который все испытывают не только наблюдая, но и участвуя в различных спортивных мероприятиях.

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
05 / 12 / 2016

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике "Интервью с преподавателем".

Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Интервью
Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Наши выпускники
01 / 12 / 2016

Лев Рубинштейн — о подростках, литературе и патриотизме.

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Интервью
Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Наши выпускники
29 / 11 / 2016

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Интервью
Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Наши выпускники
07 / 11 / 2016

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным...

Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
Интервью
Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
22 / 10 / 2016

В истории российских медиа - знаковое событие: впервые один из эфирных телеканалов объявил о том, что вскоре полностью уйдет в Сеть и станет "интернетовидением". Об этом - интервью с известным медиа-экспертом, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Анастасией Фольц.

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Интервью
Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Наши выпускники
05 / 10 / 2016

Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Интервью
Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Наши выпускники
26 / 09 / 2016

Министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
Интервью
Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
13 / 09 / 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА "Россия сегодня".

Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Интервью
Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Наши выпускники
13 / 09 / 2016

О том, какие изменения ждут сферу образования и чем она планирует руководствоваться в своей работе, Ольга Васильева рассказала ТАСС в своем первом программном интервью.

Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Интервью
Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Наши выпускники
08 / 09 / 2016

Заслуженногоый учитель России и выпускник МПГУ — об управлении школой, хоумскулинге и новой роли директора.

Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Интервью
Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Наши выпускники
07 / 09 / 2016

Например, проводить перевернутые уроки, ставить спектакли по Окуджаве и, если надо, скакать на коне

Первоклассная профессия
Интервью
Первоклассная профессия
30 / 08 / 2016

Профессия учителя становится более престижной, но “возрастной” и все менее доступной.

Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Интервью
Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Наши выпускники
29 / 08 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и выпускник МПГУ Александр Архангельский.

Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Интервью
Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Наши выпускники
19 / 08 / 2016

Новый министр образования дала «Комсомолке» первое интервью после назначения.

Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
Журнал ректора
Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
16 / 08 / 2016

Опубликовано интервью ректора Московского педагогического государственного университета, академика Российской академии наук и Российской академии образования Алексея Львовича Семенова "Концепция математического образования".

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Интервью
Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Наши выпускники
25 / 07 / 2016

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Интервью
Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Наши выпускники
21 / 07 / 2016

Александр Николаевич Архангельский — литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор УМК по литературе для старшей школы, отвечает в блиц-интервью на три главных вопроса о школе.

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Интервью
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
19 / 07 / 2016

Слово «тьютор» уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Интервью
Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Наши выпускники
18 / 07 / 2016

…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

Катерина Демина: Если ребенок лжет
Интервью
Катерина Демина: Если ребенок лжет
Наши выпускники
11 / 07 / 2016

Все мы время от времени приукрашиваем жизнь выдумками: о чем-то умалчиваем, увиливаем от ответа, а иногда намеренно обманываем. Но почему тогда факт, что родной и любимый ребенок позволил себе солгать, вызывает такую бурю эмоций, от гнева и ярости до полнейшего отчаяния и сокрушения в печали?

«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Интервью
«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Протоиерей Димитрий Смирнов дает комментарий новой редакции статьи 116 УК РФ, запрещающей родителям наказывать своих детей вплоть до уголовного наказания в виде лишения свободы до 2-х лет.

Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Интервью
Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Можно привести массу аргументов в пользу воспитания ребёнка на дому. Но что делать, если у матери при всей огромной любви к детям элементарно нет для этого возможностей? И так или иначе приходится доверить детей няням, бабушкам и воспитателям? Практикующий семейный психолог Катерина Дёмина рассказывает, как правильно подойти к выбору няни, как удовлетворить базовые потребности ребёнка, наконец, как перестать волноваться на пустом месте и правильно организовать свою жизнь.

IT и вызовы для школы и общества
Наука
IT и вызовы для школы и общества
04 / 07 / 2016

Франц-Йозеф Кун - международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.

Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Интервью
Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Наши выпускники
28 / 06 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
Интервью
Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
21 / 06 / 2016

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом "РГ" рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, профессор Алексей Коршунов.