Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

«Компьютер – это карандаш 21 века»

Новости МПГУ

Народное творчество – неотъемлемая часть нашей культуры. Колыбельная, потешка, сказка… Такие родные Серый Волк и Кумушка Лиса, Баба Яга и Кощей Бессмертный… Воспоминания рисуют витиеватые узоры на иллюстрациях к детским книгам. О традициях и современности мы поговорили со старшим преподавателем кафедры декоративного искусства и художественных ремесел Института изящных искусств Романом Николаевичем Железкиным.

 

– Роман Николаевич, я знаю, что Вы по специальности – экономист. Откуда появился интерес к живописи?

На самом деле, живописью я занимался всегда. В детстве я обожал рисование и хотел посвятить этому всю свою жизнь. Но, в силу обстоятельств, пришлось отложить это увлечение до поры до времени. Я закончил экономический факультет, продолжая заниматься живописью: писал картины, отдавал их на выставки. Мне кажется, живопись – тот вид деятельности, с которым человек рождается и от которого не может уйти: желание творить живёт в нем постоянно. Если, допустим, человек работает в другой сфере и, вернувшись с работы домой, он может запросто устроиться в кресле смотреть любимый сериал и переключиться с режима работы на режим «не беспокоить», то у художника такого нет: он постоянно активен, в его голове рождаются разнообразные идеи и образы, которые он тут же хочет перенести на полотно. Иногда это напрягает, но я ни за что бы не хотел от этого избавиться.

 

– Через какой вид прикладного искусства Вы реализуете свои образы чаще всего и почему?

Все виды искусства имеют свою неповторимость, будь то резьба по дереву, керамика или витражная техника. Мне больше всего импонирует роспись по дереву, позже это мое занятие привело меня к пониманию искусства иконописи. Можно сказать, что через декоративное искусство и станковую живопись я пришел к пониманию того, что такое икона. И, как это ни парадоксально, несмотря на строгие канонические рамки, это невероятно творческий вид искусства.

 

– Как Вы пришли в педагогику? Что повлияло на такой выбор?

Это произошло совершенно случайно – я никогда не планировал заниматься педагогикой. Да, я мечтал стать художником и работать в этой сфере, но потом, в силу обстоятельств, занимался другим родом деятельности. По окончании университета, мне предложили здесь работать и меня это заинтересовало. Собственно, почему бы и нет? Это занятие показалось мне очень интересным и нужным, ведь, помимо создания собственных шедевров, художник должен делиться опытом, учить и учиться, ведь преподавание помогает не только развивать навыки других, но и развиваться самому. Так я и пришел в эту нелегкую, но очень нужную профессию.

 

– Расскажите немного о своих студентах. Какие они и чем отличаются от студентов 20 века?

Сами студенты мало чем отличаются от учащихся моего времени или времен наших бабушек и дедушек. А вот инструментарий, который они используют в работе, очень изменился. Если раньше основными инструментами у художника являлись карандаш, кисть или игла (если мы говорим о графике), то сейчас для любого вида техники есть он – компьютер. Фактически, компьютер – это карандаш 21 века. А еще интерактивные доски и графические планшеты, на которых мы можем рисовать так же, как и на листе бумаги.

Отношение студентов к предмету изучения тоже вряд ли поменялось. Человек, который решил заниматься тем или иным делом, готов всецело отдаться профессии.

 

– Как проходят Ваши занятия? Какие методики Вы используете?

Во время занятий я использую комбинированный метод работы со студентами. Ни один вид деятельности не существует без теоретической и практической части, даже если речь идет об искусстве. Тем более об искусстве. Невозможно заниматься той или иной техникой, не зная истории ее создания. Поэтому мы обязательно должны познакомиться с традициями культуры, с историей, технологиями работы и сразу реализовать эти знания на практике.

По-другому никак.

– Вы и Ваши студенты принимаете участие в конкурсах и выставках. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Да, конечно. Я считаю, что они просто обязаны принимать участие в различных мероприятиях, связанных непосредственно с их будущей работой после окончания института, потому что это позволяет им полностью окунуться в профессию. Конечно, они участвуют в выставках, ездят по специализированным фестивалям, конкурсам, различным мероприятиям и пленэрам. Я им всегда говорю, что если они решили связать свою жизнь с искусством, то должны быть в курсе того, что происходит в профессии сейчас. Напоминаю им, чтобы они обязательно общались с людьми из этой среды, старались приобрести навыки и опыт работы в ней, вступали в профессиональные союзы. Это очень пригодится в будущем.

 

– Среди выпускников художественно-графического факультета МПГУ много знаменитых скульпторов и художников. Есть ли какие-то выдающиеся личности, которых Вы приводите в пример своим студентам?

Да, безусловно. История факультета насчитывает не один десяток лет, многие выпускники стали известными личностями, добившимися многого на своём профессиональном поприще. Например, Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский, известный скульптор, его работы можно увидеть в Москве; Андрей Алексеевич Унковский – замечательный художник, один из ярких представителей московской школы живописи. Если я упоминаю каких-то известных личностей в своих лекциях, то обязательно наших выпускников, особенно тех, кто еще жив и с которыми можно пообщаться лично, а они, в свою очередь, поделятся накопленным опытом, ведь это так здорово – соприкоснуться с таким известным человеком, с легендой.

 

– Какими достижениями своих студентов Вы гордитесь?

Очень горжусь их участием в выставках, ведь это чудесная возможность показать свои творческие работы. Ещё у нас есть такой замечательный студенческий коллектив «Вервицы». Когда-то давно, когда МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова были разными университетами, в МГГУ возникла такая идея – создать некий коллектив, демонстрирующий людям работы, самостоятельно сделанные студентами, в частности это – народные костюмы. Коллектив достаточно известен в Москве, его знают и в профессиональной среде, студенты участвуют в показах. Мне очень радостно и приятно за них.

 

– Почему стоит идти учиться на художественно-графический факультет МПГУ?

Если, беря в руки карандаш, в ваших глазах загорается огонек – смело идите к нам! С творчеством невозможно завязать, невозможно в себе подавить желание рисовать, писать, лепить, нужно это только развивать и достигать высот. И тогда этот огонек в глазах никогда не угаснет. Главное – никогда не бросать заниматься тем, что нравится, и всегда идти только вперед!

 

Тхай Ван Ань

Проект “Образ современного педагога”

 Дирекция креативных программ

17 / 10 / 2019

Показать обсуждение